Сохраним Тибет > Далай-лама принял участие в праздновании 550-й годовщины со дня рождения Гуру Нанака
Далай-лама принял участие в праздновании 550-й годовщины со дня рождения Гуру Нанака18 октября 2019. Разместил: Editor |
Чандигарх, Индия, 15 октября 2019 г. – Сегодня утром, после получасовой поездки за город, Его Святейшество Далай-лама приехал в Чандигархский университет. По прибытии его встречали ректор и проректор, возглавляющие организационный комитет. На ступенях университета тибетские студенты преподнесли Далай-ламе традиционное приветствие «чема чангпу», а у входа в здание его поприветствовали согласно индийским традициям. Сначала Его Святейшество пригласили в кабинет проректора, и вскоре после этого отвезли на электромобиле в амфитеатр, где его ожидали более 4000 человек, преимущественно студентов.
Его Святейшество Далай-лама едет на электромобиле к месту проведения лекции в Чандигархском университете. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). Поднявшись на сцену, Его Святейшество помахал всем присутствующим и ответил на их приветствия, а затем собравшиеся на сцене по традиции зажгли светильник в знак благоприятного открытия встречи. Представляя Его Святейшество аудитории, проректор доктор Р.С. Бава назвал его духовным лидером мира, который сравнивает наш мозг с храмом и учит, что истинный источник счастья заключается в добросердечии. Его Святейшество поприветствовал слушателей со своего места на сцене, обратившись к ним как к братьям и сестрам. Он сказал, что всегда начинает свои выступления именно с этих слов, поскольку, по его глубочайшему убеждению, с точки зрения устройства ума, тела и эмоций все семь миллиардов людей одинаковы и похожи, словно братья и сестры. «Все мы желаем счастья, – продолжил Его Святейшество, – и каждый из нас имеет право быть счастливым. Ученые пришли к выводу, что сострадание заложено в людях природой, ведь мы социальные животные и нам присуще чувство общности. Оно необходимо нам, человеческим существам, чтобы выжить. Его Святейшество Далай-лама обращается к собравшимся во время лекции в Чандигархском университете. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). Все крупнейшие религии мира обращены к людям, а поскольку человеческие взаимоотношения основаны на сострадании и любящей доброте, именно эти качества стали общим посланием всех религий. Мы можем найти различия в философских подходах, однако все они подразумевают методы претворения в жизнь послания любви. Появившись на свет, мы выживаем благодаря доброте наших матерей. Чем бы мы ни занимались в дальнейшем, какого бы положения ни добились, наша жизнь начинается с доброты и на всем ее протяжении мы выживаем благодаря поддержке окружающих. По этой причине нам следует уделять больше внимания взращиванию таких общечеловеческих ценностей, как любовь и сострадание. К сожалению, современное образование ориентирует на достижение материальных целей и мало времени отводит общечеловеческим ценностям. По крайней мере в Индию современная система образования пришла с Запада, где у людей ограниченное представление о том, как справляться с разрушительными эмоциями. Тысячелетиями в Индии бытуют традиции ахимсы (ненасилия) и каруны (сострадания). Если вы заботитесь о других, разве сможете вы причинить им вред? Именно поэтому ахимса – надлежащее поведение, а каруна – надлежащая мотивация. Будда был одним из многих, кто принял эти ценности. Во время лекции Его Святейшества Далай-ламы в Чандигархском университете, на которую собралось более 4000 человек. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). Будда, рожденный в царской семье, отказался от жизни во дворце, практиковал в уединении медитацию и достиг пробуждения. Истина о реальности, которую он постиг, настолько отличалась от общепринятых в то время взглядов, что поначалу он не решался учить ей других. Это произошло несколько позже. Для нас, тибетцев, Индия – это обитель людей с более глубоким пониманием действительности. В наши дни, несмотря на довольно высокий уровень материального развития, слишком многим недостает внутреннего покоя. Один из способов противостоять гневу, зависти и духу соперничества – взращивать ценности ненасилия и сострадания к другим. Вот почему я считаю, что эти древнеиндийские традиции по-прежнему актуальны. Умение разумно справляться