Сохраним Тибет > Студенты и аспиранты философского факультета МГУ прошли стажировку в Библиотеке тибетских трудов и архивов
Студенты и аспиранты философского факультета МГУ прошли стажировку в Библиотеке тибетских трудов и архивов28 августа 2018. Разместил: savetibet |
В июне 2018 года группа под руководством проф. Кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ, д.ф.н. Е.В. Фалёва отправилась на первую стажировку в Библиотеку тибетских трудов и архивов (далее – Библиотека), расположенную в г. Дхарамсала на северо-западе Индии. Состав группы из 19 человек, прошедших предварительный отбор, был весьма разнообразен и репрезентативен: основу образовывали студенты, магистры и аспиранты философского факультета, однако среди нас были также яркие представители факультетов Журналистики и Иностранных языков и регионоведения, Механико-математического факультета и Института ядерной физики МГУ, а также Русской антропологической школы РГГУ; в числе участников были как профессиональные индологи и буддологи, студенты, специализирующиеся на индийской мысли, так и исследователи, для которых эта поездка была первым глубоким знакомством с индийской философией и культурой. Впрочем, разнородность группы уравновешивалась живым интересом к Индии, который разделяли все без исключения участники; благодаря ему, каждый возвратился со стажировки не только с новыми знаниями, но и с личными открытиями, совершёнными на гималайских тропах, на улицах Дхарамсалы и окрестных городов, в общении с местными жителями, в буддийских монастырях и, конечно, в Библиотеке.
Наша стажировка началась со знакомства с библиотечным музеем, в котором собраны редкие ценности – скульптуры, ступы, мандалы, статуи и другие ритуальные предметы, некогда хранившиеся в старейших тибетских монастырях, спасённые переселенцами и преподнесённые в дар Его Святейшеству Далай-ламе XIV. Неудивительно поэтому, что о каждом из этих предметов, в которых сконцентрировалась суть и история тибетского буддизма, сотрудники музея рассказывают охотно и подробно, щедро делясь знаниями о сохранённых реликвиях. Из музея мы проследовали в библиотечный архив, где нам удалось взглянуть на старинные манускрипты, содержащие ключевые для тибетского буддизма тексты и лишь частично переведённые на другие языки. Архив, действительно, производит сильное впечатление не только необычным форматом хранящихся там текстов, но и обширностью и древностью своей коллекции. Стоит отметить, как во всех сотрудниках Библиотеки, от библиотекарей до секретарей, дружелюбие и готовность помочь в любом исследовательском и практическом вопросе, сочетаются с осознанием необходимости сохранения родной культуры и языка, поставленных под угрозу полного уничтожения печальными политическими событиями. Это настроение осознанности и открытости образует очень благоприятную атмосферу для работы профессиональных буддологов и всех интересующихся буддизмом, объединяя самые разные национальности в благородном деле сохранения одной из жемчужин человеческой духовности. В дальнейшем мы получили возможность доступа к обширному библиотечному фонду, содержащему корпус современной исследовательской литературы о буддизме, и не раз занимались в Библиотеке в послеполуденные часы. После ознакомительного дня началась основная учебная программа, состоявшая из трёх частей – утренних уроков по теории и практике медитации и лекций по философии буддизма, проводимых геше Лхакдором, и уроков тибетского языка, в хитросплетения которого нас посвящала очаровательная ачарья Пема Кхандо. Стоит сказать несколько слов отдельно о каждой из частей курса. Почти все участники стажировки особо отметили в своих отзывах ценность уроков медитации, в ходе которых геше Лхакдор не только пробуждал наши умы от утренней (и не только) лености и рассеянности, но и постепенно знакомил нас с кругом тибетских медитативных практик. Сегодня феномен медитации и её влияние на сознание привлекают всё больше внимания западной нейронауки и философии. Для нас, европейских исследователей, эти уроки были уникальной возможностью не только получить теоретические знания о медитации, но и сделать первые, скромные шаги в её