Сохраним Тибет > Видео. Далай-лама. Беседа со школьниками об общечеловеческих ценностях

Видео. Далай-лама. Беседа со школьниками об общечеловеческих ценностях


30 июня 2019. Разместил: savetibet


Его Святейшество Далай-лама беседует об общечеловеческих ценностей со школьниками из штата Бихар. Площадка для проведения учений «Калачакра Майдан», Бодхгая, штат Бихар, Индия. 25 января 2018 года.

Перевод: Ольга Селезнева
Редактор: Наталья Иноземцева
Озвучивание: Игорь Янчеглов
dalailama.ru

Расшифровка видео:


Ведущий: Ребята, пожалуйста, соблюдайте тишину. Дорогие школьники и друзья, я хотел бы представить вам учредителя и директора проекта «Алиса» господина Валентино Джиакомина. Он также прекрасный писатель, автор книг на разные темы для студентов, учителей и социальных работников. Недавно он написал книгу «Универсальная этика». Сегодня мы хоти в торжественной обстановке выпустить эту книгу в свет. Я прошу Его Святейшество торжественно выпустить в свет книгу Валентино Джиакомина, основателя и директора проекта «Алиса».

Нам всем выпал сегодня редкий случай встретиться с Его Святейшеством. Я прошу Его Святейшество благословить всех нас и сказать несколько слов.

Далай-лама: Говорит с последовательным переводом на хинди] Доброе утром всем! Хорошо выспались сегодня? Я надеюсь, голова у всех свежая, и внимание острое. Встречаться со школьниками для меня всегда большая честь и огромная радость. Я также рад встрече с моим итальянским другом. Вы на практике воплощаете наши пожелания. Это чудесно, спасибо вам!

Время всегда бежит вперед, оно никогда не стоит на месте. Прошлое осталось в прошлом, исправить ничего нельзя. Оно осталось лишь в воспоминаниях и учебниках по истории. А будущее еще не наступило, поэтому в наших силах сделать его лучше. Тут многое зависит от вас – юного поколения, детей, таких как вы, поколения будущего. От вас многое зависит, как во всем мире, так и в этой стране. Будущее Индии в ваших руках, вы за него в ответе. Вы можете построить лучшее будущее.

Я думаю, мы можем сказать, что каждое живое существо, в том числе и вот эти цветы, хотя у растений нет сознания, поэтому нет и чувств, однако каждое живое существо хочет жить. Цветы, если их не поливать, покажут своим видом: нам нужна вода! Некоторые же цветы по утрам поворачиваются на восток, где встает солнце, и затем весь день следуют за ним. И хотя у растений нет чувств, они тоже имеют право на существование

Что же говорить о живых существах, наделенных сознанием и соответственно чувствами, каждое из них стремится к выживанию. В том числе и крошечные насекомые. Почему они стремятся к вживанию? Если какое-то существо – человек или даже животное – попадает в по-настоящему безвыходную ситуацию, они предпочитают умереть и совершают самоубийство. Получается, стремление к выживанию означает стремление к счастью. Каждый человек хочет в жизни счастья. Есть бог-творец или нет, каждый из нас наделен удивительными мозгом. Наш мозг обладает уникальной способностью – помнить прошлое и думать о будущем. Но чтобы делать правильные выводы, нужно постараться как можно лучше узнать, каково реальное положение вещей. Смотреть не просто под одним углом, а с трех, четырех, шести разных сторон, чтобы познать реальность. У других животных такого мозга нет, и они не в состоянии этого сделать. Чтобы стать счастливыми, нам нужно в полной мере задействовать свой мозг. Каковы причины несчастий и страданий и каковы причины счастья или удовольствия? Наш интеллект обладает особым способностями, нам, людям, присущи две черты – естественное желание быть счастливыми и чудесный человеческий интеллект. А потому образование играет ключевую роль [в том, чтобы помочь нам стать счастливыми].

