Сохраним Тибет > Заявление сикьонга Лобсанга Сенге по случаю 59-й годовщины Тибетского народного восстания
Заявление сикьонга Лобсанга Сенге по случаю 59-й годовщины Тибетского народного восстания10 марта 2018. Разместил: Editor |
Пятьдесят девять лет назад в столице Тибета Лхасе тысячи тибетцев собрались в этот день у дворца Норбулинка, летней резиденции Его Святейшества Далай-ламы, чтобы встать на защиту своего духовного лидера и своей родной страны. Выходцы из самых разных слоев общества, движимые несокрушимым тибетским духом, выступили с решительным, но мирным протестом против вооруженного вторжения и оккупации Тибета Китайской Народной Республикой. Это мирное восстание, навсегда вошедшее в историю тибетского народа, было жестоко подавлено китайскими войсками, в результате чего тысячи наших соотечественников были убиты. Сегодня, отмечая 59-ю годовщину Тибетского народного восстания, мы отдаем дань почтения всем тибетцам, пожертвовавшим жизнями во имя борьбы нашего народа за свободу. Несмотря на непрекращающиеся репрессии тибетцы, живущие в Тибете, с непоколебимой уверенностью выступают против жесткой политики китайского правительства. За последние пятьдесят лет в Тибете периодически поднимались волны мирных протестов, среди которых протесты 1987, 1988, 1989 и 2008 годов. В этом году мы отмечаем 30-летие протеста в 1988 году, а также десятилетие всетибетских демонстраций 2008 года, во время которых тибетцы громко заявили о своем стремлении к свободе, высказали искренние и законные требования о прекращении китайской оккупации Тибета. Тем не менее, последние сообщения указывают на то, что во всем Тибете, и в особенности в тибетской столице Лхасе, Китай наращивает военное присутствие и ужесточает меры безопасности. С момента начала оккупации Тибета, китайское правительство обрушивает на тибетцев массовые репрессии. Согласно отчету международной неправительственной организации «Freedom House» за 2016 и 2017 годы, в списке наименее свободных стран Тибет стоит на втором месте в мире после Сирии, превосходя по уровню отсутствия свободы Северную Корею, Южный Судан и Эритрею. В соответствии с данными организации «Репортеры без границ» (Reporters Without Borders), попасть в Тибет сложнее, чем даже в Северную Корею. В условиях политики подавления, начиная с 2009 года, в Тибете было совершено 152 самосожжения: юные и пожилые, монахи и монахини, кочевники и земледельцы из всех трех провинций Тибета предавали себя огню ради освобождения тибетского народа и возвращения Его Святейшества Далай-ламы в Тибет. Последнее самосожжение совершил всего три дня назад сорокалетний Цекхо Тукчак из уезда Нгаба в провинции Амдо. Его голос – это выражение чаяний всех тибетцев в Тибете. Неутихающие протесты в Тибете явились результатом нарушения политических, религиозных, культурных и экологических прав тибетского народа. С целью осуществления надзора и контроля религиозной деятельности в Тибете в феврале китайское правительство выпустило так называемую «Директиву о религиозных делах». В соответствии с докладом организации «Human Rights Watch» около 200 кадровых работников Коммунистической партии и чиновников, не имеющих права придерживаться какой-либо религии, были назначены на административные посты крупнейшего буддийского учебного центра Ларунг Гар. С 2016 года был произведен снос значительной его части, половина монахов и монахинь были принудительно высланы. Разрушению также подвергся крупнейший женский монастырь Тибета Ячен Гар и прямо в эти минуты монахинь выставляют на улицу. Глубоко опечалили тибетцев и буддистов всего мира недавние трагические известия о пожаре, вспыхнувшем 17 февраля в храме Цуглакханг на территории монастыря Джокханг. Этот монастырь считается самой почитаемой для последователей тибетского буддизма святыней и входит в список охраняемых объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сообщается, что монастырю был нанесен колоссальный ущерб: более десятка драгоценных статуй, сотни артефактов, тханок и настенных росписей были уничтожены пожаром. Джокханг по-прежнему закрыт для публичного посещения. Очевидно, что древняя тибетская цивилизация понесла невосполнимую утрату. По прошествии двух недель отказ властей разъяснить причину пожара и нанесенный им ущерб вызывает беспокойство и еще больше вопросов. В связи с этим я призываю ЮНЕСКО направить в Тибет официальных представителей ООН для выявления обстоятельств произошедшего и международных журналистов для проведения независимого расследования. Об усилении карательных мер в Тибете свидетельствует циркуляр «Отчеты