Сохраним Тибет > Видео. Геше Дордже Дамдул. Управление эмоциями во время пандемии COVID-19

Видео. Геше Дордже Дамдул. Управление эмоциями во время пандемии COVID-19


20 мая 2020. Разместил: savetibet


Перевод российских учеников геше Дордже Дамдула
Озвучивание: Игорь Янчеглов
savetibet.ru


Геше Дордже Дамдул, директор Тибетского Дома в Нью-Дели, рассказывает о том, как справляться с эмоциями в сложные времена пандемии COVID-19. Геше Дордже Дамдул — известный буддийский учёный, чьи интересы лежат в области тибетского буддизма и современной науки, участник нескольких диалогов Его Святейшества Далай-ламы с западными учеными, официальный переводчик Его Святейшества Далай-ламы с 2005 года.

Расшифровка видео


ВЕДУЩАЯ: Добрый день! Сегодня мы поговорим о том, как справляться со своими эмоциями в эти сложные времена пандемии COVID-19, с известным буддийским учёным, чьи интересы лежат в области тибетского буддизма и современной науки, участником нескольких конференций и диалогов Его Святейшества Далай-ламы с западными учеными, официальным переводчиком Его Святейшества Далай-ламы с 2005 года. Это геше Дордже Дамдул – директор Тибетского Дома в Нью-Дели. Добрый день, геше ла!

ГЕШЕ ЛА:
Добрый день всем зрителям! Спасибо за приглашение на TibetTV для этого небольшого выступления.

ВЕДУЩАЯ: Могу я начать наш разговор с вопроса: «Как вспышка COVID-19 может быть рассмотрена с позиции тибетского буддизма?»

ГЕШЕ ЛА: С позиции тибетского буддизма эпидемия коронавируса COVID-19 связана с двумя видами причин: внешними и внутренними. И внешними причинами могут быть недостаточные меры безопасности при работе с вирусом, возможно, в лаборатории. Это одно из возможных предположений. И второе – это животные, летучие мыши. Также есть и третье предположение у некоторых учёных, которые говорят, что в Ухане китайские исследователи пробовали разработать вакцины против ВИЧ-инфекции и каким-то образом произошла утечка этого вируса, и вирус просочился наружу. Это три существующих предположения.

Я не совсем уверен по поводу третьего. А по поводу первого и второго… Первое: если речь идет о животных. Наша сильнейшая жестокость по отношению к животным, когда люди рассматривают любое животное в качестве пищи, действительно могла привести к таким последствиям – если предположить, что вирус происходит от животных. Вторая возможная причина – биологическое оружие. Это очень страшно. И мы не можем сказать, что это предположение полностью исключено. Всё это относится к внешним факторам. В то же время, если причина происхождения вируса связана с жестокостью по отношению к животным, то очень важно прийти к следующей мысли – нам нужно пересмотреть свое отношение к животным, стать более внимательными, добрыми к ним. Это касательно первого, и это очень важно.

Второе – если это биологическое оружие, а мы не можем полностью исключить это предположение, то здесь снова – причина в жестокости, направленной на других людей на планете. И снова причина в жестокости! Теперь посмотрите – если это биологическое оружие, то мы видим, что некоторые люди уже умерли. Рассуждая далее, мы видим, как всё в мире взаимосвязано. Сегодня коронавирус Covid-19 служит зеркалом, в котором мы можем увидеть, что наш мир не такой уж и огромный. Скорее он маленький и взаимозависимый. И даже если в вашей стране на данный момент вы чувствуете себя в безопасности, это всего лишь иллюзия, вы живёте в мире иллюзии. Потому что экономика вашей страны зависит от других стран. Далее, люди перемещаются через границы, и каждый может оказаться переносчиком вируса в любом месте и в любое время. Мы никогда не можем быть уверены. Этот вирус в действительности учит нас, показывает нам, словно в зеркале, что весь мир взаимосвязан. Никакое государство не может быть очень сильным и самодостаточным, не может пренебрегать другими странами и уничтожать их. Такое поведение – пребывание в мире иллюзий. В сложившейся ситуации с коронавирусом сейчас самое время осознать, что этот мир взаимозависим, и что нам нужно прийти к сплочению, нам нужно объединяться. Мы не можем существовать отдельно. Таково величайшее послание всем нам. Это касательно внешних факторов.