Итак, образование – важнейший фактор, помогающий в полной мере использовать человеческий мозг, оно также развивает нашу способность к анализу. Я думаю, повсюду, в любом обществе люди понимают, что образование – это очень и очень важно. Тут есть интересный момент. Во многих странах, в том числе в Индии, люди, которые создают больше всего проблем в семье, в обществе, для страны в целом и даже на международном уровне, все эти люди, как правило, получили прекрасное образование. Но это образование они используют, чтобы более эффективно манипулировать другими. Возникает вопрос: а способна ли вообще современная система образования принести нам счастье, обеспечить нам счастливое будущее? Мы должны всерьез над этим задуматься. Сегодня перед человечеством встает множество проблем. Многие из них дело наших собственных рук. Я иногда говорю, что это проблемы «созданные человеком». Это не значит, что неприятности исходят исключительно от мужчин. Нет, некоторые женщины тоже умеют создавать проблемы и еще какие. Но в целом, конечно, мужчины…

Ни один из нас не хочет трудностей, однако в конечном итоге источник наших проблем – мы сами. Это показывает, что существующая система образования, так называемое современное образование, не способствует тому, чтобы семьи были счастливее, чтобы счастливее был каждый отдельный человек или все общество. Пришла пора всерьез об этом поразмышлять.

Сегодня в любой стране мира люди получают так называемое современное образование. И в этой стране тоже. Британское колониальное правление принесло в Индию не только научно-технический прогресс, в том числе железные дороги и многие другие нововведения, но также и систему образования, делающую упор на материальных ценностях. Однако сегодня многие ученые, а также работники сферы образования из самых разных стран мира единодушны во мнении, что современное материалистическое образование бессильно подарить людям счастье и покой ума и взрастить внутренние ценности. Я глубоко убежден, что пришла пора всерьез задуматься, как внедрить в современных учебных заведениях преподавание внутренних ценностей, не с опорой на религию, а исключительно светским путем. В Индии под секуляризмом понимают уважение не только ко всем религиозным традициям, но и к взглядам неверующих. Я думаю, что нравственные ценности, опирающиеся на светские идеи, крайне актуальны в современном мире.

Сегодня я делаю все возможное, чтобы способствовать возрождению древних индийских знаний о внутреннем мире человека, о наших эмоциях, о методах работы с эмоциями, но не с опорой на молитвы или религиозную веру, а полагаясь на свои интеллектуальные способности. Мы должны учиться работать с эмоциями с помощью логического обоснования и анализа. Я надеюсь, что подобные программы, опирающиеся на строгий светский подход, в конечном итоге будут внедрены в образование во всем мире. Нам необходимо такое целостное образование. Но чтобы этого достичь, нужно прежде всего внедрить такое образование здесь, в Индии.

Уже более трех тысяч лет в Индии известны практики, помогающие добраться до самой сути наших проблем, конечный источник которых лежит в сфере эмоций. Проанализировав ситуацию, нужно стараться ослабить негативные эмоции. Здесь очень важна тысячелетняя индийская традиция ахимсы (ненасилия). Как мы видим, в Индии на протяжении уже более двух тысяч лет царит межрелигиозная гармония, благодаря ахимсе. В вашей стране на протяжении тысячелетий широко используют методы анализа эмоций. Насилие никогда не решит наших проблем, а только породит новые. Поэтому ахимса так важна.

Даже различные религии живут в ладу в согласии благодаря твердой вере в важность ахимсы. А там, где есть ахимса, сама собой появляется и каруна (сострадание). Сегодня у вашей страны великий потенциал, позволяющий вам разработать систему образования, которая будет сочетать образование, направленное на достижение материальных целей, и преподавание внутренних ценностей.

