Сохраним Тибет > Видео. Авикрита Ваджра Сакья Ринпоче. Как рассматривать пандемию коронавируса с буддийской точки зрения

Видео. Авикрита Ваджра Сакья Ринпоче. Как рассматривать пандемию коронавируса с буддийской точки зрения


6 июня 2020. Разместил: Editor


Видео: Tibet TV
Перевод: Инна Балтырева
Озвучивание: Игорь Янчёглов
savetibet.ru


Авикрита Ваджра Сакья Ринпоче, ведущая фигура в новом поколении учителей традиции сакья тибетского буддизма, объясняет, как рассматривать пандемию коронавируса с буддийской точки зрения.

Расшифровка видео:


Ведущая: Возникший в Китае коронавирус по-прежнему сказывается на жизни многих из нас. Столько людей во всем мире испытывают тревогу и с нетерпением ждут завершения пандемии. Сегодня мы еще раз поговорим о том, как рассматривать этот период с буддийской точки зрения.

Таши Делек. Добро пожаловать на «Беседы с Tibet TV». С вами Сакина Батт. Для меня большая честь представить вам сегодняшнего гостя. Это Его Преосвященство Авикрита Ваджра Сакья Ринпоче из Сакья Пхунцок Пходранга, у которого есть монастыри в Индии, Непале и США. Ринпоче – ведущая фигура в новом поколении учителей традиции сакья тибетского буддизма.

Таши Делек, Ринпоче. Ранее человечество потрясало множество эпидемий, и вот теперь уханьский вирус. Как бы вы объяснили пандемию коронавируса с буддийской точки зрения?

Авикрита Ваджра Сакья Ринпоче: Таши Делек. С буддийской точки зрения, когда мы сталкиваемся с серьезной проблемой, мы стараемся действовать очень прагматично. Будда Шакьямуни однажды сравнил это с ранением стрелой. Он сказал: «Когда человека ранят стрелой, ему нет дела до того, из какого металла отлит наконечник этой стрелы, из какого дерева изготовлен ее стержень, перья какой птицы к ней прикреплены и так далее. Он просто хочет вытащить эту стрелу и постараться выжить. Конечно, несмотря на то, что в буддизме мы говорим о законе причины и следствия, это учение связано с искоренением причин страданий сансары. Поэтому мы не приветствуем суеверий о каких-либо людях или мировых событиях. Напротив, мы концентрируемся на поиске решения. К решению физиологической проблемы нельзя прийти духовным путем. Именно поэтому буддизм выступает за вполне прагматичный, истинно научный подход к медицинским мерам предосторожности, которые нужно соблюдать во время пандемии такого масштаба.

Буддийские духовные практики могут быть очень действенными, очень полезными, но, по сути, важнейшая практика, которую мы можем выполнять сейчас – это практика любящей доброты и сострадания. И выполнять ее мы можем, соблюдая меры предосторожности, направленные на сдерживание вируса. Соблюдая эти меры, мы помогаем окружающим, пусть даже это попросту означает, что нам нужно оставаться дома, следуя совету врачей.

Ведущая: Из-за плохих новостей, связанных с пандемией, многие люди теряют покой ума. Могли бы вы рассказать, как можно справиться со стрессом и сохранить покой ума в сложившихся условиях?

Ринпоче:
Я думаю, что как раз в этом буддийские практики могут быть очень действенны в период кризиса. Некоторые говорят мне, что стресс они испытывают из-за страха заразиться вирусом. Некоторые говорят, что им сложно переносить карантин, некоторые страдают из-за экономических последствий и так далее. Полагаю, что современные технологии, которые у нас в распоряжении, например интернет, очень полезны. Ведь они позволяют нам всегда быть в курсе происходящего, в курсе последних событий. Хотя, конечно, можно испытывать значительный стресс, вникая во всю эту новостную шумиху. И все же они, по крайней мере, дают нам возможность оставаться на связи, общаться с нашими родными, друзьями, близкими в то время, когда режим изоляции не позволяет нам встречаться лицом к лицу.

Я думаю, что есть два фактора, которые мы, практикующие Дхарму, можем постараться воплотить сейчас в жизнь. Первое – использовать телефоны, планшеты, компьютеры и тому подобное правильно. Быть в курсе происходящего, но не забивать этим голову настолько, чтобы выходить из себя. Не распространять непроверенную информацию, которая может вызвать стресс у других. Не проводить слишком много времени за экранами гаджетов, находясь дома, а разбавлять ежедневную рутину другими полезными занятиями.

Во-вторых, нужно общаться друг с другом. Несомненно, в первую очередь, следует заботиться друг о друге, узнавать у родных, друзей, знакомых об их физическом самочувствии. Также нужно говорить им слова ободрения, слова поддержки, вдохновения, чтобы способствовать их эмоциональному здоровью.

