Сохраним Тибет > Видео. Кармапа о равновесии между духовной практикой и борьбой за социальную справедливость

Видео. Кармапа о равновесии между духовной практикой и борьбой за социальную справедливость


9 апреля 2016. Разместил: savetibet


Перевод: Юлия Жиронкина
Озвучивание: Наталья Иноземцева
Режиссер звукозаписи: Максим Брежестовский
savetibet.ru


Его Святейшество Семнадцатый Кармапа Оргьен Тринле Дордже отвечает на вопрос слушателя факультета богословия Гарвардского университета о том, как достичь равновесия между духовной практикой и борьбой за социальную справедливость.

Расшифровка видео:


‒ Не могли бы вы дать совет, как достичь равновесия между традиционными буддийскими практиками, с одной стороны, включая затворничества и изучение философии, а с другой, новые области приложения усилий, например проекты по защите социальной справедливости, пронизанные духом буддизма. Я спрашиваю потому, что и то и другое требует времени и самоотдачи, если мы хотим добиться результатов, которые бы принесли пользу как нам самим, так и другим. Не могли бы вы посоветовать, как здесь правильно расставить приоритеты?

Этот вопрос встает и передо мной, в моей собственной жизни. Я чувствую потребность в классической духовной практике, но на меня также возложены колоссальные обязанности, административные функции и так далее. Я сталкиваюсь с точно такой же дилеммой. Но я думаю об этом так: нам нужна духовная практика, личная и коллективная, по двум причинам. Первая из них ‒ потребность в обновлении: нам нужно «заряжать батарейки», и здесь духовная практика может оказать нам содействие. Второе ‒ нам также нужна определенная устойчивость ума, чтобы, когда мы будем вовлечены в работу, когда станем общаться с другими людьми, решать проблемы, урегулировать конфликты, это не слишком поколебало бы нашу собственную устойчивость, наше счастье и покой ума. Итак, исходя из этих двух соображений, необходимости обновления и удержания устойчивости, духовная практика очень важна. Однако, занимаясь духовной практикой, вы должны стремиться не к личному духовному росту. Движущей силой должно быть стремление лучше, действеннее служить другим. Такая мотивация, на мой взгляд, устраняет эту кажущуюся дилемму.

Но вот еще что. Практика Дхармы не должна ограничиваться пределами алтарной комнаты или зала для медитации. Практика Дхармы должна оставаться с нами, и когда мы их покидаем, особенно если мы находимся в конфликтной или критической ситуации. Устойчивость и действенность нашей практики нужно оценивать, наблюдая за своими реакциями на проявление в нас клеш, или омрачающих эмоций, за тем, как мы на них реагируем. Именно в таких ситуациях можно понять эффективность и ценность и духовной практики, именно в такое время на нее следует опираться.