Сохраним Тибет > Далай-лама прибыл в Мундгод
Далай-лама прибыл в Мундгод14 декабря 2019. Разместил: Editor |
Мундгод, штат Карнатака Индия, 12 декабря 2019 г. – Сегодня утром Его Святейшество Далай-лама прилетел из Гоа в Хубли, а оттуда на машине отправился в тибетское поселение Мундгод. Сотни человек, монахи и монахини, миряне, школьники выстроились вдоль дороги с белыми шелковыми шарфами в руках, чтобы поприветствовать своего духовного лидера.
Верующие стоят вдоль дороги, ожидая прибытия Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Лобсанг Церинг. Когда кортеж Его Святейшества Далай-ламы подъезжал к монастырю Дрепунг Лачи, с крыши храма громогласные звуки труб возвестили о его прибытии. Во дворе монастыря Далай-ламу встречали предыдущий держатель трона монастыря Ганден Ризонг Ринпоче, действующий держатель трона, а также Шарпа и Джангце Чойдже. Поднимаясь по ступеням и идя по центральному проходу зала собраний, Его Святейшество махал рукой собравшимся, временами останавливаясь, чтобы поздороваться со многими старыми друзьями, которых он замечал в толпе. Подойдя к трону, он поклонился священным изображениям, а также ненадолго зашел в комнату защитника, после чего занял свое место на троне во главе зала. Всем собравшимся подали чай и сладкий рис, в то время как мастер пения возглавил распевное чтение молитвы о долголетии Его Святейшества Далай-ламы, составленной Лингом Ринпоче и Триджангом Ринпоче. «Здесь собрались настоятели и монахи монастыря Дрепунг, держатель трона монастыря Ганден и два Чойдже, – отметил Его Святейшество. – Я только что побывал в Гоа, где настоятель монастыря Лоселинг завязал сотрудничество с местным университетом. Кроме того, в университете открыли кафедру изучения наследия Наланды. В своем выступлении в университете Гоа я говорил о трехтысячелетней индийской традиции ахимсы и каруны, а также шаматхи и виапашьяны. Я сказал, что, если мы сможем возродить интерес к этим аспектам древнеиндийской мудрости и совместим их с современным образованием, это принесет большую пользу». Его Святейшество Далай-лама прибывает в монастырь Дрепунг Лачи. Фото: Лобсанг Церинг. «Современное образование способствует материальному развитию, тогда как индийская мудрость направлена на развитие сознания. Мы, тибетцы, сохранили в целости теорию и практику этой традиции. Причем мы сохранили не только ее религиозное содержание, но также психологический и философский аспект. Последние два аспекта заслуживают изучения с точки зрения современной науки, и университет Гоа заинтересован в таком изучении». «Сегодня я приехал в монастырь Дрепунг, а затем отправлюсь в монастырь Ганден на празднование 600-летия паринирваны Чже Цонкапы. Увы, у меня не будет времени, чтобы посетить монастырь Сера, но я собираюсь вернуться в Бангалор в марте, и тогда побывать в монастырях Сера Чже, Сера Ме, Ташилхунпо и Намдролинг». «Сегодня все больше людей проявляют интерес к буддизму. Философы и ученые в особенности интересуются буддийской психологией. В разных странах исповедуют разные формы буддизма, но подход, присущий традиции Наланды, с ее упором на логику и размышление, сохранился только в тибетском буддизме. Так, практически ни один из трудов Дигнаги и Дхармакирти не был переведен на китайский язык». Его Святейшество Далай-лама выступает с обращением во время церемонии приветствия в монастыре Дрепунг Лачи. Фото: Лобсанг Церинг. «Как вы знаете, мы заучиваем наизусть основополагающие тексты, затем изучаем их слово за словом, после чего проводим диспуты на основе изученного материала. Этот подход распространился и в другие монголоязычные страны. Последователи школы сакья подобным образом изучают 13 великих текстов. Как сказал Харибадра, мудрые последователи [буддизма] применяют размышления и логику и полагаются на три источника знаний: изучение, размышление и созерцание. Если мы будем придерживаться такого подхода, буддизм будет процветать еще много веков». «Монастырь Дрепунг славился как Наланда Тибета. Его