Сохраним Тибет > В Санкт-Петербурге состоялась пресс-конференция «Тибет: 61 год без Далай-ламы»

В Санкт-Петербурге состоялась пресс-конференция «Тибет: 61 год без Далай-ламы»


3 апреля 2020. Разместил: Editor
5 марта 2020 года в информационном агентстве РОСБАЛТ состоялась пресс-конференция, посвящённая международному дню поддержки Тибета, отмечаемому 10 марта в годовщину народного восстания тибетцев в Лхасе против оккупации Тибета армией КНР. Предлагаем вашему вниманию расшифровку видеозаписи этой встречи. Перевод Маргариты Кожевниковой.

В Санкт-Петербурге состоялась пресс-конференция «Тибет: 61 год без Далай-ламы»

Никита Строгов, корреспондент агентства РОСБАЛТ: Добро пожаловать в пресс-центр информационного агентства РОСБАЛТ. Сегодня у нас состоится пресс-конференция, посвященная 61-й годовщине со дня народного восстания в Тибете. Представители Общества друзей Тибета и представители Тибетского поселения в эмиграции пришли напомнить журналистам и всем присутствующим на пресс-конференции об истории восстания в Тибете. Также речь пойдет о том, каково положение дел в Тибете сегодня, о состоянии прав человека, о жизни тибетцев в современной действительности. Эти и другие вопросы мы обсудим сегодня с участниками нашей пресс-конференции, которая носит так же и познавательный характер. Представляю Вам наших спикеров:

Андрей Анатольевич Терентьев – член совета Общества друзей Тибета;
Маргарита Николаевна Кожевникова – член совета Общества друзей Тибета, участница 8-й международной конференции групп поддержки Тибета (Дхарамсала, Индия, ноябрь, 2019);
Сэсэг Зориктоевна Доржиева – участница 8-й международной конференции групп поддержки Тибета (Дхарамсала, Индия, ноябрь, 2019);
Дава Церинг – член 12-го, 13-го, 14-го и 15-го Тибетского парламента в эмиграции. Родился в Тибете, эмигрировал в Индию.
Церинг Юдон – член состава 14-го и 15-го Тибетского парламента в эмиграции. Родилась в Индии в семье тибетских эмигрантов.
Дхондуп Таши – член 12-го, 13-го, 14-го и 15-го Тибетского парламента в эмиграции. Главный редактор газеты Тибет Таймс (Tibet Times). Был вице-президентом Тибетской ассоциации журналистов с 2007 по 2010 гг. Родился в Тибете, эмигрировал.
Дхондуп Таши – с 2010 г. главный представитель тибетского поселения Сонамлинг (Ладакх). Родился в Лехе (Ладакх, Индия).

Никита Строгов: Вопрос к Андрею Анатольевичу. Расскажите, пожалуйста, об истории народного восстания в Тибете и почему Китай притязает на территорию Тибета.

Андрей Терентьев: Постараюсь быть кратким. Дело в том, что китайская историография и менталитет выросли из того представления, что Китай является так называемой серединной страной, центром мира, а все остальные народы являются относительно Китая второстепенными. Например, вплоть до 30-х годов ХХ века Министерство иностранных дел Китая называлось «Отдел по управлению делами варваров». Такой «китаецентризм» имеет место в политике по отношению к народам Азии и к народам других территорий, близлежащих Китаю. Такие народы, как монголы, тибетцы, маньчжуры и др., в китайской историографии считаются принадлежащими к целой многогранной структуре Китайского государства. И именно из этой, китайской, точки зрения выросла проблема Тибета. На протяжении истории на территории Китая существовали разные государства. Помимо собственно Китайского государства в XII, XIII и XIV веках существовала Монгольская империя, которая захватила и Китай, и Тибет, и Россию. Внук Чингисхана Хубилай устроил свою столицу в Пекине. И хотя это была Монгольская Империя, китайцы же называют ее династией внутри Китая. И на этом основании китайцы считали, что народы, которые подчинялись Монгольской империи, являются частью Китая. Таким образом, и Тибет, который тоже был покорен монголами, вошел в сферу влияния Монгольской империи. Хубилай подарил Тибет своему духовному наставнику Пабе Ламе. На этом основании китайская историография утверждает, что Тибет был издревле частью Китая, поскольку был захвачен монголами. Однако ровно симметрично можно утверждать, что и Россия является частью Китая, поскольку так же была захвачена монголами. Тем не менее, в отношении России это не так. Но в отношении Тибета такая аргументация присутствует по сей день, и эта укоренившаяся традиция мышления продолжает сохраняться в Китае и бороться с ней трудно.