А внутренние факторы, с буддийской точки зрения – это карма. Если не разбираться с этим понятием досконально, в деталях и со всеми нюансами, то может показаться, что оно основано исключительно на вере. Но это не так. Если вы рассмотрите представления о возникновении Вселенной, то с точки зрения учёных, с точки зрения физиков, наша вселенная возникла 15 миллиардов лет назад после Большого взрыва. И если вы спросите, что было изначальным триггером образования вселенной, то учёные расскажут вам о сингулярности. Единая среда, сингулярность, а затем происходит Большой взрыв и появляется вся Вселенная. И отсюда вопрос, как из всей этой взорвавшейся среды со временем что-то стало водой, что-то стало огнём, что-то стало человеком, что-то – животными, что-то – растительностью, что-то – скалами, воздухом. Почему все произошло именно так? На это у современной науки пока нет ответа. А случайность – это слишком упрощенный ответ, который не может быть компетентным. Если вы обратитесь к концепции сотворения мира Богом, то в ней будет очень много внутренних противоречий. А концепция кармы приводит нас к пониманию того, что Большой взрыв это начало Вселенной, существующей какой-то отрезок времени. В то же время многие учёные говорят, что Большой взрыв был не один, их было много, мы не можем говорить об одном-единственном Большом взрыве. Другие учёные стоят на позиции одного Большого Взрыва. По этому вопросу ещё идет множество дискуссий. Что можно сказать об этом? Положение, принцип или теория, которая может объяснить все это ясно и последовательно – это концепция кармы. Если мы принимаем карму как причину появления всей Вселенной, и затем вдруг сейчас неожиданно, в январе этого или в ноябре прошлого года, внезапно начинается коронавирус и нарушает функционирование всего мира, то мы понимаем, что это, несомненно, происходит вследствие кармы. В тот момент, когда мы принимаем концепцию кармы, мы можем признать и множество Больших взрывов, а не один-единственный.

ВЕДУЩАЯ: Во время этого кризиса, геше ла, мы переходим в «аварийный режим»: возникают чувства страха, паники и беспокойства. Как нам сдерживать себя от возникновения таких эмоций?

ГЕШЕ ЛА:
Да, так и есть, действительно, когда возникает такая чрезвычайная ситуация, люди склонны впадать в панику, чувствовать напряжение, тревогу. Что важно предпринять в такой ситуации? Во-первых, касательно новостей, социальных сетей. Да, какая-то информация там действительно достоверна и полезна, другая же не несет особого смысла, а создана только для того, чтобы вызвать эмоции, такие как волнение и страх. Люди просто выплескивают эту информацию, а кто публикует такие новости и для кого – это уже отдельная тема. У людей разные намерения, разный склад ума. Здесь основной посыл в том, чтобы избегать такой информации, если мы хотим сохранять наш ум спокойным и умиротворённым в подобных экстренных ситуациях.

Первое, что необходимо – это следить за новостями о том, что происходит, о текущей ситуации. Иными словами, нужно следить за происходящим в вашей стране, в мире. Чтобы быть в курсе событий, необходимо пользоваться социальными сетями или слушать новости. Но в то же время, чрезмерное увлечение социальными сетями, просмотр новостей далеко не всегда идет на пользу, а, наоборот, очень часто только усиливает беспокойство. Поэтому я бы посоветовал оставаться в курсе того, что происходит: вы можете заходить, например, в фейсбук, вотсапп, электронную почту по 2, 3, 4 или 7 раз в день максимум, но не по 20, 30, 40 раз в день.

С точки зрения психологии, когда мы пользуемся этими средствами информации, узнаем какие-то новости, то, как правило, там нет хороших новостей, обычно это плохие новости. Как только вы узнали такую новость – внутри вас сразу возникает неприятное чувство. Вторая новость – в вас рождается новое неприятное чувство, и так далее 20, 30, 40 раз.

