Сохраним Тибет > В Дхарамсале прошел третий день учений Далай-ламы

В Дхарамсале прошел третий день учений Далай-ламы


9 сентября 2018. Разместил: savetibet
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 6 сентября 2018 года – Сегодня утром, заняв свое место на троне, Его Святейшество Далай-лама объявил, что решил даровать разрешение на практику Авалокитешвары, освобождающего живых существ из низших миров. В ходе церемонии он также дарует обеты мирян и бодхисаттв. Однако прежде всего, пока звучат молитвы и восхваления, он проведет необходимые подготовительные ритуалы.

В Дхарамсале прошел третий день учений Далай-ламы
Его Святейшество Далай-лама проводит подготовительные ритуалы для разрешения на практику Авалокитешвары, в то время как группа монахов, монахинь и мирян поет «Сутру сердца» на вьетнамском языке. Фото: Тензин Чойджор.

Тайские монахи прочли благоприятствующие строфы на языке пали. За ними группа монахов, монахинь и мирян мелодично пропела «Сутру сердца» на вьетнамском языке. Вслед за тем «Сутра сердца» зазвучала снова, на этот раз на индонезийском и, наконец, на английском языке в исполнении группы из Сингапура.

Его Святейшество начал утреннюю сессию четверостишьем из «400 строф о срединности» Арьядевы.

Сначала преодолей недобродетельное,
Затем преодолей грубые представления о самости,
После преодолей любые воззрения.
Так поступают мудрецы.


«Термин “недобродетельное” указывает на неблагое поведение, которого следует избегать. Далее нужно избавляться от искаженных воззрений, в том числе от цепляния за истинное существование. В центре внимания бодхичитты, берущей истоки в любви и сострадании, все живые существа, а мудрости – пробуждение. Взращивая бодхичитту, а также шесть парамит, среди которых и парамита мудрости, мы в конечном итоге обретаем прозрение в пустоту».

В Дхарамсале прошел третий день учений Далай-ламы
Верующие слушают наставления Его Святейшества Далай-ламы во время третьего дня учений в главном тибетском храме. Фото: Тензин Чойджор.

Его Святейшество упомянул о трех или четырех телах Будды, которые можно обрести, лишь создавая должные причины. Он объяснил, что путь, преподанный в сутрах, ведет к обретению тела истины Будды (дхармакая), а плодом пути, описание которого мы находим только в тантрах, становится тело формы Будды (рупакая).

Понимание истинной природы вещей служит противоядием от неведения. Постижение взаимозависимого возникновения ведет к пониманию пустоты и искореняет неведение. Тело формы, которое призвано служить другим, возникает из постижения пустоты. Не имея тела истины, невозможно обрести тело формы, поэтому наша первостепенная цель – именно тело истины.

В прошлом некоторые исследователи утверждали, что наставления о совершенной мудрости не были преподаны самим Буддой. Также бытовало мнение, будто бы учения санскритского канона в целом не были учениями Будды. Нагарджуна в своей “Драгоценной гирлянде” возражает на это, указывая, что учения о бодхичитте, шести парамитах и пустоте были напрямую преподаны Буддой.

В Дхарамсале прошел третий день учений Далай-ламы
Его Святейшество Далай-лама во время третьего дня учений, организованных в главном тибетском храме по просьбе буддистов из стран Азии. Фото: Тензин Чойджор.

Учения о Четырех благородных истинах, их шестнадцати характеристиках и 37 факторах пробуждения, лежащие в основе палийского канона и общие для всех буддийских традиций, в мельчайших подробностях разъясняются в санскритском каноне. Однако мало только провозгласить, что учения санскритского канона были преподаны Буддой, вопрос в том, выдерживают ли они проверку логикой и обоснованием.

Некоторые индийские ученые-философы предполагают, что тантры не были преподаны самим Буддой, ведь похожие практики, огненные пуджи и тому подобные описаны не только в буддийских, но и в небуддийских тантрах. В связи с этим я спросил у своего учителя Кхуну Ламы Ринпоче, чем отличаются буддийские и небуддийские тантрические традиции, и он пояснил, что разница не в использовании каналов, ветров и капель. Отличительная черта буддийских тантр в том, что они выполняются с опорой на постижение пустоты.

Я слышал об индийских садху, которые живут высоко в горах нагими и взращивают практику внутреннего тепла. Они также практикуют перенос сознания. Мне бы очень хотелось познакомиться с кем-то из этих выдающихся йогинов и побеседовать об их опыте и переживаниях.

В Дхарамсале прошел третий день учений Далай-ламы
Верующие слушают наставления Его Святейшества Далай-ламы во время третьего дня учений, на которые собралось более 6000 человек. Фото: Лобсанг Церинг.

Нагарджуна, а также его ученики Арьядева и Чандракирти оставили обширные труды о пустоте, однако у них есть также и сочинения, посвященные тантре. В них объясняется, что йога божеств опирается на понимание пустоты».

Его Святейшество заметил, что не уверен, писали ли Шантаракшита и Камалашила о тантре, однако посещавшие Индию тибетские переводчики об этом упоминают. Среди них и Марпа Лоцава, который учился у Наропы и занимался с ним практиками. Наропа раньше был ученым-философом в монастыре-университете Наланда и стражем его северных ворот.