Сами же тибетцы никогда не считали себя китайцами и принадлежащими Китайской стране. В древние времена они воевали с Китаем и даже захватывали на какое-то время столицу Китая. Потом между тибетской и китайской сторонами был заключен договор. На протяжении остальной истории тибетцы находились в какой-то степени зависимости от Китая, особенно от Маньчжурского государства. После распада Китайской империи, Тибет заявил о своем суверенитете, который был с древних времен, и стал пользоваться основными правами суверенного государства. Однако эти права не были должным образом оформлены. Возможно ввиду того, что Тибет находится высоко в Гималаях, в значительном отдалении, тибетцы не сочли таким важным документально закрепить свою независимость.

Поэтому то, что в китайских документах тибетцы оставались зависимыми от Китая, и было единственным свидетельством об отношении этих народов, и это дало возможность Китаю в 1948–1949 годах войти на территорию Тибета и захватить его. Тибет хоть и подавал жалобы в ООН, но никто не мог разобраться, как на самом деле все было.

И с тех пор как Китай совершил так называемое «мирное освобождение» Тибета, введя туда войска, Тибет стал оккупированной территорией, он потерял свою самостоятельность и теперь является частью КНР, что признают де-юре практически все государства.

Хотя тибетцы поначалу пытались бороться за свою независимость, по настоянию Его Святейшества Далай-ламы эти попытки были оставлены, потому что вооруженная борьба была невозможна. Тибетская армия состояла из 5 тысяч плохо вооруженных человек, и она ничего не могла противопоставить многочисленной китайской армии. Такова история.

Никита Строгов: Далее я прошу продолжить Маргариту Кожевникову. Маргарита Николаевна, расскажите, какова ситуация в настоящем моменте.

Маргарита Кожевникова: Итак, мы остановились на захвате Тибета Китаем, т.е. это произошло примерно через год после китайской культурной революции. И затем Тибет подвергся страданиям, связанным с историей того, что происходило в КНР, с китайской культурной революцией, когда волна разрушений прокатилась по всему Китаю. В самом Тибете были разрушены 4 тысячи буддийских монастырей. Буддийские монастыри – это главное культурное достояние, весь тибетский народ вкладывал в него свои силы. Это было сосредоточение искусства, философии, медицины, множества текстов, книгопечатание на ксенографических досках, гораздо более раннее, чем в Европе. В Тибете находилась самая большая по количеству текстов и авторов библиотека в XIX веке. Когда востоковеды попали туда и сопоставили с европейской литературой, то она оказалась более обширная. И вот эта богатейшая культура, хранившаяся в монастырях, подверглась разрушению.

В то время тогда еще юный Далай-лама Тензин Гьяцо пытался как-то в этих условиях выстраивать взаимоотношения с КНР. Сначала китайцы обещали не трогать хозяйственные, культурные, политические установления и порядки Тибета, однако вскоре стало понятно, что этого не будет. Возмущение тибетцев росло, и остановить его уже было невозможно. В 1959 году произошло народное восстание. В результате было принято решение, что правительство Тибета во главе с Далай-ламой должны покинуть страну, чтобы спасти представительство Тибета. Часть возмущенных тибетцев на востоке к тому времени уже начала покидать свою землю. Вслед за ними и правительством ушли многие тибетские буддийские ученые, знатоки текстов и традиций. Таким образом, они вынесли свою культуру на территорию Индии, и она чудом осталась сохранена. И, обосновавшись в Индии, ушедшие с Далай-ламой тысячи тибетских монахов и простых тибетцев, начали восстанавливать основания своей культуры: школы для детей, книгопечатание, институт тибетской медицины и университет буддийских исследований в Дхарамсале, который был признан, так же как и в Лехе, как высшее учебное заведение.

