Сохраним Тибет > Семя сострадания. Диалог Далай-ламы и Пико Айера
Семя сострадания. Диалог Далай-ламы и Пико Айера18 июня 2020. Разместил: Editor |
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 17 июня 2020 г. – Его Святейшество Далай-ламу пригласили поучаствовать сегодня утром в проекте Джайпурского литературного фестиваля «Новый отважный мир». В рамках проекта он провел видеоконференцию со своим давним другом Пико Айером. Войдя в гостиную своей резиденции, духовный лидер явно обрадовался, увидев на экране его лицо. Далай-лама улыбнулся, помахал рукой и пожелал Пико Айеру и соорганизатору фестиваля Санджою Рою доброго утра.
Соорганизатор Джайпурского литературного фестиваля Санджой Рой представляет диалог Его Святейшества Далай-ламы и Пико Айера. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 17 июня 2020 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. Рой в свою очередь поприветствовал Далай-ламу от имени организаторов Джайпурского литературного фестиваля и добавил, что для них большая часть представить диалог Его Святейшества Далай-ламы и Пико Айера на тему «Семя сострадания». Произнося вступительное слово, он сказал, что Его Святейшество – человек, называющий себя простым буддийским монахом, человек мира, удостоенный Нобелевской премии мира за преданность принципу ненасилия. «Добро пожаловать. Спасибо, что присоединились к нам, – произнес Пико Айер и обратился к Его Святейшеству. – Как вы поживаете?» «Посмотрите на мое лицо, – ответил Его Святейшество, – послушайте, как силен мой голос. Я следую тысячелетним индийским традициям ахимсы (ненасилия) и каруны (сострадания), и это дарит мне уверенность в себе и внутреннюю силу». «Куда бы я ни отправился и кого бы ни повстречал, со всеми я чувствую единство, ведь все мы люди. Ученые доказали, что мы, человеческие существа, по сути общественные животные. Нам присуще чувство общности. С момента появления на свет мы ощущаем близкую связь с окружающими». Его Святейшество Далай-лама проводит диалог с Пико Айером на тему «Семя сострадания». Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 17 июня 2020 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. «В прошлом люди жили обособленными общинами, которые почти не взаимодействовали. Сегодня же все мы стали частью глобальной экономики. Неважно, живем ли мы на севере, юге, востоке или западе, все мы принадлежим к одному сообществу. В то же время все мы оказываемся перед лицом таких проблем, как глобальное потепление, а потому мы должны считать все семь миллиардов людей на планете одной большой семьей. Именно по этой причине, всех, кто повстречается мне на пути, я считаю своими братьями и сестрами». «Как вы практикуете ахимсу и каруну? У нас это может получиться?» –поинтересовался Пико Айер. «Из-за пандемии меня попросили не встречаться с людьми лицом к лицу, поэтому сейчас у меня своего рода каникулы, – сказал Его Святейшество. – Но я по-прежнему ежедневно читаю молитвы и каждое утро в течение четырех часов медитирую. Проснувшись, я в первую очередь размышляю о каруне, которая служит методом моей практики. Что касается взращивания мудрости, здесь я опираюсь на принцип пратитьясамутпады, или взаимозависимого происхождения, и на созвучный принцип шуньяты, или пустоты, свободной от любых утверждений». «Такие разрушительные эмоции, как гнев и ревность, коренятся в нашем ярко выраженном чувстве “я”. Понимание бессамостности очень помогает ослабить хватку разрушительных эмоций. Подобное наблюдение встречается в квантовой физике: между видимостью и действительностью есть разрыв. Нам кажется, что явления существуют независимо друг от друга, однако глубоко изучив их, мы понимаем, что это не так. Разрушительные эмоции возникают из-за поверхностного взгляда на вещи. Понимание того, что явления не существуют так, как нам кажется, ослабляет влияние, которое оказывают на нас отрицательные эмоции». Его Святейшество Далай-лама во время видеоконференции с Пико Айером, которую транслируют по всему миру. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 17 июня 2020 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. «Индийский физик-ядерщик Раджа Раманна однажды сказал мне, что на Западе квантовая физика – явление относительно новое, однако похожие идеи можно обнаружить в трудах таких древнеиндийских мыслителей, как Нагарджуна». «Просыпаясь, я предпринимаю попытки найти свое “я”, но не могу его обнаружить. Это позволяет ослабить хватку таких отрицательных эмоций, как гнев, страх или ревность. С другой стороны, с помощью логики и анализа мы можем понять преимущества таких положительных эмоций, как каруна (сострадание)». «Индия также славится давними традициями шаматхи (однонаправленного сосредоточения) и випашьяны (прозрения в суть вещей). Это полезные методы тренировки ума». «Как я отметил ранее, проснувшись утром, я спрашиваю себя: где самость? Где “я”? Где Далай-лама? После безуспешных попыток их обнаружить я убеждаюсь, что они – всего лишь обозначения. Так Будда объяснял бессамостность (анатман). Это понимание может сослужить нам добрую службу, когда мы сталкиваемся с разрушительными эмоциями. Разрушительными эти эмоции называются потому, что они лишают нас покоя ума и тем самым наносят вред нашему здоровью». Его Святейшество Далай-лама проводит диалог с Пико Айером на тему «Семя сострадания». Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 17 июня 2020 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. «Кроме того, я сплю по девять часов в сутки. Три или четыре года назад во время визита в северо-восточную Индию я подружился с местным политиком, который меня сопровождал. Однажды утром он спросил, хорошо ли я спал, и я ответил, что сплю девять часов, а после пробуждения в течение четырех часов медитирую. Я в шутку добавил, что это помогает мне оттачивать ум и более ловко обводить людей вокруг пальца. Политик не растерялся и в ответ незамедлительно произнес, что сам он никогда не спит больше шести часов в сутки, поэтому у него просто нет сил обманывать других». Его Святейшество отметил, что знания, которыми он обладает, зародились в Индии и что сейчас он призывает индийцев возродить свое древнее наследие. По его словам, современное образование ориентирует людей только на достижение материальных целей, при этом почти не уделяя внимания роли сознания и эмоций. Однако Далай-лама убежден, что Индия может найти способ сочетать современное образование с древними знаниями. В этом случае она покажет, как следует развивать наш внутренний мир, и таким образом поможет всему человечеству. Он подчеркнул, что нам удастся построить мир вокруг, только если мы построим мир внутри себя. Пико Айер отметил, что Его Святейшество указывает на важность воспитания сердца, и спросил, что для этого необходимо и чем воспитание сердца отличается от воспитания ума. «Одних молитв здесь недостаточно – мы должны задействовать свой интеллект. Здоровье нашего тела зависит от того, сможем ли мы подробно изучить устройство нашего ума. Мы часто воспринимаем свой ум лишь с точки зрения чувственного сознания, но нам следует поближе познакомиться со своим ментальным сознанием. Нам следует анализировать свой ум и использовать человеческую мудрость. Нужно выяснить, какие эмоции созидательны, а какие разрушительны. Кроме того, нужно изучить причины наших эмоций. Задайтесь вопросом, откуда берется гнев и в чем источник сострадания. Это должно стать предметом глубочайших размышлений. В результате нам удастся приумножить причины положительных эмоций и ослабить проявление эмоций отрицательных». Его Святейшество Далай-лама смеется над шуткой во время диалога с Пико Айером. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 17 июня 2020 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. «Для нас важно не столько неконцептуальное мышление, сколько способность человеческого мозга мыслить аналитически. В стремлении ослабить отрицательные эмоции мы должны применять интеллект и способность к аналитическому мышлению. Древнеиндийская психология может поспособствовать оздоровлению человеческих умов во всем мире. Этого как раз не хватает западной цивилизации. Индийская мудрость опирается не на веру, а на оптимальное использование человеческого интеллекта в светском контексте». Его Святейшество рассказал о своих четырех обязательствах. Первое из них он принял на себя как один из семи миллиардов людей, в которых сострадание заложено самой природой. Он трудится ради продвижения таких общечеловеческих ценностей, как сострадание и добросердечие. Он также считает своим долгом способствовать межрелигиозной гармонии. Все религиозные традиции несут единое послание любви, доброты и душевной теплоты, а посему убийство во имя религии просто немыслимо. По его мнению, Индия служит живым примером тому, что межрелигиозная гармония возможна. Последователи разных духовных традиций, как местных, так и иноземных, живут здесь в ладу и согласии. Далай-лама отметил, что он тибетец и человек, на которого тибетский народ возлагает