Сохраним Тибет > Далай-лама посетил Международный центр обучения бхикшу «Локуттара»
Далай-лама посетил Международный центр обучения бхикшу «Локуттара»28 ноября 2019. Разместил: Editor |
Аурангабад, штат Махараштра, Индия, 23 ноября 2019 г. – Вчера Его Святейшество Далай-лама прилетел из Дели в Аурангабад по приглашению Международного центра обучения бхикшу «Локуттара». В прошлый раз он посещал этот город более 40 лет тому назад, в мае 1978 года. Сегодня утром, перед тем как отправиться в центр, тибетский духовный лидер провел краткую пресс-конференцию.
Его Святейшество Далай-лама проводит пресс-конференцию в Аурангабаде. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). Далай-лама пожелал журналистам доброго утра и сказал, что с нетерпением ждет встреч с местными жителями, во время которых можно будет обменяться мнениями и идеями. «Я всегда называю себя посланником индийской философской мысли, – произнес Его Святейшество. – Я уверен, что древнеиндийские традиции ахимсы (ненасилия) и каруны (сострадания) невероятно актуальны в наши дни. Вот почему я подчеркиваю их важность при любом удобном случае. Благодаря ахимсе Индия стала страной, где последователи всех религий живут бок о бок в мире и согласии. Я не только восхищаюсь примером Индии, но и всеми силами стараюсь продвигать межрелигиозную гармонию». «Как-то раз, на большом межконфессиональном собрании в Ладакхе, один местный имам сказал, что, поскольку мусульмане глубоко преданы Аллаху, они должны проявлять любовь ко всем его созданиям». Его Святейшество Далай-лама во время пресс-конференции в Аурангабаде. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). «Я знаю по собственному опыту, что следование принципам ахимсы и каруны приносит внутреннее умиротворение. Всем без исключения человеческим существам необходим покой ума, и по этой причине ахимса и каруна не утрачивают своей актуальности. Чтобы привить людям во всем мире более глубокие ценности, нам необходимо для начала возродить знания об этих качествах в современной Индии». «Я родился в Тибете, у меня тело тибетца. Однако мой ум, преисполненный древнеиндийских знаний, гораздо более индийский, нежели у многих современных индийцев, которых я встречаю. По моему убеждению, мы можем преподавать ахимсу и каруну в образовательных учреждениях, чтобы люди могли по достоинству оценить их. Итак, мое первое обязательство – способствовать взращиванию сострадания в сердцах людей». «Я с радостью жду сегодняшнюю встречу с последователями традиции тхеравада. Есть ли у вас ко мне вопросы?» Журналисты во время пресс-конференции с Его Святейшеством Далай-ламой. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). Задали вопрос о Кармапе Ринпоче, и Его Святейшество ответил, что не знает, чем именно он занимается сейчас. Далай-лама подчеркнул, что Кармапа замечательный человек, который уделяет пристальное внимание учебе. По словам Его Святейшества, Кармапа высокий духовный наставник, но нам не следует полагаться на отдельно взятого человека. Нет перерождений Будды или Нагарджуны, которым мы могли бы поклоняться, но мы можем постигать их учения, и это важнее всего. При этом первостепенное значение имеет развитие добросердечия и сострадания. Поинтересовались, как Далай-лама оценивает деятельность доктора Амбедкара, и Его Святейшество отметил, что в 1956 году в Нагпуре Амбедкар начал движение по возрождению буддизма в Индии. Далай-лама с одобрением добавил, что Амбедкар пропагандировал всеобщее равенство и выступал против кастовой системы. На вопрос, какой вклад мог бы внести центр обучения бхикшу, Его Святейшество подчеркнул, что Будда был учителем. Более того, он призывал своих последователей не принимать его слов лишь из почтения, но тщательно и кропотливо исследовать и анализировать их подобно тому, как золотых дел мастер проверяет качество золота. Вид на статую Золотого Будды, установленную на территории Международного центра обучения бхикшу «Локуттара». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). После пресс-конференции Его Святейшество отправился на северо-восток города, где расположен центр обучения бхикшу (монахов), основанный досточтимым Бодхипало махатеро. Ярко-голубое небо было украшено размашистыми линиями перистых облаков, похожих на конские хвосты. Старший бхикшу встретил Его Святейшество и проводил к подножию огромной статуи Золотого Будды, руки которого сложены в мудры, символизирующие учение и медитацию. Его Святейшество поклонился, вознес молитвы и некоторое время провел в сосредоточении. Посадив росток дерева бодхи в память о своем визите, он вошел в храм и выразил почтение установленной там статуе Будды. К тому моменту более 150 бхикшу уже расселись на полу центра в ожидании лекции Его Святейшества. Доктор Харшадип Кэмбл обратился к настоятелю, досточтимому Бодхипало махатеро, с просьбой поприветствовать Его Святейшество, Маханаяку теро из Шри-Ланки и старшего махатеро из Таиланда. Он преподнес им белые накидки и цветы. Доктор Кэмбл объявил, что подготовка центра к работе была завершена год назад и сейчас здесь обучаются две группы бхикшу. Досточтимый Бодхипало махатеро поприветствовал своих гостей и выразил признательность Его Святейшеству за визит, который он назвал благословением для буддийского сообщества индийцев. По его словам, вне зависимости от того, какой из традиций принадлежат монахи – тхераваде, махаяне или ваджраяне, – им всегда здесь рады. Он заявил, что монахам следует быть оптимистами и, в первую очередь, постигать суть учения и практиковать его. Сегодня само время диктует необходимость объединяться и проводить такие собрания, как текущий трехдневный Глобальный буддийский конгресс. Они послужат делу возрождения буддизма. Он отдал должное доктору Амбедкару, его деятельности по распространению буддизма в современном обществе и усилиям, направленным на укрепление Индии. Настоятель Международного центра обучения бхикшу «Локуттара» досточтимый Бодхипало махатеро приветствует Его Святейшество Далай-ламу и участников встречи. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). «Сейчас я более не использую термины “хинаяна” и “махаяна”, – сказал Его Святейшество, обращаясь к участникам встречи. – Учения традиции тхеравады были записаны на пали, а учения традиции Наланды – на санскрите. Я обычно выделяю палийскую и санскритскую традиции и предпочитаю именно эти термины». «Обретя пробуждение, Будда направился в Сарнатх, где даровал наставления, которые легли в основу его учения. Он преподал винаю, свод правил монашеской дисциплины, Четыре благородные истины и их 16 характеристик, а также 37 факторов пробуждения. Четыре благородные истины – это фундамент, на котором зиждется его учение». «Все мы испытываем подлинное страдание, однако только люди наделены интеллектом, позволяющим распознать его причину. Важно не только понять, что такое подлинное прекращение страдания, но и осознать, что есть путь, ведущий к нему. В конечном счете, причина страдания – неведение, искаженное представление о реальности. Напротив, путь – это постижение реальности. Наряду с этим нам следует уяснить, что природа ума чиста, а разного рода омрачения, замутняющие ум, не являются его частью и их можно устранить. Мы должны понять, что можно прийти к прекращению страдания, опираясь на принцип взаимозависимого происхождения – пратитьясамутпаду». Его Святейшество Далай-лама дарует наставления более чем 150 бхикшу и другим слушателям, собравшимся в Международном центре обучения бхикшу «Локуттара». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). «Практики шаматхи, однонаправленного сосредоточения, и випашьяны, прозрения в суть вещей, встречаются также в небуддийских традициях. Однако буддийский подход уникален тем, что приводит к постижению воззрения, согласно которому нет независимого “я”, отдельного от совокупности тела и ума». «Воззрения о природе реальности, присущие школам “только ум” и мадхьямака традиции Наланды, перекликаются с положениями квантовой физики. Иначе говоря, явления внешнего мира не существуют так, как мы их видим. Неведение основывается именно на видимости, это принятие идеи, будто явления существуют так, как нам кажется. Квантовая физика делает упор на исследовании явлений внешнего мира, но также подчеркивает решающую роль наблюдателя. И только буддийское