Сохраним Тибет > Видео. Далай-лама. Беседа с еврейскими студентами из США, Канады и Израиля

Видео. Далай-лама. Беседа с еврейскими студентами из США, Канады и Израиля


21 мая 2019. Разместил: savetibet


Беседа с еврейскими студентами из США, Канады и Израиля. Резиденция Его Святейшества, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 12 февраля 2018 года. После своего выступления Его Святейшество Далай-лама ответил на вопросы студентов.

Видео: Офис ЕСДЛ
Перевод: Ольга Селезнева
Озвучивание: Игорь Янчеглов
www.dalailama.ru

Расшифровка видео:


Далай-лама: Братья и сестры, я всегда начинаю свои беседы именно этими словами, и на то есть причины. Я полагаю, что многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, в том числе и палестино-израильский конфликт, созданы нашими собственными руками. И тибетская проблема тоже. Китайцы, тибетцы… мы делаем слишком большой упор на разделении на «своих» и «чужих» — китайцы и тибетцы; евреи и палестинцы. Вот тогда и появляются сложности. Посмотрите на Сирию, Йемен. Сколько там умирает детей от истощения. Мы слишком упорствуем в разделении на «своих» и «чужих». А ведь мы все одинаковые люди — одинаково устроен наши умы, эмоции и тела. Мы все одинаковые.

И мы все, как утверждают ученые, по природе склонны к состраданию. На то есть серьезные причины. Когда мы рождаемся, наши матери окружают нас всесторонней заботой, вскармливают своим молоком, потому что полны сострадания и любви. Тут не о чем спорить — без материнской любви в первые годы ребенку просто не выжить. Если говорить о нашей биологии, то мы общественные животные. А общественные животные, даже самые приспособленные среди них, в одиночку, без поддержки своих сородичей, не могут выжить. Поэтому уже от природы нам присущи любовь, умение заботиться о других членах сообщества. И сегодня пришла пора воспитать в людях понимание, что все мы — члены одного человеческого сообщества.

Я мечтаю, быть может, напрасно, во-первых, о полном разоружение во всем мире, а во-вторых, чтобы исчезли государственные границы, а все народы жили бок о бок, осознавая свое родство. Посмотрите на Европейский Союз. Один мой друг, его можно назвать моим наставником по квантовой физике, покойный фон Вайцзеккер... а у меня было два преподавателя по физике, я считаю их своими учителями. Первый Дэвид Бом, а второй фон Вайцзеккер. Фон Вайцзеккер в 90-е годах рассказывал мне, что во времена его молодости в Германии каждый немец считал французов заклятыми врагами. Подобным образом и французы видели врагов в немцах. Мы беседовали в 90-х годах, и он сказал: а сегодня от подобного отношения не осталось и следа. Во время войны французы и немцы были заклятыми врагами, но потом, рассудив трезво, решили, что общее благо важнее и заложили основы Европейского Союза. Уверен, если бы Европейский Союз не учредили, то в последние десятилетия мы бы наблюдали конфликты и между европейскими странами. Но поскольку создали союз, то по крайней мере, нет опасности, что между странами-участницами начнутся войны, кровопролитие, насилие. Я часто повторяю, что дух, который лег в основу создания Европейского Союза, нужно перенести в Африку – сначала союз должны образовать Восточная Африка, Северная, Южная и Западная. А потом он должен появиться и в Латинской Америке. Что касается Северной Америки, мне становится не по себе, когда американский президент говорит о стене между Мексикой и США. Мне эта идея не по душе. Большинство американцев — это белые люди из Европы, ведь так? Не коренные индейцы. Если действительно искать истинных хозяев американской земли, то это будут коренные индейцы. Много лет тому назад… Однажды, по-моему, это было во Франкфурте или Мюнхене, я побывал на встрече представителей различных религиозных традиций. Был там и кто-то из высших духовных лиц американских индейцев. В своей речи он сказал, что все белые американцы должны покинуть американскую землю. Такое мышление, пожалуй, можно назвать разрушительным. Ведь гораздо лучше, когда все живут счастливо, трудятся бок о бок и вместе строят счастливое процветающее сообщество.

