Сохраним Тибет > Далай-лама посетил философские диспуты в монастыре Ганден Шарце

Далай-лама посетил философские диспуты в монастыре Ганден Шарце


22 декабря 2019. Разместил: Editor
Мундгод, штат Карнатака, Индия, 19 декабря 2019 г. – Сегодня утром, прежде чем спуститься в зал собраний, Его Святейшество Далай-лама побеседовал с группой меценатов и сторонников, оказавших поддержку в организации международной конференции «Чже Цонкапа: жизнь, философия и наследие», которая начинается завтра. Он особенно подчеркнул огромную ценность и актуальность древнеиндийских традиций ненасилия и сострадания. Он также выразил восхищение общеиндийскими медитативными практиками однонаправленного сосредоточения и прозрения в реальность. Эти практики помогли создать «карту ума» и разработать способы борьбы с такими разрушительными эмоциями, как гнев и страх, а также методы взращивания любви, сострадания и других созидательных эмоций.

Далай-лама посетил философские диспуты в монастыре Ганден Шарце
Его Святейшество Далай-лама фотографируется с группой меценатов и сторонников, оказавших поддержку в организации международной конференции «Чже Цонкапа: жизнь, философия и наследие». Фото: Лобсанг Церинг.

«Понять преимущества сострадания мы можем с помощью логики и анализа, – сказал Его Святейшество. – Мы осознаем, что сострадание способствует покою ума, дарующему внутреннюю силу, которая, в свою очередь, уменьшает страх и подозрительность. Размышляя таким образом, вы придете к выводу, что разрушительные эмоции проистекают напрямую из эгоцентризма».

«Эти исследования касаются всех нас. Все мы желаем счастья. Как человеческие существа, все мы обладаем одинаковым мозгом, испытываем одинаковые эмоции и наделены одинаковым потенциалом. Ученые утверждают, что мы социальные животные, а потому сострадание заложено в нас самой природой. Будущее каждого из нас зависит от других людей. По этой причине, куда бы я ни отправился и кого бы ни повстречал, со всеми я чувствую общность».

Спустившись в зал собраний Ганден Шарце, Его Святейшество послушал философские диспуты монахов-студентов, многие из которых прибыли из региона Мон штата Аруначал-Прадеш. Первая группа взяла за отправную точку высказывание Бхававивеки из трактата «Огонь логических доводов» (Таркаджвала), гласящее: «Наша философская система обозначает сознание как “я”, поскольку именно оно перерождается из жизни в жизнь». Вторая взяла за основу 15-ю главу «Коренных строф о срединности» (Муламадхьямака-карика) Нагарджуны под названием «Исследование бытия и небытия». Один из оппонентов хотел узнать смысл слова «самосущее», и ему ответили, что оно означает объект отрицания.

Далай-лама посетил философские диспуты в монастыре Ганден Шарце
Вид на зал собраний монастыря Ганден Шарце во время сессии философских диспутов, на которую прибыл Его Святейшество Далай-лама. Фото: Лобсанг Церинг.

Ученики класса по совершенству мудрости опирались на 5-ю главу «Украшения сутр», обсуждая, что имеют в виду, когда говорят о бодхисаттвах, достигающих пробужденного ума посредством мудрости. Другие рассматривали природу Будды. Еще одна группа спорила о практике обмена себя на других – по их утверждению, дабы почитать других важнее себя, необходимо сначала поразмышлять об их доброте.

Ученикам класса по логике отправной точкой служили цитаты из «Собрания категорий» (Таттва-санграха) Шантаракшиты и «Компендиума достоверного познания» (Праманасамуччая) Дигнаги. Хитроумные доводы некоторых монахов вызывали у слушателей улыбку.

В предыдущих диспутах один оппонент задавал вопросы нескольким монахам, а в конце сессии ученики предварительных классов, изучающих науку об уме и собрание тем, провели диспут, во время которого были группы оппонентов, задававших вопросы, и другие группы, отвечающие на них.

Далай-лама посетил философские диспуты в монастыре Ганден Шарце
Группа монахов, участвующих в сессии философских диспутов в зале собраний монастыря Ганден Шарце. Фото: Лобсанг Церинг.

