Сохраним Тибет > Чадо Тулку Ринпоче даровал в Калмыкии учения и принял участие в открытии ступы Калачакры

Чадо Тулку Ринпоче даровал в Калмыкии учения и принял участие в открытии ступы Калачакры


22 июля 2017. Разместил: Editor
11 июля в Калмыкию прибыл известный буддийский учитель Чадо Тулку Ринпоче, который провел в республике почти неделю. Вместе с ним прибыли его помощник гелонг Гонбо и лама Тенгон, который специально приехал из Европы, чтобы послушать в Элисте учения досточтимого Чадо Тулку Ринпоче.

Чадо Тулку Ринпоче даровал в Калмыкии учения и принял участие в открытии ступы Калачакры

Ранее Чадо Тулку Ринпоче уже посещал степную республику в сентябре 2009 года по приглашению Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Тогда он даровал в Центральном хуруле трехдневный комментарий на философский текст «Три основы пути» основоположника школы гелуг Чже Цонкапы, провел посвящение Хаягривы, а также совершил поездку в Ики-Бурульский район, где даровал калмыцким школьникам лунги (разрешения) на мантры Будды Авалокитешвары, Зеленой Тары, Будды Манджушри и рассказал об основах буддийского учения.

Во время нынешнего визита Чадо Ринпоче даровал в Калмыкии учения по сочинению «Письмо к другу» великого учителя буддизма начала нашей эры Нагарджуны, основателя философской системы Срединного пути (мадхьямаки), а также дал посвящение двадцати одной формы Палден Лхамо.

12 июля, в первой половине дня, Чадо Тулку Ринпоче посетил Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни», чтобы помолиться и совершить подношения в молельном зале, а затем ответить на вопросы журналистов в храмовой библиотеке.

Чадо Тулку Ринпоче кратко прокомментировал тексты, по которым ему предстояло даровать учения. По его словам, сочинение «Письмо к другу» имеет важное значение для верующих, является основополагающим в плане того, что им следует, с буддийской точки зрения, принять или отвергнуть, чтобы накопить благую карму.

Что касается текста о 21 форме Палден Лхамо, Чадо Ринпоче отметил, что его автором был некий монах монгольского происхождения, который учился в Тибете, прибыв из Урги (нынешний Улан-Батор). Учитель даже предположил, что, возможно, он был ойратом, то есть соплеменником калмыков. Этот монах, не считаясь с трудностями, собирал в Лхасе и других местах сведения о великой богине Палден Лхамо, после чего написал бесценный текст, в котором соединил все ее возможные формы. Автор работы, монгол, затем заслуженно был удостоен высокого титула «кхенчен», то есть великий настоятель.

Гневное женское божество Палден Лхамо именуется у калмыков Окон-Тенгри, это божество исстари почитается как защитница и покровительница народа. Она оберегает людей от злых духов, порчи и злых языков, а также от внешних врагов. Это божество очень популярно у последователей Дхармы, так как считается одним из надежных защитников учения Будды.

Досточтимый Чадо Тулку Ринпоче также поведал журналистам интересную легенду о том, что Будда Шакьямуни незадолго до своего ухода в махапаранирвану предсказал, что его учение впоследствии получит развитие и распространение в северную сторону. И это предсказание оказалось пророческим: буддизм на века укоренился в соседнем Тибете и стал распространяться среди монгольских народов, в том числе получил признание у предков калмыков – ойратов. Калмыки первыми принесли буддизм в Россию, последователями Дхармы также стали буряты и тувинцы, составляющие ныне еще два буддийских региона России.

Говоря о нынешнем состоянии буддизма в Калмыкии, Чадо Тулку Ринпоче отметил, что в последние годы в республике очень многое сделано для развития буддизма благодаря значительным усилиям народа и руководства республики.

Чадо Тулку Ринпоче даровал в Калмыкии учения и принял участие в открытии ступы Калачакры

Вечером высокий учитель начал вводные учения по сочинению Нагарджуны «Письмо к другу» и посвящение 21 формы Палден Лхамо, дарованные в течение трех дней. Сочинение Нагарджуны «Письмо к другу», по словам Чадо Ринпоче, написано достаточно просто и в известном смысле бессистемно. Этот труд не имеет характерных черт школы мадхьямики, а выдержан в каноническом духе раннего буддизма с незначительными вкраплениями махаянских идей и образов. Главный упор в «Письме к другу» делается на общебуддийские традиции и их функции в индийской культуре.

Тибетские ученые всегда высоко оценивали это произведение Нагарджуны, полагая, что данный трактат является предшественником религиозных произведений класса «ламрим», то есть «путеводителей» махаяны, содержащих духовные наставления и нравственно-поведенческие предписания. По этой причине Чже Цонкапа (1357–1419), основатель буддийской школы гелуг в Тибете, в своем «Ламриме» обильно цитирует «Письмо к другу». Таким образом, высокочтимый автор «Письма к другу» Нагарджуна становился зачинателем этой традиции.

Данное сочинение, как пишет известный российский буддолог Е. Торчинов, является знаменательным текстом и для индийской литературы: «Фактически это первое произведение, некогда существовавшее на санскрите, в жанре посланий, или писем (лекха), возникновение которого ученые относят как раз ко II веку, то есть ко времени начала сложения нагарджунизма. Новый жанр отвечал и новым задачам буддизма, его ориентации на общественно-культурные ценности, которые теперь не только входили в сферу забот религии, но и воспроизводились особым типом текстовой деятельности. Посредством последнего Махаяна приступила к освоению знаковых систем различных слоев индийского общества, чтобы переформулировать их установки в соответствии с идеалами и целями Великой колесницы».