На самом деле еще задолго до этой пандемии Его Святейшество Далай-лама говорил нам, что наряду с гигиеной тела важна гигиена эмоций, соблюдать которую нам очень помогут тибетские буддийские практики. Наши учения вселяют уверенность, что в каждом из нас заложено семя природы будды – оно есть в каждом из нас без исключения, что разрушительные эмоции, такие как страх, гнев, отчаяние и так далее, не являются частью нашей истинной природы – это лишь временные загрязнения, которые можно устранить с помощью практики.

Мы можем смотреть учения Его Святейшества онлайн, например, на Youtube, Facebook и так далее, на английском, на тибетском и на многих других языках. И конечно учения множества других выдающихся наставников тибетского буддизма также доступны онлайн. Мы можем смотреть их и учиться, как следует практиковать.

Я сам еще на начальном уровне, но я хочу вкратце сказать, какие наставления моих учителей и других лам я считаю наиболее полезными. Даже если мы не можем выполнять долгую формальную медитацию, мы все можем найти время, чтобы сделать паузу и настроиться на поток дыхания в нашем теле. Не зацикливаясь на случайных мыслях и ощущениях, которые возникают перед нашим мысленным взором, но и не стараясь прогнать их прочь. Главное сосредоточиться на потоке дыхания как на потоке целебной энергии, удержать осознанность на теле, не зацикливаясь на том, что происходит у нас в голове. Эта практика похожа на внутренний массаж тела: мы отмечаем ощущения, мысли, возникающие в уме и теле, но не цепляемся за них, ведь мы настроены на успокаивающий поток дыхания. Во время этой практики мы отмечаем те чувства и эмоции, которые возникают в нас, но мы не застреваем в них. Застревая в этих чувствах, беспокойных мыслях и ощущениях, мы утрачиваем стабильность, реальный взгляд на вещи. Тогда в сложных ситуациях мы можем поступать необдуманно. Однако если эти чувства и эмоции появляются, но не берут над нами верх, мы понимаем, что они не столь прочны, не столь постоянны. Мы чувствуем себя легче, свободнее. А это значит, что в ответ на них можно проявлять мудрость, а не поддаваться им.

Эта базовая тренировка в осознанности нужна, чтобы раскрыть в нас врожденное чувство внутреннего покоя. Это основа, которая поможет нам не просто с пользой провести время в самоизоляции, но и в любой сфере жизни соблюдать то, что Его Святейшество именует «гигиеной эмоций». Это очень важно, ведь все мы сейчас сталкиваемся с трудностями, и, кроме того, неизвестно, какие трудности мы испытываем в дальнейшем: как это повлияет на уровень жизни людей, на возможность видеться с родными, окончить обучение, завершить проекты и так далее, и так далее. Однако, что бы ни готовило нам будущее, никто из нас не может взять его под контроль. Слухи и домыслы приведут лишь к еще большему стрессу. Поэтому нужно сосредоточиться на происходящем здесь и сейчас, на настоящем моменте.

Нужно прилагать усилия, делать все возможное во имя нашего блага и блага окружающих. Нужно не то чтобы закрывать глаза на возможные трудности, но лучше подготовиться к любым трудностям, с которыми мы можем столкнуться, и принять их вместе, с большей мудростью, с большим состраданием.

Ведущая: Риску заражения коронавирусом подвержены в основном пожилые люди. Однако этот недуг также поражает и молодежь. Что бы вы посоветовали в этой ситуации?

Ринпоче: Да, пожилые люди и люди с сопутствующими заболеваниями обычно наиболее уязвимы. И все же нельзя предугадать, кого поразит этот вирус. Это очень серьезно. Наиболее ценный урок, который мы все из этого извлекаем, заключается в том, что сейчас очень важно следовать официальным предписаниям: оставаться дома, мыть руки и соблюдать другие известные нам меры, чтобы защитить тех, кто более всего уязвим.

Здесь также следует отметить термин, который сейчас у всех на устах. Раньше его не употребляли так часто. Это социальное дистанцирование. Лично я предпочитаю термин «физическое дистанцирование». Ведь мы можем соблюдать физическую дистанцию, чтобы остановить распространение вируса как можно скорее. Но, как мы уже говорили, есть столько средств общения, которые у нас под рукой: медиа, телефоны, компьютеры, электронная почта и так далее. Все эти средства позволяют нам поддерживать родных, близких и друзей, и они в свою очередь могут поддерживать нас. Особенно у молодых тибетцев сейчас, я думаю, есть отличная возможность использовать это время, чтобы учиться у старшего поколения. Если, конечно, мы можем поддерживать связь. Поскольку, даже если они не могут научить нас тибетской буддийской медитации как таковой, они без сомнений могут рассказывать нам истории об испытаниях, выпавших на их долю. И таким образом мы узнаем, как практика Дхармы помогла им во времена тягот. Это то, к чему я всех призываю.