освоении на практике. Лекции по философии буддизма строились по классическому формату – как комментарий геше к тексту Далай-ламы, в котором Его Святейшество излагает основы буддийской философии. Учитывая описанную выше неоднородность группы с точки зрения подкованности в философии буддизма, неудивительно, что материал лекций показался участникам более или менее знакомым. Тем не менее, лекции научили нас очень многому: геше Лхакдор преподавал материал доступно и увлекательно, ненавязчиво затрагивая не только умы, но и сердца слушателей; поддерживал философские дискуссии, возникавшие на занятиях, всегда охотно отвечал на вопросы и оставался после занятий, чтобы пообщаться со студентами индивидуально. За это время нам удалось изучить философские основания буддизма: 4 благородные истины, учение о пустоте, принцип воздержания от насилия, природу сознания, источники его заблуждений и пути его освобождения, однако подлинная ценность этих лекций заключалась, прежде всего, в возможности личного общения с человеком, своей жизнью осуществляющим философию буддизма. В отличие от лекций, на уроках тибетского все были равны в своём невежестве. Даже знание санскрита оказывает слабую поддержку в изучении этого языка, в котором правила фонетики не поддаются логическому объяснению, а изысканная вязь букв подобна лабиринту Минотавра. Разумеется, серьёзное освоение тибетского требует гораздо более долгого и подробного изучения, чем две недели, но наша преподавательница, ачарья Пема Кхандо делала всё возможное, чтобы мы покинули Дхармсалу со своей маленькой победой над ним. Этой победой стало наше исполнение тибетской песни на прощальном вечере в Библиотеке, которое, кажется, весьма растрогало местных жителей. В целом же, отмечу, что для буддологов и тибетологов Библиотека является настоящим оазисом, поскольку предлагает разные по уровню и продолжительности курсы тибетского, а её расположение в Дхармсале гарантирует постоянную языковую практику с местным тибетским населением. Культурная программа также была насыщенной. Каждый день был богат на открытия, нам удалось посмотреть ряд знаменитых мест в окрестностях Дхарамсалы: • посетить резиденцию Далай-ламы и поучаствовать в мероприятиях, посвящённых празднованию дня рождения Его Святейшества 6 июля; • понаблюдать за традиционными буддийскими монастырскими дебатами; • не раз прогуляться по священной тропе Кора, огибающей резиденцию Его Святейшества; • увидеть работу тибетских ремесленников в деревне Норбулинка (копии Дворца Далай-ламы в Тибете); понаблюдать за процессом создания произведений в традиционных техниках резьбы по дереву, печати на ткани, живописи танка и др.; • познакомиться с жизнью женского буддийского монастыря Долма Линг; • посетить одну из древнейших в мире крепостей – форт Кангра, которую по легендам осаждал сам Александр Македонский; • совершить восхождение на гору Триунд, поднявшись за день с 1800 до 3200 метров над уровнем моря; • ближе познакомиться с индийским бытом, культурной и религиозной жизнью, совершая многочисленные вылазки в Маклеод Гандж, Нижнюю Дхарамсалу и Бхагсу. В завершение стажировки руководство Библиотеки попросило нас подготовить праздничную программу для прощального концерта. Наша группа оказалась богатой на таланты; нужно особенно отметить готовность, с которой ребята участвовали в репетициях, предлагали варианты номеров, старались внести свой вклад в подготовку общего праздника. Сотрудники Библиотеки, со своей стороны, также подготовили музыкальные выступления и прощальный ужин, поэтому прощальный вечер проходил под звуки европейских, русских и тибетских песен, в дружелюбном и светлом пространстве, возникшем на пересечении культур. Подводя итоги, уже из вышесказанного ясно, что результаты стажировки не могут быть сведены к чисто академическим показателям. Дары, приобретённые нами за эту поездку, – это дары общения в самом широком смысле: общения с учителями буддизма, с потрясающей гималайской природой, с местными жителями и, конечно, друг с другом. Каждый из нас вернулся с огромной благодарностью за все эти дары – к сотрудникам Библиотеки, проф. Е.