надежды. В 2001 году он снял с себя политические полномочия. По его словам, сообщество тибетцев, живущих в условиях вынужденной эмиграции, немногочисленно, но оно смогло учредить демократическую систему, согласно которой во главе тибетского правительства стоит выборный руководитель. По этой причине он не просто отказался от должности политического лидера, но и заявил, что в дальнейшем ни один Далай-лама больше не будет ее занимать. Что касается Тибета, Его Святейшество, помимо прочего, обеспокоен состоянием тибетской экологии. Крупнейшие реки Азии, такие как Инд, Ганг, Брахмапутра, Меконг и Хуанхэ, берут начало в Тибете и текут по всему континенту. Это жизненно необходимый источник воды. Глобальное потепление и, как следствие, уменьшение количества снегопадов представляют для этих рек серьезную угрозу. Его Святейшество Далай-лама проводит диалог с Пико Айером на тему «Семя сострадания». Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 17 июня 2020 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. Наряду с экологическими проблемами предметом особого внимания Далай-ламы остается сохранение тибетской мудрости. «В VIII веке тибетский царь Трисонг Децен осознал, насколько важно постигать преподанное Буддой учение. Ему было интересно поближе познакомиться с санскритской традицией, которую поддерживали в Индии наставники университета Наланда. Именно оттуда он пригласил великого ученого-философа и логика Шантаракшиту. Уже более тысячи лет мы практикуем учение, которое он привез в Тибет. Мы оттачивали свой ум и развивали аналитическое мышление, чтобы сберечь традицию Наланды». «Изучение буддийской философии начинается с заучивания наизусть классических текстов. К таким занятиям я приступил в возрасте семи лет. Затем с опорой на труды индийских ученых и более поздние комментарии тибетских наставников нам подробно объясняют смысл этих текстов, буквально слово за словом. Наконец, следуя логическому подходу, мы проводим философские диспуты, чтобы проверить, насколько хорошо усвоили знания. Будда наставлял: “Подобно тому, как мудрец проверяет качество золота, подвергая его действию огня, разрезая и растирая его, так и вы, бхикшу, должны принимать мои слова, только проанализировав их, а не из простого почтения ко мне”. Такого подхода придерживались в Наланде, всегда задавались вопросом: “Зачем? Почему?” Только так мы задействуем наш человеческий интеллект в полной мере». «Такой аргументированный, логический подход сохранили только в Тибете. Китайские буддисты знали о существовании традиции Наланды, поскольку там учился Сюаньцзан, однако усердному изучению философии они предпочитали медитацию, направленную на достижение безмыслия. Великие труды Дигнаги и Дхармакирти по логике доступны на тибетском языке, но на китайский их так и не перевели». «Спустя некоторое время после прибытия в Индию мы вступили в диалог с учеными, работающими преимущественно в сфере космологии, нейробиологии, физики и психологии. Наука также опирается на аргументированный, исследовательский подход к знаниям, и этот диалог принес нам обоюдную пользу». Его Святейшество Далай-лама проводит диалог с Пико Айером на тему «Семя сострадания». Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 17 июня 2020 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. «С тех пор как я стал беженцем, я наслаждаюсь жизнью в Индии. Для нас это священная земля. В Тибете мы лелеяли надежду, что хотя бы раз в жизни сможем посетить Бодхгаю, равно как мусульмане надеются совершить паломничество в Мекку. Сейчас, живя в эмиграции, мы можем ездить в Бодхгаю каждый год». «Индия очень привлекательна еще и тем, что это свободная страна. Я обожаю китайскую культуру, но в Китае нет свободы слова. Поэтому, с одной стороны, эмиграция для меня была вынужденным и отчаянным шагом, а с другой – она открыла передо мной более широкие горизонты. Мне невероятно повезло жить в этой стране и в полной мере наслаждаться свободой. Для меня также большая честь быть самым загостившимся гостем индийского правительства». Пико Айер вспомнил, как во время их прошлой встречи в Японии в 2018 году Его Святейшество сказал, что мир, очевидно, переживает эмоциональный кризис. Айер спросил духовного лидера, по-прежнему ли он так думает. «Нам действительно нужно осознать единство всего человечества, – ответил Его Святейшество. – Мышление, ограниченное интересами своей страны, своего народа и своей религии, безнадежно устарело. Множество проблем возникает, когда мы мыслим, исходя из принадлежности к какой-то определенной группе людей. Это может привести к конфликтам, а войны и вовсе являются феодальным пережитком. В прошлом короли, королевы и иногда даже духовные лидеры развязывали войны за власть и могущество. Они провоцировали разделение людей на “своих” и “чужих” и отправляли солдат сражаться от их лица». Камера снимает Его Святейшество Далай-ламу во время диалога с Пико Айером. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 17 июня 2020 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. «Если сегодня, когда мир больше опирается на принципы демократии, мы спросим солдат, что предпочтут лично они – умереть за свою страну или жить в мире – большинство ответят, что хотят жить в мире. Тем не менее, они вынуждены идти на войну, поскольку таков приказ и их специально для этого выучили и вооружили». «Я убежден, что, если мы будем полагаться на образование и человеческий интеллект, нам будет под силу сделать мир спокойнее и безопаснее. Руководствуясь интересами всего человечества, мы принесем наибольшую пользу каждому сообществу, живущему на планете». «Мой дорогой друг, пожалуйста, помните о моих обязательствах. Четвертое из них заключается в том, что я стараюсь пробудить стремление к возрождению древнеиндийских знаний в современной Индии. Учрежденная британцами образовательная система почти не уделяет этому внимания. Думаю, что даже Махатма Ганди интересовался идеей ненасилия больше, чем древнеиндийской психологией, а Пандита Неру был во многом подвержен влиянию Запада. И все же, еще не поздно найти способ сочетать знания об устройстве нашего внутреннего мира с современным образованием. Пожалуйста, помните об этом». «Ваше Святейшество, – сказал Айер, – вы настоящий оптимист и вскоре вам исполнится 85 лет. Как вы думаете, со времен вашего детства мир изменился в лучшую сторону?» «Он меняется, – заявил Его Святейшество. – Я восхищаюсь духом Европейского Союза. После стольких конфликтов и актов насилия, крупнейшими из которых стали две мировые войны, жители европейских стран, в частности Франции и Германии, решили, что с них хватит. Вместо того чтобы продолжать кровопролитие, лучше сотрудничать. Несмотря на то, что Франция и Германия исторически были заклятыми врагами, они разработали идею, которая привела к созданию Евросоюза, и в результате страны-участницы ЕС вот уже 70 лет не воюют друг с другом. Еще в начале XX века подобное развитие событий казалось просто невероятным». Его Святейшество Далай-лама благодарит Пико Айера и Санджоя Роя по завершении видеоконференции, организованной в рамках Джайпурского литературного фестиваля. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 17 июня 2020 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. «Британцы, однако, по-прежнему слишком зациклены на временах, когда их государство было огромной империей. Сейчас Англия – просто небольшой остров. Конечно, британцы имеют полное право определять будущее своей страны, и я не могу подвергать сомнению их решение, но думаю, что было бы лучше, если бы они остались в составе ЕС. Уверен, что будет весьма полезно создать союзы со схожим духом единения в Африке, Латинской Америке и других частях мира». «Мы должны расширить влияние Организации Объединенных Наций (ООН) и предоставить равный статус всем ее странам-участницам. Предоставление права вето ограниченному кругу стран не соответствует духу демократии. В каком бы уголке планеты ни возникли проблемы, ООН приходит на помощь. Она не осталась безучастной, когда случились кризис в Йемене и кризис с народом рохинья. Эта организация всегда выступает на стороне несчастных и обездоленных». «В современном мире между богатыми и бедными по-прежнему настоящая пропасть. Во многих странах люди голодают. Мы должны осознать единство всего человечества и сократить этот разрыв». «Значит, идея изоляции оторвана от действительности?» – уточнил Пико Айер. «Да, – ответил Его Святейшество, – ведь мы должны заботиться обо всех человеческих существах. Цепляние за свой народ, свою религию, за все “свое” ведет к конфликтам. Необходимо стремиться к разоружению и распространять принцип ахимсы». Поблагодарив Его Святейшество за то, что он поделился мудростью, Пико Айер подвел диалог к завершению. Санджой Рой выразил признательность Его Святейшеству и Пико Айеру за содержательную беседу и поблагодарил слушателей за внимание. Когда изображение на экране исчезло, до слушателей донеслись слова Его Святейшества: «Спасибо. До встречи». Перевод: Инна Балтырева. |