Сегодня мы собрались здесь, в штате Бихар, с нами один итальянец – а ведь вы сами плод материалистического образования – но вы осознали, что это образование не в силах воспитать счастливого человека. Поэтому вы учредили образовательное учреждение, и место выбрали прекрасное – здесь в Бодхгае Будда обрел пробуждение. Пусть это пока небольшое начинание, но оно должно стать пилотным проектом. Преуспеет ли ваша школа, сможет ли она развиваться дальше, зависит от юного поколения, школьников, учитесь, и учитесь хорошо. Как нужно учиться, обретать знания? Если просто читать книги и слушать объяснения учителя, то это дает поверхностные знания, недостаточно просто о чем-то услышать. Информацию, которую вы услышали или почерпнули из книг, нужно анализировать, искать причины тому или иному явлению. На этом этапе важно исследовать другие точки зрения. По одному и тому же предмету в одной книге говорится одно, а в другой несколько иное. Это очень полено, для того чтобы анализировать.

Что касается буддийской философии, в сочинениях наставников Наланды упоминаются воззрения всех остальных существовавших в те времена школ философской мысли Индии. Это помогает анализу, проведению аналитической медитации. Подобным образом, и изучая общеобразовательные дисциплины, нужно больше читать, получать информацию по одному и тому же предмету из разных источников, а потом анализировать. Не просто слушать выводы других, а думать самим. Тогда вы достигнете второго уровня понимания. Если вы только на первом уровне, вам кто-то скажет: вот это верно, а это ложно, но у вас могут быть некоторые сомнения. Если ваше понимание достигло второго уровня благодаря анализу, и вам кто-то скажет: вот это ложно, то вы с полным основанием возразите и приведете свои аргументы. Обоснуете по пунктам, во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых. И когда, достигнув второго уровня понимания, мы приучать себя к этим знаниям, чтобы они стали частью нас самих, вот тогда на самом деле они начинают влиять на наши эмоции.

Поэтому, пожалуйста, мои юные братья и сестры, пожалуйста сейчас, пока вы учитесь, всерьез размышляйте и исследуйте каждую тему с разных точек зрения. Как это выглядит с одной стороны? А как с другой? Все взаимозависимо. В санскрите есть слово «пратитья-самутпада» – взаимозависимое возникновение. Чтобы тщательно изучить какой-то предмет, следует рассмотреть его с самых разных сторон. Поскольку в реальности все вещи взаимосвязаны, взаимозависимы. Тогда и рождается настоящая убежденность, которая влияет на наши эмоции. Вот этим я и хотел поделиться с моими юными братьями и сестрами.

Как я уже упоминал, будущее мира в ваших руках. Есть поколение 20-го века и поколение 21-го века. Мое поколение, я сам, многие преподаватели здесь, мы все жители 20-го столетия, время которого миновало. Мы уже более-менее готовы распрощаться. Но сегодня у вас, юного поколения 21-го века, а это столетие только началось, у вас есть шанс увидеть лучший мир, более миролюбивый и сострадательный. Для этого нужно приложить усилия с опорой на осведомленность, которую принесет целостное образование. Через 20-30 лет, я думаю, нынешнее 21-е столетие действительно может стать более мирным. Я иногда в шутку говорю, что лет через 20 меня здесь, на земле, уже не будет. Если вы верите в рай и ад, то я буду в одном из этих пунктов назначения. Архиепископ Туту, мой дорогой друг, любит пошутить, он называет меня озорным Далай-ламой, а я в ответ называю его озорным архиепископом. Однажды он в шутку сказал мне: христиане верят в бога, поэтому он-то сам, скорее всего, отправится в рай, а вот Далай-лама может попасть совсем в другое место. Строго говоря, я неверующий, поэтому пункт моего назначения – ад. В любом случае, даже находясь в аду, я добуду разрешение посетить землю и понаблюдаю за поколением 21-го века. Как вы тут поживаете, хорошо или не очень. Если увижу, что вы, поколение 21-го века, продолжаете воевать, обманывать, запугивать и так далее, то я доложу главе ада, что ад нам не просто нужен, а пора его расширять. Скоро к нам прибудет пополнение. А если мир, жители 21-го века, живут хорошо и построили лучшее общество, то я скажу: размеры ада можно сокращать, потому что люди на земле живут очень хорошо.