Если неприятное чувство возникает 40 раз, то оно усиливается во столько раз, сколько неприятных новостей вы прочитали: в 40, 30 раз. И, в конечном счете, это неприятное ощущение становится просто невыносимым. Вы настолько переполнены этим чувством, что оно перерастает в настоящую тревогу. Это не приносит вам никакой пользы. Наоборот, тревога только вредит вам. Она может отразиться и на вашем иммунитете, и на вашем сне, и на пищеварении. Другими словами, она может просто разрушить вашу иммунную систему, и это точно не принесет вам ни малейшей пользы. Поэтому мы должны применять разумный подход и максимально ограничивать доступ к социальным сетям. Достаточно просто оставаться в курсе дел, а остальное время тратить на чтение книг или на что-то, что доставляет вам удовольствие.

С буддийской точки зрения есть практики, которые могут быть очень важными и полезными не только сейчас, во время коронавируса SARS-CoV-2, который вызвал пандемию COVID-19, но и вообще. Я хочу поделиться с вами тремя практиками. Это всего три пункта – очень кратко. А если вам будет интересно узнать об этом больше, то вы сможете сами в дальнейшем более детально изучить их и практиковать, и это принесет вам невероятную пользу.

Итак, первое, что необходимо знать: тревога и покой – все это состояния ума. Нужно уметь удерживать свой ум в уравновешенном, спокойном состоянии; он не должен легко поддаваться влиянию внешних факторов. Для достижения этого используется медитация, в которой ум однонаправленно сосредоточен.

Итак, прежде всего очень важно, чтобы тело находилось в вертикальном положении и было расслаблено. Если вам удобнее сидеть на стуле, сидите на стуле. Можете сидеть со скрещенными ногами – как вам будет удобнее. Основной совет – сидеть с прямой спиной и дышать естественно. По возможности, глаза не закрывайте, пусть они будут полузакрыты, а взгляд направлен вниз под углом в 45 градусов. Просто сфокусируйте свой ум на дыхании. Не думайте ни о чем, забудьте все, о чем слышали, не думайте о том, что надо будет сделать в будущем – отложите все эти мысли в сторону. Просто сфокусируйте ум на дыхании.

Конечно, кажется, что это очень просто, но на самом деле это не так уж легко и требует определённой тренировки. Итак, сфокусируйте свой ум на дыхании и начните считать: вдох, выдох – первый цикл, вдох, выдох – второй… Просто ведите счет таким образом до 21-го. Ваша правая ладонь должна лежать поверх левой – вот так – положите их на ноги в расслабленном состоянии и считайте циклы вдохов и выдохов до 21-го. 21 цикл вдохов и выдохов занимает примерно полторы минуты.

Далее, если в процессе ваш ум отвлекается на что-то или впадает в притупленное состояние, вы просто возвращаете свое внимание к дыханию. Это очень важно. Проделайте 21 цикл вдохов и выдохов. Если все идет отлично, вы можете решить: «Всего лишь 21 вдох и выдох, это же так быстро!» Да, это так, но важнее обращать внимание на качество! Поэтому ограничьтесь двадцатью одним вдохом и выдохом. Затем можно сделать короткую паузу, скажем в 5, 6, 8 или 10 секунд – достаточно небольшой паузы.

Не вставайте, продолжайте сидеть расслабленно. И снова выполните 21 вдох и выдох. Делайте так трижды утром, трижды вечером, и, если есть возможность, то и днем можете повторить 3 раза. Таким образом вы тренируете свой ум, учите его не метаться туда-сюда под воздействием внешних факторов. Когда вы услышите какие-то новости, и в вашем уме возникнет беспокойство, вы сможете предотвратить его с помощью данной практики и удержать свой ум в спокойном состоянии. Это первая практика, которую можно выполнять.

Далее, вторая практика. Она будет довольно интересной. Скажем, если вы посмотрите на меня, то увидите перед собой тибетского монаха, увидите перед собой человека. А если пойдете дальше, то не увидите ничего иного, кроме кожи, жировой ткани, костей, сердца, легких, других внутренних органов.