В. Фалёву и друг другу. Мы надеемся, что по дороге, проложенной нашей группой в Библиотеку тибетских трудов и архивов, пройдут ещё многие русские и тибетские группы студентов, ищущих плодотворного диалога между культурой и философией наших стран. Некоторые фрагменты из отзывов участников стажировки«Смена культурной среды для профессиональных философов – необходимая практика, расширяющая границы понимания. Мой небольшой опыт убеждает меня в том, что мыслящему выходцу из России стоит хотя бы один раз увидеть Восток. Двойственность Дхармсалы с её индуистскими корнями и переселенцами из Тибета – уникальное место для близкого знакомства с различными ликами Востока. Наблюдательный исследователь получит массу удовольствия, замечая тонкие заимствования, обмен ценностями, зарождение духовного синтеза. Очевидна польза погружения для индологов, буддологов, религиоведов. Но для молодых исследователей, специализирующихся на истории западной философии, это поистине уникальная возможность взглянуть на знакомое проблемное поле с совершенно новых позиций». Мария Митлянская, аспирантка 2 г.о. философского факультета МГУ «Стажировка в Дхарамсале для меня, как исследователя раннебуддийских текстов, представляла профессиональный интерес и принесла пользу в подготовке текста диссертации. Проживание в центре буддийской учености и тибетской культуры дало мне возможность почувствовать, как древние традиции и религиозно-философские системы продолжают свою жизнь в иное время, проходя через множество изменений, но оставаясь собой. Мне хотелось бы поблагодарить принимающую сторону за очень комфортные условия проживания и обучения, доброжелательное отношение и содержательные занятия. Надеюсь, что сотрудничество и научный обмен Дхармсалы и Москвы будут в будущем расти и крепнуть». Анастасия Ложкина, аспирантка 3 г.о. философского факультета МГУ, сотрудник ИФ РАН «Наш приезд был окрашен красками радушия и открытости. Все ресурсы, коими обладает Библиотека были нам доступны и пользование ими приветствовалось: редкие книги и манускрипты, … доступ в музей тибетских реликвий с возможностью консультационной экскурсии, всесторонняя поддержка сотрудников Библиотеки в поиске нужного текста и помощь в подборе необходимых книг по тематическим вопросам. Всё это осуществлялось на безвозмездной основе и лишь подчеркивало важность нашей стажировки для тибетской стороны: я увидела их желание сохранить свою культуру методом передачи знаний и благодарность за наш интерес. Для меня буддизм – это кладезь по инструментам, знаниям и возможностям работы с умом и всеми его проявлениями». Карина Жильченко, сотрудник НИИЯФ МГУ, абитуриентка аспирантуры философского факультета «Эта стажировка – безусловно, незабываемый и ни с чем не сравнимый опыт, который не только познакомил нас ближе с культурой и философией буддизма, но и помог лучше узнать друг друга и встретить новых друзей. Соприкосновение с буддизмом не только в теории на лекциях и семинарах, но и на практике (посещение храмов, резиденции Далай-ламы, созерцание местных жителей в их повседневной жизни) позволили нам всесторонне погрузиться в космическую атмосферу этой уникальной традиции. Дхарамсала – прекрасное место для сохранения и изучения тибетского буддизма в его классическом виде. С академической точки зрения стажировка оказала положительное влияние на мои научные интересы, значительно расширив их. Теперь мне хотелось бы не только заниматься изучением индуизма, но и исследовать, каким образом индуизм и буддизм оказали и оказывают влияние друг на друга». Дарья Павлова, магистр 2 г.о. философского факультета «Организация этой поездки была на высшем уровне: благодаря усилиям Е.