Вот так, а теперь я хотел бы итог, тому, о чем говорил. Образование – это ключевой фактор. Образование должно стать более целостным. Я не говорю о том, что в образование нужно включать религиозные предметы. Нет! Религия – личное дело каждого. А образование нужно каждому человеку. А религия – дело индивидуального выбора. Мы должны следовать индийской трактовке секуляризма, и включать в образование знания о внутреннем мире человека, то есть о наших эмоциях и методах их обуздания. Эти знания мы обязаны преподавать. Я часто повторяю: есть правила физической гигиены, и обычно в образовательных учреждениях нам о них рассказывают, а сегодня, точно так же, нам нужна гигиена эмоций. Это важно. Физическая гигиена поддерживает здоровье тела, а эмоциональная гигиена дарит внутренний покой и мир, эмоциональное здоровье. Это очень важно. Эти знания нужно рассматривать как академические дисциплины, не имеющие отношения к религии. Неважно из какого вероисповедания, из какого источника они пришли. Предмет сам по себе нужно считать академическим.

Завершая свою речь, хочу от всего сердца поблагодарить за ваши усилия вас и ваших сотрудников и единомышленников, я на самом деле очень признателен всем, в том числе меценатам, которые поддерживают вас финансово. Спасибо вам большое! А сейчас я готов ответить на вопросы. Да, переведите, пожалуйста.

Ведущий: Спасибо огромное, Ваше Святейшество, гуру-джи! Дети, сейчас вы сможете задать свои вопросы, начинаем сессию вопросов и ответов. Я хочу попросить Его Святейшество ответить на вопросы детей. Если кто-то из школьников хочет задать вопрос, пожалуйста, выходите вперед.

Девочка: (говорит на хинди)
Как соотносятся между собой внешний и внутренний мир (мир сознания)?

Далай-лама: Я думаю, когда речь заходит о сознании, то у разных религиозных традиций будут различные объяснения, непохожие точки зрения. Согласно воззрениям индийских традиций, особенно философии школы самкья, джайнизма и буддизма – а эти три духовные традиции отвергают идею бога-творца – согласно их воззрениям у сознания, или ума, нет начала. Поэтому их последователи верят в существование многих жизней. Поскольку у сознания нет начала, у жизни нет начала, мы проживаем жизнь за жизнью. Мы переживаем страдания и счастье, возникающие в силу нашей кармы. Итак, из этих трех традиций – самкья, джайнизм и буддизм – самкья и джайнизм для того, чтобы объяснить кармическую связь, соединяющую одну жизнь с другой, прибегают к такому понятию, как атман. Будда говорит, что атмана нет. Наши тело и ум в каждой новой жизни новые, однако должно быть нечто, связывающее нынешнюю жизнь и предыдущую, и согласно философии самкья и джайнизму, это атман. Атман хранит воздействие, или отпечатки из прошлой жизни и из этой жизни, которые затем передаются в следующую жизнь. Согласно буддийским воззрениям, «я» – это все лишь обозначение, наложенное на совокупности тела и сознания. Сознанию присущи различные уровни, от самого грубого до более тонких и наитончайшего. Поэтому тема, которую вы подняли, что такое ум, весьма сложная. В вашей стране уже более трех тысяч лет ведется немало споров на эту тему, и у каждой традиции свои взгляды. Ну хорошо.

Подождите, нужно ведь перевести.

Далай-лама: Следующий вопрос.

Девочка: (говорит на хинди)
Как обрести настоящее неподдельное счастье?

