Сохраним Тибет > Далай-лама посетил Тибетскую детскую деревню в Чогламсаре

Далай-лама посетил Тибетскую детскую деревню в Чогламсаре


8 августа 2018. Разместил: savetibet
Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 1 августа 2018 года – Дорога из Чогламсара, часть трассы Ле-Манали, ведущая к школе Тибетской детской деревни, огорожена с обеих сторон стеной и поднимается вверх серпантином. Сегодня утром, к прибытию Его Святейшества Далай-ламы тибетцы всех возрастов, некоторые с национальными музыкальными инструментами в руках, заполонили обе стороны дороги, желая его поприветствовать.

Далай-лама посетил Тибетскую детскую деревню в Чогламсаре
Его Святейшество Далай-лама приветствует пожилых тибетцев по прибытии в школу Тибетской детской деревни Чогламсара. Фото: Тензин Чойджор.

По пути из машины к возвышающейся над школьной территорией крытой сцене, Его Святейшество то и дело останавливался, чтобы благословить стариков, немощных и больных, ожидающих его появления. Руководство школы и бывший член Раджья Сабхи Тхикси Ринпоче приветствовали Далай-ламу на сцене. Все собравшиеся стоя выслушали тибетский и индийский национальные гимны в исполнении школьного хора.

Директор школы Чеми Лхундуп зачитал отчет о последних достижениях, рассказав в подробностях об учреждении отделения для детей с особыми нуждами, которое было специально приспособлено под эти цели и в котором работают квалифицированные сотрудники. Это начинание поддерживает фонд Далай-ламы.

Вслед за тем школьники исполнили традиционный тибетский танец.

В своем обширном докладе о тибетском поселении Сонамлинг главный представитель Цетен Вангчук отдал дань памяти покойному Сонаму Дава, советнику деревни Тхикси, который скончался в начале этого года. Он упомянул, что геше с большим успехом преподавал курс введения в буддизм. Среди других достижений – медицинские палаточные городки, в которых рассказывают о профилактике болезней, а также предоставляют медицинскую помощь. Врачи «Мен-ци-кханга» направляются в разные уголки Ладака, чтобы помочь местным жителям с диагностикой и лечением. В поселении заботятся и о кочевниках, живущих в Чангтане, а также обо всех жителях Ле.

Далай-лама посетил Тибетскую детскую деревню в Чогламсаре
Главный представитель тибетского поселения Сонамлинг Цетен Вангчук выступает с докладом в школе Тибетской детской деревни Чогламсара. Фото: Тензин Чойджор.

Цетен Вангчук коснулся и вопросов поддержания чистоты дорог и улиц в соответствии с начатой правительством Индии кампании «Свачх Бхарат», упомянул об обращениях за поддержкой к правительству штата Джамму и Кашмир и бурении скважин, призванных решить проблему нехватки воды при поддержке фонда «Защитим детей». Отпраздновали также столетие со дня рождения Бакулы Ринпоче, а в июле представители поселения навестили тибетскую мусульманскую общину в Сринагаре. Главный представитель завершил свою речь молитвами о долголетии Его Святейшества и об исполнении всех его желаний.

Вслед за традиционным танцем, который исполнили участники ансамбля из поселения Сонамлинг, Его Святейшество попросили от имени местных жителей вручить подарки ладакским лидерам, находящимся среди гостей.

Далай-лама посетил Тибетскую детскую деревню в Чогламсаре
Тибетцы из тибетского поселения Сонамлинг совершают подношение традиционных песен и танцев Его Святейшеству Далай-ламе. Фото: Тензин Чойджор.

«Я выражаю почтение Авалокитешваре, – начал свое обращение Его Святейшество. – Сегодня я приехал в ваше поселение, где так много детей, и обращаюсь к вам как к жителям Страны Снегов на нашем родном языке. Большинство тибетцев в Тибете и в изгнании возлагают на меня свои надежды, поэтому я хотел бы сказать им несколько слов.

Тибет часто величают “крышей мира”. Один китайский археолог говорил мне, что согласно данным раскопок, поселения людей появились в Тибете около 35 тысяч лет тому назад, что довольно рано по любым меркам. Когда-то Тибет был известен под именем Шангшунг. Затем в 7-м веке царь Сонгцен Гампо женился на китайской и непальской принцессах, которые и познакомили Тибет с буддизмом. С подачи Сонгцена Гампо началось создание тибетской письменности, в основу которой лег алфавит и грамматика индийского деванагари.