В благоприятствующей строфе, прочтенной в заключение, говорилось, что участники диспутов посвящают накопленные заслуги сохранению учений Будды и Чже Цонкапы, а также долголетию Его Святейшества.

«Подобные диспуты проводят только в тибетских монастырях, – произнес Его Святейшество. – На протяжении нескольких последних столетий наставники обучали учеников этому подходу, передавали эту традицию из поколения в поколение, считая диспуты действенным методом постижения природы реальности. Этот метод не ограничивается обсуждением конкретных тем, его можно применить ко многим другим областям исследования. Сейчас вы в полной мере продемонстрировали свои способности, и я хотел бы поблагодарить учителей и настоятелей, готовивших вас».

«Несколько монахинь из расположенного неподалеку монастыря Джангчуб Чолинг защитили ученую степень геше-ма (доктора буддийской философии). Ранее я уже посещал этот монастырь, но не думаю, что мне удастся заехать туда в этот раз. Когда Шантаракшита учредил винаю в Тибете, он не смог привезти с собой монахинь-бхикшуни, и по этой причине у нас нет линии посвящения гелонг-ма. Однако мужчины и женщины наделены равными способностями к обучению».

Далай-лама посетил философские диспуты в монастыре Ганден Шарце
Его Святейшество Далай-лама выступает с обращением во время сессии философских диспутов в зале собраний монастыря Ганден Шарце. Фото: Лобсанг Церинг.

«В наши дни в школах изучают логику и практикуют диспуты, и соответствующий преподаватель считается не учителем религии, а учителем философии. Я искренне надеюсь, что придет день, когда все без исключения, монахи, монахини, миряне, стар и млад, смогут применять логику и диспутировать. Три великих образовательных центра хранят эту традицию. Пожалуйста, продолжайте в том же духе».

«Как-то раз, пребывая в покоях на верхнем этаже Дрепунг Лачи, я объявил, что монахинь следует мотивировать на изучение буддийской философии и получение степени геше-ма. Тогда Гьен Лобсанг Ньима спросил: “Разве это возможно?”. Я сказал ему, что Будда даровал как обеты бхикшу, так и обеты бхикшуни, а это значит, что монахиням также следует учиться и получать высшую степень геше».

«Нагарджуна писал: “Привязанность, гнев и неведение возникают полностью из умопостроений”. Мы ошибочно считаем, что якобы явления существуют так, как нам кажется. Квантовая физика опровергает это, утверждая, что ни одно явление не существует объективно и согласно видимости. Разрушительные эмоции возникают, поскольку нам свойственно все преувеличивать. Но, когда мы исследуем все непредвзято, мы понимаем, что явления не существую так, как нам представляется».

Далай-лама посетил философские диспуты в монастыре Ганден Шарце
Монахи, собравшиеся на сессию философских диспутов, слушают обращение Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Лобсанг Церинг.

Его Святейшество отметил, что некоторые диспуты были посвящены бодхичитте, стремлению достичь пробуждения ради блага всех живых существ. Он процитировал принадлежащие перу Шантидевы строфы восхваления бодхичитты:

Если не обменяешь свое счастье
На страдания других существ,
Не сумеешь достичь состояния будды,
И в колесе самсары откуда возьмется счастье?

Всякое блаженство, какое только есть в этом мире,
Проистекает из стремления принести счастье другим.
Всякое страдание, какое только есть в этом мире,
Проистекает из стремления к собственному счастью.


Это суждение подкрепляют строки «Подношения духовному учителю» (лама чопа):

Хроническая болезнь себялюбия – причина всех нежеланных страданий;
Благословите меня, осознав это,
Обвинить во всем, подавить и уничтожить
Чудовищного демона себялюбия.

Забота о моих матерях и стремление привести их к вечному блаженству
Открывают врата безмерных достоинств;
Благословите меня, осознав это, полюбить их больше жизни,
Даже если они проявят ко мне враждебность.


Авторы этих строф стремились донести до нас идею о том, что забота о других служит основным источником счастья и благополучия. В заключение Его Святейшество призвал монахов памятовать, что учение Будды продолжит существовать лишь в случае, если мы будем изучать и практиковать его философию.

Перевод: Инна Балтырева.