Далай-лама: Даже животные, кошки или собаки например, когда злятся, они тоже теряют покой ума. Их сознание взбудоражено. Подобным образом и у нас, у людей, гнев – главная причина, разрушающая покой ума. Тревожность, переизбыток стресса – все это имеет отношение к чрезмерному сосредоточению на себе. Это делает нас несчастными, беспокоит ум. Сегодня мы должны взращивать эмоции, противодействующие разрушительным. Прежде всего это каруна, сострадательный настрой ума, забота о благополучии других, в том числе и тех, кто причиняет вам неприятности. По сути, они такие же люди, как вы. Итак, забота о благополучии других – это состояние сознания, прямо противоположное гневу. Даже если вы не практикуете Дхарму, просто проанализируйте, как зарождается беспокойство в сознании, а затем постарайтесь найти противодействующую эмоцию. А затем попробуйте усилить эмоцию, которая выступает противодействием гневу.

Переводите, переводите.

Следующий вопрос.

Девочка: (говорит на хинди)
Мы живем в многоконфессиональном обществе. Как мне упрочить веру в свою собственную традицию?

Далай-лама: Я считаю, что религия, или Дхарма – это что-то наподобие пищи для ума. Если говорить об обычной еде, то некоторым людям подходит одно, другим – другое. Даже врачи иногда советуют пациентам придерживаться определенной диеты и избегать каких-то продуктов. Точно также дело обстоит и с нашим сознанием и эмоциями. Одним людям больше пользы принесет одна религия, а другим, больше подойдет другая религия, потому что она лучше отвечает их склонностям ума. Мы должны понимать, что среди семи миллиардов жителей Земли около одного миллиарда неверующие. Среди оставшихся шести миллиардов предполагаемых верующих разные люди, выросшие в разных культурах с разной историей, поэтому и религии у них отличаются. Это вполне объяснимо. Важно помнить, что наш мир становится все теснее. Поэтому, я считаю, мы должны больше узнавать о других традициях. Оставаясь в лоне родной веры, нужно получать представление о других религиях. Это очень полезно, потому что содействует взаимоуважению и терпимости к воззрениям других. Так намного лучше. Посмотрите, индийские мусульмане с детства впитывают знания о различных религиозных традициях, и мирно сосуществуют со своими соседями. Между индийскими шиитами и суннитами нет конфликтов. Или, например, в Малайзии живет большое число китайцев, в большинстве своем эти китайцы – буддисты, а также множество индийцев, последователей индуизма, поэтому мусульмане Малайзии прекрасно осведомлены о других верах. А вот во многих арабских странах живут только мусульмане и они склонны верить, будто есть только одна религия, одна истина. Я думаю, для продвижения межрелигиозной гармонии очень важно знать о представлениях разных религий, о различных философиях. Я думаю, это очень важно.

Если мы рассмотрим идею одной религии, одной истины и множества религий и множества истин, то, когда речь идет об отдельном человеке, допустимо говорить об «одной религии, одной истине». Но если мы имеем дело со многими людьми, то среди них есть представители разных религиозных традиций, и мы должны согласиться с тем, что есть много истин, много религий.

В этом отношении Индия поистине великая страна. Все основные религиозные традиции мира сосуществуют здесь в ладу и согласии уже более тысячи лет. Кроме местных вероисповеданий, здесь прижились также и иноземные, религии Ближнего Востока – иудаизм, христианство, ислам, зороастризм. Все они пришли из других стран, но их последователи живут в Индии мирно и счастливо, не ведая страха. В этом поистине величие Индии.

Следующий вопрос.

Девочка: (говорит на хинди)
Мы знаем, что умрем, но ведем себя так, будто будем жить вечно. Как нам укрепиться в Дхарме?

Далай-лама: В целом все мировые религии можно разделить на две группы – теистические религии и нетеистические. В теистических религиях есть концепция бога-творца, поэтому в них ведущая роль отводится безоговорочной вере в бога. Это их главная практика. В нетеистических религиях – а это, как я упоминал раньше, такие индийские традиции, школа самкья, насчитывающая более трех тысяч лет, очень древняя индийская традиция, джайнизм и буддизм – в них нет идеи бога-творца и утверждается самосотворение, в них основное внимание уделяется методам преобразования собственного сознания. Поэтому в индийских традициях появились практики шаматхи и випашьяны. Это инструменты, или методы для преобразования нашего сознания и эмоций. Итак, согласно воззрениям теистических религий, нужна лишь преданная вера в творца. Если мы действительно верим в бога, который нас сотворил, то он для нас как отец. Все семь миллиардов людей – дети одного отца. Этот отец – воплощение безграничной любви. Это прекрасно. Если вы по-настоящему, всерьез верите в бога, то не сможете убивать других его детей. Ведь другие люди – тоже дети бога. Как можно их убивать?