В 8-м веке, когда царь Трисонг Децен захотел учредить буддизм в Тибете, он пригласил Шантаракшиту. Великий наставник из монастыря-университета Наланда ввел монашеское обучение. Он учредил первый монастырь в Самье, в котором было отделение для принявших обет безбрачия монахов, а также посвятил в монашеский сан первых семь тибетцев, желая убедиться, что они будут верны своим обетам.

Далай-лама посетил Тибетскую детскую деревню в Чогламсаре
Его Святейшество Далай-лама дарует наставления членам тибетского сообщества во время встречи, организованной в школе Тибетской детской деревни Чогламсара. Фото: Тензин Чойджор.

Под его предводительством начался труд по переводу буддийской литературы (в основном с санскрита) на тибетский язык, и в результате сегодня у нас есть более ста томов собрания Кангьюра – переведенных слов Будды, и 225 томов Тенгьюра – трактатов последующих индийских наставников. Шантаракшита учредил подход, которому мы следуем и по сей день – мы заучиваем наизусть коренные тексты, изучаем комментарии к ним и оттачиваем свои знания в ходе философских диспутов, во время которых необходимо опровергнуть точку зрения оппонента, утвердить свою собственную и ответить на критику.

Шантаракшита был выдающимся ученым-философом, великим философом и логиком, о чем свидетельствуют его труды. Благодаря его наставлениям, тибетский язык значительно обогатился в процессе перевода. Таким образом, с опорой на обучение и практику тибетцы сберегли свою буддийскую традицию в целости и сохранности. Тибетскими наставниками было написано около 40 тысяч комментариев.

Наши предки-тибетцы выполнили желание великих трех – Адепта Падмасабхавы, Настоятеля Шантаракшиты и Царя Трисонга Децена, и буддизм распространился по всему Тибету. И мы, их наследники, храним нашу традицию живой.

Чтобы доказать истинность учений Будды, мало просто цитировать священные писания, поскольку между ними есть кажущиеся расхождения. Позже ученые-логики разделили буддийские учения на две категории – учения с прямым смыслом и те, что нуждаются в толковании. Ключевую роль играют логика и обоснование, и школьники, которые вели сегодня философские диспуты, тоже вносят свою лепту в сохранение этой традиции.

Далай-лама посетил Тибетскую детскую деревню в Чогламсаре
Ученики школы Тибетской детской деревни Чогламсара слушают наставления Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Тензин Чойджор.

Стиль, в котором тибетцы ведут философские диспуты несколько отличается от принятого в Наланде. В 12 веке Сакья Пандита написал подробный трактат по логике, на основе которого Чапа Чокьи Сенге изложил правила и стиль проведения монастырских дебатов, которыми мы пользуемся по сей день. Важно понимать, что, скажем, на хинди, английском или китайском языках невозможно с той же точностью передать буддийские идеи и логические доводы, как на тибетском. Шесть миллионов тибетцев – это капля в море по сравнению с семимиллиардным человечеством, и все же наш родной язык позволяет изложить буддийские воззрения и объяснения с максимальной точностью».

Его Святейшество заметил, что именно навык строгого логического обоснования позволяет тибетским ученым-философам с легкостью вести диалог с современными учеными. Буддийские ученые многое узнали о материальном мире, а западные ученые в свою очередь почерпнули немало сведений об устройстве сознания – другими словами, диалог обогащает обе стороны. Изучение естественнонаучных дисциплин стало частью учебных программ великих монастырей-университетов. Это нововведение означает, что современные монастыри гораздо больше похожи на то, каким был монастырский университет Наланда, как он описывается Бхававивекой в «Пламени полемики» – в нем соревновались самые непохожие воззрения.

«Наша жизнь полна трудностей, – продолжил Его Святейшество, – и все же дух тибетцев остается сильным. Мы ничего не имеем против китайского народа, однако узколобые сторонники жесткой линии в руководстве Китая принесли нам немало бед. Любые попытки тибетцев сохранить свою самобытность сторонники жесткой линии трактуют как желание отделиться от Китая. За годы оккупации были разрушены тысячи монастырей и храмов, а монахов и монахинь подвергают жестоким гонениям.

