Сохраним Тибет > Новая книга. Пема Чодрон. Как медитировать
Новая книга. Пема Чодрон. Как медитировать29 февраля 2020. Разместил: Editor |
Пема Чодрон
Как медитировать. Подружитесь со своим умом. Практическое руководство Перевод с английского О. Турухиной Редактор Александр А. Нариньяни Издательство: Ганга, 2020 г. Твердый переплет Формат 130х200 мм 236 стр. Тираж 500 экз. Это первая книга Пемы Чодрон, глубоко исследующая основы практики, которая, с её точки зрения, является фундаментом духовного пути длиною в жизнь. Всё больше людей начинают осознавать глубокое внутреннее желание подлинности, связи с другими и свежего ощущения жизни. Пема Чодрон утверждает, что медитация даёт нам золотой ключик к этому желанию. Это практическое руководство показывает читателям, как честно встретиться и открыто взаимодействовать с собственным умом, принять всю полноту наших переживаний и жить всем сердцем. Об автореПема Чодрон — полностью посвящённая буддийская монахиня, или бхикшуни, Пема Чодрон — выдающаяся ученица великого тибетского мастера Чогьяма Трунгпа; одной из первых женщин Запада приняла буддийский сан и стала известным учителем традиции ваджраяны. Приобрести книгу: интернет-магазин «Лабиринт». ОглавлениеВведение Почему мы медитируем? Часть 1. Техника медитации 1. Подготовка к практике и принятие обязательства 2. Стабилизация ума Упражнение. Прикосновение к настоящему мгновению Упражнение. Сканирование тела 3. Шестичастная поза 4. Дыхание Практика отпускания 5. Отношение Возвращаться снова и снова 6. Безусловное дружелюбие 7. Сам себе учитель медитации Часть 2. Работа с мыслями 8. Ум-обезьянка 9. Три уровня дискурсивного мышления 10. Мысли как объект медитации Упражнение. Использование мыслей как объекта медитации 11. Воспринимайте все дхармы как сновидения Часть 3. Работа с эмоциями 12. Развитие близости с собственными эмоциями 13. Пространство внутри эмоций 14. Эмоции как объект медитации Упражнение. Использование воспоминания как опоры для медитации 15. Сделать грязную работу 16. Быть с переживанием 17. Дышать вместе с эмоцией 18. Отбросьте историю и найдите чувство Упражнение. Найти чувство Часть 4. Работа с чувственными восприятиями 19. Чувственные восприятия Звук как объект медитации Упражнение. Звук как объект Визуальный образ как объект медитации Упражнение. Визуальный образ как объект Ощущения как объект медитации Упражнение. Ощущение как объект Вкус как объект медитации Упражнение. Вкус как объект 20. Взаимосвязь всех восприятий Часть 5. Раскрыть своё сердце всему 21. Отказаться от борьбы Упражнение. Внимание к простым активностям как медитация 22. Семь наслаждений 23. Выносимая лёгкость бытия 24. Убеждения 25. Расслабление в отсутствие опоры 26. Создайте круг практикующих 27. Взращивайте чувство любопытства 28. Путь бодхисаттвы Отрывки из книгиИз введения Первое качество или первое, что мы делаем, когда медитируем, — это развитие и питание устойчивости, пока мы пребываем с самими собой. Как то я говорила об этом качестве с одной женщиной, и она спросила: «Эта устойчивость — что ¬то вроде верности? Но чему мы верны?» Посредством медитации мы развиваем верность самим себе. Устойчивость, которую мы развиваем в медитации, мгновенно преобразуется в верность собственному опыту жизни. Устойчивость означает, что, когда вы садитесь медитировать и позволяете себе переживать то, что происходит в данный момент (ваш ум может нестись со скоростью двести километров в час, ваше тело — подёргиваться, голова — пульсировать, а сердце — быть объятым страхом), что бы ни возникало, вы остаётесь с этим переживанием. Вот и всё. Иногда вы можете просидеть так час, и вам не станет легче. Тогда вы можете сказать: «Это была плохая сессия медитации. Я только что плохо помедитировал». Однако готовность просидеть десять минут, пятнадцать минут, двадцать минут, полчаса или час — сколько бы вы ни сидели — это жест сострадания, развивающий устойчивость или верность себе. Мы склонны навешивать массу ярлыков, мнений и суждений на всё, что происходит. Устойчивость — преданность себе — означает, что вы отпускаете эти суждения. В каком то смысле устойчивость отчасти заключается в том, что, когда вы замечаете, как ум несётся со скоростью миллион километров в час и вы думаете об всём сразу, без всяких усилий возникает несконструированный момент: вы остаётесь со своими переживаниями. В медитации вы развиваете это питающее качество преданности себе, устойчивости и непоколебимости. Сначала мы учимся этому в медитации, но постепенно всё больше становимся способны оставаться непоколебимыми во всевозможных ситуациях вне практики медитации, в так называемой постмедитации. Второе качество, которое мы развиваем в медитации, это ясное видение. Оно близко к устойчивости. Иногда его называют ясным осознаванием. Посредством медитации мы развиваем способность ловить себя, когда зацикливаемся или проявляем жёсткое отношение к обстоятельствам и людям, в некотором роде закрываясь от жизни. Мы начинаем улавливать начало невротической цепной реакции, ограничивающей нашу способность испытывать радость и устанавливать связь с другими. Можно было бы подумать, что сидя в медитации — так неподвижно и спокойно — мы почти ничего не видим. Однако на самом деле всё совсем наоборот. Развивая устойчивость, обучаясь оставаться в медитации, мы