В нетеистических религиях делается упор на тренировке сознания. Главное средство для ослабления разрушительных эмоций – это аналитическая медитация, анализ. Вот скажите мне, вы предпочитаете, когда люди улыбаются или хмурятся? Даже животные, собаки например, подают признаки радости, когда видят улыбку на лице человека. А если вы бросите на собаку злобный взгляд, она убежит подальше. Поэтому невозможно переоценить любовь, заботу о благополучии других, это и есть главная практика, позволяющая ослабить разрушительные эмоции и усилить благие. Так мы преобразуем свое сознание и пожинаем добрые плоды. В этом смысл самосотворения. Мы сами творим собственное будущее, свою следующую жизнь. Поэтому в этой жизни нужно быть более честными и сострадательными.

Время нас поджимает, мне скоро нужно будет отправляться в тайский храм, но если есть еще минутка, вы можете задать свой вопрос, подходите поближе.

Последний вопрос.

Девочка: (говорит на хинди)
Как нам уйти от мирских проблем и страданий?

Далай-лама: Согласно воззрениям разных религий, конечно, я говорил уже раньше, есть очень трудные вопросы, например: «Кто создал ад?» – «Бог»... – «Кто создал страдания?» - «Бог». Здесь очень сложная философия. Однако согласно идее самосотворения, все страдания происходят от наших собственных разрушительных эмоций, таких как ненависть, гнев, желание принести вред другим. Именно они порождают страдания. Их противоположность – сострадание, каруна и ахимса. Если можешь, помоги другим, если не можешь помочь, то не вреди. Это и есть Дхарма. Таков первый шаг. На самом деле источник сансары в неведении, поэтому так важна мудрость.

Последний вопрос от вас. Да, погромче, погромче.

Вопрос: Ваше Святейшество, мы все знаем, что в юности нас переполняют силы и энергия, но в то же самое время трудно сдерживать свои эмоции. Можете ли вы рассказать нам о религиозном или любом другом способе обуздания эмоций, чтобы мы были в состоянии принимать более правильные решения. Ведь мы все знаем, что избыток энергии может привести не только к добру. Есть ли метод, позволяющий лучше контролировать эмоции делать более мудрый выбор.

Далай-лама: Во-первых, как я уже упоминал раньше, в светских образовательных учреждениях нужно обучать гигиене эмоций. Гигиену эмоций важно включать в образовательные программы, учить детей, как ослаблять гнев, ненависть. Даже согласно данным медицинских исследований, постоянный гнев, постоянная ненависть буквально поедают нашу иммунную систему. Такие разрушительные эмоции, как гнев, очень опасны жля нашего же собственного здоровья. Гигиену эмоций, гигиену сознания нужно преподавать как академическую дисциплину. Я думаю, если в школах начнут обучать эмоциональной гигиене, то вполне возможно станут вводить и ежедневные медитации – не начитывание молитв или мантр, нет – а просто несколько минут медитации, анализа. В то же самое время преподаватели должны давать пояснения об устройстве наших эмоций. У учеников проснется более глубокий интерес, и можно уже будет вводить специализированные классы, где будут объяснять, как обуздывать эмоции. Ну хорошо, спасибо!

Ведущий:
А сейчас я хотел бы пригласить на сцену управляющую проектом «Алиса» госпожу Грациеллу Дженолетти и президента проекта «Алиса» господина Теванса Семонтинжи, которые вручат памятные подарки.

Далай-лама: Спасибо, спасибо, спасибо!