Далай-лама посетил Тибетскую детскую деревню в Чогламсаре
Тикси Ринпоче во время встречи Его Святейшества Далай-ламы с членами тибетского сообщества в школе Тибетской детской деревни Чогламсара. Фото: Тензин Чойджор.

Учитель Джамьянга Шейпы, с которым я встретился по дороге в Китай в 1954 году, после 1959-го был схвачен и приговорен к смерти. Перед казнью он попросил позволить ему помолиться и прочел следующую строфу:

С благословения моих святых учителей
Да смогу я принять на себя страдания живых существ.
Все мои добродетели и счастье да будут дарованы им.


Еще один мой знакомый монах провел в китайских застенках 18 лет, после чего ему удалось уехать в изгнание в Индию. Рассказывая о пережитом в беседе со мной, он заметил, что много раз сталкивался со смертельной опасностью. Я решил, что речь шла об угрозе его жизни, и попросил рассказать поподробнее. Он ответил, что несколько раз ему грозила опасность утратить сострадание к китайским тюремщикам.

Мы стали верными последователями буддизма с той далекой поры, как он пришел на нашу родину в 8-м веке. Китайские коммунисты не жалеют сил на “промывание мозгов” тибетцам, стремясь искоренить нашу культуру и самобытность, однако все напрасно. Наша решимость непреклонна. Сегодня многие люди начинают питать живой интерес к тибетскому буддизму, среди них и 400 миллионов буддистов Китая.

Далай-лама посетил Тибетскую детскую деревню в Чогламсаре
Ученики из школьного фотоклуба фотографируют Его Святейшество Далай-ламу во время его визита в школу Тибетской детской деревни Чогламсара. Фото: Тензин Чойджор.

Согласно историческим документам, в 7-9 веках существовало три империи – китайская, монгольская и тибетская. Ни в одном китайском манускрипте нет упоминаний о том, что Тибет был частью Китая.

Пандита Неру говорил мне, что США не начнет войны с Китаем из-за Тибета, и рано или поздно нам придется сесть за стол переговоров с китайцами. Мы сделали несколько безуспешных обращений в ООН, и в 1974 году решили не искать независимости, а готовиться к диалогу. Наш подход Срединного пути поддерживает большинство тибетцев в Тибете и в изгнании. Я твердо верю, что, если простым китайцам станет известно, что мы не стремимся к отделению, у них будет меньше причин нам противодействовать. За последние 40 лет Китай сильно изменился, и я думаю, мы можем ожидать дальнейших перемен к лучшему».

Его Святейшество отметил, что тибетцы в Ладаке делают все возможное для сохранения родной культуры и религии. Повсюду в мире, добавил он, тибетцев ценят за порядочность и честность. Его Святейшество упомянул также, что в 2011 году сложил с себя все политические полномочия, передав власть в руки выборного руководства. Хотя некоторые исследователи называли тибетский буддизм ламаизмом, сегодня общеизвестно, что на самом деле тибетский буддизм наследует традиции индийского монастыря-университета Наланда.

Далай-лама посетил Тибетскую детскую деревню в Чогламсаре
Его Святейшество Далай-лама дарует наставления членам тибетского сообщества во время встречи, организованной в школе Тибетской детской деревни Чогламсара. Фото: Тензин Чойджор.

В завершение Его Святейшество рассказал историю о том, как Мао Цзэдун в 1954 году полюбопытствовал, есть ли у Тибета государственный флаг. Услышав, что есть, он сказал Его Святейшеству, что очень важно его беречь. Тибетский флаг, добавил председатель Мао, должен развеваться рядом с красным китайским стягом. Таким образом, когда китайские послы жалуются при виде тибетских флагов в разных уголках мира, он советует своим сторонникам отвечать, что лично Мао Цзэдун дал Далай-ламе на это разрешение.

Произнося слова благодарности, Дхондуп Церинг сказал Его Святейшеству, что они вечно будут в долгу за его доброту, и что от имени всех тибетцев поселения и кочевников, живущих в его окрестностях, он возносит молитвы о долголетии и исполнении всех желаний Далай-ламы.

