Сохраним Тибет > Верховный лама Калмыкии: лучшее решение проблем не санкции, а диалог

Верховный лама Калмыкии: лучшее решение проблем не санкции, а диалог


12 июля 2016. Разместил: savetibet
Верховный лама Калмыкии: лучшее решение проблем не санкции, а диалог

Представитель Далай-ламы XIV в России и странах СНГ, Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Фото: Константин Мамышев


Буддисты России, как и других стран мира, отпраздновали на минувшей неделе 81-й день рождения Далай-ламы XIV – духовного лидера одной из древнейших и крупнейших буддийских школ гелугпа. О том, как театральной постановкой отметили праздник в Москве, как празднует день рождения в Индии сам Далай-лама и что он желает миру в условиях продолжающихся локальных войн и угрозы международного терроризма, как развивается буддизм в России, полезны ли кому экономические санкции и появится ли в Москве буддийский храм, рассказал в эксклюзивном интервью РИА Новости представитель Далай-ламы XIV в России, странах СНГ и Монголии, Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Беседовали Ольга Липич и Дарья Малиновская.

— В день рождения Далай-ламы в Москве, в ДК МАИ с успехом прошла премьера музыкальной драмы "Я — Будда", поставленной Калмыцким национальным театром. Идея принадлежала вам, актерская команда была выбрана вами?


— Собственно, идея создания пьесы появилась еще в 1993-94 годах, но воплотить ее удалось только сейчас. Почему так много лет потребовалось? Они ушли на преодоление препятствий — индивидуального эго каждого человека. Актеры и актрисы были выбраны Калмыцким драматическим театром имени Баатра Басангова.

— Они все — буддисты?

— Никогда не задавал этот вопрос. Может быть, да. Но я никого из них не спрашивал об их религиозной принадлежности. Думаю, не важно, буддист актер или нет, главное — передать аудитории послание Будды.

— А каково оно — главное послание спектакля?


— Думаю, основное послание постановки "Я — Будды" в том, что природа Будды заключена в каждом человеке. В каждом человеке есть потенциал достичь просветления, освободить себя от всевозможных страданий.

— Такой спектакль – красивый способ отметить праздник. А где и как сам Далай-лама провел свой день рождения?

— На юге Индии, в большом буддийском тибетском монастыре. Последние несколько дней он даровал посвящение в монахи примерно трем тысячам монахов.

В России день рождения — очень важный праздник для каждого. Но Его Святейшество к дням рождения относится не так серьезно. Помню, несколько лет назад, когда он общался с группой российских журналистов накануне своего дня рождения, его спросили: "Чем вы занимаетесь в день рожденья?" И он ответил: "Ничем". Журналистам было так трудно поверить в то, что ничем специальным он не занимается в этот день, что девушка-корреспондент несколько раз его переспросила.

— Какие подарки нравятся Далай-ламе?

— Я думаю, что лучший подарок, который можно подарить Далай-ламе, — взять на себя обязательство, что с сегодняшнего дня я буду добросердечным человеком.

Его Святейшество — человек, который путешествует по всему миру, пропагандируя общечеловеческие ценности: любовь и сострадание. На мой взгляд, это не только его ответственность — распространять все эти ценности, но и наша. Если мы — его ученики, его последователи, те, кто им восхищается, значит, это становится также и нашей ответственностью — помочь ему в распространении идей сострадания, доброты, любви. Может быть, наши действия не окажут столь обширного эффекта, как деяния Его Святейшества, потому что у нас нет ауры, подобной его, но тем не менее мы пытаемся.

— А что сегодня могут сделать верующие и все люди доброй воли, чтобы улучшить ситуацию в мире, где, несмотря на миротворческие призывы религий, продолжаются войны, теракты, нарастает агрессия?

— Думаю, лучшее, что мы можем сделать, — не терять надежды, быть оптимистами, устремляться к светлому будущему, яркому будущему. Конечно, войны приносят много страданий, и мы должны молиться о павших с той и с другой стороны. Не думаю, что кто-то хочет терять свою семью, детей. Очень печально, что это происходит в мире сегодня.

Многие террористические акты совершаются якобы во имя религии. Я искренне верю, что нет такой религии, которая проповедует насилие, ненависть, гнев. И я обличаю экстремистов, которые совершают теракты под видом религиозных устремлений.

— Экономическая система в мире сегодня тоже далека от идеала и подвержена воздействию политики. Что вы скажете, например, о санкциях в отношении России, ощущаются ли в Калмыкии их последствия?

— Я думаю, они ощущаются не только в Калмыкии и не только в России в целом. Страны, которые накладывают эти санкции, тоже испытывают результаты их воздействия. Санкции — не лучшее решение проблем. Лучшее решение проблем — диалог. На это может потребоваться время, но это — процесс, и я искренне верю, что рано или поздно компромисс может быть найден.

— А как обстоит дело со строительством буддийских храмов в Москве? В столице до сих пор нет ни одного такового, хотя уже не первый год разные общины прилагают усилия к возведению двух храмов — на Поклонной горе и в Отрадном.


— Знаю, что очень многие люди хотят увидеть буддийский храм в Москве. Мы настроены оптимистично и верим, что в один прекрасный день в Москве будет буддийский храм. Но строительство храмов — это длительный процесс. Вначале необходимо было согласованное решение о том, что нужно построить храм. Когда это согласие достигнуто, надо преодолеть множество бюрократических препон. Надеемся, что однажды это произойдет.

— Могли бы вы дать прогноз, какой из двух храмов будет возведен раньше и в каком году?

— Это два разных проекта. Думаю, что храм в Парке Победы на Поклонной горе может быть построен быстрее, потому что в этом проекте задействовано правительство, город Москва. Но прежде чем сказать, в каком году это произойдет, нужно пройти еще несколько этапов.

РИА Новости