Сохраним Тибет > Буддийский монах Санал Мукубенов: «Живя в своей культуре, надо быть открытым для мира»
Буддийский монах Санал Мукубенов: «Живя в своей культуре, надо быть открытым для мира»29 марта 2017. Разместил: savetibet |
Санал Мукубенов – буддийский монах, студент знаменитого тибетского университета Дрепунг Гоманг. Из родной Калмыкии в Индию Санал-лама уехал десять лет назад. Буддизм он считает больше философией, чем религией. Философией добра, открытого мира, взаимного уважения. И для того, чтобы люди разных национальностей, взглядов, веры начали уважать друг друга, говорит Санал-лама, им нужно сначала друг друга узнать.
«Каспийские новости»: В прикаспийском регионе буддизм представлен очень малочисленно. Можно сказать, вообще в одном регионе – Калмыкии, так как остальные страны и регионы проповедуют либо ислам, либо христианство. Как вы считаете, такая уникальность с религиозной точки зрения способствует отчуждению людей? Является ли в этом случае религия каким-то барьером к духовному, интеллектуальному общению, к бизнес-общению? Санал-лама: Буддизм у нас в прикаспийском регионе представлен не так многочисленно, как другие конфессии, но я не считаю это проблемой для межконфессионального диалога. Даже внутри самой буддистской традиции представлено очень много разных течений, поэтому на протяжении веков у буддистов выработалось толерантное, терпимое отношение к людям, которые придерживаются других взглядов. У нас в Калмыкии существует межконфессиональный совет, в котором представлены все три крупные конфессии, которые есть в республике, и мы все успешно сотрудничаем в течение многих лет. В Совет входят и калмыцкий Шаджин-лама, и Архиепископ калмыцкий, и муфтий. И происходит очень продуктивный диалог. Калмыкия вообще является примером стабильности в межнациональных отношениях. Поэтому я не думаю, что малочисленность буддистов – это препятствие. Конечно, существует свои интересы у каждой конфессии, но мы стараемся решать их со взаимным уважением, и пока каких-то крупных конфликтов у нас не было. «Каспийские новости»: Принято считать, что буддизм это самая миролюбивая религия. В последнее время в умах многих людей – в связи с обострением политической ситуации в мире – ислам начал ассоциироваться с агрессией. Как вы считаете, можно ли вообще какую-либо религию ассоциировать с добром или злом, или все-таки это не религиозная принадлежность, а проявление человеческих устремлений? Санал-лама: Я думаю, что когда говорят, что ислам является традицией, которая несет в себе агрессию, чаще всего, это использование религии в политических целях. Если есть какая-то необходимость определенных кругов создать конфликт, то очень легко использовать именно религиозную принадлежность. Поэтому, как говорит Далай-лама, существуют отдельные представители разных религий, которые ведут себя не совсем правильно, и часто они пытаются прикрыть свою агрессивность или враждебное отношение к кому-либо религиозными постулатами. И часто это приводит к конфликтам. На самом деле, есть много регионов, где ислам мирно сосуществует с другими религиями, и никаких конфликтов на этой почве не возникает. В той же Индии представлено много разных религий, в том числе и ислам, тем не менее, там удается сохранять мир и покой. «Каспийские новости»: В чем секрет такого мира? Санал-лама: Секрет в высокой духовной культуре. Что касается Индии, то на протяжении многих веков выработалось высокодуховное отношение, уважение к религиозным взглядам разных людей. И так как большинство индийцев – очень религиозные люди, они с таким же уважением относятся и к представителям других религий. В тех регионах и государствах, где удается поднять духовную культуру именно на такой уровень, там возможно бесконфликтное сосуществование. «Каспийские новости»: Да, но ведь Европа тоже было поначалу настроена очень мирно по отношению к мигрантам, к мусульманам, которые приезжали и пытались ассимилироваться в этих странах. Что же случилось? Почему, на ваш взгляд, сейчас все изменилось? Санал-лама: Нужно всегда стараться предусматривать последствия любых шагов. Даже хорошие и правильные побуждения могут в итоге привести к большим проблемам. «Каспийские новости»: В последнее время все активнее пропагандируется идея интеграции народов, которые населяют каспийский регион. До развала СССР мы все – за исключением Ирана – жили в одной стране, русский язык до сих пор является неким объединяющим началом, близки наши культура и менталитет, поскольку мы соседи. Хороша эта идея, на ваш взгляд? Она имеет будущее? Санал-лама: Вопрос экономической интеграции очень важен. Море, которое нас соединяет, является очень важным транспортным фактором – поэтому здесь была бы большая польза. В культурном плане важно знать культуру своих соседей. Но, с другой стороны, бездумная интеграция, то есть смешение всего в одно, тоже может привести к не очень хорошим последствиям. Здесь нужна мудрость. Каждая культура по-своему уникальна, и если эти уникальные черты и качества будут теряться, если потеряется достоинство каждой культуры, от этого, мне кажется, потеряет все общество. «Каспийские новости»: А вы считаете, что уже есть угроза потери уникальности каждой культуры? Санал-лама: При бездумной попытке все смешать, такая угроза, конечно, есть. «Каспийские новости»: Калмыцкая культура сохраняет пока свою уникальность? Она пока выдерживает натиск всего того, что вокруг нее? Санал-лама: Вот как раз калмыцкий народ, поскольку он не так многочислен, как представители многих других национальностей, населяющих прикаспийский регион, сталкивается с большими проблемами в вопросах сохранения культуры и языка. Особенно учитывая современную глобализацию в информационной среде. Я думаю, прежде всего, нужно знать свои корни. Это очень важно. Если человек знает свои истоки, меньше опасности, что он может утратить свою основу, идентичность. Если мы будем крепко держаться своими корнями, то это как раз может стать основой для взаимного обогащения культур, взаимного диалога, сотрудничества. «Каспийские новости»: Вы говорите о воспитании? Санал-лама: Да, в том числе и о воспитании. Из поколения в поколение люди передают опыт, и та культура, которая сложилась именно в этих условиях и именно для этого народа, она является плодом эволюции, определенного развития. Если мы будем бездумно от этого отказываться в пользу каких-то глобальных ценностей, это может привести к печальным последствиям. Важно, живя в своей культуре, быть открытым для мира. Хорошо было бы, если бы мы знали о том, какие благие качества и уникальные черты воспитывает культура казахов, культура азербайджанцев или иранцев. Если мы не видим те положительные качества, которыми представлена эта культура, нам очень сложно будет проявлять искреннее уважением к ней. Поэтому очень важно, если мы хотим воспитать детей с открытым взглядом на мир, без ксенофобии, без страха, мы должны изучать культуры друг друга. Наталия Филатова при поддержке пресс-службы Главы республики Калмыкия Каспийские новости |