учение акцентирует внимание на самом наблюдателе». «Вы видите мое тело и слышите мой голос, однако вы не знаете, где находится мое “я”». «Во время первого учения в Сарнатхе Будда даровал объяснение практик нравственности (шила), сосредоточения (шаматха) и мудрости (випашьяна), которые соответствуют трем корзинам учения – виная, сутра и абхидхарма. Они составляют основу буддийской Дхармы. Нравственность соотносится с дисциплиной членов сангхи – монахов-бхикшу, монахинь-бхикшуни, а также мирян, мужчин (упасака) и женщин (упасика)». Его Святейшество Далай-лама дарует наставления в Международном центре обучения бхикшу «Локуттара». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). «Что касается однонаправленного сосредоточения, нам следует распознать факторы, препятствующие успеху в медитации, такие как лень, притупленность и возбужденность ума. Мудрость же включает в себя тонкие и грубые уровни понимания бессамостности». «Второй поворот колеса учения состоялся в Раджгире, где Будда даровал наставления более узкому кругу последователей. Он дал пояснения о совершенстве мудрости, о том, что явления не существуют так, как они предстают перед нашим взором. Эти наставления были записаны на санскрите, который был языком образованной части населения. Учения третьего поворота также были записаны на санскрите. Тогда Будда поведал о тонком уме, постигающем “шуньяту”, или пустоту (отсутствие у вещей независимого существования)». Его Святейшество рассказал, что Будда родился в царской семье, однако покинул дворец и посвятил себя монашеской жизни, приняв обеты бхикшу. Первые пять учеников Будды последовали его примеру и тоже стали бхикшу, поскольку практика нравственной дисциплины монахов и монахинь способствует преобразованию ума. Будда считал, что мужчины и женщины наделены равными способностями, и даровал посвящения бхикшу для мужчин и бхикшуни для женщин. Шесть лет он провел в аскетических условиях, практикуя медитацию и углубляя понимание реальности. В итоге он рассеял тьму неведения и достиг пробуждения, став буддой. Это наглядно демонстрирует, что фундаментом для практики служит именно нравственность. По признанию Далай-ламы, он с удовольствием узнал, что члены центра предпринимают активные шаги, дабы сохранить сангху полностью посвященных монахов бхикшу. Во время лекции Его Святейшества Далай-ламы в Международном центре обучения бхикшу «Локуттара». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). Его Святейшество сказал, что заботу о Дхарме, в особенности о винае, Будда поручил Махакашьяпе, последователями которого были Ананда, Шанавасика, Упагупта, Дхитика, Кришна и Сударшана. Из-за разных философских подходов возникло 18 школ философской мысли. Из четырех крупнейших линий винаи – тхеравады, махасангхики, муласарвастивады и самматии – на сегодняшний день сохранились тхеравада, махасангхика и дхармагуптака. Своды правил поведения монахов и монахинь (пратимокша) в палийской и санскритской традициях по сути одинаковы и имеют лишь небольшие расхождения. «Замечательно, что в вашем центре обучению бхикшу уделяют столь пристальное внимание». В заключение Его Святейшество выделил три уровня освоения знаний. Первый уровень предполагает приобретение знаний посредством слушания или чтения, однако на этом уровне ваши знания еще не устойчивы и другие воззрения могут легко привести вас в замешательство. Второй уровень подразумевает размышление и анализ, а также постижение смысла изученного. На третьем уровне необходимо углубить понимание, приучив свой ум к обретенному знанию через медитацию. Это ведет к проникновению в суть. Досточтимый Бодхипало махатеро произнес слова благодарности и от имени Локуттара Махавихары преподнес копии величественной статуи Золотого Будды Его Святейшеству, Маханаяке теро из Шри-Ланки и старшему махатеро из Таиланда. Старший махатеро подарил хрустальную статую Будды Его Святейшеству, а он, в свою очередь, также преподнес статую в дар храму Локуттара. Его Святейшество отобедал со старшими монахами, после чего вернулся в свой отель в Аурангабаде. Завтра он выступит с публичной лекцией. Перевод: Инна Балтырева. Фоторепортаж о событии |