Сохраним Тибет > Новая книга. Чже Цонкапа. Малый Ламрим. Краткое руководство к этапам пути Пробуждения

Новая книга. Чже Цонкапа. Малый Ламрим. Краткое руководство к этапам пути Пробуждения


21 апреля 2017. Разместил: Editor
Новая книга. Чже Цонкапа. Малый Ламрим. Краткое руководство к этапам пути ПробужденияЧже Цонкапа
Малый Ламрим. Краткое руководство к этапам пути Пробуждения
Перевод с тибетского Ю. Спиридонова
ISBN: 978-5-9902154-0-5
СПб.: Лелина Е. Н., 2017
60 x 84 1/32 (10 x 12,5 см), 1500 экз., 64 стр., твердый переплет
Параллельно русскому переводу дается текст на тибетском языке


Краткое описание

Основоположник школы гелуг тибетского буддизма Чже Цонкапа (1357–1419) составил несколько трудов в традиции ламрим – поэтапного изложения пути к пробуждению. Публикуемое здесь «Краткое руководство к этапам пути Пробуждения» (тиб. lam rim bsdus don), известное также под названием «Песнь духовного опыта» (тиб. lam rim nyams mgur), является наиболее сжатым из ламримов Цонкапы.

Приобрести книгу: буддийский интернет-магазин Dharma.ru

в интернет-магазине издательства «Нартанг»

С. Лепехов о Чже Цонкапе:

Цонкапа (тиб. Tsong kha pa, также Цзонкапа, Цзонхава; 1357, пров. Амдо – 1419) – тибетский буддийский мыслитель и реформатор тибетского буддизма, основатель школы гелуг родился в семье последователей ньингма. В семилетнем возрасте принял обеты гецула (первая степень монашеского сана) и имя Лосан Дагпа (тиб. blo bzang grags pa), под которым впоследствии стал известен. Получил разностороннее буддийское образование в монастырях школ сакья, кагью, кадам, шалу. Цонкапа продолжил и совершенствовал ту модель развития тибетского буддизма, которая была разработана Атишей (982–1054) и развивалась в дальнейшем его учеником Бромтоном (1005–1064) и Сакья-пандитой (1182–1251). Развивая учение Атиши, в работе «Три основы пути» Цонкапа сформулировал общую платформу всякой буддийской практики как «отречение, бодхичитта, постижение пустоты», что позволило выделить суть буддийского учения в массе распространившихся в Тибете в его время второстепенных текстов и ритуалов, зачастую не выходящих за рамки бытовой магии. Концепция единого поэтапного пути совершенствования при многообразии практик и подходов, позволила ему объединить в единое целое учения различных школ тибетского буддизма и послужила методологической основой для создания целостной концепции поэтапного буддийского монастырского образования, включающего как светские, так и духовные дисциплины.

Обучение основным дисциплинам в системе Цoнкапы предполагало освоение пяти последовательных курсов: 1) парчин (санскр. праджняпарамита); 2) цадма (санскр. праманавада – эпистемология); 3) ума (санскр. мадхьямака); дулва (санскр. виная – правила поведения монахов); 5) дзод (санскр. абхидхарма). Полный курс образования занимал около 20 лет, после чего можно было продолжить совершенствование в области тантры. Именно образованность и строгое следование монахов школы гелуг обетам винаи (к чему Цонкапа был особенно требователен) стало чертой, снискавшей им уважение тибетцев.

В области воззрения (тиб. lta ba) Цонкапа, стремился очистить понимание прасангика-мадхьямаки от всякого рода интерпретаций (в частности доктрины шентонг), искажавших, по его мнению, смысл учения Чандракирти. При этом Цонкапа придавал большое значение и логике Дхармакирти, полагая, что она необходима для правильного познания в сфере относительного уровня реальности, в то время как на абсолютном уровне действует лишь «высший анализ» системы Чандракирти, акцентирующий пустоту любого объекта. При этом оба уровня реальности в определенном смысле одинаково истинны, каждый на своем уровне. Такие воззрения Цонкапы впоследствии вызывали критику других тибетских интерпретаторов мадхьямаки, таких как Горампа Сонам Сенге, Мипам и др. Чрезвычайно важную роль Цонкапа отводил и практике тантры: его главным принципом было соединение высокой образованности и йогического опыта, что было в его время большой редкостью. Сам он провел в уединенном затворничестве много лет.

Цонкапа является автором 13-томного собрания сочинений, в которое входит ряд его больших работ по буддийской философии. Наиболее известны его два сочинения: Ламрим ченмо («Большое руководство к этапам пути Пробуждения») и Нагрим Ченмо («Большое руководство к этапам пути Мантры»).

Не будучи по своему происхождению связан с какими-либо влиятельными родами, Цонкапа уже при жизни пользовался высочайшим авторитетом, и ему удалось создать теоретический и институциональный базис для объединения тибетского общества в единое культурное и социальное целое. В этом контексте следует рассматривать инициативу проведения новогодних общетибетских молитвенных собраний – монлам, впервые введенных Цонкапой и ставших важнейшим общетибетским праздником. Объединение доктрин различных философских школ, институционального, тантрического и «народного» буддизма, обоснование и структурная конкретизация социального статуса монашества как центрального в тибетском обществе явились главным итогом реформ Цонкапы, послуживших основой для формирования в дальнейшем тибетской буддийской теократической государственности. Осуществляя программу Цонкапы, его прямые ученики Чжамьян Чойчже (1379–1449) и Чамчен Чойчже Шакья Ешей (1354–1435) основали известные гелугпинские монастыри Дэпун (Дрепунг, Брайбун 1416) и Сера (1419) соответственно. Среди других учеников Цонкапы – Кэдуб Чже стал первым Панчен-ламой, а Гендун Дуп (1391–1447) позднее был признан первым Далай-ламой.