А если вы пойдете еще дальше, словно приблизив изображение с помощью мощного электронного микроскопа, то сможете увидеть клетки, где-то около 30 триллионов клеток. Если продолжите приближать изображение, то вы увидите, что клетки состоят из мембраны, цитоплазмы, ядра и так далее. Проникаем в ядро и видим, что оно состоит из хромосом, которые состоят из молекул ДНК, РНК и так далее. Идем дальше и видим, что молекулы ДНК состоят из атомов, а атомы состоят из электронов, протонов, нейтронов. Если, сосредотачиваясь на атомном уровне, посмотреть на меня, на себя, на своих друзей, на людей вокруг нас, вы увидите только множество атомов – миллиарды, миллиарды и миллиарды атомов. Семь, помноженное на десять в двадцать седьмой степени, то есть семь октиллионов – семь, помноженное на миллиард и еще на миллиард и еще на миллиард. Вот столько атомов в человеке, который весит около 70 килограммов. Если 60 килограммов, то умножать надо на 6, а не на 7. Другими словами, если я вешу около 70 килограммов, то я состою из семи, помноженного на миллиард, и еще на миллиард, и еще на миллиард атомов.

Просто представьте это. Это реальность, а не какие-то наши фантазии. Так все обстоит на самом деле. Но если посмотреть на человека снаружи – мы не увидим атомы, мы видим человека. Такое восприятие – всего лишь обыденное восприятие. Но если рассмотреть поближе, вы увидите, что на самом деле внутри нет никакого человека, а просто огромный массив атомов и всё. Итак, когда вы выполняете эту практику, когда постепенно приближаете фокус – тело, кожа, жировая ткань, сердце, легкие, скелет, кровь, воздух, который вы вдыхаете и выдыхаете, пространство между органами… Вы продолжаете анализировать, постепенно утончая анализ и доходите до атомов, и на атомном уровне спрашиваете себя: «Где же я?». Человек исчезает, остается только пустота.

Это может сильно напугать вас в самом начале. Но не волнуйтесь, пусть это и страшновато. Когда почувствуете, что вас нет, сосредоточьтесь на этом переживании. Не выпускайте его из фокуса. В самом начале в ум может прокрасться страх, но не беспокойтесь. Ведь это как хирургическая операция – операция никогда не бывает приятной, но после нее наступает настоящее выздоровление.

Поэтому необходимо выполнять эту практику снова и снова. И тогда то ощущение страха, которое вы могли испытать в самом начале, будет замещено чувством глубокого покоя. Вы почувствуете настоящий покой, даже на телесном уровне, который никогда ранее не испытывали. А когда приходит этот покой, беспокойство отступает. Так вы решите проблему с беспокойством. И если будете выполнять эту практику на протяжении длительного времени, то в любой ситуации, которая обычно вызывает волнение, вы сможете легко избавиться от него с помощью этой практики. Она очень полезна.

Но я хочу вас предостеречь. Из десяти тысяч человек, практикующих этот метод, о котором я вам сейчас рассказал, – он известен как медитация на пустоту своего «я», медитация на пустотную природу беспокойства, пустотную природу стресса – из десяти тысяч человек один может испытать очень сильное, подавляющее чувство страха. И если это случится с вами, то, поскольку я даю вам инструкции по этой практике, я здесь несу ответственность. В этом случае вы можете связаться со мной напрямую, получив мои контакты в TibetTV, и я буду очень рад помочь. Что касается всех остальных, если вы серьезно будете заниматься этой практикой, то сможете сделать прорыв в своем восприятии мира и взаимодействии с миром, вы совершенно иначе увидите внешний мир и внутренний и обретете полный контроль над своими эмоциями, и больше не будете впадать в сильное беспокойство и подобные чувства. Поэтому эта практика может быть действительно очень полезной. Это касательно второй практики.

И теперь третье – практика сострадания. Просто сядьте и мысленно представьте всех людей, умирающих от коронавируса. И тех, кто сейчас в больницах сильно страдает, и тех, у кого тест дал положительный результат, и тех, кто живет в страхе, хотя вирус у них не подтвержден. Представьте их всех. И теперь мысленно, делая глубокий выдох, направьте им свое счастье, свои заслуги, свои добродетели, свое сострадание. Сделайте так три раза ….

