Сохраним Тибет > «Обрести свою цель и не жить, как живется». Интервью с геше-лхарамбой Добдоном Максаровым

«Обрести свою цель и не жить, как живется». Интервью с геше-лхарамбой Добдоном Максаровым


25 июня 2020. Разместил: Editor
«Обрести свою цель и не жить, как живется». Интервью с геше-лхарамбой Добдоном Максаровым
© Фото: Оюнтуя Алымбаева

Для буддистов России произошло важное событие – в конце 2019-го, впервые с 30-х годов прошлого столетия, Добдон-лама Максаров защитил степень геше-лхарамбы, – высшую буддийскую ученую степень в традиции гелуг – окончив полный 23-летний курс обучения в монастыре Дрепунг Гоманг на юге Индии.

Во время своего кратковременного пребывания в Бурятии Добдон-лама дал интервью газете «Бурятия».


– Уважаемый Добдон-багша, расскажите о себе, о вашей долгой учебе. Какие трудности приходилось преодолевать?


– Нас в семье восемь детей, я второй. У нас очень традиционная семья – по старинному закону, со времен Алтан-хана, если в семье трое сыновей, то обязательно один из них должен был стать монахом. И, видимо, руководствуясь этими соображениями, мои родители сказали мне, что я должен идти в дацан. Поэтому в 1992 году после окончания средней школы я поступил в Цугольский дацан и после пяти лет обучения там, в начале 1997 года, уехал учиться в Индию. С 1997 по 2020 год я находился в Индии.

Трудно было вначале. Мы не знали хорошо тибетский язык, было много нюансов, например, в зависимости от произношения одной буквы – у слова разное значение. Но, когда мы начали понимать язык, интереснее стало учиться.

Еще одной трудностью была тропическая погода, которая нам, сибирякам, не очень подходит. Сезон дождей, влажно, жарко, мы жили рядом с морем, оно от нас было в 300 км. Все это влияет на здоровье, мы чувство-вали дискомфорт. Ведь там нет такого, как в России, что по страховому полису оказывается медицинская помощь, мы были еще не привыкшие, все это влияло на процесс обучения.

Методы обучения другие – не как в школе. Жесткий режим дня. В 5 часов подъем, с 6 до 7:30 проводится хурал, после этого мы приходили домой, и нужно было готовиться к диспутам. На диспуты нельзя брать книги – все нужно знать наизусть, значит, нужно было перед этим готовиться, особенно тем, кто не владел тибетским языком. С 9 до 11 часов проходили диспуты, затем в 11 – обед, а он там бывает рано. После этого кто-то дома занимается, кто-то идет на урок, в зависимости от курса, до 5 вечера. В 5 часов полдник, с 6 до 11:30 вечера – вечерние диспуты. Вернувшись домой, мы дорабатывали то, что не знали на диспутах. Ложились спать в час или в два ночи. Понедельник был выходным днем, когда можно отдохнуть.

– Для вас были трудными такие жесткие рамки?


– Если знаешь, ради какой цели и для чего это, тогда не тяжело. Разве что объем большой. Соответственно, на сон меньше времени остается.

– Часто ли вам удавалось приезжать домой, скучали по родным местам, родственникам, друзьям?

– Просто не было времени думать – скучать или нет. Обычно всегда не успеваешь что-то сделать.

Так как дорога дальняя, на родину мы приезжали в основном за продлением визы. В первый раз я приехал в 2005 году, потом в 2009-м и в 2014-м. Перед защитой в 2017 году я приезжал, чтобы собрать деньги для того, чтобы отблагодарить монастырь. В течение 23 лет я получал кров, меня обеспечивали пищей, обучали, в знак благодарности нужно было провести большой хурал и сделать от себя угощение и подарки для 2400 монахов.

– Сколько хувараков из России, в частности, из Бурятии, обучаются в Гоман дацане?

– Из России примерно 70–80 человек. 23 хуварака из этнической Бурятии учатся на разных курсах.

– Расскажите об учебе на тантрическом факультете.

– Когда я изучал тантру, учился в монастыре Гьюдмед на юге Индии, там условия еще тяжелее. В отличие от учебы в Гоманг монастыре, на тантрическом факультете уделяется много времени медитации, визуализации, начиная с 2:30 ночи до 5 часов дня, с перерывами два раза по пять минут и один раз на 30 минут. Потом с 7 до 10 вечера так же проходят занятия.

– Во всем мире растет интерес к буддизму. Год назад в Бурятии Учение Дуйнхор Ван посетило более 60 тысяч человек. Что такое буддизм, кто может считать себя буддистом?


– Буддист – это тот, кто принял прибежище в трех Драгоценностях (по бур. – этигэл). Буддизм, прежде всего, это развитие своего сознания, чтобы соответствовать истинной природе вещей, как все существует на самом деле.

Мы живем иллюзиями. Например, мы слышим и видим то, что хотим, зачастую не замечаем, что происходит вокруг нас. Соответственно, когда не имеем полной информации, живем какими-то иллюзиями, потому что у нас недостоверная информация об окружающем. И когда мы живем в иллюзиях, не можем принять правильное решение, отсюда и возникают наши страдания. Это просто следствие наших ошибочных действий. Поэтому развивать свое сознание в соответствии с истинной природой вещей – это означает умение замечать все, видеть и, соответственно, иметь больше базы данных для детального анализа, чтобы принять правильное решение.

– Какая существует взаимосвязь между квантовой физикой и буддизмом, буддийским пониманием пустотности?

– В квантовой физике говорят, что кванты по своей природе хаотичны. Они выстраиваются в четкую линию, когда появляется наблюдатель. В зависимости от наблюдателя, от его образа мышления кванты выстраиваются в определенном порядке. Такое же есть в буддизме. В буддизме говорится, что все происходящее вокруг нас – это есть проекция нашего ума. Все материальное состоит из молекул, когда в своем мышлении мы выстраиваем квант, мы соответственно выстраиваем что-то материальное вокруг нас. Также между буддийским пониманием пустотности и теорией относительности Эйнштейна существует большая взаимосвязь.

– Какие качества в людях вы больше всего цените, почему?

– Целеустремленность, умение достичь цели, во что бы то ни стало. И «людей широкой души» – то есть людей, умеющих поставить себя на место других, прочувствовать их, что они примерно чувствуют. Всегда уметь прийти на помощь, насколько это возможно, чтобы им было комфортно.

– Нравственное поведение. Отличается ли оно у монахов, лам и простых людей?

– Да, отличается. Монахи должны соблюдать принятые 253 обета, те, кто имеет неполные монашеские обеты – 36 обетов и 8 обетов, если человек имеет обеты генина или мирянина. Но у всех корень один и тот же – это умение избегать десяти не благих действий. Уметь вовремя удержать себя от совершения этих поступков (убийство, прелюбодеяние, воровство, ложь и т.д.).

В сутре Будды говорится, что нравственность – это фундамент для всех достижений. Всех абсолютно. Не будет нравственности, не будет никаких достижений. Например, совершение прелюбодеяния несет очень большой негатив, у мужчины или женщины – разницы нет. Потому что это расплескивание жизненной энергии, а жизненная энергия хранится в чакре сердца. Когда большинство нашей жизненной энергии уходит на безнравственное поведение – например, неверность, это пустая трата жизненной энергии. В результате, во-первых, возможно сокращение срока жизни, во-вторых, неполноценное потомство. По тантре, если мужчина ведет разгульную жизнь, у его потомства резко повышаются шансы возникновения болезней скелета, костей, стволовой клетки, мозга, ДЦП, аутизма. А если женщина, то появляются шансы возникновения у потомства болезни мягких органов: легких, сердца, печени, кишечника, мышц. Потому что потомству они не передают свою энергию, так как она уже истрачена. Это переходит из жизни в жизнь. Плюс, кто не ведет нравственную жизнь, для него тантра закрыта, то есть такой человек теряет шанс достичь состояния Пробужденного за одну жизнь, так говорится в тантре.

Я привел последствия совершения одного из 10 недобродетелей – совершение прелюбодеяния (неверности). Также имеются свои последствия при совершении других недобродетелей. Например, когда мы произносим ложь (злословие, пустословие), загрязняется чакра речи, которая находится в области горла, затем загрязненная жизненная энергия спускается в чакру сердца, отсюда у нас появляется упадок сил и т.д. Иногда бывает, что все это не проявляется, потому что у человека очень много накопленных благих заслуг. Но эти заслуги заканчиваются.

– Сейчас в эру высоких технологий, нехватки времени многие люди испытывают стресс, озлобленность. Как с этим справиться, что посоветуете?

– В первую очередь надо знать происхождение стресса. Много нужной и не нужной информации засоряет и распыляет наше сознание. И когда распыляется наше сознание, мы не можем завершить ни одного дела хорошо. Когда мы не завершаем дело, соответственно, остается какой-то осадок. Этот осадок копится, и потом происходит взрыв – депрессия, стресс. А все из-за того, что мы не можем сосредоточиться, не умеем фильтровать информацию, которая нужна именно нам. Начинаем винить правительство и т.д., а начинать надо, в первую очередь, с самого себя. Люди себя любимых обычно не обвиняют. Это эгоцентризм. Когда человек не может признаться самому себе, что виноват сам, то начинает выплескивать на окружающую среду. Например, в Индии нет пенсии, бесплатной медицины, но люди от этого не озлоблены. Они просто сосредоточены на повседневных делах. Поэтому я советую сосредоточиться на том, что можно сделать, и не распыляться.

– Что пожелаете читателям газеты «Бурятия»?


– Обрести свою цель и не жить, как живется.

– Спасибо большое, Добдон-багша! Желаем вам скорейшего возвращения на Родину, в Россию!

Беседу вела Оюнтуя Алымбаева

«Буряад унэн»