с эмоциями никогда не утратит актуальности. Применяя знания из древнеиндийских источников в объективном, светском ключе, мы научимся обуздывать гнев и достигнем покоя ума. Буддийская образовательная традиция Наланды была учреждена в Тибете великим индийским наставником Шантаракшитой в VIII веке. Мы, тибетцы, с тех пор в целости бережем эту традицию, которая делает упор на применении логики и обоснования, а также на систематическом понимании устройства ума и эмоций. Как обычный человек, тибетец и буддист, я сам был воспитан в лоне этой традиции. Мы учим наизусть основополагающие трактаты, знакомимся с классическими индийскими и тибетскими комментариями к ним и с опорой на логику и обоснование проводим философские диспуты о пройденном материале. Это оттачивает ум и способствует более глубокому пониманию. Его Святейшество Далай-лама читает лекцию о важности светской этики в современном образовании, организованную в Чандигархском университете по случаю празднования 550-й годовщины со дня рождения Гуру Нанака. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). После того как я начал жить в эмиграции, посетил Европу, Америку и бывший СССР, я осознал, что сохраненное нами знание актуально и необходимо в сегодняшнем мире. Хотя оно и зародилось в Индии, нынешнее поколение индийцев склонно пренебрегать этой древней мудростью. Современное образование само по себе не приносит покоя ума, но я считаю, что Индии под силу объединить его с древним пониманием ума и эмоций для достижения этой цели. Гуру Нанак, чье 550-летие вы празднуете, прославлял сострадание, ахимсу и межрелигиозную гармонию. Его предки были индуистами, но это не помешало ему совершить паломничество в Мекку, чтобы подчеркнуть важность межрелигиозной гармонии и взаимоуважения. Я заметил, что в сикхском сообществе почти нет бедных и неимущих, поскольку вы не только трудолюбивы, но также щедры по отношению друг к другу. Это чудесные качества, которым мы все можем поучиться. Слушатели во время лекции Его Святейшества Далай-ламы в Чандигархском университете. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). Я прожил большую часть жизни в Индии, и, пожалуй, я самый загостившийся гость индийского правительства. Я верю, что Индия может внести значительный вклад в благополучие всего мира. Куда бы я ни направился, я говорю о важности светской этики, ведь всем нам нужен покой ума, и не важно, исповедуете вы какую-либо религию или нет. Исходя из этого, я считаю себя посланником древнеиндийской философской мысли». Его Святейшество рассказал о своем серьезном интересе к науке и о диалогах, которые он ведет с учеными уже более 40 лет, посвященных вопросам космологии, нейробиологии, психологии, физики и, в особенности, квантовой физики. По мнению Его Святейшества, положения квантовой теории о том, что все лишено объективного существования и ничто не существует так, как нам кажется, созвучны воззрениям Наланды. Его Святейшество заметил, что разрушительные эмоции, такие как гнев и страх, коренятся в неведении и эгоцентризме. Тем не менее, если мы будем должным образом использовать свои интеллект и мозг, то достигнем покоя ума и во всех станем видеть друзей. Он признал, что можно в какой-то мере преследовать свои личные интересы, однако подчеркнул, что поступать следует разумно, не ущемляя интересы других людей. Мы нуждаемся в мудрости и добросердечии, которых был преисполнен Гуру Нанак. Его Святейшество Далай-лама читает лекцию в Чандигархском университете. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). Отметив, что мы находимся в самом начале 21-го века, Его Святейшество выразил убежденность в том, что, если мы приложим усилия и постараемся измениться, то несомненно сможем сделать это столетие веком мира и сострадания. По словам Его Святейшества, важно признать, что силовой метод урегулирования конфликтов и разногласий безнадежно устарел и нашей главной целью должно стать разоружение. Механизмы ведения войны зародились при феодальном строе, но в демократическом мире для них нет места. Его Святейшество перечислил четыре своих главных обязательства. Как представитель человеческой расы, он всеми силами старается распространять нравственные ценности, служащие источником истинного счастья. Будучи монахом, он предан делу продвижения межрелигиозной гармонии. Как тибетец, он