Сохраним Тибет > Далай-лама даровал учения в Милане
Далай-лама даровал учения в Милане5 ноября 2016. Разместил: savetibet |
Его Святейшество Далай-лама и его давний друг, журналист Пио Д’Эмилья во время интервью для итальянского новостного теле- канала «TG 24». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) «Да, – ответил тибетский духовный лидер, – но годы берут свое, и порой к концу дня я чувствую усталость. Однако я сплю по 8–9 часов каждую ночь и утром просыпаюсь свежим и бодрым». По поводу неутихающих обвинений в сепаратизме со стороны китайских властей, Его Святейшество заметил: «Исторически, как свидетельствуют китайские летописи, в 7–9 веках существовало три империи – китайская, монгольская и тибетская. После 1951 года, пытаясь договориться с китайцами, мы подписали “Соглашение из 17 пунктов”, прецедент, которому не последовала ни одна из китайских провинций. В 60-е годы мы обращались с просьбой о помощи в ООН, но безрезультатно. В 70-е годы мы поняли, что в конечном итоге придется вести переговоры напрямую с китайским правительством и в 1974 году мы официально объявили, что не хотим независимости, однако настаиваем на выполнении положений китайской конституции, закрепляющих права малочисленных народов». На вопрос, надеется ли он посетить Тибет или Китай, Его Святейшество сказал, что с 1954 года просит разрешения на паломничество к горе Утайшань, куда ему очень хотелось бы поехать. Д’Эмилья спросил, представляет ли Китай угрозу международному сообществу, и Его Святейшество ответил, что Китай древняя страна, где исповедуют буддизм, однако в настоящее время там властвует тоталитарный режим, и многие китайцы имеют весьма искаженное представление о реальности. Некоторые китайские лидеры весьма здравомыслящи, но другие продолжают придерживаться жесткой линии. Журналист спросил, что Его Святейшество думает о Си Цзиньпине, и тот ответил, что судить сложно. Он выходец из буддийской семьи. Его отец, насколько известно Его Святейшеству, был другом покойного Панчена Ринпоче. Его Святейшество восхищается его попытками совладать с коррупцией. Журналист заметил, что Его Святейшество не пригласили на недавнюю межконфессиональную встречу в Ассизи, и спросил, что тибетский духовный лидер думает по этому поводу. Далай-лама ответил, что его главная цель – встречи с широкой общественностью, порой это приносит гораздо больше пользы, чем беседы с лидерами. Тхамтхог Ринпоче представляет Его Святейшество Далай-ламу более чем 8, 800 слушателям перед началом учений по сочинениям Чже Цонкапы. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Журналист заметил, что японский император упоминал об отречении от престола, а один из пап римских уже это сделал, и спросил, не рассматривает ли эту возможность и Далай-лама. Его Святейшество ответил: «Я уже сложил с себя все политические полномочия. И если теоретически я еще мог бы отречься от монашеского сана, то сложить с себя титул Далай-ламы мне вряд ли удастся». Не оставив и воспоминаний о вчерашнем тумане, сегодня в высоких небесах ярко светило ласковое солнце, когда Его Святейшество отправился в выставочный центр «Rho Fiera Milano», где были запланированы учения по сочинениям Чже Цонкапы. Тхамтхог Ринпоче представил Далай-ламу 8800 слушателям, собравшимся в переполненном зале. Учения переводились на итальянский, английский, французский, немецкий, испанский, русский, монгольский и вьетнамский языки. Утреннюю сессию начали монахи традиции тхеравада из Шри-Ланки, которые пропели Мангала-сутту на языке пали, за ними вьетнамская группа, в основном женщины, мягко и монотонно прочли «Сутру сердца» на своем родном языке. «Сегодня по просьбе института изучения тибетского буддизма, возглавляемого Тхамтхогом Ринпоче, я дарую учения по произведениям Чже Цонкапы “Три основы пути” и “Восхваление взаимозависимого возникновения”. Я начну с “Восхваления”, которое послужит общим введением в буддийское учение, а затем разъясню “Три основы пути”, наставления о том, как практиковать. Все люди одинаковы физически, ментально и эмоционально. У каждого из нас два глаза, один нос и один рот, откуда бы мы ни были родом. Мы все хотим прожить счастливую жизнь. И это неотъемлемое право каждого человека. Хотя научно-технический прогресс порой порождает в нас страх, например, когда мы слышим о создании нового оружия, в общем и целом он приносит комфорт и благополучие. Однако, даже в высокоразвитых странах, многих людей одолевают стресс, тревоги и разочарование. Материальное развитие само по себе не приносит полного удовлетворения. Поскольку один миллиард из семи миллиардов жителей Земли не интересуется духовными материями и даже верующие зачастую не искренни в своих практиках, необходимо искать пути продвижения внутренних ценностей без опоры на ту или иную религию. Но как бы там ни было, все религии в равной степени способны воспитать лучшего человека, и я бесконечно рад видеть здесь сегодня так много представителей других вероисповеданий, для меня это большая честь. Его Святейшество Далай-лама дарует учения по сочинениям Чже Цонкапы. