Сохраним Тибет > Буддисты Калмыкии: «Принимать Далай-ламу – наше конституционное право»

Буддисты Калмыкии: «Принимать Далай-ламу – наше конституционное право»


18 августа 2020. Разместил: savetibet
Буддисты Калмыкии: «Принимать Далай-ламу – наше конституционное право»
Российские буддисты приветствуют Его Святейшество Далай-ламу в Латвии накануне учений духовного лидера для стран Балтии и России. 2018 г. Рига, Латвия.

Министерство иностранных дел РФ ответило на письмо Объединения буддистов Калмыкии с просьбой оказать содействие осуществлению пастырского визита в Россию духовного лидера российских буддистов Его Святейшества Далай-ламы XIV, отмечающего в этом году свое 85-летие, сообщило в понедельник агентство РИА Новости.

Ссылаясь на договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской народной республикой от 16 июля 2001 года, внешнеполитическое ведомство проинформировало российских буддистов о том, что «Россия и Китай выстраивают отношения на основе принципов невмешательства во внутренние дела друг друга».

«По договору, стороны взяли на себя обязательства оказывать взаимную поддержку в вопросах, касающихся защиты государственного единства и территориальной целостности. В настоящее время китайские власти крайне негативно оценивают деятельность Далай-ламы XIV, которая, по их мнению, наносит прямой ущерб суверенитету Китая», – отмечается в письме за подписью заместителя директора первого департамента Азии М. Баранова.

В завершении своего ответа, направленного на имя вице-президента Объединения буддистов Калмыкии А.А. Харцхаева, внешнеполитическое ведомство заверяет российских буддистов в том, что с пониманием относится к их «стремлению способствовать приезду духовного лидера буддистов в Российскую Федерацию» и выражает надежду на то, что «нормализация его (Далай-ламы) отношений с руководством КНР позволит организовать такую пастырскую поездку в обозримом будущем».

Как сообщил старший администратор главного буддийского храма Калмыкии, член Общественной палаты РФ Йонтен-гелюнг (в миру – Сергей Киришов), в прошлом месяце обратившийся к Общественной палате с просьбой оказать содействие в организации пастырского визита Его Святейшества Далай-ламы XIV в Россию, «ответ со стороны МИД вызвал волну негодования».

«В очередной раз буддисты Калмыкии и России не могут осуществить свое конституционное право исповедовать избранную религию из-за предвзятой точки зрения другого государства. В очередной раз интересы Китая оказываются выше интересов россиян», – отметил Йонтен-гелюнг.

Добрососедство, дружба и сотрудничество


По словам помощника верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче Хонгора Эльбикова, ответ российского внешнеполитического ведомства вызывает много вопросов.

«Отклоняя просьбу российских буддистов, М. Баранов ссылается на договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской народной республикой – документ, принятый еще в 2001 году. Однако последний визит Его Святейшества Далай-ламы в Калмыкию состоялся в ноябре-декабре 2004 года, то есть уже после заключения этого договора и со всей очевидностью нисколько не ухудшил отношения между двумя странами», – рассказал Хонгор Эльбиков.

По словам помощника верховного ламы Калмыкии, Министерство иностранных дел даже поблагодарило калмыцких буддистов за соблюдение всех рекомендаций, направленных в их адрес в преддверии визита высшего буддийского иерарха.

«Почему в 2004 году договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве не служил препятствием для осуществления визита духовного лидера российских буддистов в Калмыки, а теперь стал главным камнем преткновения?», – спрашивает Хонгор Эльбиков.

Старший администратор главного буддийского храма Калмыкии, член Общественной палаты РФ Йонтен-гелюнг предлагает внешнеполитическому ведомству обратить внимание на 18-ю статью договора.

«Если уж мы ссылаемся на этот договор, то должны внимательно прочитать его 18-ю статью, где сказано, что “договаривающиеся Стороны сотрудничают в деле содействия осуществлению прав человека и основных свобод в соответствии со своими международными обязательствами и национальным законодательством каждой из них”», – процитировал договор Йонтен-гелюнг, добавив, что в Конституции Российской Федерации за гражданами России закреплено «право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Китай таким образом должен, наоборот, «содействовать России в том, чтобы российские буддисты имели возможность свободно, в полной мере исповедовать свою религию», что невозможно без деятельного участия Его Святейшества Далай-ламы, на протяжении многих веков являвшегося духовным учителем жителей буддийских регионов России, считает член Общественной палаты РФ.

Визит Далай-ламы в Россию особенно важен для буддийских регионов


По словам Йонтена-гелюнга, визит Его Святейшества Далай-ламы очень важен для всех российских буддистов, которых в России более миллиона, но особенно для жителей традиционных буддийских регионов.

«Его Святейшество Далай-лама – наш духовный лидер и непререкаемый авторитет в области буддийского учения, и буддистам очень важно услышать наставления из его уст. За годы восстановления буддизма в России накопилось очень много вопросов и спорных моментов, которые необходимо прояснить. Информация о буддизме сегодня поступает из разных источников, и без наставлений опытного наставника буддистам порой очень трудно разобраться. Это одна из главных причин, почему мы хотим пригласить Его Святейшество Далай-ламу в Россию», – объяснил Йонтен-гелюнг.

Руководствуясь стремлением к расширению и углублению знаний буддийской философии, российские буддисты с 2009 года стали просить Его Святейшество Далай-ламу даровать им учения за пределами России – в Индии и соседней с Россией Латвии. Учения духовного лидера для буддистов России стали самым ярким событием в жизни последователей буддизма как из традиционных буддийских регионов, так и крупных российских городов. Как правило, на такие учения в Индии из России съезжается до полутора тысяч последователей Далай-ламы, а в Латвию – свыше четырех тысяч.

«Это, без сомнения, много, – говорит Хонгор Эльбиков, – но не нужно забывать, что большая часть населения буддийских регионов – люди небогатые. Многим из них не по карману зарубежные поездки. Они имеют полное право встречаться с учителем на родной земле».

«Путешествуя по миру, Его Святейшество Далай-лама пропагандирует общечеловеческие ценности, дружбу между народами и согласие между религиями. Это то, что сплачивает любое государство. Нужно правильно смотреть на вещи: визит Далай-ламы в Россию – это помощь, а не препятствие», – говорит помощник верховного ламы.

Ответы под копирку


Его Святейшество Далай-лама XIV посещал Советский Союз и Россию восемь раз: в 1979, 1982, 1986, 1991, 1992, 1994, 1996 и 2004 гг. Его Святейшество Далай-лама трижды приезжал в нашу страну в советский период ― в 1979, 1982 и 1986 годах; позднее, в 1991 и 1992 годах, он посетил традиционные буддийские республики: Бурятию и Агинский Бурятский автономный округ, Туву и Калмыкию. В 1994 году он вновь побывал в Москве, а 1996 году посетил Москву по дороге в Монголию. В ноябре 2004 года, после десятилетнего перерыва, Его Святейшество прибыл с кратким пастырским визитом в буддийскую республику Калмыкия.

Несмотря на многочисленные обращения буддийских организаций в Министерство иностранных дел Российской Федерации, Его Святейшество Далай-лама не имел возможности посетить Калмыкию с 2004 года, а Бурятию, Забайкалье и Тыву – с 1992 года.

После памятного визита духовного лидера в Калмыкию в 2004 году, вслед за которым при его непосредственном участии в республике был построен самый большой в Европе буддийский храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни», Объединение буддистов Калмыкии ежегодно направляет письма в Министерство иностранных дел РФ с просьбами о новых визитах.

Каждый год руководство Объединения буддистов Калмыкии тщательно продумывает формулировки и приводит новые доводы для того, чтобы объяснить насущную необходимость визита Его Святейшества Далай-ламы в Россию.

В этом году, например, Калмыкия отмечает юбилейную дату – 100-летие автономии. Кроме того, исполняется 15 лет со дня открытия главного храма Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни», который вместе со множеством других храмов, ступ и статуй в отсутствие Далай-ламы до сих пор остается неосвященным.

Как указывается на сайте «Золотой обители Будды Шакьямуни», «главный храм Калмыкии сегодня – один из крупных духовно-просветительских центров развития буддизма в России. Сотни людей ежедневно обращаются в храм за духовным наставлением и поддержкой, тысячи верующих приходят сюда в дни больших служб. Здесь проводятся всероссийские и международные буддийские конференции и форумы; межрелигиозные советы; лекции для верующих; благотворительные акции; бесплатные курсы калмыцкого языка; выставки калмыцких, российских и зарубежных художников и фотомастеров; показы документальных и художественных фильмов о буддизме. Сюда стекаются многочисленные паломники из разных регионов России и из-за рубежа, туристы различных вероисповеданий и социального статуса».

Храм построен на месте, благословленном Его Святейшеством Далай-ламой и по его наставлению окружен статуями семнадцати величайших буддийских наставников (пандит) Древней Индии (Нагарджуны, Арьядевы, Дхармакирти Шантидевы и других), передавших бесценные буддийские знания тибетцам, а через них – монголам и жителям буддийских регионов России.

Его Святейшество Далай-лама неоднократно говорил об уникальности калмыцкого храма и выражал желание «совершить паломничество» к статуям великих буддийских учителей. Когда высший духовный иерарх говорит о своем желании совершить паломничество в небольшую буддийскую республику, для жителей региона это звучит как высочайшая оценка их усилий региона по восстановлению буддизма, беспощадно уничтоженного в прошлом веке вместе калмыцкими ламами, хурулами (храмами) и ступами.

В этом году, по словам представителя Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче, духовный лидер, несмотря на преклонный возраст и сведение к минимуму зарубежных поездок, недвусмысленно высказался о своем желании встретиться с своими российскими последователями. Что должны думать калмыцкие буддисты, слыша такие слова своего духовного наставника и не имея ни малейшей возможности осуществить его волю?

Однако какие бы доводы ни приводили российские буддисты в переписке с Министерством иностранных дел, как бы тщательно ни оттачивали своих формулировки, ответы внешнеполитического ведомства поражают своим однообразием.

«Если сравнить, например, ответы, поступившие в ОБК из МИД России в 2013 и 2018 годах, – говорит помощник верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче Хонгор Эльбиков, – складывается впечатление, что они написаны под копирку. Их подписывают чиновники разного уровня, но в письмах из года в год звучат одни и те же слова: “относимся с пониманием”, “надеемся, что в обозримом будущем…” С момента приезда учителя в Калмыкию в 2004 году прошло уже почти 16 лет, а мы продолжаем получать такие ответы».

«Вопрос не решается, никто не погружается в суть этой проблемы», – делает вывод Хонгор Эльбиков.

Придуманные опасности



Если все же взять на себя труд погрузиться в суть этой острой для российских буддистов проблемы, сразу же выяснится, что еще в 2001 году, когда был заключен пресловутый договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской народной республикой, Его Святейшество Далай-лама начал постепенно отходить от политического руководства тибетским народом. Все политические вопросы, включая те, что касались многолетних обсуждений с руководством КНР о статусе Тибета, с этого времени вел премьер-министр Центральной тибетской администрации (ЦТА) досточтимый Самдонг Ринпоче. Его Святейшество Далай-лама получил возможность уделять больше внимания вопросам духовного характера, говоря, что отныне он «наполовину в отставке». В 2011 году он полностью сложил с себя политические полномочия, передав их избранному тибетским народом главе ЦТА Лобсангу Сенге.

Что интересно, духовный лидер, пребывающий ныне в своем четырнадцатом воплощении, отказался от политической деятельности не только в нынешнем своем рождении, но полностью разорвал связь института Далай-ламы и политического руководства Тибетом. Отныне он исключительно духовный лидер многочисленных последователей тибетского буддизма, среди которых и жители четырех традиционных буддийских регионов России.

Эта информация прекрасно известна и руководству Китая, и Министерству иностранных дел России, а потому апелляция к ущербу, который визит Далай-ламы в Калмыкию якобы может нанести территориальному суверенитету Китая, в ответах российского внешнеполитического ведомства звучит, как отписка. Какое отношение визит выдающегося духовного лидера и лауреата Нобелевской премии мира в маленькую степную республику на юге России имеет к территориальной целостности огромного государства? Почему в 2004 году, когда Далай-лама делился буддийскими знаниями с народом Калмыкии, никто не усмотрел в этом угрозы? Великая китайская стена не пошатнулась, все осталось точно так же, как прежде.

«Визит Его Святейшества Далай-ламы в Россию не несет абсолютно никакой опасности для суверенитета или территориальной целостности Китайской народной республики, – считает старший администратор главного буддийского храма Калмыкии, член Общественной палаты РФ Йонтен-гелюнг. – Все эти годы, пока мы ждем положительного решения от МИД России, Его Святейшество ездит по странам и континентам, неся людям послание любви и сострадания, даруя им надежду. Эти поездки, как мы можем видеть, нисколько не подрывают позиции Китая».

«Все это придуманные опасности, из-за чрезмерного внимания к которым в конечном итоге страдаем мы, буддисты Калмыкии и всей России», – подытоживает Йонтен-гелюнг.

Что же делать?



«Для того чтобы изменить ситуацию, – считает Йонтен-гелюнг, – нужно как можно лучше в ней разобраться и нашему Министерству иностранных дел и Китайской народной республике».

Поскольку речь идет о жизненно важных интересах российских последователей буддизма – одной из четырех официально признанных конфессий Российской Федерации, буддисты, по мнению старшего администратора главного храма Калмыкии, должны иметь в этом вопросе право голоса. Раз переписка не приносит никаких результатов, необходим конструктивный диалог – нужно отбросить устаревшие формулировки и постараться найти выход.

«Мы хотели бы, чтобы вопрос насущной необходимости визита Далай-ламы в Россию в самое ближайшее стал предметом обсуждения Министерства иностранных дел РФ и Китайской народной республики, – говорит Йонтен-гелюнг. – И мы хотим принять участие в таких переговорах, чтобы убедить руководство Китая в том, что Его Святейшество Далай-лама не представляет опасности для его территориальной целостности, а Министерства иностранных дел РФ в том, что принимать Далай-ламу – наше конституционное право».

Юлия Жиронкина