В. Фалёва и огромному гостеприимству принимающей нас стороны, знакомство с культурой Индии и Тибета оказалось очень успешным. Лично я, основываясь на материалах курса, сделала для себя несколько важных открытий: у меня выстроилось определенное философское понимание правды, которая выражается не в слове, но в отношении. Стажировка позволила мне посмотреть на фигуру Витгенштейна [философ, на котором специализируется Ира. – Прим.] с другого ракурса, не как на человека, для которого метафизические заключения не имеют никакого смысла, а как на человека, для которого они имеют особенный, внеконвенциональный смысл, и именно поэтому в выражении их в языке нужно быть предельно аккуратным. Само благородное молчание Будды как явление становится более понятным, если учитывать все эти моменты. Я благодарна этой стажировке не только за то, что мне дали знания о буддизме из «первых», монашеских уст, но и за то, что я познакомилась с новыми людьми, которые такие же студенты, как и я, но у которых тоже можно многому научиться. Хочется просто сказать спасибо и без всяких доказательств добавить: «Да, у этой поездки есть результат; его сложно прочитать, как книгу, но его достаточно легко увидеть в нашем поведении и в наших мыслях». Ирина Павлова, магистр 2 г.о. философского факультета «Больше всего на меня произвели впечатления лекции геше: в простой и понятной форме он объяснял то, что в буддизме казалось сложным и непонятным, дополняя свою речь примерами из обыденной жизни. Дхармсала и ее окрестности обладают потрясающей атмосферой: находясь там, я как будто понял и прочувствовал многое из того, что никогда не мог принять в Москве. Я бы хотел использовать те знания о буддизме, которые получил в Библиотеке, дополнить и использовать в своей выпускной работе. Мне кажется, что некоторые буддийские идеи и методы, несмотря на всю свою древность, могут быть успешно применены и в решении современных философских проблем». Антон Попов, магистр 2 г.о. философского факультета «Несмотря на время, прошедшее с момента нашего возвращения из Индии, мне кажется, что я всё ещё не осознал всей значимости этой поездки. Однако одно я могу сказать наверняка: это был грандиозный, ни с чем не сравнимый опыт. Несмотря на множество событий, участником которых я стал, для меня эта Школа стала, прежде всего, опытом понимания самого себя. Люди, место и время – всё здесь совпало наилучшим образом. Я благодарен всем, кто был рядом со мной в этом удивительном путешествии». Дмитрий Степаненко, магистр 2 г.о. философского факультета «Эта поездка в Индию дала мне возможность соприкоснуться с культурой и атмосферой страны, которая является предметом моего научного исследования. Опыт подобного погружения в реалии жизни иной страны, её, совершенно отличный от нашего, ритм жизни – уникальная возможность. Невероятное вдохновение возникает, когда осознаёшь, что на тех же склонах стояли Рерих и Монье-Вильямс. Знания, к которым удалось прикоснуться в процессе обучения, оказались очень полезными, но наиболее важным приобретением стали связи с представителями буддийской науки, которые будут очень ценны в дальнейшем». Анна Пахомова, бакалавр 4 курса философского факультета «Поездка в Индию подарила мне много открытий. Открытия эти касаются как внешнего мира, так и мира внутреннего. Самым большим подарком для меня была группа, с которой мы отправились в это далёкое, манящее тайнами путешествие. Все были очень разными, но одинаково талантливыми, интересными, добрыми и глубокими людьми. Индия учит радоваться жизни во всех проявлениях, она щедра на новые знакомства, на открытых и красивых людей. В таких путешествиях отчетливее понимаешь относительность времени. Сейчас, вспоминая поездку, кажется, что прожила в Индии целую жизнь. В тибетской библиотеке хранится очень много интересных рукописей и манускриптов, но, чтобы прочитать их, потребуется гораздо больше трёх недель… стажировка была для меня первым погружением в тибетскую культуру». Эльвира Аблязина, бакалавр 4 курса Факультета журналистики «Научная программа в Библиотеке была полезной и очень интересной. Стажировка подарила отличную возможность попрактиковаться в английском, научиться внимательнее слушать мир и людей вокруг, познакомиться с прекрасными культурами Индии и Тибета. Самое яркое впечатление – это люди. Дружелюбные, светлые, радостные, всегда готовые помочь. Удивительной красоты природа и чистая энергетика. В Индии всё ощущалось простым, естественным, правильным. Я обрела новые знания, новых друзей и некоторые ответы. Обдумав поездку, я нашла тему, которой хочу заниматься в магистратуре». Влада Волкова, выпускница Факультета иностранных языков и регионоведения |