Сохраним Тибет > Роберт Турман. Российских буддистов выделяет стремление к знаниям

Роберт Турман. Российских буддистов выделяет стремление к знаниям


30 апреля 2016. Разместил: savetibet
Роберт Турман. Российских буддистов выделяет стремление к знаниям

В эксклюзивном интервью РИА Новости ученый рассказал об уникальности буддистов РФ, о том, какая из христианских конфессий ближе всего к буддизму и почему весь мир должен преклоняться перед русскими женщинами. Беседовал Антон Скрипунов.

- Господин Турман, вы объездили много стран мира и встречались с людьми, исповедующими буддизм. Есть ли какая-то особенность у буддистов России?

— Я не хотел бы делать обобщения. В первую очередь по той причине, что я не знаток национальных характеров жителей той или иной страны. Надо понимать, что буддизм — это не только религиозные практики, но и еще очень продуманная система образования. Как правило, люди, родившиеся в стране, где буддизм является основной религией, считают себя буддистами по рождению, больше воспринимают его ритуальную сторону и меньше уделяют времени собственно изучению его философской системы. Если говорить о России, то у меня сложилось впечатление, что здесь буддисты больше пытаются постичь учение, получить некоторое знание. И это их, пожалуй, выделяет среди буддистов из других стран Европы и Америки.

- Есть в буддизме понятия, которые аналогичны известному термину как "загадочная русская душа"?


— Мне кажется, что если говорить о "загадочной русской душе", то наиболее полно это представление воплотилось в великом русском писателе и философе Льве Толстом в поздние годы его жизни. На него оказала сильное влияние история о царевиче Иоасафе и старце Варлааме (об этом Толстой пишет в "Исповеди" — ред.). А ведь имя Иоасаф происходит от санскритского слова бодхисаттва, преобразовавшегося под воздействием персидского и греческого языков. Бодхисаттва — тот, кто может сострадать другим существам. Под воздействием этой истории Толстой принял решение вести духовную жизнь святого. В свою очередь Ганди, вдохновленный идеями Толстого, создал свою теорию ахмисы, ненасильственного сопротивления. А Индия — это страна, где появился буддизм. Вот такие интересные взаимосвязи.

Православие, как мне кажется, ближе к буддизму, нежели протестантизм или католицизм. Например, русские церкви со своими куполами луковичной формы напоминают индийские ступы.

Возможно, это связано с географическим положением России. Мой друг — верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче — говорит, что "у России уникальное положение, ведь она находится между Востоком и Западом". Также на территории России есть народы, которые изначально исповедуют буддизм — это калмыки, буряты и тувинцы. Мой первый учитель, кстати, был калмыком. Поэтому я чувствую особую связь с Россией.

- Недавно было опубликовано исследование, согласно которому во многих религиях среди верующих больше женщин, нежели мужчин. Например, большую часть верующих православной церкви составляют женщины, хотя иерархию составляют мужчины. В буддизме такое же положение вещей?


— Буддизм, как и многие другие религии, зародился в обществе, в котором превалировали мужчины, а у женщин было гораздо меньше прав. Это исторический факт. Поэтому на протяжении тысячелетий у мужчин было больше возможностей для получения образования и их больше среди высшего духовенства. Так что буддийских монахов гораздо больше, чем монахинь. Но в буддийских храмах вы увидите больше женщин, чем мужчин. Наверное, это связано с тем, что женщины более рациональны, нежели мужчины. Они лучше понимают, когда с чем-то не справляются, что им нужна помощь и обращаются за мудростью к духовным учителям.

В буддизме, помимо монахов, есть еще и монахини. Как в православии. Я согласен, что среди православных России больше женщин. Русские женщины вообще уникальны.

Роберт Турман. Российских буддистов выделяет стремление к знаниям

- Считается, что русские женщины — самые красивые в мире.


— Поэтому (смеясь) русские мужчины должны на них молиться!

- Действительно ли Его Святейшество Далай-лама говорил, что его преемником может стать женщина? Может ли следующим далай-ламой стать русская женщина?

— Да, он действительно так говорит. Впервые Его Святейшество публично объявил об этом несколько лет назад во время своего выступления в Италии. Он тогда еще сделал такой шутливый жест, как фотомодель, которая поправляет прическу, давая понять, что это воплощение будет очень красивой и привлекательной женщиной. Не исключено, что следующий далай-лама может быть — подчеркиваю это — женщиной. Потому что миру нужны достойные примеры, нужно нравственное руководство, нужно ответственное лидерство. Женщины прекрасно справятся с этой ролью. Женщины от природы так устроены, что лучше реагируют на сложные ситуации. Женщины более склонны к диалогу, они предпочтут вести переговоры, вместо того, чтобы отвечать агрессией.

Женщина — удивительное существо. Подумайте только, женщина девять месяцев носит младенца во чреве. Это незнакомец, которого она так сказать пустила на постой. Мужчина на такое неспособен. А после того, как ребенок родился, женщина окружает его любовью и заботой. Отец, конечно, тоже помогает, но он не способен на такую самоотверженность, как женщина.

В буддизме тоже есть аналог чистой и непорочной девы, вознесшейся до небес. Она именуется Тарой. Их может быть великое множество — десятки, сотни тысяч. То есть, можно сказать, что, согласно буддийским представлениям, в каждом мире был свой Иисус и Дева Мария.

- Есть ли способ преодоления той сложной ситуации, которая сейчас сложилась в мире?

— Думаю, в первую очередь мужчины должны начать молится на женщин и, особенно, на русских женщин (смеется). Человечество движется в неправильном направлении. Нам надо научиться жить в мире с другими людьми, научиться понимать их, видеть в них таких же существ, как мы сами. Также необходима забота об окружающей среде. Я полагаю, что православие больше уделяет внимание вопросам сохранения природы, нежели другие течения в христианстве. В нем говорится о земном Иерусалиме, который нужно оберегать. Такого больше в христианстве нет, как мне кажется.

Если бы люди больше посвящали времени созерцанию прекрасных произведений искусства, например изображений Иисуса, Девы Марии или Будды, то они чувствовали бы себя спокойнее и были удовлетворены жизнью. Они меньше стремились бы к обладанию материальными вещами, понимая, что накопление богатства само по себе не принесет им счастья. Им не нужна была бы новая машина. Вообще, привычные нам машины уступили бы место более экологически чистым видам транспорта. Все стали бы ездить на Теслах, например.

Я убежден в том, что человечество может измениться. Ведь у людей есть колоссальная способность быть счастливыми. Мы сейчас находимся в такой точке истории, что либо мы все должны достичь благоденствия, либо мы уничтожим себя.

Русский писатель XIX века Чернышевский поставил два важных вопроса — "Что делать?" и "Кто виноват?". Я бы ответил на первый вопрос следующим образом: каждый из нас должен взять себя в руки, должен начать управлять своими внутренними отрицательными эмоциями, стараться взращивать положительные эмоции. Мы должны перестать идти на поводу у собственного неведения и начать развивать в себе мудрость. Нужно быть менее эгоистичными, но более добрыми и сострадательными. А что касается вопроса "Кто виноват?", то ответ такой — "Я виноват".

Нам необходимо измениться, научившись добру и состраданию. Ну и, конечно, мужчины должны поклоняться женщинам! В таком случае им будет совершенно не до уничтожения друг друга.

Роберт Турман. Российских буддистов выделяет стремление к знаниям

РИА Новости

Фото: Игорь Янчеглов, savetibet.ru