На сегодняшний день для нас, западных людей, сложилась следующая картина. В результате китайской культурной революции в Тибете погибло 1 млн. 200 тысяч человек, т.е. 1/5 населения Тибета. После десятилетий правления Мао Цзэдуна наступила некоторая оттепель, и тибетцам было предложено самим восстанавливать разрушенные монастыри, но в них не разрешается излагать буддийское учение, не разрешается никого учить, хотя ранее монастыри функционировали как буддийские университеты. Получается, в самом Тибете разрушенное восстановить оказывается невозможным. А в Индии культура Тибета оказалась представлена и стала развиваться, активно войдя в диалог с западной наукой в лице Его Святейшества Далай-ламы, который является выдающейся, пытливой и талантливой личностью, а также в лице многих других тибетских ученых. Диалог с западной наукой – это исследования медитации, философии, диалог с физиками, в области квантовой физики. Т.е. это развитие в современных формах того, что тибетцы, сохранив свою культуру, могут предложить миру.

И сегодня на западе есть много тех, кто любит Тибет, кого привлекает культура и облик самого тибетского народа, с его традиционной большой приветливостью и открытостью. В России мы представлены как Общество друзей Тибета. С 1991 года это Общество существует в Петербурге, также есть в Калмыкии, Туве, Бурятии, Москве и в разных странах. Мы стараемся доносить до наших граждан, что существует проблема Тибета. Нельзя закрыть эту тему и не обращать внимания на страдания тибетского народа. Закончились годы культурной революции, разрушения и расстрелы, но не закончились притеснения тибетского народа и посадки в тюрьмы, которые производятся в связи с продолжающимися протестами жителей Тибета. Хотя прошло уже столько лет (70 лет в этом году праздновала КНР, следовательно, 69 лет со дня захвата Тибета), но тибетцы продолжают протестовать. 10 марта – это дата, когда отмечается годовщина народного восстания и это дата, когда Далай-лама покинул Тибет. Во всем мире 10 марта проходят демонстрации и протесты, и в самом Тибете также проходят выступления тибетцев, и в связи с этим в тюрьмах много политзаключенных. Эти протесты носят мирную форму: выходят монахи без всякого оружия, просто поднимают флаг Тибета, и за это их бросают в тюрьмы. Тибетцы страдают от политики переселения, которую проводит Китай в пользу переселения на территорию Тибета этнических ханьцев, т.е. китайцев. Им отдается предпочтение: и работа и лучшие должности достаются китайцам, тем, кто знает китайский язык, кто имеет образование, соответствующее современным нормам КНР. А тибетцы оказались людьми второго сорта на территории своей родной земли. Язык – это очень болезненный вопрос. Народ существует, пока существует его языковая культурная идентичность. В наше время школа, образование на территории Тибета не включают ничего от тибетской традиции – это потеряно! Поэтому такие мирные протесты, которые тибетцы начали в защиту родного языка, также проходят по политическим статьям. Это, прежде всего, случай Таши Вангчука, который проводил кампанию за право тибетцев учиться на родном языке. В 2016 году он был схвачен, его родные узнали о его месте нахождения только через 6 месяцев. Суд состоялся через два года, в результате его приговорили к пяти годам тюремного заключения за разжигание сепаратизма.

Принципы хозяйствования в Тибете были также перестроены и потеряны. В результате переустройства традиционного ведения хозяйства страдают земли, которые там очень сложные – тонкий слой плодородных почв довольно уязвим. Когда они были распаханы, началась эрозия почв, и это сильно сказалось на экологической ситуации. Главные реки Азии начинаются в Тибете: Янзцы, Хуанхэ, Брахмапутра, Меконг и др., все они протекают в дальнейшем по территориям Индии, Китая, Бирмы, Пакистана. А в их истоках происходит разрушение почв и варварское вырубание лесов. В результате десятилетий хозяйствования Китая начались невероятные наводнения и экологические нарушения.

