Сохраним Тибет > Ларунг Гар: как китайские власти пытаются извести буддизм при помощи туризма

Ларунг Гар: как китайские власти пытаются извести буддизм при помощи туризма


19 марта 2017. Разместил: Ing
Ларунг Гар: как китайские власти пытаются извести буддизм при помощи туризма
Вид на Ларунг Гар, крупнейший в мире буддийский учебный центр, который в последние несколько
месяцев планомерно уничтожают китайские власти. Фото: www.thetibetpost.com


В знаменитом академическом центре тибетского буддизма Ларунг Гар, расположенном в уезде Сертхар округа Карцзе (кит. уезд Сэда, Ганьцзы-тибетский автономный округ провинции Сычуань), продолжается снос монашеских общежитий и выселение монахов и монахинь.

Как заявил 16 марта один из настоятелей монастыря, комитету самоуправления удалось добиться ответа на свои обращения к представителям китайских властей. 12 марта чиновники объявили о сносе 3225 строений, отменив тем самым принятое 13 января решение снести 4320 строений. Разрушение этих жилищ завершится к 30 апреля «без всяких исключений», говорится в записи беседы настоятеля, полученной тибетской службой Radio Free Asia (RFA).

Всего за 2016 год на территории Ларунг Гар было снесено 1500 строений, добавил настоятель. Именно такая цифра была приведена в графике сноса на 30 октября 2016-го. Пока неясно, идет ли в последнем объявлении речь о том, сколько строений решено снести в общей сложности, или уже разрушенные строения не учитываются.

Настоятель сообщил также, что к настоящему моменту осталось 259 монахов и монахинь, прибывших в институт Ларунг Гар из провинции Цинхай, которые вскоре будут вынуждены вернуться по месту прописки. В подготовленном представителями китайских властей списке по провинции Цинхай было 500 имен, отметил он, но «многие из них скончались или уже уехали».

Все эти вопросы, причиняющие «болезненные и тяжкие испытания», обсуждаются комитетом самоуправления «в демократической манере», заключил настоятель, призвав всех, кто находится в Ларунг Гаре, «проявлять спокойствие и терпимость, извлекая уроки из наставлений Будды и нашего возлюбленного учителя».

Кхенпо Джигме Пхунцок, харизматический основатель буддийского института Ларунг Гар, в середине 1990-х во время поездки в Индию встретился с Далай-ламой. Весной 2001-го китайские чиновники ввели лимит на проживание в монастыре и под охраной солдат вооруженной милиции провели операцию по сносу монашеских жилищ. Кхенпо умер при подозрительных обстоятельствах 6 января 2004 года в государственной больнице города Чэнду в возрасте 72 лет.

В опубликованном 13 марта докладе International Campaign for Tibet (ICT), подчеркивается, что осуществляемый в течение последних шести месяцев китайскими чиновниками снос строений с принудительным выселением из монастырей Ларунг Гар и Ячен Гар имеет целью подорвать религиозную практику и справиться с растущим влиянием монахов и монахинь, а заодно эксплуатировать «интерес к тибетскому буддизму для привлечения внутренних туристов».

В обширной долине у подножия монастыря Ларунг Гар ведутся большие работы «по сооружению новой туристической деревни» и прочей инфраструктуры, отмечается в докладе под названием «Shadow of Dust Across the Sun» («Пыльная туча, закрывшая солнце»), основанном на свидетельствах из первых рук и рассказах очевидцев.

Как полагают различные тибетские источники, в экскурсионные маршруты войдут тибетские рестораны, магазины сувениров, центры верховой езды, треккинга, а также организованные поездки во всемирной известный монастырь Ларунг Гар. При этом, отмечает ICT, строительство экскурсионной инфраструктуры описывается в официальной китайской прессе как «трудная политическая борьба», и в таких выражениях, словно мирный религиозный институт стал зоной боевых действий.

Усиление мер безопасности и слежки в монастырях Ларунг Гар и Ячен Гар, а также в местных поселениях, включая открытие новых мобильных отделений милиции и расширение военного присутствия в близлежащих городских районах, «соответствует систематическим мерам вмешательства [в жизнь тибетцев], которые внедряются по всему восточному Тибету после волны самосожжений, начавшейся в 2009-м в округе Нгаба».

Доклад ICT констатирует, что составленные китайскими чиновниками «планы урбанизации и туризма сосредоточены на идее презентации тибетской культуры в официальной версии и проекта “Счастливый Карцзе”, с особым акцентом на внерелигиозных элементах тибетской культуры, что увязывается с долгосрочной стратегией по подавлению недовольства, “упорядочению” религиозной деятельности и обеспечению контроля компартии во всем округе».

Образованный тибетец из уезда Сертхар замечает, что религиозная жизнь «все более минимизируется и запирается» в монастырских стенах. «Тибет превращается в огромную туристическую достопримечательность», – приводятся в докладе его слова. «Внутри и возле монастыря вырастут гестхаусы и разукрашенные отели – с целью улучшить местную экономику и в то же время отвлечь от монастырского образования и религиозных мероприятий. Вот в чем состоит главная идея китайского правительства по отношению к буддизму, и мы, тибетцы, никак не можем повлиять на эти планы».

Валерий Никольский.