Сохраним Тибет > O втором дне учений для буддистов из Юго-Восточной Азии

O втором дне учений для буддистов из Юго-Восточной Азии


4 сентября 2017. Разместил: savetibet
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 30 августа 2017 года – Утром, как только Его Святейшество Далай-лама занял свое место на троне в Цуглакханге, тайские монахи начали пение Мангалы-сутты на языке пали. Внутри храма сегодня разместились в основном ученики из Кореи, и лишь умолкли звуки Мангалла-сутты, они запели «Сутру сердца» на корейском языке под мерные удары моктака, деревянного гонга в виде рыбы, олицетворяющего пристальное внимание.

O втором дне учений для буддистов из Юго-Восточной Азии
Монахини из Кореи в начале второго дня учений Его Святейшества Далай-ламы, организованных в Цуглакханге по просьбе буддистов из стран Юго-Восточной Азии. Фото: дост. Лобсанг Кунга (офис ЕСДЛ)

Его Святейшество завершил вступительные молитвы строфой восхваления совершенной мудрости:

Праджняпарамите, ни речью, ни мыслью невыразимой,
Нерожденной, непрекращаемой таковости пространства,
Объекту практики различающе-самопознающей мудрости,
Матери Джай трёх времён – поклоняюсь!

Татьята – гате, гате, парагате, парасамгате, бодхи сваха.


«Сегодня состоится второй день учений, – сказал Его Святейшество, – я буду читать комментарий Буддапалиты.

Все живые существа переживают боль и удовольствие. Естественным образом мы не желаем страданий и хотим быть счастливыми. Боль и удовольствие возникают из причин и условий, и, будучи людьми, мы способны размышлять о том, что такое прошлое и будущее. Совершенно очевидно, что боль и удовольствие, которые мы испытываем в уме, зачастую гораздо сильнее и живее физических переживаний».

O втором дне учений для буддистов из Юго-Восточной Азии
Его Святейшество Далай-лама дарует учения по просьбе буддистов из стран Юго-Восточной Азии. Фото: Тензин Пунцок (офис ЕСДЛ)

Его Святейшество задался вопросом, на каком этапе эволюции физические организмы смогли стать основой для сознания. Он упомянул несколько разных теорий о том, когда произошел Большой взрыв. Согласно традиционным буддийским воззрениям, предками человечества были светоносные и самодостаточные божественные существа, поселившиеся в нашем мире. Постепенно у них развилась потребность в грубой пище, и они стали людьми.

Его Святейшество заметил, что религия представляет интерес только для людей – животным она ни к чему. Общее послание всех религий о важности любви и сострадания отражает естественную базовую потребность каждого человека. Сказав, что вера в высшую силу может принести немало пользы, Его Святейшество добавил, что кроме этого необходимо размышлять и о том, как взрастить счастье.

«Будда говорил: “Вы сами хозяева своей судьбы» и советовал:

Не совершай ни единого злодеяния,
Взращивай добродетели,
Полностью усмири свой ум –
Это учение Будды.


Мы страдаем, поскольку наши умы необузданы – мы должны их усмирить. Некоторые из моих западных друзей говорят, что буддизм не столько религия, сколько наука об уме. Вероятно, они не далеки от истины, ведь речь идет о преобразовании ума, которое достигается не с помощью молитв, а благодаря обузданию наших эмоций. Разрушительные эмоции, как правило, возникают спонтанно как инстинктивный ответ на ситуацию, тогда как великое сострадание становится плодом долговременных усилий, которые мы прикладываем, чтобы его взращивать».

O втором дне учений для буддистов из Юго-Восточной Азии
Верующие слушают синхронный перевод учений Святейшества Далай-ламы, организованных в Цуглакханге по просьбе буддистов из стран Юго-Восточной Азии. Фото: дост. Лобсанг Кунга (офис ЕСДЛ)

Его Святейшество упомянул, что последователи и других индийских традиций, а не только буддизма, также делают упор на тренировках в сосредоточении и так далее. Он слышал рассказы о йогинах, живущих высоко в Гималаях, которые умеют контролировать температуру своего тела и другие функции организма. Он мечтал познакомиться с некоторыми из них на фестивале Кумбха Мела, куда его приглашали, и обсудить их опыт и переживания, однако из-за погоды путешествие пришлось отменить.

По словам Его Святейшества, большинство таких практикующих утверждают существование атмана, или постоянного, независимого «я», однако Будда учил, что цепляние за идею о подобном независимом «я» крайне важно преодолеть. Будда учил, что в основе таких разрушительных эмоций, как гнев и ненависть, лежит фундаментальное неведение. Оно также ведет к чрезмерному сосредоточению на себе, порождающему такие разобщающие эмоции, как ревность, конкуренция, гордыня и злоба.

Описывая вкратце буддийский путь, Его Святейшество сказал, что аспект метода пути, связанный с искусными средствами, требует взращивания всеохватывающей заботы о других, а аспект мудрости подразумевает постижение бессамостности «я» и явлений, понимание того, что они не обладают истинным существованием. Осознание иллюзорности всех явлений помогает ослабить разрушительные эмоции.

«Куда бы я ни приезжал, я всегда говорю людям, как важно научиться обуздывать отрицательные эмоции. Все собравшиеся здесь – братья и сестры по Дхарме, и мы все можем потрудиться ради счастья всего человечества – не распространяя буддизм как таковой, а помогая людям справиться с разрушительными эмоциями».

O втором дне учений для буддистов из Юго-Восточной Азии
Его Святейшество Далай-лама читает строфы из текста во время учений, организованных в Цуглакханге по просьбе буддистов из стран Юго-Восточной Азии. Фото: дост. Лобсанг Кунга (офис ЕСДЛ)

Открыв комментарий Буддапалиты к сочинению Нагарджуны «Коренные строфы о срединности», Его Святейшество подчеркнул, что Нагарджуна разъяснил
явное содержимое учений о совершенной мудрости – идеи пустоты. Он поделился, что недавно, глядя из окна на переполненные машинами улицы Мумбаи, он вспомнил строфы из «Песни о четырех памятованиях» Седьмого Далай-ламы:

На перекрестке широкого разнообразия видимостей и шести сознаний
Беспорядочно проявляются лишенные основы двойственные явления.
Вводящий в заблуждение фокусник устраивает иллюзионы.
Не думай, что вещи истинно существуют, всмотрись, сущность их – пустота,
Не позволяй уму отвлекаться, сосредоточь его на видимости и пустоте.
Не позволяй своему вниманию впасть в забывчивость, удерживай его [в сосредоточении] на видимости и пустоте.


Его Святейшество напомнил своим слушателям, что изучение «Коренных строф о срединности» Нагарджуны лучше начинать с главы 26, поскольку в ней речь идет о предметах, общих для палийского и санскритского канонов – о том, что неведение порождает страдания. Чтобы понять, как ему противостоять, нужно прочесть главу 18, а вслед за ней главу 24, в которых излагается спор между последователями школ вайбхашика и саунтрантика, утверждающих реальное существование внешнего мира, и философами школы мадхьямака («cрединного пути»). Первые утверждают, что если вещи не наделены самобытием, то объяснение Четырех благородных истин не может считаться логичным. Нагарджуна отвечает им, что они не понимают цель и смысл пустоты. Он напоминает им об обосновании взаимозависимого возникновения: если вещи возникают в зависимости от причин и условий, они не могут быть независимыми.

Его Святейшество продолжил чтение комментария и завершил первую главу. Учения продолжатся завтра.

Перевод: Ольга Селезнева