Поэтому я считаю, что решением большинства проблем, которые мы сотворили своими руками, будет не оружие, не деньги, не резолюции ООН, а столь необходимое нам осознание единства всех семи миллиардов людей планеты. У каждого народа есть свое уникальное культурное наследие. Культура создается не правительством и не Организацией объединенных наций. Каждая культура возникла в процессе эволюции и подходит определенным народам, поэтому так важно сохранять свое культурное наследие. Я поистине восхищаюсь решимостью еврейского народа. Где бы ни жили представители еврейского народа, будь то Россия, Польша, другие европейские страны или Америка, Африка, вы бережно храните свои традиции и свои маленькие шапочки. Это прекрасно, в этом много пользы. Вы можете быть россиянами, поляками, немцами, не важно, какое у вас гражданство, но у вас общий дух. Подобным образом, пришла пора активно развивать ощущение единства всех семи миллиардов людей нашей планеты. Мы все члены одной человеческой семьи. Будущее человечества зависит не от жителей какой-то одной страны, а от всех людей без исключения.

Согласно воззрениям иудаизма, а также всех теистических религий, все мы сотворены богом. С этой точки зрения мы братья и сестры. Дети одного отца, ведь так? Когда мы убиваем друг друга, это все равно что убивают друг друга дети одного отца. Для тех, кто на самом деле верит в бога-творца, насилие попросту невозможно. Кроме того, если переводить этот разговор в практическую плоскость, началось глобальное потепление. Правда, американскому президенту до глобального потепления дела нет. Он, наверное, может творить чудеса. Ведь если не произойдёт чудо, в ближайшие несколько столетий из-за глобального потепления число стихийных бедствий будет только расти. Непрерывно идет вверх и численность населения Земли. Когда мы только ушли в эмиграцию, считалось, что на нашей планете около шести миллиардов человек. А спустя тридцать лет их уже семь миллиардов. Некоторые ученые предсказывают, что к концу нынешнего века население Земли достигнет десяти миллиардов. Если так будет продолжаться, думаю, нас ждут серьезные проблемы. Столкнувшись с таким положением дел, мы будем просто обязаны жить дружно как одна большая человеческая семья.

Религия – это более или менее личное дело верующих. Так, тибетцы в большинстве своем буддисты, но среди нас на протяжении последних четырехсот лет были и мусульмане. Они мирно и счастливо уживались в тибетском буддийском сообществе. Около четырехсот лет тому назад Пятый Далай-лама предоставил им землю под строительство мечети в Лхасе. Таким образом мы издавна придерживались религиозного плюрализма. В конце 20-го столетия в Тибете появились и христиане. Это не вызвало никаких проблем, ведь религия, по сути, – личное дело каждого. Национальная принадлежность тоже не слишком важна. По моим ощущениям важно то, что мы все – одинаковые люди. Различные культуры, разные языки, разные вероисповедания — личное дело каждого. Но мы обязаны жить вместе в согласии, дружбе и взаимном уважении.

Поэтому первое главное обязательство моей жизни — продвижение идеи единства всех семи миллиардов людей. Я человек, и эта идея очень полезна и для меня лично. Когда я приезжаю в гости в другие страны с ощущением, что я такой же человек, как и остальные, и с этим чувством встречаюсь с моими братьями и сестрами, между нами, не встает преград. Я всегда улыбаюсь, и люди почти всегда улыбаются в ответ. А если я буду делать упор на том, что я тибетец, буддист и особенно, Его Святейшество Далай-лама, то мне первому придется несладко. Если я стану подчеркивать, что я Далай-лама — а ведь из семи миллиардов Далай-лама только один — я почувствую себя одиноким. Я всегда ощущаю себя таким же человеком, как и все остальные. Я посещаю разные страны, встречаюсь с разными людьми. Вот сейчас, на встрече свами, я вижу в вас своих братьев и сестер, и мы прекрасно ладим. Это мое первое обязательство.

Мое второе обязательство – продвижение межконфессионального согласия, ведь в современном мире даже между последователями одной религии, ислама, на почве незначительных расхождений, скажем как у шиитов и суннитов, случаются распри и льется кровь. В Египте — столкновения между христианами и мусульманами, а в Бирме, к сожалению, между буддистами и мусульманами.

