Сохраним Тибет > Новая книга. Матье Рикар. Просветлённый бродяга. Жизнь и учения Патрула Ринпоче

Новая книга. Матье Рикар. Просветлённый бродяга. Жизнь и учения Патрула Ринпоче


10 августа 2020. Разместил: savetibet
Новая книга. Матье Рикар. Просветлённый бродяга. Жизнь и учения Патрула РинпочеМатье Рикар

Просветлённый бродяга. Жизнь и учения Патрула Ринпоче

Перевод с английского Анастасии Столяровой

Серия Самадхи

ISBN: 978-5-907243-61-3

Издательство М.: Ганга, 2020

Приобрести книгу:


В интернет-магазине: dharma.ru


О книге

Жизнь и учения странствующего йогина Патрула Ринпоче — высокочтимого буддийского мастера и учёного XIX века из Тибета — оживают в правдивых историях, собранных и переведённых французским буддийским монахом Матье Рикаром. В их основе — устные рассказы великих учителей современности, а также тибетские письменные источники.

Фрагменты книги

Об авторе

Матье Рикару было 26, когда он получил степень доктора наук в области генетики в институте Луи Пастера в Париже. Вместо того чтобы продолжить научную деятельность, он оставил мирскую жизнь и переехал в Гималаи, чтобы стать буддийским монахом. Он – основатель и директор благотворительного гуманитарного фонда "Каруна-Шечен", а также личный переводчик с французского языка Его Святейшества Далай-ламы.

Матье Рикар о Патруле Ринпоче

Патрул Ринпоче, Оргьен Джигме Чокьи Вангпо (1808–1887), странствующий практикующий, представитель древней традиции отшельников-скитальцев, – один из самых почитаемых духовных учителей в истории Тибета. Он широко известен как учёный-философ и автор и в то же время как человек, живший предельно простой жизнью. Будучи убежденным приверженцем радостей уединения, он всегда подчёркивал тщетность мирской суеты и амбиций. Память о его жизни, ставшей примером для подражания, всё ещё очень жива; в ней неиссякаемый источник вдохновения для практикующих тибетский буддизм.

Хранитель чистейших буддийских идеалов отречения, мудрости и сострадания, Патрул Ринпоче провёл большую часть своей жизни, блуждая по горам и живя в пещерах, лесах и отдалённых затворах. Покидая одно место, он уходил, не имея какого-либо определённого пункта назначения, оставаясь же где-либо, не строил никаких чётких планов. Обретаясь в диких краях, он предавался своей любимой медитации — практике развития бодхичитты, стремления избавить всех чувствующих существ от страданий и привести их к высшей свободе просветления.

В молодости Патрул учился у самых выдающихся учителей своего времени. Имея феноменальную память, он помнил наизусть большинство переданных ему устных наставлений. Это позволяло ему прояснять наиболее сложные аспекты буддийской философии, не обращаясь при этом и к единой странице печатного текста, даже когда он продолжал учить в течение нескольких месяцев.

Не проявляя совершенно никакого интереса к заурядным начинаниям, Патрул естественным образом отказался от восьми мирских забот, состоящих в обычных надеждах и страхах, свойственных каждому — желающему обретения и трепещущему перед утратой; желающему приятного и трепещущему перед болью; желающему похвалы и трепещущему перед осуждением; желающему славы и трепещущему перед бесчестьем.

Патрул, как правило, отказывался принимать подношения, которые в соответствии с традицией обычно совершаются наставнику или уважаемому религиозному деятелю. Когда ему преподносили ценные подарки, будь то золото или серебро, он оставлял их на земле, отказываясь от них так же легко, как от плевка на песке. В пожилом возрасте, однако, он начал принимать некоторые подношения, отдавая их нищим или направляя на изготовление статуй, сооружение стен «мани» (удивительных стен, содержащих порой сотни тысяч камней, на которых высечена «мани»-мантра «Ом мани падме хум»), совершение подношений масляных лампад и участие в прочих благих начинаниях.

К кончине Патрула Ринпоче по завершению седьмого десятка лет его личное имущество оставалось ровно таким же, как и в момент, когда он впервые отправился отшельничествовать: два сочинения («Путь бодхисаттвы» [Шантидевы] и «Коренные строфы о срединности» [Нагарджуны]), чаша для подаяния, красная шерстяная котомка, хранящая его жёлтую монашескую накидку, молитвенный барабан, трость и маленький металлический котелок для кипячения чая.

Прославленные наставники современности вспоминают Патрула Ринпоче как созерцателя и учёного-философа, который благодаря своей практике достиг глубочайшего постижения высшей реальности. Дилго Кхьенце Ринпоче свидетельствовал, что Патрул не знал равных в освоении воззрения, медитации и деяний в традиции дзогчен. Его Святейшество Четырнадцатый Далай-лама многократно восхваляет учения Патрула Ринпоче о бодхичитте, которые он сам как практикует, так и передаёт другим.

Пребывая в затворничествах в отдалённых местах, Патрул писал глубокие, самобытные трактаты, большинство из которых сохранились. Он спонтанно сочинил множество поэм и собраний духовных наставлений, многие из которых так и остались в руках тех, для кого были составлены.

Его самая известная работа, созданная в пещере над монастырём Дзогчен, — «Слова моего несравненного учителя». Эта книга, где классический тибетский соседствует с красочным разговорным, — один из наиболее читаемых сборников наставлений по предварительным практикам школы ньингма. Почитаемый всеми четырьмя школами тибетского буддизма, этот труд был переведён на множество языков.

Мне невероятно повезло, что за три с лишним десятка лет мне удалось собрать большое количество устных свидетельств о Патруле Ринпоче. С огромной любовью и энтузиазмом их пересказывали духовные наследники его линии преемственности, среди которых были и такие, кто действительно встречал личных учеников Патрула Ринпоче. В культуре, где устная передача по-прежнему играет важную роль, тибетцы известны своей способностью сохранять и пересказывать истории в малейших подробностях. У тех, кто слушает их, часто возникает ощущение, будто они становятся свидетелями описываемых событий. Эти истории позволяют явственно представить себе образ жизни человека, добившегося высоких духовных свершений. Мы можем почувствовать, как такой человек взаимодействует с окружающими, передаёт буддийское учение, будь то формально и неформально, как живёт своей повседневной жизнью, которая одновременно и изумительна, и проста, часто полна забавных событий и являет собой идеальный пример внутренней свободы.