считает своим долгом привлекать внимание общественности к необходимости защиты хрупкой природы Тибета и трудиться во имя сохранения тибетского языка, религии и культуры. Кроме того, в последнее время он принял на себя четвертое обязательство по возрождению древнеиндийских знаний. Далай-лама сказал, что ему было очень приятно встретиться с такими умными молодыми людьми, будущее которых в их собственных руках. Он настоятельно порекомендовал им прилагать усилия, чтобы добиться изменений к лучшему, сократить разрыв между богатыми и бедными, бросить вызов кастовой системе, как это сделал Гуру Нанак и еще раньше – Будда. Его Святейшество напомнил, что в нынешние демократические времена мы все равны. Молитвы, бесспорно, приносят пользу отдельно взятому человеку, однако для настоящих изменений на уровне общества необходимы действия. Одна из слушательниц задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе во время лекции в Чандигархском университете. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). Один из слушателей спросил Его Святейшество об экологии и защите окружающей среды. «Когда я жил в Тибете, – ответил он, – мне совершенно не приходилось задумываться о важности экологии. Живя в эмиграции, я с удивлением узнал, что местные жители не могут пить воду из любого источника, ведь некоторые из них сильно загрязнены. Помню, однажды мне сказали, что в реке, текущей через Стокгольм, ввиду загрязненности перевелась вся рыба. Тем не менее, представители производственных предприятий и другие неравнодушные люди стали более сознательно относиться к отходам и очистили реку настолько, что рыба появилась вновь. Подобным образом, когда была обнаружена озоновая дыра, были предприняты меры по искоренению ее причин, и озоновый слой стал восстанавливаться. «Мы можем прекратить потребление ископаемого топлива и перейти на возобновляемые источники энергии, – заявил Его Святейшество. – Ситуация с глобальным потеплением ухудшается. Если наш образ жизни в чем-то способствует уничтожению жизни на планете, мы должны предпринять шаги, чтобы исправить положение». Поинтересовались, является ли атмосфера, в которой проходит обучение, столь же важной, как и содержание учебной программы, и Его Святейшество повторил, что нужно уделять внимание самому сознанию. Нам известно несколько уровней чувственного восприятия, однако и положительные, и разрушительные эмоции – это лишь ментальные переживания. Они касаются сознания, и если мы его исследуем, то обнаружим его грубые и тонкие уровни. Далай-лама сказал, что мы наиболее знакомы с относительно грубым сознанием, связанным с чувственным восприятием в моменты бодрствования. Сознание во время сна тоньше, а сознание в момент глубокого сна еще тоньше. Наконец, наитончайшее сознание проявляется в момент смерти. Его Святейшество Далай-лама держит премию за мировое лидерство, присужденную ему Чандигархским университетом. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). Представители Чандигархского университета вручили Его Святейшеству премию за мировое лидерство в виде гравированной медной тарелки, портрет Гуру Нанака и портрет Его Святейшества, написанный одним из студентов. Затем его пригласили торжественно открыть новую стипендиальную программу. Произнося благодарственную речь, Д.П. Сингх назвал Его Святейшество силой, объединяющей миллионы людей, и поблагодарил за то, что он удостоил университет своим присутствием. Перед тем как спуститься со сцены, Далай-лама сказал несколько вдохновляющих слов студентам из Гималайского региона, в том числе из Тибета. В память о визите он посадил деревце перед зданием учебного корпуса. Перед тем как покинуть сцену по завершении лекции в Чандигархском университете, Его Святейшество Далай-лама говорит вдохновляющие слова студентам из Гималайского региона. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). Отобедав с ректором, проректором и другими сотрудниками университета, Его Святейшество покинул студенческий городок. Его провожали толпы молодых людей, которые сияли улыбками и махали на прощание. Из университета Далай-лама поехал в Нангал, расположенный на границе штата Пенджаб. Там он остановился на ночлег в гостевом доме, который впервые посетил в 1956 году. Завтра утром он вернется в Дхарамсалу. Перевод: Инна Балтырева. Фоторепортаж о событии |