Все эти острые проблемы вылились в то, что тибетцы с 2009 года начали делать то, что невозможно было представить для буддийского народа – это протесты с использованием самосожжения. Это невозможно представить потому, что убийство и самоубийство совершенно противоречит традиционным буддийским верованиям о драгоценности всякой жизни, тем более жизни человеческой. С 2009 года тибетцы, монахи и миряне, доведенные до отчаяния, совершили 156 самосожжений. Его Святейшество Далай-лама выступил с призывом к тибетцам в Тибете не жертвовать своей жизнью. Но нельзя не отдать должное мужеству этих людей, полных решимости и отваги.

Для нас же, тех, кто любит Тибет, этот прекрасный край, Гималаи, тибетский народ, это для нас причина продолжать поддержку Тибета и призывать тех, кто не знает о Тибете, узнать, поинтересоваться, поискать информацию из разных источников и как-то проявить свое сопереживание за справедливость, за права тибетского народа.

Никита Строгов: Теперь передадим слово тибетской делегации.

Дава Церинг, представитель тибетского парламента в эмиграции: Здравствуйте! Мы здесь присутствуем как представители Тибетского парламента в эмиграции, приехавшие из Индии, из Дхарамсалы, где сейчас находятся Его Святейшество Далай-лама и правительство Тибета в изгнании. Для нас это важный случай и большая радость оказаться здесь и принять участие в пресс-конференции. Мы благодарны очень теплому приему, который мы встретили в целом со стороны людей и, особенно, со стороны Общества друзей Тибета. И также хочу выразить благодарность уже выступившим двум докладчикам за то, что было полно и хорошо освящено положение дел Тибета. Представлена его история и современная ситуация, и то, что происходит с тибетцами в Тибете и с тибетцами в Индии в эмиграции, и это во многом благодаря деятельности Его Святейшества Далай-ламы.

Цель нашего визита в Россию – это, конечно же, встречи и с представителями российского парламента, и с представителями движения группы друзей поддержки Тибета, и с выдающимися людьми российского общества, и с представителями масс-медиа с тем, чтобы наш голос был донесен. Мы хотим использовать этот случай для того, чтобы больше людей услышали о том, что происходит в Тибете, о том, как нарушаются права тибетского народа, права и возможности людей жить обычной человеческой жизнью и наслаждаться правами человека, а также о том, что касается экологической ситуации и культурной ситуации в Тибете. Очень важно, чтобы люди узнали о происходящих в Тибете природных изменениях в связи с экологическими нарушениями. Это те факты и события, которые замалчиваются в представляемой китайским правительством информации. В действительности эта информация важна не только самим тибетцам, это не только их благо, это относится ко всему миру в целом. Тибет как высочайшее плато, крыша мира, третий полюс по количеству льда и снега в мире имеет огромное экологическое влияние на то, что происходит на большой части мира, прежде всего, в Азии.

То, о чем мы хотим просить, к чему мы призываем членов российского парламента, простых людей, собравшихся здесь и тех, кто слышит нас, – это отстаивать правду и справедливость и выступать не только за тибетцев, но и свидетельствовать о том, что происходит в самом Тибете, вставая на сторону истины, на сторону правды!

Сегодня наши братья и сестры – тибетский народ, численность которого порядка 6 млн. человек, не имеют таких человеческих прав, как право вести свой традиционный образ жизни, изучать собственный язык, исповедовать свою религию. И мы призываем россиян признать это, встать на сторону истины и свидетельствовать о существующем положении дел с правами человека в Тибете. Отношения между Россией и Тибетом существуют давно, свидетельством тому является тот факт, что в Петербурге действует буддийский храм, построенный в 1913 году, еще в период царского правления в России.

