Сохраним Тибет > В Бурятии открылась выставка скульптора-основателя первой школы буддийской деревянной скульптуры
В Бурятии открылась выставка скульптора-основателя первой школы буддийской деревянной скульптуры29 апреля 2017. Разместил: savetibet |
Сюжет телекомпании "Тивиком" (Бурятия) 27 апреля в Музее истории Бурятии имени М. Н. Хангалова открылась юбилейная выставка «Суута багшын соло», посвященная 140-летию выдающегося скульптора, габжа-ламы Янгажинского дацана, создателя первой бурятской профессиональной школы буддийской деревянной скульптуры Санжи-Цыбик Цыбикова (1877–1934). Примечательно, что экспозиция отражает полную коллекцию работ бурятского мастера и его учеников – выходцев Оронгойской школы. Впервые представлена композиция, состоящая из 35 объемных скульптур – божеств мандалы Гунриг (тиб.), или Будды Сарвавид Вайрочаны (санскр.). Кроме этого, коллекцию дополняют: буддийская живопись (тханка), фрагменты архитектурной резьбы, архивные документы, фотографии, проекты храмов Янгажинского дацана и другое. Работы непревзойденного мастера отличаются особым, узнаваемым почерком, который формирует отличительный стиль этой школы. В этом направлении были выработаны свои «секреты»: технология изготовления красок, изобретены особые виды клеев и растворителей. Сегодня неповторимые творения выдающегося скульптора – это «эталонные» образцы для творческих исканий многих поколений художников. Всего на выставке можно будет увидеть около 150 музейных предметов. Выставка отражает феномен С.-Ц. Цыбикова как редкого художественного явления, обогатившего бурятскую культуру и искусство. Справка: С.-Ц. Цыбиков родился в 1877 году в улусе Очир-Булак, что недалеко от села Верхняя Иволга. Был хувараком-послушником Янгажинского дацана, где завершил учебу в цаннит-дацане (философский факультет), получил звание гэбши (ученая степень лам-философов), а затем габжа. Но его жизненный путь сложился иным образом. Он стал заниматься художественной резьбой, скульптурой и строительным делом. Постепенно вокруг себя он собрал народных умельцев, мастеровых, которые впоследствии составили его знаменитую школу. В общее дацанское обучение входили занятия по теории искусств, иконографии, канонам, и поэтому мастер разбирался в канонах буддийского искусства, сам мог произвести расчеты и прочертить схемы изображения тех или иных божеств, он знал модули – меры, основывающиеся на размерах ладоней и пальцев (ангулах), и, главное, мог обучать этому своих учеников. В 1895 г. в Янгажинский дацан вернулся лама-философ Даши-Доржо Итигэлов (1852-1927), который начал преподавательскую деятельность в своем родном дацане. Он становится коренным учителем С.-Ц. Цыбикова. Главным творением мастера считается скульптурный ансамбль Янгажинского дацана кон. ХIХ – нач. ХХ вв. К ранним авторским работам мастера можно отнести фигуры богини милосердия Белой Тары, Бодхисаттвы беспредельного сострадания Четырехликого Авалокитешвары, Будды Грядущего Майтреи, Будды созерцания Вайрочаны, которые близки по технике исполнения, пластическому рисунку, пропорциональности форм, и по той одухотворенности и возвышенности образов, характерных для его творений. В 1931 году ночью его увезли в тюрьму города Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ), где он месяц просидел с другими ламами. Как рассказывает его племянница, С.-Ц. Цыбиков в камере сидел молча, ни с кем не общался, а к концу месяца остался один, та как все другие ламы были расстреляны. Выяснилось, что документы С.-Ц. Цыбикова исчезли, их нигде не могли найти, и его вынуждены были отпустить домой. В 1934 году он уходит из жизни. За свою недолгую жизнь Мастер успел сделать многое, его творческая активность была феноменальной. Он работал не только для Янгажинского дацана, но и для Хамбин Хурэ (Тамчинского, или Гусиноозерского дацана), по заказу которого он создал великолепную композицию Деважина (Западный рай – «чистую землю» Будды Амитабхи). |