Ведущая: Ринпоче, обычно в круговороте дел мы забываем об этой важной идее и редко о ней задумываемся. Но когда такие несчастья, как пандемия, обрушиваются на нас, мы сразу вспоминаем об идее непостоянства. Каково буддийское понимание этой идеи и как можно преодолеть страх перед ней?

Ринпоче:
Будда Шакьямуни говорил: «Из всех следов в джунглях след слона наибольший. Подобно же из всех медитаций та, что о смерти, наивысшая и наиважнейшая». В буддизме махаяны первое из так называемых шести памятований, которые нам следует практиковать каждый день, – это памятование о смерти. Само слово «смерть», как только мы его слышим, тотчас вызывает неприятные чувства у многих людей. Однако в буддизме смерть – это тема, о которой нам советуют размышлять и памятовать ежедневно. То есть не печалиться и скорбеть, а пробудиться к реальности, использовать в полной мере нашу драгоценную человеческую жизнь.

Итак, перед любой буддийской практикой мы размышляем, что момент смерти не может предугадать никто из нас. Это не зависит ни от возраста, ни от нынешнего состояния здоровья. Таким образом, в момент смерти нас не охватит паника, мы не будем мучиться. Нужно размышлять, что жизнь – это непостоянство и смерть. Но в этой жизни, в этом рождении мы можем раскрыть в себе природу будды, которая вне жизни и смерти. В результате с помощью таких грамотных размышлений мы наполняем свою жизнь смыслом. Поэтому нам необходимо размышлять о смерти, чтобы направлять свою энергию на нечто благое, на нечто ценное, что у нас есть здесь и сейчас, направлять нашу страсть на то, чтобы наилучшим образом прожить эту жизнь в Дхарме с нашими соотечественниками и духовными друзьями.

Ведущая: На днях я брала интервью у Дхардо Ринпоче, и он очень красиво описал важность молитвы. Дхардо Ринпоче сказал, что молитва – это надежда, а надежда всегда связана с оптимизмом. Что вы думаете о действенности молитв? Почему молитвы столь значимы?

Ринпоче: Исходя из наших размышлений, одними молитвами нельзя решить все наши проблемы. И, тем не менее, правда, что молитвы и буддийские практики могут быть очень полезны. К примеру, некоторые ученые в результате исследований обнаружили взаимосвязь между любовью и заботой, которые ребенок или другой детеныш млекопитающего получает от матери, и развитием его мозга и иммунной системы.

Когда мы возносим молитвы, например, «Молитву, что спасла Сакья от болезни», написанную великим несектантским ламой Тангтонгом Гьялпо, мы сосредотачиваемся на Авалокитешваре, Пава Ченрезиге, Будде Безграничного Сострадания. Мы не молимся Богу, который якобы решает наши судьбы, чтобы он устранил этот вирус. Мы, буддисты, так не молимся. Мы зарождаем альтруистическое устремление к исцелению с опорой на воплощение сострадания, и это пробуждает сострадание в наших сердцах.

Ученые пришли к выводу, что сострадание можно развить с помощью молитв, с помощью устремлений, поскольку они в действительности могут повлиять на наше общее благосостояние и здоровье. Тибетцы считают такие молитвы с опорой на Ченрезига, на Авалокитешвару, очень действенными. Ведь он наш покровитель, у нас есть с ним связь. Мы можем видеть живое воплощение безграничного сострадания Ченрезига, и это Его Святейшество Далай-лама. Поэтому, без сомнений, начитывание шестислоговой мантры Ченрезига или молитвы Тангтонга Гьялпо, которая есть в интернете на тибетском и английском, определенно может благотворно сказаться на нашем сообществе и на всем человечестве. Деятельность Его Святейшества принесла огромнейшую пользу всему миру, а значит, что любые практики, духовные практики, выполняемые нами, чтобы пробудить сострадание, которое он проявил и по-прежнему проявляет, без всяких сомнений будут невероятно, чрезвычайно полезны.

Ведущая: Ринпоче, спасибо за участие в «Беседах с Tibet TV». Мы искренне признательны вам за то, что вы с нами. Спасибо, что пришли на нашу передачу.

Ринпоче: Благодарю вас. Спасибо.

Ведущая: Спасибо за просмотр. Увидимся в следующем выпуске «Бесед с Tibet TV».