Есть и более сложные варианты этой практики, но на данный момент остановимся на этом. Если вы заинтересовались, то можете обратиться к другим учителям, и я уверен, что вы сможете получить более подробные инструкции, чтобы выполнять эту практику более полноценно. Если вы будете выполнять эту практику три раза утром и три раза вечером, она принесет вам настоящее исцеление. Сможет ли она помочь другим людям – это не так важно, но вы однозначно извлечете огромную пользу и почувствуете исцеляющий эффект. Потому что, когда мы испытываем беспокойство, психология и физиология этого процесса таковы, что энергия внутри нашего тела сжимается. А когда мы мысленно проговариваем: «Пусть вы будете счастливы», «Пусть ваши страдания прекратятся», – когда мы стараемся ощутить это, то наш ум расслабляется, обретает свободу, напряжение ослабевает, и беспокойство уходит. Такова психологическая и физиологическая основа избавления от беспокойства.

Я рассказал вам о трех практиках, которые вы можете выполнять. И, конечно, они будут действительно полезны в решении наших проблем. Но гигиена также очень важна – необходимо часто мыть руки, соблюдать социальную дистанцию. Есть, конечно, и другие важные вещи, которые мы сможем обсудить позже.

ВЕДУЩАЯ: Верно, геше ла. Практика сострадания во время кризиса – это то, что делает мировое сообщество сильным и сплоченным. Однако с такой инфекцией, как COVID-19, стало сложно работать в социуме: мы не можем физически быть с другими людьми. Как и какими методами мы можем практиковать сострадание в такой ситуации?

ГЕШЕ ЛА: Ваш третий вопрос очень интересный. Как мы можем практиковать сострадание в нынешней ситуации с коронавирусной инфекцией COVID-19, когда нам всем рекомендовано соблюдать социальную дистанцию и держаться подальше друг от друга? Как мы можем практиковать сострадание на деле? Это очень серьезный вопрос. Что я могу посоветовать: первое относится к обществу в целом, а второе – к медицинским работникам и представителям органов власти соответствующих стран. Конечно, именно представители органов власти должны принимать меры, чтобы вся страна, весь мир были в безопасности, поэтому они занимаются планированием и решением других задач. В то же время есть люди, оказавшиеся на передовой, – это медицинские работники: врачи, медсестры и сотрудники больниц. К ним я хочу обратиться с просьбой – пожалуйста, будьте очень осторожны, старайтесь всеми силами защитить себя, это очень важно! Ваша жизнь очень важна, так как один врач может помочь множеству заболевших людей. А если вы сами заразитесь, то количество людей, которые могут оказать помощь заболевшим, станет меньше. Таким образом, количество больных людей будет только расти. Это то, что может случиться. И ваша работа, ваша деятельность – исключительно важна для всего человечества, а ваше самопожертвование вызывает восхищение и уважение, поэтому, пожалуйста, постарайтесь позаботиться о себе.

Это второе, а первое – это общество в целом. Люди должны соблюдать социальную дистанцию. Для них быть сострадательными, практиковать сострадание в действии – сегодня значит соблюдать социальную дистанцию. Это уже очень мудрое решение, настоящее проявление сострадания. Потому что, самоизолируясь от других, вы не подхватите вирус. Таким образом, врачам не нужно будет заниматься вашим лечением, количество заразившихся будет уменьшаться, будет меньше рисков заболеть и у врачей. Поэтому для вас и для всех нас настоящей практикой сострадания будет внимательное соблюдение социальной дистанции. Это очень важно. Оставайтесь дома! Для несущественных дел не выходите на улицу, не встречайтесь с другими людьми. Просто оставайтесь дома, займитесь чем-то значимым для себя – это и будет лучшей практикой сострадания в действии.

Далее, к миру цифровых технологий. Мы видим, что правительства нуждаются в финансовых средствах. Так много голодающих людей; людей, живущих на заработанное за день; людей, которым почти нечего есть. Нужно навести справки, ведь у каждого сейчас есть телефон, уточнить информацию о благотворительных организациях, которые по-настоящему помогают нуждающимся людям, голодающим животным. Поэтому просто поищите ответственные благотворительные организации. Правительства некоторых стран работают очень хорошо, и вы можете с их помощью предоставить финансовую помощь нуждающимся через банк, через мобильное приложение банка. Вы можете сделать денежные пожертвования различным организациям. Есть много людей, которым нужна помощь в поиске пропитания, которые сейчас действительно нуждаются – и это еще один способ по-настоящему практиковать сострадание. На самом деле, есть очень много вещей, которые мы можем делать во время изоляции и карантина – мы по-прежнему можем практиковать сострадание в действии, это действительно возможно.