связывают давние связи с Далай-ламами. Гендун Друб основал монастырь Ташилхунпо. У его последующего перерождения Гендуна Гьяцо были видения. Когда ему стало неудобно оставаться в Ташилхунпо, он отправился в Лхасу. После того как настоятель Дрепунга Кункхьен Легпа Чойджор во сне увидел, что монастырь посетил выдающийся гость, он велел своим помощникам приводить к нему проходящих путников. Гендун Гьяцо присоединился к монастырю Дрепунг и со временем стал его настоятелем. Тогда же был создан Ганден Пходранг. Гендун Гьяцо также был настоятелем монастыря Сера». «Я очень счастлив быть в этом монастыре, в котором монахи усердно учатся, чтобы поддерживать живую традицию Наланды. В каждом из монастырей-университетов мы начинаем с освоения начального курса “Собрание тем” и продвигаемся дальше год за годом. Ваше усердие способствует не только процветанию буддийской Дхармы, но и благополучию тибетского народа. Помните слова Чже Ринпоче: “Сперва я то и дело искал обширных знаний, затем постиг, что все учения – упражнения [ума]; и, наконец, осваивал их днем и ночью, молясь о том лишь, чтобы Дхарма возрастала!”». «Будда отличался от других наставников крупнейших мировых религий тем, что призывал своих последователей подвергать сомнению его собственные слова: “Подобно тому, как золотых дел мастер проверяет золото, нагревая, разрезая и растирая его, так и вы, бхикшу, должны принимать мои слова не из одного лишь почтения ко мне, но лишь подвергнув их тщательному исследованию”. Верные этому завету наставники Наланды исследовали учения Будды и подразделили их на те, что можно понимать буквально, и те, что нуждаются в толковании». Монахи пьют чай во время церемонии приветствия Его Святейшества Далай-ламы в монастыре Дрепунг Лачи. Фото: Лобсанг Церинг. «Пока я здесь, я хотел бы понаблюдать за вашими философскими диспутами. Мне хотелось бы, чтобы в диспуте вы опирались исключительно на рассуждения и логику, не прибегая к цитированию священных текстов, поскольку это ослабляет вашу аргументацию. Я с нетерпением жду диспутов по воззрению срединного пути, Сутре сердца и логике». «Поняв, что омрачающие эмоции коренятся в неведении, мы сможем оценить, что такое прекращение. Практика обмена себя на других – это действенное средство для противостояния разрушительным эмоциям. Изучение “Введения в Мадхьямаку” показывает, как избавиться от ложного представления о независимом существовании. Размышляйте о взаимозависимом возникновении и помните слова Чже Ринпоче: Кроме того, [восприятие] видимых проявлений избавляет от крайности “бытия” (этернализма). А [постижение] пустоты — от крайности “небытия” (нигилизма). Когда видишь, что пустота проявляется как причина и следствие, Более не впадаешь ни в одну, ни в другую крайность». Затем Его Святейшество на машине переехал в расположенный неподалеку монастырь Дрепунг Гоманг, где ему оказали пышную официальную встречу. Обращаясь к собравшимся, Далай-лама отметил, что одной из отличительных особенностей Гоманга является его историческая связь с российскими республиками Бурятией, Калмыкией и Тувой. В прошлом, подчеркнул Его Святейшество, много весьма эрудированных философов из этих регионов приходили учиться в Тибет. В XX веке буддизм в этих регионах пришел в упадок, но в последние десятилетия в России возрождается интерес к тибетскому буддизму традиции Наланды. Его Святейшество Далай-лама прибывает в монастырь Дрепунг Гоманг. Фото: Лобсанг Церинг. По словам Его Святейшества Далай-ламы, те 300 выходцев из буддийских регионов России, что сегодня учатся в стенах монастыря, подобны семенам, из которых прорастет урожай новых ученых-философов, которые займутся возрождением буддизма у себя на родине. Он отметил, что на монастыре Гоманг лежит особая ответственность за то, чтобы всячески поддерживать их и помогать их учебе. На этом Его Святейшество закончил свою краткую речь и удалился в свои покои на верхнем этаже зала собраний монастыря Гоманг. Перевод: Наталья Иноземцева. Фоторепортаж о событии |