Все основные религиозные традиции несут одно и то же послание, это то, что я обычно называю «истинной религией человека». По природе своей человек склонен к состраданию. Сострадание благотворно влияет на человека, поэтому религия человека — это любовь, к ней сводится послание, которое несут все религии. Чтобы развивать любовь с полной самоотдачей, все вероисповедания учат практикам терпимости и прощения. Поэтому, когда религиозные традиции, призывающие к любви, состраданию, прощению, терпимости, сами же начинают раскалывать человеческое общество, что в конечном итоге приводит к конфликтам и насилию, это чудовищно.
Вы приехали в Индию. Посмотрите, в этой стране религии появились более трех тысяч лет тому назад. Сначала те, что возникли на территории Индии: например, философская школа самкья, ей свыше трех тысяч лет, затем джайнизм, вслед за ним буддизм и, конечно, многочисленные традиции индуизма. Родина всех этих религий – Индия. Затем, около двух тысяч лет назад в Индию пришел иудаизм, а перед ним зороастризм, он был принесён из Древней Персии. Небольшая группа парсов поселилась в Бомбее. Сегодня их меньше ста тысяч человек, капля в огромном мегаполисе, где живут миллионы индуистов, миллионы христиан, миллионы мусульман, однако горстка последователей зороастризма не испытывает ни малейшего страха. На протяжении поколений они исповедуют свою веру. Такова Индия! В этой стране представлены все основные религиозные традиции, все они живут в ладу и согласии. Поскольку в Индии все религиозные традиции мирно уживаются на протяжении двух с лишним тысяч лет, почему бы им не ладить и во всем остальном мире? Мы можем жить рядом и следовать разным верам.

С тех пор, как в 1959 году я обосновался здесь в статусе беженца, меня не перестает восхищать поддерживаемое в Индии согласие в отношениях между религиями. Поэтому я часто повторяю, что межконфессиональное согласие достижимо. Все основные религиозные традиции несут одно и то же послание. Но чтобы обрести убежденность в этом послании — послании любви, прощения, терпимости — нам нужны различные философские учения. Теистические религии проповедуют веру в бога-творца, воплощение бесконечной любви. Мы все пришли из одного источника, поэтому мы все, по сути, братья и сестры, как я говорил раньше. А если природа бога — бесконечная любовь, мы обязаны быть милосердными, поскольку милосерден наш отец, наш создатель.

Далее нетеистические религии. Как я упомянул выше, философская школа самкья возникла в Индии около трех тысяч лет назад. Ее последователи говорят о самосотворении, ведь у души нет начала, поэтому в этой системе нет необходимости в боге. Душа безначальна. Итак, в Индии возникла философия школы самкья, чуть позже появился джайнизм со своей философией, где тоже отсутствует концепция бога-творца, затем буддизм, в котором эта идея также отрицается. Таковы нетеистические религии.

Вы верите в бога, а для развития убежденности в важности любви и сострадания идея бога-творца может принести неоценимую помощь. Концепция самосотворения тоже весьма благотворна, поскольку ответственность за ваше будущее, за вашу жизнь, счастье, радость в этой системе взглядов полностью в ваших руках. Не в руках создателя, а в ваших собственных. Если вы поступаете правильно, пожнете благие плоды, а если причиняете другим зло, то молитвы Будде или религиозным учителям не помогут. Упор делается на нашей личной ответственности. Некоторым людям такой подход приносит большую пользу. Это как с едой. Кто-то любит острое, а кто-то нет. О вкусах не спорят. Все равно, что сказать: о, этот человек любит острое, а я нет —это ведь не повод начать ссору! Различные духовные воззрения — пища для наших умов. Они отражают наши личные склонности. Для одних действеннее, полезнее одни философские воззрения, для других — другие. С опорой на эти идеи я принял на себя второе обязательство — продвижение межконфессионального согласия. Индия — живое свидетельство тому, что это достижимо. Вы – представители еврейского народа… Вы приехали из Америки или из Израиля?

Ответ: Из Канады, Америки и Израиля. Мы базируемся в Израиле.

