Сохраним Тибет > О Международной конференции «Буддизм и наука» в Улан-Баторе
О Международной конференции «Буддизм и наука» в Улан-Баторе22 ноября 2016. Разместил: savetibet |
Улан-Батор, Монголия, 21 ноября 2016 года – В ослепительных лучах утреннего солнца кортеж Его Святейшества Далай-ламы пробирался сквозь плотное движение в центре Улан-Батора к одному из отелей, месту проведения встреч тибетского духовного лидера.
Его Святейшество Далай-лама на встрече с членами Центра Джецун Дампы. Фото: Тензин Такла (офис ЕСДЛ) Далай-лама от всего сердца поблагодарил за их труд и рассказал, что в Австралии один из центров Фонда поддержания махаянской традиции также открыл хоспис. «В прошлом, – произнес Его Святейшество, – буддийские монахи не оказывали людям такую практическую поддержку. Но если они начнут это делать, польза будет колоссальная. Однажды во время моей поездки в Аруначал-Прадеш кто-то из местных жителей очень хвалил христианских братьев и сестер за их действенную помощь, посетовав, что от буддийских монастырей такой помощи не видать, а вот пожертвования они собирают охотно». Его Святейшество рассказал о своем первом визите в Таиланд и встрече с главой тайских буддистов, сангхарадже. Его Святейшество предположил тогда, что буддийские монахи могли бы служить местному населению, как это делают христианские братья и сестры. Сангхараджа ответил, что призвание буддийского монаха – жизнь в уединении, чтобы ничто не отвлекало от сосредоточения и практики. Однако по мнению Далай-ламы, хотя он и видит всю ценность затворничества, помощь другим приносит колоссальное благо обеим сторонам. Посоветовав членам центра придерживаться скорее академического, чем религиозного подхода к изучению философии и логики, Его Святейшество повторил слова, сказанные им однажды буддистам в Ладаке: «Многие склонны полагать, будто монастыри пригодны лишь для религиозного поклонения. Но если вы займетесь серьезным изучением буддийской науки и философии и не будете довольствоваться лишь выполнением церемоний, люди начнут осознавать, что монастыри – это скорее центры обучения, где последователь любой веры или неверующий может приобрести знания, полезные в повседневной жизни. В прошлом некоторые западные исследователи пренебрежительно называли тибетский буддизм ламаизмом из-за ведущей роли лам в ритуалах и церемониях. Однако я не устаю повторять, что тибетский буддизм – прямой наследник традиции монастыря-университета Наланды. В наши дни все больше и больше людей начинают осознавать, что именно в тибетской традиции можно найти наиболее полную версию учения Будды. Многие китайские буддисты ценят то, что в тибетской традиции обучению придается особое значение, и считают тибетских ученых-философов прекрасными учителями, вкладывающими в своих учеников гораздо больше, чем просто знание молитв и ритуалов. Таким образом, все большее число китайских буддистов питают живой интерес к изучению тибетского буддизма. А многие западные ученые отмечают, что свойственная тибетскому буддизму строгая логика сродни научной». Выступая с обращением на конференции «Буддизм и наука», организованной фондом «Тритья Дхарма Чакра» и центром «Джецун Дампа», Далай-лама сказал, что не раз бывал на подобных встречах в странах запада, в Индии и Японии, и сегодня для него большая радость и честь побеседовать с учеными Монголии. Его Святейшество Далай-лама выступает на конференции «Буддизм и наука». Фото: Игорь Янчеглов (фонд «Сохраним Тибет») Говоря о стародавних дружеских узах, связывающих монгольский и тибетский народы, Далай-лама отметил, что даже до распространения буддизма, они жили словно братья и сестры. Со временем в обеих странах начали следовать чистой линии традиции Наланды. Комментируя доклад Кабью Ньямсамбу из монастыря Гандан Тегченлинг об этике и нравственном образе жизни, Его Святейшество заметил, что наука привлекает его по двум причинам. Во-первых, она ведет к более ясному пониманию реальности, а во-вторых, научные изыскания могут внести важных вклад в продвижение общечеловеческих ценностей. Хелен Ван, нейролог и клинический психолог Центра интегральной медицины Ошера при университете Калифорнии в Сан-Франциско сделала доклад под названием «Созерцательная нейронаука и общественно-полезный буддизм». В ходе научного эксперимента она выяснила, что тренировка в медитации о сострадании не только способствует развитию альтруистического поведения, но и усиливает нейронный отклик на страдания. Она объяснила, что технология распознавания образов позволяет проводить весьма точные измерения активности головного мозга и различных видов ментального поведения. Его Святейшество добавил, что хотя однонаправленное сосредоточение помогает временно ослабить гнев, аналитическая медитация также очень важна, ведь она позволяет обнаружить причины нашего гнева и увидеть, как с помощью сострадания его можно преодолеть в долгосрочной перспективе. На обед Его Святейшество пригласили в индийское посольство. Открывая дневную сессию конференции, Его Святейшество наметил точки соприкосновения буддизма и современной науки: «Мне нравится выделять в буддийском учении три главных раздела: науку, философию, например идеи об относительной и абсолютной истине, и религию, положения которой касаются лишь практикующих буддизм. В наших беседах с современными учеными уже на протяжении более 30 лет мы затрагиваем идеи буддийской науки и философии». Первый доклад послеобеденной сессии под названием «Буддизм и сопредельная наука», который сделал Б. Болдсайкхан из Института системологии при Монгольском университете науки и технологии, был посвящен медицине и логике. Затем ведущий ученый в области физики К. Намсрай рассказал об идеях, объединяющих квантовую физику и буддийскую философию. Он упомянул глубочайшую связь между абстрактной физической теорией и природой. Завершая доклад, он попросил Его Святейшество помолиться о благе кочевников и пастухов. Доктор Фадель Зейдан, ассистент-профессор нейробиологии и анатомии и содиректор кафедры нейрологии в Центре интегральной медицины в медицинском университете Вейк Форест, а также сотрудник института «Ум и жизнь» сделал доклад «Нейрология осознанности, медитации и боли». Он сказал, что крайне важно разрабатывать немедикаментозные методы уменьшения боли, подчеркнув огромный вклад, который осознанность вносит в облегчение синдрома тревожности, депрессии, высокого давления и других проблем со здоровьем. Последним стал доклад биолога Н. Ариуна по теме «Новейшие достижения на стыке биологии и буддизма». Завершая конференцию, Далай-лама сказал, что данные научных исследований свидетельствуют о базовой милосердной природе человека, и это вселяет надежду. Сострадание, присущее нам от природы, мы должны развивать с опорой на образование. Его Святейшество подчеркнул необходимость продвигать идею единства всего человечества, ведь мы все одинаковые, наделенные одной и той же сострадательной природой люди. По мнению Его Святейшества, продвижение этой идеи потребует от нас дальновидности и решимости, и конференции, подобные нынешней, приближают нас к желанной цели. Перевод: Ольга Селезнева www.dalailama.ru Фоторепортаж о событии: |