Сегодня то, о чем мы, тибетцы, говорим, чего хотим добиться, это даже не требование независимости нашей страны и право на ту свободу, которую она имеет согласно истории. Исходя из нынешней ситуации в мире, принимая во внимание ситуацию в Китае и международные отношения, опираясь на сегодняшние реалии, мы следуем тому, что называется Срединный путь. Этот путь, предложенный Его Святейшеством Далай-ламой, подразумевает обретение подлинной автономии в составе Китайской Республики, в рамках которой тибетский народ будет иметь подлинные права и свободы. Как и все люди – в России, Китае, Индии и т.д. – мы, тибетцы, также хотим счастья и мира. Поэтому сегодня мы пришли сюда с тем, чтобы призвать людей помочь нам достичь этого счастья, в котором мы, все люди, нуждаемся, достичь его путем обеспечения таких важнейших принципов, которые провозглашает наш лидер Его Святейшество Далай-лама.

Первый принцип, который провозглашает Его Святейшество Далай-лама, обязательство, которое он взял на себя в этой жизни – это развивать ценность сострадания, ценность доброты и любви людей друг к другу.

Второй его принцип-обязательство – работать на обеспечение гармонии и взаимопонимания разных религий.

Третий принцип-обязательство Его Святейшество Далай-лама связывает с его обещанием перед тибетским народом делать все, чтобы сохранить тибетскую идентичность, язык и культуру, которые имеют великое значение не только для тибетцев, но и для всего человечества. Это очень важно, потому что тибетская культура и философия, по сути, культивируют принципы сострадания, развития умиротворения, мира между людьми и поэтому эта философия может дать очень многое миру.

И последнее, четвертое обязательство, данное Его Святейшеством Далай-ламой – это возродить ценности и традицию древней индийской культуры.

Все эти четыре обязательства Его Святейшества Далай-ламы мы, тибетцы, принимаем очень близко к сердцу. Это означает, что мы изо всех сил сами стараемся следовать этим принципам и помогать воплощать их в жизнь. Мы хотим донести знания о них до других людей, чтобы мы, люди, живущие сегодня, могли передать своим потомкам что-то, что приведет их к гармонии, к доброте в отношениях друг с другом, к большему процветанию человечества в этом мире. Это то, что мы можем передать своим детям, этому поколению, живущему в нашем столетии, и, может быть, эти знания достигнут и XXII века.

В заключение я хочу обратиться к присутствующим в зале и ко всем россиянам с приглашением. Если кто-то из вас имеет или будет иметь интерес к тибетской традиции, к буддийской традиции, к изучению тибетского языка, культуры или буддийской философии, пожалуйста, приезжайте и изучайте интересующие вас темы в тибетских институтах в Индии, где мы живем в эмиграции. Приезжайте, кому это интересно, мы вас приглашаем посетить Дхарамсалу, штат Химачал Прадеш, что в предгорье Гималаев, приезжайте и посмотрите, как мы устроили свою жизнь, культуру, тибетское общество в эмиграции.

Владимир Егоров (вопрос к представителям тибетского парламента в эмиграции): Принимает ли молодежь Тибета в Китае и молодежь Тибета на Западе тибетскую традицию как свою аутентичность? Не оказало ли влияние КНР или западной цивилизации на молодежь Тибета?

Дава Церинг, представитель тибетского парламента в эмиграции: Да, такая проблема есть. Когда мы, беженцы из Тибета, поселились в Индии, то наша жизнь была устроена в рамках тибетских поселений и были созданы тибетские школы. В этих поселениях мы жили своей обычной тибетской жизнью, продолжали читать свои книги, следовать традициям, ничего принципиально не изменилось. Но в 90-е годы увеличилось количество тибетцев, которые отправились в западные страны. И, конечно же, там они попали под влияние западной культуры и частично потеряли традиционный образ жизни. Но и в Индии в связи с развитием науки и техники появилось много технических средств, средств коммуникации, которые изменили образ жизни и оказали большое влияние на молодежь. На территории Тибета также произошли изменения и в связи с влиянием китайской культуры, и в связи с появлением и развитием технических средств.