начинаем развивать неосуждающую, непредвзятую ясность простого видения. Приходят мысли, приходят эмоции, и мы видим их ясн, как никогда. В медитации вы подходите всё ближе к самим себе и начинаете намного яснее понимать себя. Вы начинаете видеть ясно, без концептуального анализа, поскольку с регулярной практикой замечаете то, что делаете много раз подряд. Вы видите, что раз за разом проигрываете в своём уме одну и ту же пластинку. Имена партнёров и начальников могут меняться, но темы повторяются. Медитация помогает нам ясно увидеть себя самих и те привычные паттерны, которые ограничивают нашу жизнь. Вы начинаете отчётливо видеть свои мнения. Вы видите свои суждения. Вы видите свои защитные механизмы. Медитация углубляет ваше понимание себя самих. Я уже упоминала третье качество, которое мы развиваем в медитации, когда говорила об устойчивости и ясном видении, — оно возникает, когда мы позволяем себе сидеть в медитации с собственными эмоциональными страданиями. Я думаю, действительно важно выделить его как отдельное качество, которое мы развиваем в практике, поскольку, когда в ходе медитации я (как и все мы) испытываю эмоциональные страдания, у меня может возникнуть чувство: «Я всё делаю не так». Итак, третье качество, которое, по всей видимости, развивается естественно, это смелость. В нас постепенно зарождается смелость. Мне кажется, что здесь очень важно слово «постепенно», поскольку это длительный процесс. Однако со временем вы обнаруживаете, что развиваете смелость переживать свой эмоциональный дискомфорт, испытания и вызовы жизни. Медитация — это процесс трансформации, а не волшебное превращение, когда мы упрямо хотим что то в себе изменить. Чем больше мы практикуем, тем больше открываемся и развиваем смелость в обычной жизни. В действительности в медитации вы никогда не чувствуете, что «сделали это», что вы «наконец то на месте». Вы чувствуете, что вы просто достаточно расслабились для того, чтобы переживать то, что всегда было в вас. Иногда я называю этот процесс трансформации «благодатью». Я использую это слово, поскольку, когда мы развиваем смелость, позволяя возникать целому диапазону эмоций, на нас могут снисходить мгновения такого прозрения, которое никогда не возникло бы из попыток концептуально понять, что именно не так с нами или с миром. Такие моменты прозрения возникают из акта сидячей медитации, которая требует смелости, а эта смелость растёт со временем. Благодаря этой растущей смелости на нас зачастую снисходит благодать изменений нашего мировоззрения, какими бы небольшими они ни были. Медитация позволяет вам увидеть что то новое, что то такое, чего вы никогда прежде не видели, понять что то такое, чего вы никогда прежде не понимали. Иногда мы называем эти дары медитации благословениями. В медитации вы учитесь не стоять у себя на пути достаточно долго, чтобы возникло пространство для проявления вашей собственной мудрости, и это происходит потому, что вы больше не подавляете эту мудрость. Когда вы развиваете смелость переживать свои эмоциональные страдания на самом сложном уровне и просто сидеть с ними в медитации, вы осознаёте, насколько привыкли полагаться на свой ментальный мир, чтобы получить комфорт и безопасность. Поскольку в этот момент возникает много эмоций, вы начинаете действительно устанавливать связь с чувством, с энергией, лежащей в основе ваших эмоций. Дальше в этой книге вы ещё прочтёте о том, что вы начинаете отпускать слова и истории настолько, насколько возможно, и просто сидите. Затем вы осознаёте, даже если это осознание оказывается неприятным, что вас либо соблазняет повторение воспоминания, истории ваших эмоций, либо вы прибегаете к диссоциации. Вы можете обнаружить, что часто скатываетесь в фантазии о чём то неприятном. Секрет в том, что вообще-то мы не хотим ничего этого делать. В нас есть часть, которая совершенно искренне желает пробудиться и раскрыться. Люди как вид хотят чувствовать себя более живыми и пробуждёнными к жизни. Однако люди как вид также испытывают дискомфорт от мимолётного, меняющегося качества энергии реальности. Проще говоря, многие из нас на самом деле предпочитают комфорт собственных ментальных фантазий и планов, и именно это делает практику такой сложной. Переживание эмоционального страдания и взращивание всех этих качеств (устойчивости, ясного видения и смелости) по ¬настоящему перетряхивает наши привычные паттерны. Медитация ослабляет наши условные рефлексы — она ослабляет то, как мы конструируем себя и продлеваем собственные страдания. О четвёртом качестве, которое мы развиваем в медитации, я говорю постоянно: это способность пробудиться к собственной жизни, к каждому её мгновению — такому, какое оно есть. Это абсолютная сущность медитации. Мы развиваем внимание к каждому моменту и учимся просто быть здесь. В то же время в нас невероятно сильно сопротивление тому, чтобы просто быть здесь! Когда я только начинала практиковать, я думала, что у меня ничего не получается. Мне потребовалось время, чтобы осознать, что я испытываю сильное сопротивление тому, чтобы просто быть здесь. Когда мы просто присутствуем здесь, когда направляем внимание на настоящее мгновение, это не даёт нам никакой уверенности или предсказуемости. Однако, когда мы учимся расслабляться в настоящем моменте, мы учимся расслабляться в неизвестности. |