Композиционно «Письмо к другу» построено просто. Оно состоит из введения и основной части, которую, вслед за ламой Рендава, досточтимый Чадо Тулку Ринпоче разделяет на шесть разделов:

– Общие советы мирянам и монахам;
– Советы мирянам;
– Особые советы мирянам и монахам;
– Изложение буддийских воззрений на сансару – череду рождений в страдании;
– Общее для всех колесниц буддизма объяснение практического Пути в нирвану;
– Объяснение махаянского Пути и его плодов.

Если попробовать вкратце передать авторский замысел этого произведения, то, по предположению комментаторов, он состоял в следующем. С помощью освоения буддийского закона, соблюдения его заповедей и предписаний, в том числе по сосредоточению и созерцанию, можно увидеть в истинном свете смысл круговорота бытия, череды смертей и рождений. Освободиться от сансары возможно лишь благодаря вступлению на путь духовного совершенствования, на котором постепенно избавляются от страстей, лжемудрости и, в конце концов, от страданий. Лучший из путей предлагает Махаяна.

Китайские и тибетские письменные источники единодушно считают автором «Письма к другу» великого Нагарджуну. Соглашаются с этим практически все современные ученые, хотя в этом тексте нет собственно мадхьямиковских терминов и положений. «В нем отсутствуют и прославившая Нагарджуну диалектика понятий, особые учения (например, о двойственности истины, о пустоте), отсутствуют и знаменитые приемы логического опровержения, сведения к абсурду тезисов оппонента, – писал буддолог Е. Торчинов. – Весь текст выдержан в каноническом стиле раннебуддийских традиций, о чем свидетельствуют многочисленные параллели с палийской Типитакой и сарвастивадинской Пратимокшей – служебником, или собранием дисциплинарных правил. Это было своего рода прикрытием для введения всего двух идей неортодоксальных для буддизма того времени (II в.): Колесницы Совершенствований и Великой колесницы. Автор стремился провести простую мысль, что занятия традиционными буддийскими практиками нисколько не мешают вступить на более широкий Путь к Просветлению. Это делается посредством обета, ведущего к рождению бодхисаттвой – просветленным существом, подобным Авалокитешваре, что вселяет надежду обрести рай Будды Амитабхи».

15 июля в Доме Правительства Калмыкии состоялась встреча Чадо Тулку Ринпоче с Главой Калмыкии Алексеем Орловым. В ходе встречи Алексей Орлов выразил искреннюю благодарность буддийскому учителю за неоценимый вклад, который досточтимый Чадо Тулку Ринпоче вносит своей пастырской деятельностью в возрождение духовности, исконной национальной культуры калмыцкого народа, неотъемлемой частью которой является буддийское учение.

16 июля Чадо Тулку Ринпоче возглавил церемонию освящения ступы Калачакры у Одинокого тополя близ поселка Хар-Булук. С возведением ступы Калачакры у Одинокового дерева позитивная энергетика местности усилится во много тысяч раз, сказал высокий буддийский лама Чадо Ринпоче. Подобных святынь, по его словам, не менее десяти в мире. Теперь есть такой сакральный объект и на территории России, в калмыцкой степи.

Фоторепортаж Романа Анощенко


Чадо Тулку Ринпоче даровал в Калмыкии учения и принял участие в открытии ступы КалачакрыЧадо Тулку Ринпоче даровал в Калмыкии учения и принял участие в открытии ступы КалачакрыЧадо Тулку Ринпоче даровал в Калмыкии учения и принял участие в открытии ступы Калачакры

Чадо Тулку Ринпоче даровал в Калмыкии учения и принял участие в открытии ступы КалачакрыЧадо Тулку Ринпоче даровал в Калмыкии учения и принял участие в открытии ступы КалачакрыЧадо Тулку Ринпоче даровал в Калмыкии учения и принял участие в открытии ступы Калачакры

Чадо Тулку Ринпоче даровал в Калмыкии учения и принял участие в открытии ступы КалачакрыЧадо Тулку Ринпоче даровал в Калмыкии учения и принял участие в открытии ступы КалачакрыЧадо Тулку Ринпоче даровал в Калмыкии учения и принял участие в открытии ступы Калачакры

Чадо Тулку Ринпоче даровал в Калмыкии учения и принял участие в открытии ступы КалачакрыЧадо Тулку Ринпоче даровал в Калмыкии учения и принял участие в открытии ступы КалачакрыЧадо Тулку Ринпоче даровал в Калмыкии учения и принял участие в открытии ступы Калачакры

Чадо Тулку Ринпоче даровал в Калмыкии учения и принял участие в открытии ступы КалачакрыЧадо Тулку Ринпоче даровал в Калмыкии учения и принял участие в открытии ступы КалачакрыЧадо Тулку Ринпоче даровал в Калмыкии учения и принял участие в открытии ступы Калачакры

Чадо Тулку Ринпоче даровал в Калмыкии учения и принял участие в открытии ступы КалачакрыЧадо Тулку Ринпоче даровал в Калмыкии учения и принял участие в открытии ступы КалачакрыЧадо Тулку Ринпоче даровал в Калмыкии учения и принял участие в открытии ступы Калачакры


По материалам сайта Буддизм в Калмыкии