В то же время старайтесь быть веселыми и радостными. Если вы будете поддерживать хорошее расположение духа, то людям вокруг вас не придется о вас беспокоиться. Иными словами, позаботьтесь о себе. И это тоже прекрасная практика сострадания. Потому что, если другие люди не будут обременены заботой о вас, они будут меньше бояться заразиться коронавирусом. Поэтому это тоже подлинная практика сострадания.

ВЕДУЩАЯ:
Ситуация с этой эпидемией также напомнила нам о неизбежном – о нашей смерти. Как относиться к смерти с позиции тибетского буддизма? Каким образом мы можем принять неизбежность смерти?

ГЕШЕ ЛА: Это очень серьёзный вопрос – о смерти. Действительно, эпидемия напоминает нам о неизбежности смерти. Что с этим делать? Я бы сказал, очень важно принять действительность. Коронавирус COVID-19, словно в зеркале, показывает нам, первое, что смерть неизбежна. А второе, что весь мир – неразрывно связан, взаимозависим, очень тесно взаимосвязан. Благодаря этому мы можем осознать, что если мы не станем работать сообща, в тесном сотрудничестве, ни один человек, ни одно государство в одиночку не сможет выжить. Мы все очень сильно зависим друг от друга. Это уже у нас перед глазами. И нам нужно ухватиться за эту возможность и увидеть тесную взаимосвязь всего в мире. Как же этого добиться? Спросите себя: «Чего я хочу? Я хочу счастья. Я не хочу страдать». Вы не хотите страдать, но ваши страдания зависят от других, так же, как и ваше счастье. Поэтому взаимодействуйте с другими людьми. Проявляйте доброту. Единственное, что поможет вам дотянуться до других, почувствовать, что другие люди – наши братья и сестры, проживающие в разных странах мира, наши соседи – это только любовь, сострадание, сопричастность. Поэтому, видя эту природу неразрывной взаимозависимости всего мира, мы можем дать себе такой практический совет: мы должны постараться объять всех без исключения своей любовью и состраданием вместо того, чтобы вносить раскол, возводить барьеры и сеять вражду. Такой подход погубит обе стороны конфликта. Он не принесет победу одним и поражение другим. Он выльется в поражение для обеих сторон. Поэтому мудрые люди, рассматривая нынешнюю ситуацию как невероятную возможность, как зеркало, показывающее неразрывную взаимозависимость всего мира, практикуют любовь и сострадание; мы должны объять всех своей заботой, а не отталкивать других. Объять! Это то, что нам нужно делать.

А затем нужно задуматься о реальности смерти. Это можно рассматривать под разными углами. Для тех, кто верит в Бога – если вы видите взаимозависимую природу мира, и на этой основе практикуете сострадание, практикуете любовь и заботу о других людях, о собратьях-народах, то Бог будет очень доволен, ведь вы выполняете его волю, и Бог возьмёт вас в рай. Это для тех, кто верит в Бога.

Теперь о тех, кто верит в карму. Если вы верите в карму, то вследствие того, что вы видите взаимозависимость всего сущего, вы окружите других любовью и состраданием. Хорошо понимая взаимосвязь всего мира, вы попытаетесь расширить круг тех, кого могут объять ваши любящие руки. И так вы накопите очень много благой кармы. И эта благая карма будет гарантией того, что в момент смерти вам будет нечего бояться – ваше будущее гарантировано, вы его уже подготовили, вы уже создали себе очень благоприятное будущее с помощью практики любви и сострадания ко всем людям, ко всем странам и народам на основе понимания тесной взаимосвязи себя и других. Те, кто верит в карму, понимают, что смерть рядом, но нет причин для страха; ведь ваша практика любви и сострадания помогает накопить так много благой кармы с опорой на понимание взаимосвязи себя и других.

