Сохраним Тибет > В Дхарамсале начались учения Далай-ламы по сочинению Арьядевы «400 строф о срединности»
В Дхарамсале начались учения Далай-ламы по сочинению Арьядевы «400 строф о срединности»7 октября 2016. Разместил: Ing |
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 3 октября 2016 года – Сегодня утром на территории комплекса Цуглакханг, у храма и внутри него, собралось около пяти с половиной тысяч человек. Толпа радостно гудела, ожидая прибытия Его Святейшества Далай-ламы. Фотографы, верующие и последователи Далай-ламы столпились у восточного входа в храм, желая поприветствовать своего духовного лидера.
Его Святейшество Далай-лама во время первого дня учений по сочинению Арьядевы «400 строф о срединности» в главном тибетском храме. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Далай-лама упомянул, что хотя тибетский буддизм относится к учениям санскритского канона, в палийской и санскритской традициях соблюдают одни и те же правила монашеской дисциплины, винаю. Он добавил: «Буддизм достиг Китая раньше, чем попал в Тибет, поэтому китайцы – старшие ученики Будды, а тибетцы и монголы младшие. Однако, с полным основанием можно говорить, что познания младших учеников не так уж плохи, и все мы следуем одной и той же традиции монастыря-университета Наланды. Вы, ученики с Тайваня, приезжаете сюда на учения на протяжении многих лет, и я бесконечно рад видеть вас снова». Его Святейшество продолжил: «Сочинение, которому посвящены нынешние учения, восходит к традиции Наланды. Арьядева был главным духовным сыном Нагарджуны. Передачу и объяснения по этому сочинению я получил от Кхуну Ламы Тензина Гьялцена; он же даровал мне передачу всех 13-ти великих классических индийских произведений. Кхуну Лама Ригзин Тенпа и Серкхонг Ценшаб Ринпоче также даровали мне по ним передачи. Кроме того, Кхуну Лама Тензин Гьялцен был прекрасным санскритологом, что придавало его объяснениям особую глубину. И хотя я не получал передачи по комментарию Чандракирти, я опираюсь на него». Его Святейшество заметил, что согласно древним индийским воззрениям, отрицательные эмоции нуждаются в укрощении, но от них нельзя избавиться, только лишь начитывая мантры. Поскольку разрушительные эмоции коренятся в неведении, его необходимо преодолевать. Именно этой цели служат сутры совершенной мудрости. Версия из 25 строк широко известна как «Сутра сердца», а другую версию, «Алмазную сутру», Его Святейшество разъяснял ранее. Он добавил, что сутры совершенной мудрости относятся к двум категориям – сутры с прямым смыслом и нуждающиеся в толковании. Сутры с прямым смыслом обращаются к глубоким воззрениям о пустоте, а предмет сутр, нуждающихся в толковании, – это путь, основа и так далее. Многие труды Нагарджуны посвящены разъяснениям мудрости, постигающей пустоту, тогда как Асанга и Майтрея скрупулезно исследовали аспект пути. Заметив, что Нагарджуна писал свои труды не ради славы, а стремясь помочь другим преодолеть страдания, Его Святейшество сказал, что в «Коренных строфах о срединности» великий учитель призывал никогда не забывать: Через устранение кармы и скорбей приходит освобождение. Карма и скорби – порождения абстрактной мысли. Последняя возникает из искажений, берущих начало в уме. Искажения устраняются пустотой. Вид на зал главного тибетского храма во время первого дня учений Его Святейшества Далай-ламы по сочинению Арьядевы «400 строф о срединности». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Прочитав первую строфу из «400 строф о срединности» Арьядевы, Его Святейшество обратил внимание на грубый уровень непостоянства, который каждый из нас без труда может увидеть вокруг себя. Однако существуют и более тонкие уровни непостоянства, подразумевающие непрерывные изменения, которые он сам лично наблюдал в микроскоп на субатомном уровне. По словам Его Святейшества, понимание непостоянства помогает преодолевать неведение. Учения продолжатся завтра. Перевод: Ольга Селезнева www.dalailama.ru |