о преступлениях и нарушениях со стороны сил подпольного движения», опубликованный недавно Бюро общественной безопасности Тибетского автономного района. В документе перечислены 22 вида незаконной деятельности, о которых Пекин требует доносить представителям властей. В трех пунктах прямо упоминается Его Святейшество Далай-лама. В распоряжении подчеркивается, что тибетцы обязаны предоставлять сведения о деятельности тех, кого китайские чиновники именуют «преступными группировками, имеющими контакты с сепаратистскими силами Далай-ламы». Этот циркуляр представляет собой образец ошибочного курса, который, несомненно, основан на недостаточном понимании тибетского менталитета. Сердца и умы всех тибетцев в Тибете преисполнены искренним почтением по отношению к Его Святейшеству Далай-ламе. Вместо того чтобы снизить напряженность, предоставив тибетцам возможность открыто чтить Его Святейшество Далай-ламу, проявление веры в Его Святейшество Далай-ламу криминализируется. Это станет основной причиной дальнейшей нестабильности в Тибете. Правительство КНР пропагандирует «гармонию национальностей», в то время как подобная драконовская политика в корне противоречит любой гармонии. Попытки провести грань между Его Святейшеством Далай-ламой и буддизмом в Тибете также побуждают тибетцев оказывать мирное сопротивление. Нарочито заявлять, что тибетцы могут быть буддистами, но не должны быть последователями Его Святейшества Далай-ламы, столь же бессмысленно, как запретить католикам следовать наставлениям Папы Римского. Налицо совершенно ошибочное понимание самой сути тибетского буддизма и тибетской нации. Для нас Тибет и Ченрезиг (Авалокитешвара, Будда сострадания) – одно и то же, а Его Святейшество Далай-лама и тибетский народ – единое целое. Попытки разделить их ранят чувства тибетцев и подрывают основы тибетского духа. Мы решительно осуждаем положения циркуляра, в котором пропаганда и защита тибетского языка, культуры и подхода Срединного пути криминализируются и объявляются ничем иным, как проявлением «реакционной и узконационалистической идеологии». Статья 4 конституции КНР не только защищает, но и поощряет право на сохранение тибетского языка. Подобным образом мы считаем, что предложения, выдвинутые именно в рамках подхода Срединного пути, могут стать обоюдовыгодными для народов Тибета и Китая. Мы сохраняем непоколебимую приверженность мирному разрешению тибетского вопроса посредством подхода Срединного пути. Учитывая, что Си Цзиньпин переизбран на второй срок, я призываю его мирно решить проблему Тибета с помощью диалога между посланниками Его Святейшества Далай-ламы и представителями китайского правительства. Опираясь на изречение, часто звучащее из уст Его Святейшества Далай-ламы: «Надейся на лучшее, но готовься к худшему», Кашаг разработал план под названием «Пять-пятьдесят». Он предполагает предоставление тибетскому народу подлинной автономии в ближайшие пять лет в рамках подхода Срединного пути, и в то же самое время, если потребуется, направлен на укрепление и поддержание освободительной борьбы тибетцев в следующие 50 лет. С целью поддержания жесткого контроля над Тибетом и тибетским народом, на местном уровне на высшую должность секретаря партийного комитета и другие ключевые посты так называемого Тибетского автономного района назначаются только китайские чиновники, несмотря на то, что тибетцы имеют такой же уровень образования и опыта, как и китайцы. Даже на уровне префектур или округов менее квалифицированные ханьцы занимают должности секретарей, в то время как тибетцы, имеющие соответствующее образование и опыт, не могут получить таких назначений. Растущая волна экономического развития и процветания Китая обошла стороной Тибет, который по-прежнему остается одним из беднейших регионов. В наиболее выгодном положении в Тибете сейчас находятся этнические китайцы, за последнее время наводнившие Тибет. В письме одного тибетца, живущего в Тибете, упоминается ситуация с городом Лхока, в котором в 2012 году был построен аэропорт Лхока Гонгкар. Менее чем за пять лет в Лхоку переселилось около 25 000 китайцев, которые захватили местный рынок и заняли большинство рабочих мест. Если подобным образом обстоят дела в таком маленьком городе как Лхока, невозможно представить ситуацию, которая складывается в больших городах, таких как Цетанг, Шигацзе и Чамдо. Китайское правительство не перестает сообщать о развитии Тибета и новых инвестициях в регион, однако замалчивает данные о массовой миграции китайцев в Тибет и заселении ими 74-х округов Тибетского автономного района. Такого рода