Неверующим же я бы все равно сказал, что мир взаимозависим. Если кто-то скажет что-то очень неприятное в ваш адрес, вам это понравится? Конечно нет. А если кто-то просто улыбнется вам, даря искреннюю улыбку, то вы почувствуете невероятную легкость. И это то, чего все мы ищем, – будь то верующие или неверующие – мы все ищем счастья и все мы хотим избавиться от страданий. Так что это распространяется и на неверующих. Понимание взаимозависимости и проявление к другим любви и сострадания принесут вам чувство легкости. Верующий вы человек или неверующий, рано или поздно вы уйдете из жизни. И обретя это чувство легкости, уходить из жизни вы будете в состоянии умиротворения, с чувством исцеления, испытывая покой, а не в состоянии сильного беспокойства или гнева.

Во всех трёх случаях коронавирус COVID-19 – прекрасное зеркало, позволяющее нам увидеть реальность, которая существовала с безначальных времён, но мы не могли понять ее природу. И только в зеркале COVID-19 мы смогли узреть тесную взаимозависимость всего сущего и необходимость охватить любовью и состраданием всех живых существ. Это лучшее послание ко всем трём категориям людей: верующим в Бога, верующим в карму и неверующим.

ВЕДУЩАЯ:
Геше ла, если бы вас попросили дать три духовных совета, помогающих справиться с чувством неуверенности в завтрашнем дне перед лицом эпидемии коронавируса, то какими бы они были?

ГЕШЕ ЛА:
Три духовных совета, которыми я поделюсь со зрителями – первое, это, конечно, не впадать в уныние перед лицом этого кризиса, но постараться вынести из него какой-то урок. Другими словами, пусть этот кризис станет для нас зеркалом, который позволит увидеть три вещи: первое – как здорово, наконец, убедиться в том, что весь мир взаимозависим. В прошлом были Первая мировая война, Вторая мировая война – все они возникли из убеждения: «Мы не зависим от вас», «Мы выживем, а вам нужно умереть». А это полное неведение, в котором пребывали люди, из-за которого появлялись деспоты и диктаторы, все те люди, у которых не было зеркала, чтобы увидеть взаимозависимость всего нашего мира, ими двигало лишь неведение, что в итоге привело к уничтожению миллионов и миллионов людей на нашей планете. А сейчас одно из посланий, которое мы можем вынести для себя из этой эпидемии коронавируса COVID-19: «Вот это да! Весь наш мир так тесно взаимозависим».

Мы не можем сказать: «Так как вирус из Китая, давайте закроемся, и вирус к нам не придет». Нет! Все мы взаимосвязаны, вирус беспрепятственно проникает всюду, в результате триллионы и триллионы долларов тратятся впустую, что влечет за собой падение мировой экономики. Это происходит во всем мире. Сколько бы вы ни винили во всех бедах Китай, это не принесет вашей стране ничего хорошего.

Так что первое: наш мир взаимозависим – из понимания этой истины мы должны вынести для себя урок. Теперь второе: учитывая, что я хочу счастья, моя страна хочет счастья, моя страна нуждается в благополучии и процветании, поэтому, понимая взаимозависимость бытия, мы открываем для себя, что счастья невозможно достичь посредством уничтожения других. Счастье возможно только, если мы проявляем любовь и заботу о других. Поэтому второй совет – скажите себе: «Теперь я на собственном опыте убедился, что только любовь и добросердечие могут исцелить наше общество, меня самого, мою семью, исцелить весь мир». Это безусловная любовь. Содействуйте росту этой любви! Это мой второй совет. И третье – сохраняйте радостный настрой, будьте счастливы! Только если вы сами будете счастливы, вы сможете поделиться с другими заботой и любовью. А если вы несчастны… Если у вас нет золота, то как можете вы им поделиться? Поэтому, пожалуйста, постарайтесь всегда оставаться счастливыми!

ВЕДУЩАЯ:
Геше ла, спасибо большое, что были с нами и подарили нам эту возможность услышать ваши советы. Спасибо.

ГЕШЕ ЛА:
Спасибо!