Далай-лама: Разногласия между последователями иудаизма и ислама не такие уж значительные. Когда я впервые приехал в Израиль по приглашению еврейской организации, в течение первых нескольких дней я слышал о ситуации в Иерусалиме и Палестине лишь с точки зрения еврейской стороны. Тысячелетия назад евреи там жили, пока их не изгнали. Поэтому именно они истинные владельцы тех земель. Через несколько дней я отправился на встречу с палестинцами. И их видение происходящего в корне отличалось. Эти земли — исконно палестинские, а иудеи их оккупировали. А потом я познакомился с членами группы, в которую входили и палестинцы, и евреи. Небольшая группа, члены которой мечтают о согласии между двумя народами. Я сказал им тогда: неважно, что сейчас ваша группа мала, вы — семечко, из которого вырастет будущее этой земли. Можно воевать, приняв сторону палестинцев или евреев — а у обеих сторон есть серьезные причины претендовать на эти земли, — но ведь гораздо лучше жить в мире. Неважно, насколько влиятелен Израиль, он не может уничтожить всех палестинцев. За их спинами стоят многочисленные арабские страны. Подобным образом и палестинцы, мусульмане не могут уничтожить всех евреев. Вы очень трудолюбивые, сильные люди. Поэтому жить дружно гораздо лучше.

Бывая в Иерусалиме, я не мог не заметить, что израильские зоны, которые называют «оккупированными», выглядят зелеными и цветущими. Вы используете современные технологии, я видел трубы, из которых капельным методом поливают каждое растение. А земли палестинцев — сухая пустыня. Поэтому гораздо лучше жить вместе и помогать палестинцам превратить их земли в цветущие сады. Гораздо лучше! Религия — личное дело ее последователей. Но на обоих народах лежит ответственность за экономическое развитие этих земель и защиту окружающей среды. Это общая ответственность. Мне кажется, еврейский народ очень талантлив и способен это осуществить.

Я на самом деле восхищаюсь евреями. У меня много знакомых среди евреев, некоторые из них ученые, мои очень близкие друзья. Многие из них выражают искреннее сочувствие, искреннюю поддержку делу борьбы за свободу Тибета. Поэтому я бесконечно рад встрече с небольшой группой евреев. А теперь пришло время вопросов, я не прочь и поспорить!
Комната небольшая, можно просто говорить погромче.

Вопрос: Здравствуйте! Меня зовут Линзи Шакт и как внучка переживших холокост я считаю своим долгом и обязанностью хранить память о своих бабушке и дедушке, о своих предках и повторять как мантру: «никогда не забывай!» и «никогда снова!». Мне бы хотелось спросить, когда Тибет снова станет свободным, и вы вернетесь на родину, будете ли вы тоже чувствовать, что нельзя забывать, нельзя прощать трагедию, постигшую ваш народ, или вы станете практиковать сострадание и прощение и оставите в прошлом всю ту боль, что вам причинили.

Далай-лама: Я считаю, чтобы достичь настоящей гармонии, бесконечно важно прощение. Но чтобы простить, необходимо помнить о случившемся. Именно в этом истинный дух прощения. Если мы забудем о прошлом, для прощения не будет основы. Вам это понятно? Евреи пережили холокост. Однажды, во время визита в Польшу, меня возили в Освенцим, где сжигали людей, евреев. Как называли эти огромные…

Голоса: Газовые камеры.

Далай-лама: Газовые камеры, в них загоняли людей и умерщвляли. Меня это потрясло. Еврейский народ на протяжении веков очень много страдал, особенно во время Второй мировой войны в руках нацистов. Однако, храня память о тех событиях, вы должны развивать стремление не к мести, а к тому, чтобы на этой планете подобные вещи никогда больше не повторялись. А для этого нужно воспитывать в себе братские чувства, исходя из понимания, что мы все одинаковые люди. Я часто говорю тибетцам, что хотя в прошлом Тибет был независимой страной, мир меняется, посмотрите на европейские страны. Мы тоже можем проникнуться духом содружества. Начиная с 1974 года, мы приняли решение не добиваться независимости, но оставаться в составе Китайской Народной Республики при условии, что китайцы будут уважать тибетскую культуру и тибетский язык. Сегодня мы точно знаем, что тибетский язык — лучший посредник для изложения сложной философской системы Наланды. Мне бы хотелось, чтобы блестящие еврейские умы тоже прикоснулись к этим знаниям, рассматривая их не с точки зрения религии, а как академическую дисциплину об устройстве человеческого сознания, человеческих эмоций; о том, как обуздать наши эмоции с опорой на логику. Это и есть традиция Наланды. Не просто слепая вера. Одна только слепая вера порождает суеверия и предрассудки. Такой подход безнадежно устарел. Мы должны проявлять осознанность. Будда призывал своих последователей самостоятельно исследовать, обоснованы ли учения или нет. А некоторые учителя Наланды отвергали учения самого Будды и говорили: если мы их примем, то пойдем против логики. В свете этого мы должны опираться на логическое размышление, а не на слепую веру. В конечном итоге, я думаю, тибетский язык принесет огромную пользу в разъяснении древних знаний монастыря-университета Наланды. Следующий вопрос.