Дхондуп Таши, главный представитель тибетского поселения Сонамлинг (Ладакх): Когда мы были вынуждены покинуть Тибет и эмигрировать в Индию, у Его Святейшества Далай-ламы, нашего лидера, было долгосрочное видение, он имел решимость думать о временах, когда может через сколько-то десятилетий мы сможем вернуться назад. Поэтому были основаны тибетские школы и тибетские поселения с традиционными принципами проживания, и благодаря этому во многом традиции сохранились. Но в действительности, когда люди уезжают в другие страны, когда эмиграция стала нарастать, то стало происходить распыление культуры, которую уже очень сложно сохранять. В связи с этим организуются определенные центры тибетской культуры в разных странах, где не только западные люди изучают тибетскую культуру, философию, буддизм, но в этих же центрах изучают тибетский язык сами тибетцы, которые эмигрировали в другие страны. Это делается для того, чтобы они могли восстановить в своем богатстве и полноте тибетский язык, и он бы поддерживался. А что касается шести миллионов наших братьев и сестер на территории Тибета, то это трудно решаемая задача, и проблема в том, что мы, тибетцы в эмиграции, ничем не можем им помочь. И у нас остается вся надежда на мир, что миру будет дело до Тибета и, может быть, вы тоже подумаете и предложите какие-то идеи, как можно поддержать выживание тибетской культуры, тибетского языка на территории самого Тибета и будете обращать на это внимание, и будете призывать к этому. Мы надеемся, что вы со своей стороны сделаете что-то. Конечно решить эту проблему можно только посредством переговоров между представителями тибетского народа и китайского правительства. С нашей стороны (со стороны тибетского общества и со стороны тибетского правительства в эмиграции), есть готовность к таким переговорам. Но, как говорится, нельзя хлопнуть в ладоши, если только одна из рук готова. Мы очень надеемся, что правительство Китая осознает, что в их интересах тоже решить эту тибетскую проблему. А решить эту проблему можно, лишь предоставив тибетцам подлинную автономию, и ничего другого тибетцы не требуют. Представителем тибетского народа могут выступать многие авторитетные представители и, конечно же, Его Святейшество Далай-лама, которого тибетский народ считает своим лидером.

Тибетское правительство в эмиграции приняло резолюцию обратиться к Далай-ламе, в которой мы просили Его Святейшество ответить на вопрос об обнаружении его следующего перерождения. Далай-лама говорил, что вопрос его перерождения зависит от потребности его учеников и последователей, которым он нужен. Для нас требуется это определение перерождения, и мы в своей резолюции просим Его Святейшество дать нам возможность, когда он уйдет из этой жизни, определить следующего перерожденца.

Вопрос из зала. Соредактор журнала «Жизнь национальностей: Я приветствую вас всех и каждого в отдельности. Я очень рад, что Далай-лама себя чувствует настолько хорошо, что продолжает с такой же интенсивностью действовать в международном пространстве. Я армянин, моя первая страна христианская. Деятелями культуры нашей страны с большой симпатией принимается и буддизм, и деятельность Далай-ламы и та справедливая борьба, которую ведет тибетский народ, добивается прав, которые даны Богом и человечеством, прав на идентичность, на образ жизни. Каково культурное взаимодействие нашего общества и общества Тибета в настоящее время?

Андрей Терентьев: Если под культурой понимать не духовную культуру, а театр, кино, музыку, литературу, то взаимодействия очень мало, так как государственная политика нацелена на то, чтобы проводить точку зрения Китайской Народной Республики и, соответственно, тибетские артисты, художники, которые живут в эмиграции, с трудом могут приезжать к нам, тем более, выступать. А приезд в нашу страну тибетцев из КНР, которые продолжают жить в Тибете… Я просто не знаю таких случаев.

Мне известно, что в молодежной среде есть люди, которые слушают тибетских певцов, тибетскую музыку, которая на международном уровне стала известной. Есть известные во всем мире артисты, художники, писатели, которые каким-то отголоском доносятся сюда, но не более того.

Информация предоставлена организаторами