Перевод: Ольга Селезнева

Фоторепортаж о событии:


Его Святейшество Далай-лама принимает в своей резиденции медсестер, работающих в мемориальной больнице им. Сонама Норбу. Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 1 августа 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Его Святейшество Далай-лама принимает в своей резиденции медсестер, работающих в мемориальной больнице им. Сонама Норбу. Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 1 августа 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Ученики и преподаватели держат традиционные шарфы-хадаки, приветствуя Его Святейшество Далай-ламу по прибытии в школу Тибетской детской деревни Чогламсара. Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 1 августа 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Ученики и преподаватели держат традиционные шарфы-хадаки, приветствуя Его Святейшество Далай-ламу по прибытии в школу Тибетской детской деревни Чогламсара. Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 1 августа 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Его Святейшество Далай-лама прибывает в школу Тибетской детской деревни Чогламсара. Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 1 августа 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Его Святейшество Далай-лама прибывает в школу Тибетской детской деревни Чогламсара. Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 1 августа 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.

Ученицы школы Тибетской детской деревни Чогламсара исполняют традиционные песни во время встречи Его Святейшества Далай-ламы с членами тибетского сообщества. Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 1 августа 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Ученицы школы Тибетской детской деревни Чогламсара исполняют традиционные песни во время встречи Его Святейшества Далай-ламы с членами тибетского сообщества. Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 1 августа 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Ученики школы Тибетской детской деревни Чогламсара поют и танцуют во время встречи Его Святейшества Далай-ламы с членами тибетского сообщества. Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 1 августа 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Ученики школы Тибетской детской деревни Чогламсара поют и танцуют во время встречи Его Святейшества Далай-ламы с членами тибетского сообщества. Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 1 августа 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Ученики младших классов школы Тибетской детской деревни Чогламсара смотрят выступления, организованные во время встречи Его Святейшества Далай-ламы с членами тибетского сообщества. Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 1 августа 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Ученики младших классов школы Тибетской детской деревни Чогламсара смотрят выступления, организованные во время встречи Его Святейшества Далай-ламы с членами тибетского сообщества. Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 1 августа 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.

Тибетцы совершают подношение традиционных песен Его Святейшеству Далай-ламе во время встречи в школе Тибетской детской деревни Чогламсара. Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 1 августа 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Тибетцы совершают подношение традиционных песен Его Святейшеству Далай-ламе во время встречи в школе Тибетской детской деревни Чогламсара. Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 1 августа 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Тибетцы совершают подношение традиционных песен и танцев Его Святейшеству Далай-ламе во время встречи в школе Тибетской детской деревни Чогламсара. Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 1 августа 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Тибетцы совершают подношение традиционных песен и танцев Его Святейшеству Далай-ламе во время встречи в школе Тибетской детской деревни Чогламсара. Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 1 августа 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Его Святейшество Далай-лама дарует наставления членам тибетского сообщества во время встречи, организованной в школе Тибетской детской деревни Чогламсара. Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 1 августа 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Его Святейшество Далай-лама дарует наставления членам тибетского сообщества во время встречи, организованной в школе Тибетской детской деревни Чогламсара. Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 1 августа 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.

Вид на двор школы Тибетской детской деревни Чогламсара, где собрались члены тибетского сообщества, чтобы послушать наставления Его Святейшества Далай-ламы. Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 1 августа 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Вид на двор школы Тибетской детской деревни Чогламсара, где собрались члены тибетского сообщества, чтобы послушать наставления Его Святейшества Далай-ламы. Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 1 августа 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Члены тибетского сообщества слушают наставления Его Святейшества Далай-ламы. Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 1 августа 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Члены тибетского сообщества слушают наставления Его Святейшества Далай-ламы. Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 1 августа 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.По завершении встречи с членами тибетского сообщества, организованной в школе Тибетской детской деревни Чогламсара, Его Святейшество Далай-лама шутливо позирует ученикам из школьного фотоклуба. Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 1 августа 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.По завершении встречи с членами тибетского сообщества, организованной в школе Тибетской детской деревни Чогламсара, Его Святейшество Далай-лама шутливо позирует ученикам из школьного фотоклуба. Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 1 августа 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.

1 августа 2018 г. в Ле Его Святейшество Далай-лама встретился с членами тибетского сообщества.