Сохраним Тибет > Далай-лама встретился с учеными в Страсбурге на конференции «Тело, ум, наука»
Далай-лама встретился с учеными в Страсбурге на конференции «Тело, ум, наука»23 сентября 2016. Разместил: savetibet |
Страсбург, Франция, 16 сентября 2016 года – Под пасмурным утренним небом Его Святейшество Далай-лама пересек весь город и прибыл в Страсбургский университет, куда его пригласили для участия в диалоге, посвященном научным исследованиям медитации. В университете его приветствовали теолог Мишель Денекен, только вчера назначенный на должность ректора университета, декан медицинского факультета Жан Сибилья и врач-ревматолог Жан-Жерард Блош. Все вместе прошли в небольшую аудиторию, где уже собрались 140 преподавателей, а для остальных 1300 студентов и сотрудников университета встреча транслировалась в прямом эфире по всему зданию.
Его Святейшество Далай-лама приветствует участников конференции «Тело, ум, наука» в Страсбургском университете. Фото: Оливье Адам На первой сессии, посвященной нейронауке, обсуждались вопросы регулирования внимания и эмоционального состояния с опорой на медитации. Ведущим выступил Мишель де Мателен. Вольф Сингер, известный нейролог, живо интересующийся отношениями материального и духовного, спросил, как медитации влияют на ум и какое воздействие на мозг оказывает аналитическая медитация. Его Святейшество ответил, что три-четыре тысячелетия назад в Индии начали практиковать шаматху, медитацию, во время которой ум сосредоточен только на одном объекте. Вслед за ней появилась випашьяна, которую называют аналитической медитацией или проникновением в суть вещей; в ходе этой медитации объект подвергается исследованию. Однонаправленная и аналитическая медитации являются основой для понимания работы ума. Его Святейшество упомянул сознание, связанное с органами чувств, которое тесно переплетено с мозгом и ментальным сознанием. «Обычное ментальное сознание довольно грубое, – объяснил Его Святейшество, - но во время сна, когда органы чувств отключены, наше сознание несколько тоньше. Во время сна без сновидений оно еще тоньше; в состоянии обморока наш ум переходит на еще более тонкий уровень. Мой друг Ричард Дэвидсон сейчас занимается исследованиями самого тонкого уровня сознания, которое проявляется во время умирания. Известны случаи, и их с 1959 года зафиксировано около сорока, когда у человека прекращалось сердцебиение, останавливалась мозговая активность, но тело оставалось свежим на протяжении недель. Мой наставник находился в состоянии посмертной медитации 13 дней после наступления клинической смерти». Антуан Луц рассказал о совместном проекте с Гейл Шетела, в котором они исследуют возможность использовать медитацию для борьбы с возрастными изменениями, в частности с болезнью Альцгеймера. Он отметил, что медитация облегчает депрессию, которая зачастую развивается в пожилом возрасте. На второй сессии, посвященной клиническому применению медитаций, Жан-Жерар Блош и Жиль Берчи более подробно осветили вопрос о пользе медитаций, развивающих осознанность, для лечения депрессий и хронической боли. Борьба с депрессиями – одна из важнейших задач современного здравоохранения, и с помощью опирающейся на осознанность когнитивной терапии пациенты излечиваются в 30% случаев. Подобная терапия очень эффективна в сложных жизненных ситуациях. Господин Блош спросил Его Святейшество, необходим ли язык для проведения медитаций, и Его Святейшество вкратце описал разницу между концептуальным и не-концептуальным умом. Он подтвердил, однако, что для того, чтобы дать наставления о проведении медитации, нам нужен язык. Он добавил, что это именно та область, где тибетский язык – наиболее точный и аккуратный посредник. Его Святейшество Далай-лама, Жан-Жерард Блош и Жиль Берчи во время конференции «Тело, ум, наука» в Страсбургском университете. Фото: Оливье Адам После перерыва на обед во время третьей сессии Таня Сингер и досточтимый Матье Рикар сделали доклад об эмпатии и сострадании. Таня Сингер с одной стороны исследует, как постоянные медитации, развивающие эмпатию и сострадание, влияют на наш мозг, и с другой – какие тренировки и практики помогут оградить от «перегорания» на работе: проблемы, с которой часто сталкиваются медицинские и другие социальные работники. Она определила эмпатию, как переживание боли другого или самоотождествление с ним, а сострадание – как сопереживание страданиям других, подталкивающее нас к совершению действий, направленных на устранение этих страданий. Его Святейшество провел грань между биологически заложенным в нас состраданием, которое как правило предвзято и слепо, и истинным состраданием, опирающемся на логическое обоснование, скажем на довод, что другие тоже хотят жить счастливо и не желают страданий, точно так же, как мы сами. Матье Рикар обратил внимание, что для взращивания великого сострадания нужна большая храбрость. Он также добавил, что сотрудничество намного эффективнее, чем конкуренция. В четвертой и заключительной сессии, на которой обсуждали сознание, модератором выступил Алан Уоллес. Он представил нейролога Стивена Лорейса, исследующего состояние комы, и Мишеля Битбола, энциклопедиста и философа. Лорейс, который принес с собой модель мозга, чтобы проиллюстрировать свой доклад, заявил, что хотел бы знать, что происходит, когда материя становится умом. Его Святейшество заметил на это: «Я сомневаюсь, что такой процесс имеет место». На это Лорейс возразил: «Но можем ли мы осознавать без участия мозга?» Его подход стал еще более понятен, когда ученый заметил, что научное доказательство жизни после смерти связано с донорством органов. На своем родном тибетском языке, с которого переводил Алан Уоллес, Его Святейшество сказал: «Очень трудно объяснить устройство ума, придерживаясь лишь материалистичного подхода. Но мы в силах исследовать наше собственное сознание с опорой на практику шаматхи, или однонаправленного сосредоточения. Тогда нам может открыться природа ума – ясность и способность к познанию». Его Святейшество объяснил, что известны и более сложные практики для исследований ума, они описаны в тантрах. Он заметил также, что индуистские и буддийские тантры тесно переплетены и между ними много общего. Их основное отличие – буддийское представление о пустоте (отсутствии самобытия). Лорейс заявил: «Сознание существует. Я пытаюсь его понять». Он повторил свой вопрос Его Святейшеству, возможно ли сознание без мозга. Времени оставалось совсем мало, и Мишель Битбол процитировал слова Эдмунда Гуссерля, чьи труды по феноменологии оказали огромное влияние на передовых философов 20-го века, таких как Сартр и Хайдеггер. Франциско Варелла, старый друг Его Святейшества Далай-ламы и один из основателей института «Ум и жизнь» черпал вдохновение в его рассуждениях о сознании в перспективе первого лица. Подводя итоги сегодняшней интереснейшей беседе, Мишель Денекен поблагодарил Его Святейшество за визит и вклад в обсуждение, а тот ответил: «Я приехал, потому что вы меня пригласили». Завтра в Страсбурге Его Святейшество начнет учения по сочинению Нагарджуны «Толкование бодхичитты». Перевод: Ольга Селезнева Фоторепортаж о событии:16 сентября 2016 г. в Страсбурге Его Святейшество Далай-лама принял участие в конференции «Тело, ум, наука». |