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Тен Фельдман, спасибо вам огромное за беседу и ответы на вопросы, для нас это большая честь. Мне интересно: мы говорим обо всех этих конфликтах в мире, Израиль и Палестина, Мьянма и рохинья. И как это часто бывает, первому поколению тибетцев и китайцев, непосредственных участников конфликта, просто невозможно прийти к перемирию, это немыслимо, они слишком сильно страдали. Что можем сделать мы, как представители следующего поколения, и как новое поколение может способствовать мирному процессу во всех этих конфликтах? Ведь чем больше поколений сменилось, тем легче найти решение.

Далай-лама: Я уже немного коснулся этой темы, помните, я рассказывал о маленькой группе, в которую входили и евреи, и палестинцы. Их цель — способствовать согласию, это единственный путь. Если посмотреть на это с практической точки зрения, то нравится нам это или нет, нам придется жить бок о бок. Необходимо помнить о прошлых разногласиях, но в то же время очевидно, что вражда не приносит пользы ни одной из сторон. Нужно жить в ладу и согласии, как братья и сестры, и возделывать землю, на которой живем. Это в наших общих интересах, это наша общая обязанность. Так намного лучше. Не просто помнить о том плохом, что случилось в прошлом, твердить об этом без конца – ведь какой толк от ненависти? Только еще больше боли, гнева. Это то, что чувствую я сам. Я часто говорю тибетцам: нравится нам это или нет, мы не сможем выселить всех китайцев. Если вернуться назад в историю: в 7-м, 8-м веках тибетские и китайские императоры, вступая в брак, зачастую становились родственниками. Гораздо полезнее мыслить в позитивном ключе, но в то же время мы обязаны продолжать борьбу, выступать с критикой, противостоять преступлениям китайцев, дискриминации.

Голос: Последний вопрос, еще один вопрос, пожалуйста.

Далай-лама: Как много желающих.

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Фелаба, скажите пожалуйста, какой совет вы можете дать молодым людям, начинающим свой самостоятельный путь в большом мире?

Далай-лама: Исходя из своего личного опыта скажу — нужно помнить, что люди везде одинаковые. Куда бы я ни приезжал, я вижу вокруг моих братьев и сестер. И я один из них. И мы тут же становимся друзьями. И улыбка — это просто замечательно. Искренняя улыбка, не искусственная, не саркастическая, не дипломатическая, а искренняя человеческая улыбка. Даже собаки понимают, что такое улыбка. Если им улыбнуться, они начинают вилять хвостом. А когда поворачиваешься к ним с хмурым выражением на лице, они глядят на тебя с опаской. Когда я встречаю людей, сохраняющих каменное выражение лица в ответ на мою улыбку, я начинаю их щекотать. И улыбка тут же появляется. Я себя после этого гораздо лучше чувствую. А если с самого начала искать различия и держаться на расстоянии, какая в этом польза? Замечательно, когда туристы отправляются в новые места, знакомятся с новыми людьми, культурами, но, по сути, мы все одинаковые. Ну а сейчас самый последний вопрос.

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Сэми, спасибо большое за сегодняшнюю беседу. Я хотела бы спросить, действительно ли вы верите, что человека может обрести душевный мир и покой? Вы сами сможете ли жить в ладу с собой, если на своем веку не увидите перемен к лучшему?

