Сохраним Тибет > Сакьонг Мипхам Ринпоче. Полезны ли новые технологии?
Сакьонг Мипхам Ринпоче. Полезны ли новые технологии?6 декабря 2017. Разместил: savetibet |
Поскольку ум способен бесконечно порождать мысли, совершенно очевидно, что он обладает потенциалом создавать новые вещи. Так же как и мысли, они не обязательно будут приносить пользу или благо. Раньше такие меняющие культуру технологии как телефон или электричество появлялись очень медленно, и у культуры было достаточно времени осмыслить и принять их влияние. Сейчас же, особенно с появлением электронных медиа, развиваются и испытываются новые культурные и этические ценности, и всё меняется настолько быстро, что нам не хватает времени осмыслить и принять оказываемое на нас воздействие.
Подобно множеству других вещей, технологии могут приносить нам как пользу, так и вред. Если мы обратимся к ним осознанно, то сможем использовать их себе во благо. Если же осознанности нам не хватит, они могут нас поработить, выявив в нас недостаток воли или наши слабости: например, беспорядочность суждений или желание сплетничать. Или же они отвлекут нас от ощущения настоящего момента, соблазнив нас таким образом на несколько минут, которые превратятся в часы, дни, месяцы и годы. Мы можем определить, служат ли технологии нам на пользу. Если благодаря им мы ощущаем радость, информированность или испытываем душевный подъем, то все это — признаки того, что взаимодействие пошло по верному пути. Если же мы ощущаем скуку или отчуждённость, совершенно ясно, что технологии оглушили наши чувства: наш ум притупился и мы стали эмоционально отстранёнными. Мы понимаем, что не мы использовали технологии, а наоборот — технологии использовали нас, поскольку они забрали всю нашу энергию. Технологии могут быть великим проводником добродетелей, но также они могут порождать омрачения. Имея телефон или электронную почту мы с лёгкостью можем поддержать и утешить других или порадоваться чему-то вместе с ними. Но в то же время из-за того, что мы не встречаемся лицом к лицу, мы можем сказать или сделать то, чего никогда не сказали бы и не сделали, находясь рядом. А это значит, что под воздействием силы технологий омрачённость может возрастать в нас в геометрической прогрессии. Кроме того, у нас может возникнуть склонность скрываться в тени электронных медиа, поскольку они делают нас менее уязвимыми. Даже несмотря на то, что технологии расширили наши возможности для общения, пять основных факторов кармы — порождение намерения; решение совершить действие; подготовка к действию; совершение действия и отсутствие сожалений — никуда не исчезли. Мы можем выбрать: оправдать нам кого-то или раскритиковать, и в тот момент, когда кнопка “отправить” нажата, карма создана. И если затем мы сидим, испытывая удовлетворение — это полностью завершённое кармическое действие. И оно не пройдет незамеченным. В современном мире нам ещё сильнее необходимо придерживаться нравственности, мы должны быть непоколебимы в отношении того, кто мы есть и как хотим проявлять себя. По большому счету, лучший способ взаимодействия с технологиями — в осознании нами чувства собственного достоинства и заботе об окружающих. Таким образом, создаем ли мы новые программы для наших ноутбуков или приложения для смартфонов, основы нравственности в нашем уме должны быть совершенно безошибочными. Суть в том, что необходимо заботится об уме, а не подвергать его насилию. Если мы будем помнить о своих принципах и приоритетах так же, как мы помним о них в процессе медитации, то сможем использовать технологии для пробуждения нашей сознательности и самодисциплины вместо того, чтобы позволить им контролировать нашу жизнь. Приведенный отрывок взят из новой книги Сакьонга Мипама Ринпоче «Принципы Шамбалы» Сакьонг Мипхам Ринпоче — учитель тибетского буддизма, глава международной буддийской ассоциации «Буддизм Шамбалы», объединяющей по всему миру городские буддийские медитационные центры, ретритные центры, монастыри, университеты. Ассоциация была основана его отцом, учителем буддизма Чогьямом Трунгпой. Сакьонг Ринпоче получил много учений от разных великих учителей тибетского буддизма, таких как Пенор Ринпоче и Дилго Кхьенце Ринпоче. Перевод: Анастасия Каретникова |