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Именно поэтому, когда возможно, мне нравится начинать учения с пения Мангала-сутты, а вслед за ней сутры совершенной мудрости из 25 шлок – “Сутры сердца”». Его Святейшество объяснил, что поскольку более раннее восхваление индийских учителей под названием «Шесть украшений и Двое высших» не включало многих учителей, чьи труды бесценны для тибеткой традиции, он сочинил молитву «Восхваление 17 пандит славной Наланды». Четыре благородные истины с их 16 характеристиками и 37 факторами пробуждения лежат в самой основе учения Будды; они были дарованы во время первого поворота колеса Дхармы. Учения о совершенной мудрости, дарованные в Раджгире, принадлежат ко второму повороту колеса учения. «Сутра развязывания узлов глубочайшей тайны» и «Татхагатагарбха сутра», в которых объясняется природа Будды, ясная и светоносная природа ума – основа практик высшей йоги-тантры, составляют третий поворот колеса Дхармы. Его Святейшество заметил, что путь к пробуждению мы можем рассматривать как продвижение по пяти этапам, описанным в «Сутре сердца». Первое «гате» означает путь накопления, второе «гате» – это путь подготовки, «парагате» соответствует пути видения, «парасамгате» – пути медитации и «бодхи сваха» – обретению пробуждения. После обеда, обращаясь к более чем 200 тибетцам, нашедшим второй дом в Италии, Швейцарии и Испании, Его Святейшество сказал: «Я очень рад, что нам выпал случай повидаться. Мы провели в изгнании уже 57 лет. В 50-е годы по Амдо и Кхам прокатилась волна протестов против китайцев, вторгшихся в Тибет и насаждавших там свои порядки. Тибет был феодальной страной, но не все было так уж плохо. Я слышал, что слуги зачастую предупреждали своих бывших хозяев об опасности, чтобы те могли вовремя бежать, ведь тибетцы привыкли жить честно и справедливо. Когда идеи классовой борьбы пытались пропагандировать в Тибете, они не нашли большого отклика. Но как бы там ни было, в 1959 году я вынужден был бежать из страны. Его Святейшество Далай-лама дарует наставления более чем 200 тибетцам, живущим в Италии, Швейцарии и Испании. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Сами китайцы очень трепетно относятся к сохранению родной культуры, поэтому тем более удивительно, что они не понимают желания тибетцев сберечь родные традиции. По некоторым оценкам, сегодня в Китае проживает 400 миллионов буддистов, многие из них образованные люди, которые прекрасно видят, что китайские монахи не умеют объяснить многих положений буддизма, тогда как тибетские монахи прекрасно ориентируются в учении Будды. Все школы тибетского буддизма восходят к традиции монастыря-университета Наланда, с ее упором на логику и обоснование для объяснения философских воззрений. Снова вернувшись в зал проведения учений, Его Святейшество ответил на серию вопросов из зала, после чего возобновил учения. Читая строфы «Восхваления взаимозависимого происхождения», он отметил, что в 15 строфе подводится итог всему сказанному выше: Поэтому, по Твоим словам, лишь в силу того, Что ничто не существует вне взаимозависимости, Ничто не существует и вне Пустоты от самобытия. Таким образом преодолеваются крайности этернализма и нигилизма. В строфе 42 Чже Ринпоче упоминает, что, понимая всю значимость учения о взаимозависимом возникновении, он жалеет лишь о том, что не услышал его от самого Будды. Видя в Тебе подобные достоинства, Я вижу, что подобно крючку, зацепляющему рыбу, Твоё великое сердце проявляет Учение. Какой печальный удел – не услышать его от Тебя! Его Святейшество рассказал, что в детстве, когда его ум был свеж и остр, он выучил это произведение наизусть за одно утро. Он пояснил, что трактат «Три основы пути» был написан по просьбе Нгаванга Дракпы, не только одного из ближайших учеников Чже Цонкапы, но и того, кто по предсказанию Цонкапы, будет его первым учеником после обретения пробуждения. Отведенное на учения время давно истекло, однако Его Святейшество продолжал размеренно читать строфы, разъясняющие решимость достичь освобождения, бодхичитту, а также соотношение между взаимозависимым возникновением и пустотой. Завершив чтение обоих произведений, Его Святейшество покинул сцену и вышел на улицу, где все еще ослепительно сияло вечернее солнце. Перевод: Ольга Селезнева www.dalailama.ru Фоторепортаж о событии:21 октября 2016 г. в Милане Его Святейшество Далай-лама даровал однодневные учения по произведениям Чже Цонкапы «Три основы пути» и «Восхваление взаимозависимого возникновения». |