Далай-лама: Ваш вопрос касается наших эмоций. Положительные эмоции, такие как забота о других; понимание, что другие, такие же люди, как и мы; искреннее, серьезное внимание к их благополучию — вот эти эмоции покоятся на прочном фундаменте. Гнев, направленный на врагов, недоверие, раздражительность, злость — у этих эмоций нет прочного основания. Причина такова: чем больше мы размышляем о сострадании, тем больше мы его усиливаем, месяц за месяцем, год за годом, потому что у него прочная основа, за ним стоит логика. Сегодня ученые говорят, что постоянный гнев, постоянная ненависть буквально пожирают нашу иммунную систему. Это данные научных исследований. Из собственного опыта мы знаем, что если целый день мы злимся или боимся, то даже ночью нам не будет покоя и приснится кошмар. А если мы провели целый день в мирном и спокойном настроении, то чувствуем себя намного счастливее. Поэтому так важно размышлять, анализировать. Когда вспыхивает гнев, для него, наверное, есть причина, но он появляется только из-за нашей недальновидности и неумения увидеть картину в целом. Если мы смотрим на ситуацию целостно, то замечаем в ней и положительные стороны, а не только отрицательные. Один американский ученый, он, возможно, даже еврейского происхождения, не знаю точно, Аарон Бек, сегодня ему уже около 96 лет, сказал мне однажды: разозлившись, люди видят объект своего гнева – а в большинстве случаев это другой человек — только в черных красках. Но на самом деле на 90% все плохое, что они в нем видят, это лишь игра их собственного воображения. Как так получается? Мы сосредотачиваемся только на отрицательном. Если посмотреть шире, мы увидим не только плохое, но и что-то хорошее, и наши чувства немедленно начнут приходить в равновесие. Большинство разрушительных эмоций появляются, когда мы смотрим на вещи лишь под одним углом, а не с разных точек зрения. Это узость мышления. Сострадание же позволяет увидеть целостную картину. Поэтому оно намного стабильнее, у него прочное основание. Мы можем тренировать сострадание год за годом, усиливая его. Гнев — это часть нашего ума, он спонтанно возникает, но устойчивого фундамента под ним нет. Ну хорошо, а вы что думаете? Есть в этом смысл? В гневе невозможно медитировать. Если в нас разгорится гнев, еда потеряет вкус, начнется бессонница, даже присутствие лучшего друга нас будет только раздражать.

Согласно воззрениям древнеиндийской психологии, все разрушительные эмоции коренятся в неведении. Разрушительные эмоции произрастают из неведения, они недальновидны, однобоки, необъективны. Созидательные же эмоции, напротив, имеют под собой прочную логическую основу, позволяют увидеть целостную картину. Этому учит древнеиндийская психология. Если рассуждать о духовности, то евреям лучше оставаться в лоне иудаизма. Однако знания, о которых я говорю, уверен, заслуживают изучения. Эти наставления древнеиндийской традиции можно изучать не как религиозную, а как академическую дисциплину.

Я часто повторяю в последнее время: мы учимся соблюдать гигиену тела, но подобным образом нам нужна и гигиена эмоций. Ведь так? Я говорю это, исходя из личного опыта. Мне уже почти 83 года, и мою жизнь не назвать безоблачной. Как-то я встречался с одним тибетцем и спросил его: ты злишься на китайцев? Он и ответить не успел, как его лицо стало красным от едва сдерживаемой злости. Но я сам всегда стараюсь помнить, что китайцы такие же люди, и на протяжении веков мы жили бок о бок. Гнев иногда приходит, но нельзя злиться всю жизнь. Когда малыши приходят на свет, это просто люди, просто дети. Но затем вмешивается политика, идеологическая обработка. Винить нужно не людей, но разрушительные эмоции. Сам я поступаю именно так, и несмотря на трудности в жизни, мой ум остается относительно спокойным. Некоторые мои друзья, конечно, видели злое лицо Далай-ламы, но обычно я улыбаюсь. Это не означает, что у меня нет проблем, они есть у всех. Но какой толк от чрезмерного гнева или ненависти? Никакого. Открытость мышления гораздо благоприятнее сказывается на нашем же собственном здоровье и дарит покой ума.

Я надеюсь, вы, молодые представители еврейского народа, будете развивать более тесные связи с другими. На протяжении 30-ти с лишним лет я веду вдумчивый диалог с современными учеными о покое ума, о существующей системе образования и тому подобном. С 12 по 16 марта у нас пройдет пятидневная конференция с учеными. Если кто-то из вас хочет принять участие, мы будем более чем рады. Евреи, особенно живущие в Израиле, очень закрыты, это не совсем правильно, нужны обширные связи с другими. Не только в материальном смысле, но и обмен философскими воззрениями, знаниями о человеческом сознании, о различных методах обуздания эмоций. Это очень важно. Я знаю это по себе. Живя в Тибете, мы были очень изолированы, знали лишь о буддийских представлениях, буддийской философии. А в Индии я начал встречаться с самыми разными людьми, в том числе атеистами. Это очень помогло расширить мое собственное мировоззрение. Подобным образом и вам следует ознакамливаться с различными философскими идеями и другими культурами. Это очень полезно. На этом все, спасибо!