стремление превратить тибетцев в незначительное меньшинство на их земле лишь нагнетает недовольство и нестабильность в регионе. Кроме всего прочего, на протяжении более 50 лет предпринимаются активные попытки обратить тибетцев в китайцев, а сам Тибет – в одну из китайских провинций. Китайское правительство на свой лад переименовало древние тибетские горы, реки и другие географические объекты; публичные вывески и указатели составляются исключительно на китайском языке; самих тибетцев поощряют к вступлению в смешанные браки и получению китайских имен. Я хотел бы твердо заявить, что все эти пагубные замыслы не увенчаются успехом и справедливое дело Тибета восторжествует. Даже спустя десятилетия китайского господства тибетцы не утратили своей решимости. Дело Тибета снискало поддержку всего мира, главным образом благодаря Его Святейшеству Далай-ламе, который своим мудрым наставничеством вдохновляет и вселяет силу в тибетцев, живущих в Тибете и за его пределами. Его Святейшество Далай-лама призывает уделять особое внимание развитию образования, считая, что так же, как птице для того, чтобы летать, нужны два крыла, каждый тибетец может иметь современное образование и сохранять при этом чувство национальной идентичности. Мы призываем каждого тибетца, рожденного в новом тысячелетии в Тибете и за его пределами, год за годом сохранять твердую приверженность делу Тибета, гордиться своей национальной принадлежностью и традиционными ценностями тибетского народа. Новое поколение тибетцев, так же, как и предыдущие поколения, должно сохранять отвагу и верность своим принципам. Чувство единения и мужества, живущее в сердце каждого тибетца, всегда было источником нашей большой силы и гордости, однако некоторые тибетцы в изгнании предпринимают попытки разъединения по региональному признаку. Это не только становится препятствием в борьбе за освобождение тибетцев, но также разочаровывает и ослабляет надежды тех, кто трудился исключительно ради общего блага. Мы не можем позволить регионалистам и сектантам разделить нас. По этой причине я смиренно и настоятельно взываю к тибетцам в изгнании забыть о разногласиях и укрепить наше единство, которое всегда будет оставаться прочным фундаментом нашей борьбы. Пользуясь случаем, я выражаю признательность за международную поддержку и солидарность, в том числе и на высоком уровне, по отношению к тибетскому защитнику двуязычного образования Таши Вангчуку. Недавно Европейским парламентом была принята срочная резолюция, касающаяся законного решения по его делу. С совместным заявлением о его освобождении выступили депутаты сейма Латвии. Немецкие парламентарии и французские сенаторы также выступили с аналогичными декларациями, в которых призвали правительство Китая обеспечить право Таши Вангчука на справедливый и беспристрастный суд. Я благодарю Специального представителя Европейского союза по правам человека за выражение опасений касательно положения Таши Вангчука в ходе открывшейся ранее 37-й сессии Совета по правам человека ООН. Я также благодарю министра иностранных дел Канады за то, что он призвал Китай позволить Верховному комиссару ООН по правам человека и Специальному докладчику ООН по вопросу о свободе религии посетить пропавшего без вести Панчен-ламу, насильственное исчезновение которого более двух десятилетий назад было признано ООН вопиющим случаем нарушения прав человека. Ненасильственная борьба тибетцев за свободу и мир, вдохновляемая Его Святейшеством Далай-ламой, завоевала поддержку и солидарность всего мира. Я выражаю почтение и признательность мировым лидерам, правительствам, парламентариям, неправительственным организациям и всем нашим сторонникам за неустанную помощь в тибетском вопросе. Я отдаю дань уважения и благодарности группам поддержки Тибета, а также парламентским группам за Тибет, крупнейшая из которых находится в Японии и включает 90 депутатов от всех японских партий. По случаю 60-й годовщины ухода тибетцев в изгнание я хотел бы особо поблагодарить Индию и все страны мира, которые великодушно оказывают тибетцам теплый прием и всевозможное содействие. В знак признания их доброты Центральная тибетская администрация объявляет нынешний год годом благодарения, в ходе которого будут организованы мероприятия в разных уголках нашей планеты. В заключение я возношу молитвы о долгой жизни Его Святейшества Великого Четырнадцатого Далай-ламы Тибета и благополучии всех тибетцев в Тибете. Пусть скорее настанет день, когда тибетцы вновь воссоединятся в родных землях! Лобсанг Сенге Президент Центральной тибетской администрации 10 марта 2018 г. |