Начав даровать разрешение на практику Авалокитешвары, освобождающего живых существ из низших миров (Авалокитешвары Сарвадугати Паришодана), Его Святейшество заметил, что эта практика восходит к учителю Митрайоги, который получил благословение и посвящение от самого Авалокитешвары, а также к чистым видениям Тхагпу Дордже Чанга. Его Святейшество сказал, что сам получил разрешение на выполнение этой практики от Кьябдже Триджанга Дордже Чанга, а затем, во время связанного с ней затворничества, начитывал 600 тысяч шестисложных мантр.

В Дхарамсале прошел третий день учений Далай-ламы
Его Святейшество Далай-лама дарует разрешение на практику Авалокитешвары Сарвадугати Паришодана, освобождающего живых существ из низших миров. Фото: Лобсанг Церинг.

В ходе церемонии Его Святейшество даровал обеты мирян и бодхисаттв. Закончив, он взял в руки комментарий Буддапалиты и попросил слушателей запомнить, на каком месте он остановился.

«Вы, наверное, немного расстроены, что мы не слишком продвинулись с изучением трактата Буддапалиты. Однако я полон решимости дочитать его до конца, даже если к тому времени мне исполнится 90 лет. Завтра я дам объяснения по “Восьми строфам о преобразовании ума” и у вас будет возможность задать мне вопросы».

Перевод: Ольга Селезнева

Фоторепортаж о событии:


Его Святейшество Далай-лама принимает в своей резиденции  представителей тайской монашеской общины и их меценатов. Дхарамсала, Индия. 6 сентября 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Его Святейшество Далай-лама принимает в своей резиденции представителей тайской монашеской общины и их меценатов. Дхарамсала, Индия. 6 сентября 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Его Святейшество Далай-лама и представители тайской монашеской общины направляются в главный тибетский храм в начале третьего дня учений. Дхарамсала, Индия. 6 сентября 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Его Святейшество Далай-лама и представители тайской монашеской общины направляются в главный тибетский храм в начале третьего дня учений. Дхарамсала, Индия. 6 сентября 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Его Святейшество Далай-лама приветствует верующих по прибытии в главный тибетский храм в начале третьего дня учений, на которые собралось более 6000 человек. Дхарамсала, Индия. 6 сентября 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Его Святейшество Далай-лама приветствует верующих по прибытии в главный тибетский храм в начале третьего дня учений, на которые собралось более 6000 человек. Дхарамсала, Индия. 6 сентября 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.

Его Святейшество Далай-лама прибывает в главный тибетский храм в начале третьего дня четырехдневных учений, на которые собралось более 6000 человек. Дхарамсала, Индия. 6 сентября 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Его Святейшество Далай-лама прибывает в главный тибетский храм в начале третьего дня четырехдневных учений, на которые собралось более 6000 человек. Дхарамсала, Индия. 6 сентября 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Верующие принимают обеты бодхисаттвы, даруемые Его Святейшеством Далай-ламой во время третьего дня четырехдневных учений, на которые собралось более 6000 человек. Дхарамсала, Индия. 6 сентября 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Верующие принимают обеты бодхисаттвы, даруемые Его Святейшеством Далай-ламой во время третьего дня четырехдневных учений, на которые собралось более 6000 человек. Дхарамсала, Индия. 6 сентября 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Его Святейшество Далай-лама дарует разрешение на практику Авалокитешвары во время третьего дня четырехдневных учений в главном тибетском храме. Дхарамсала, Индия. 6 сентября 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Его Святейшество Далай-лама дарует разрешение на практику Авалокитешвары во время третьего дня четырехдневных учений в главном тибетском храме. Дхарамсала, Индия. 6 сентября 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.

Его Святейшество Далай-лама дарует разрешение на практику Авалокитешвары во время третьего дня четырехдневных учений в главном тибетском храме. Дхарамсала, Индия. 6 сентября 2018 г. Фото: Лобсанг Церинг.Его Святейшество Далай-лама дарует разрешение на практику Авалокитешвары во время третьего дня четырехдневных учений в главном тибетском храме. Дхарамсала, Индия. 6 сентября 2018 г. Фото: Лобсанг Церинг.Верующие почтительно провожают Его Святейшество Далай-ламу, стараясь увидеть его хоть краем глаза, по завершении третьего дня четырехдневных учений в главном тибетском храме. Дхарамсала, Индия. 6 сентября 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Верующие почтительно провожают Его Святейшество Далай-ламу, стараясь увидеть его хоть краем глаза, по завершении третьего дня четырехдневных учений в главном тибетском храме. Дхарамсала, Индия. 6 сентября 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Его Святейшество Далай-лама машет верующим рукой на прощание, покидая главный тибетский храм по завершении третьего дня четырехдневных учений. Дхарамсала, Индия. 6 сентября 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.Его Святейшество Далай-лама машет верующим рукой на прощание, покидая главный тибетский храм по завершении третьего дня четырехдневных учений. Дхарамсала, Индия. 6 сентября 2018 г. Фото: Тензин Чойджор.

6 сентября 2018 г. в Дхарамсале состоялся третий день учений Его Святейшества Далай-ламы по комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита), организованных по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама.