Сохраним Тибет > Видео. Далай-лама. Интервью журналу «Роллинг Стоун»

Видео. Далай-лама. Интервью журналу «Роллинг Стоун»


5 октября 2020. Разместил: savetibet


Перевод: Инна Балтырева
Озвучивание: Игорь Янчеглов


Его Святейшество Далай-лама беседует с корреспондентом «Роллинг Стоун» Алекс Моррис (10 сентября 2020 г.) о своем новом альбоме «Внутренний мир», вышедшем в июле, о влиянии музыки на людей и животных, необходимости принятия идеи единства всего семимиллиардного населения планеты и борьбе с отрицательными эмоциями – гневом, страхом и завистью, а также о своем стремлении переродиться там, где больше страданий.

Расшифровка видео:


– Доброе утро! Ваше Святейшество, для меня большая честь побеседовать с вами!

– Доброе утро! Хотя у вас сейчас уже, наверное, вечер. Так что добрый вечер! Что же истинно – утро или вечер? Все относительно. Нет ничего абсолютного.

– Здравствуйте! Меня зовут Алекс Моррис. Я пишу статьи для журнала «Роллинг Стоун». Сегодня мне посчастливилось взять интервью у Далай-ламы. Мы побеседовали о пандемии Covid-19, о том, каким ленивым учеником был Его Святейшество и о его новом альбоме.

Около пяти лет назад молодая исполнительница из Новой Зеландии предложила записать ваши учения и мантры и переложить их на музыку. Выпуск вашего альбома “Inner World” («Внутренний мир») был приурочен к вашему 85-летию. Он уже набрал порядка 4,5 миллионов прослушиваний. Ранее вы сказали, что решили записать музыкальный альбом, поскольку музыка способна помочь людям так, как вы сами не можете. Я хотела бы спросить: как, по вашему мнению, музыка помогает людям?


– Даже во время религиозных церемоний используют музыкальные инструменты. Это тоже можно назвать своего рода музыкой. Музыка может воздействовать не только на людей, но и на других животных: звуки влияют на их сознание. Насчет крошечных насекомых я не уверен. Но такие животные, как собаки или, к примеру, птицы, слушая приятные мелодии, радуются. А резкие, громкие звуки, напротив, пугают их. Вот так.

– Очень любопытно, какую музыку вы сами слушаете? Как вы развлекаетесь?

– Я люблю медитировать, размышлять. Я занимаюсь аналитической медитацией. Это поистине дарит внутренний покой. Медитация меняет ваше отношение к миру вокруг вас: поскольку с ее помощью ваши ментальные установки меняются, многое вы начинаете видеть в положительном свете.

– Если не ошибаюсь, Дональд Трамп единственный президент США, с которым вы никогда не встречались. Если бы вы его встретили, вы бы хотели ему что-нибудь сказать?

– Мне хотелось бы, чтобы все лидеры нашего мира, особенно руководители крупных государств, в том числе США, России, Китая и Индии, помнили о единстве всех семи миллиардов человек. Лидеры должны заботиться не только о благе своих стран, но о благе всего мира. Что касается президента Америки, нет ничего особенного, что я бы хотел ему сказать. В США приближаются очередные президентские выборы. Так что пусть высказывается американский народ. А мне сказать нечего.

– Но если говорить с точки зрения единства, близка ли вам его политика «Америка прежде всего»?

– Когда Трамп стал президентом, он заявил: «Америка прежде всего». У меня на этот счет есть некоторые сомнения. Америка – ведущая держава свободного мира. Исторически сложилось так, что именно Америка несет ответственность за весь свободный мир. Таково мое мнение.

– Сейчас мы переживаем период, когда многие люди во всем мире испытывают страдания, страх, чрезмерную тревожность и скорбь в связи с коронавирусом. Я хотела бы узнать, какой совет вы можете дать людям, которые сейчас борются с трудностями?

– Ситуация действительно очень сложная. Ученые во всем мире прилагают все усилия, чтобы найти лекарство от этой болезни. Проводить исследования и ставить научные опыты всегда очень полезно. Я восхищаюсь таким трудом.

Что касается пандемии коронавируса, поддаваться страху, на мой взгляд, бессмысленно. Мы должны действовать. Специалисты – ученые, врачи – уже ведут активную борьбу. Я им очень признателен. Им следует исполниться отваги и решимости, чтобы проводить еще больше исследований. Если же нам не удастся преодолеть эту проблему, нужно просто принять эту реальность так же, как в ситуации с глобальным потеплением.

Один известный индийский ученый-философ VIII века сказал: «Когда мы сталкиваемся с трудностями, ситуацию нужно проанализировать. Если трудности можно преодолеть, тогда нет нужды беспокоиться. Просто прилагайте необходимые усилия. Если же их преодолеть нельзя, что толку беспокоиться?» Весьма практично, не так ли?

– Но ведь это так сложно – не беспокоиться! Как вам самому это удается?

– У меня тоже есть проблемы. Взять, к примеру, мой возраст: в пожилом возрасте появляются физические трудности. Таков естественный ход жизни. И с этим уже ничего не поделаешь. Так что беспокоиться нет смысла.

То же самое можно сказать и про тибетский вопрос. Более 60 лет назад я стал беженцем, а в Тибете началось множество проблем. Решить их мы не в силах, это нам неподвластно. Поэтому не стоит чересчур беспокоиться. Так уж сложилось.

Кроме того, как буддист, последователь индийской традиции, я верю в закон кармы: из-за наших собственных действий в предыдущих жизнях, из-за прошлых ошибок, из-за прошлых злодеяний в следующем воплощении, в следующей жизни мы сталкиваемся с проблемами. Все происходящее с нами – плод наших собственных действий. Размышляя в таком ключе, вы будете смотреть на вещи весьма реалистично.

В то же время, если у нас есть возможность справиться с трудностями, нужно прилагать для этого все усилия. Тогда вам будет не о чем сожалеть.

Что касается тибетцев, мы черпаем силы и мудрость в наших духовных традициях. Оказываясь в трудной ситуации, мы в целом стараемся оставаться спокойными, сохранять миролюбивый и сострадательный настрой. У гнева и страха нет прочной основы. Они появляются в один миг, лишают нас покоя ума и так же мгновенно улетучиваются. Невозможно медитировать о гневе, ненависти и страхе. Положительные эмоции, такие как альтруизм, можно обосновать логически. Их можно взращивать с помощью медитации. Чем больше мы укрепляем при помощи медитации положительные эмоции, основанные на логических доводах, тем слабее становятся те эмоции, под которыми нет прочного логического обоснования. Они ослабевают автоматически. Вот как следует тренировать свой ум, чтобы достичь большего покоя и умиротворения.

– Как быть человеку, который никогда не медитировал? С чего лучше всего начать?

– Медитацию не следует считать исключительно религиозной практикой. Медитировать – необязательно означает сидеть с закрытыми глазами, стараясь выбросить из головы все мысли. Состояния безмыслия мы достигаем каждую ночь, когда крепко спим. Такое состояние нельзя назвать медитацией. Во время медитации ум находится в состоянии повышенной бдительности.

У нас есть пять органов чувств, с которыми связаны определенные виды сознания – зрительное, слуховое, обонятельное и другие. В своей повседневной жизни мы обычно идем на поводу у этих пяти органов чувств. А во время медитации мы не заостряем внимание на том, что видим, слышим и так далее. Вместо этого мы задействуем так называемое шестое сознание.

Поначалу это может оказаться непросто. Сперва вы сможете медитировать лишь несколько минут, затем, постепенно, продлите медитацию до нескольких часов. Один мой друг, живущий в Америке, может медитировать по 4 часа подряд. Вот так.

Со временем благодаря медитации способности нашего основного вида сознания, шестого сознания, возрастают. Такая практика никак не связана с религией. Это просто умение использовать способности нашего сознания и отличать грубые уровни сознания от более глубоких уровней. Вот так.

– Эта практика приносит покой ума?

– Если, имея дело с разрушительными эмоциями, которые создают проблемы, такими как гнев, страх или зависть, мы смотрим не на внешнюю видимость, но идем глубже, то такие разрушительные эмоции значительно ослабевают. Положительные эмоции можно развивать, усиливать. Разрушительные эмоции нельзя обосновать логически. Это просто эмоции.

Обращаем ли мы внимание на свое сознание – вот в чем вопрос. Если мы следим за своим сознанием, то можем быть верующими или нет, исповедовать ту или другую религию, это неважно. Главное задумываться о своем сознании и применять логический анализ.

– Каким вы были учеником?

– Я был весьма ленивым.

– Неужели?

– Правда.

– Не может быть!

– Мой наставник порой даже грозил мне плеткой. Один из моих первых учителей, который посещал место, где я родился, знал меня с самого детства. Когда у меня появился новый наставник, он сказал ему: «Этот мальчик такой непослушный. Вам стоить быть с ним посуровее, иначе он будет вами верховодить». Вот таким я был учеником.

Тем не менее, мой ум, мой интеллект, всегда был весьма острым. Я сам иногда этому удивлялся. Некоторые темы обычным ученикам казались чересчур сложными, а мне давались легко. Думаю, это связано с тем, что в прошлой жизни я был хорошо знаком с этими темами.

Вот так неохотно я проучился, по меньшей мере, лет тринадцать. А когда были определены сроки моих выпускных экзаменов, примерно два года я учился с большим усердием.

– Ранее вы заявляли, что следующий Далай-лама может быть женщиной, а, может, Пятнадцатого Далай-ламы и вовсе не будет. Расскажите, как, по вашему мнению, сложится будущее института Далай-лам?

– К этому вопросу я подхожу с долей эгоизма. Вот это воплощение должно быть наиболее полезным. Ну а до следующего Далай-ламы мне нет дела. В конечном итоге, продолжит существовать институт Далай-лам или нет, будут решать тибетцы, а также жители Гималайского региона и Монголии. Исторически их связывали весьма тесные узы с Далай-ламой. У этих людей есть право решать, продолжит существовать институт Далай-лам или нет.

Первый Далай-лама говорил, что совершенно не стремится переродиться в раю. Наоборот, он желал перевоплотиться там, где жизнь исполнена страданий, где он может послужить на благо других. Он предпочел воплотиться именно в таком месте, а не в раю. Узнав об этом, я был очень вдохновлен. Я следую его примеру. Я ежедневно молюсь: «Покуда длится пространство, покуда живые живут, пусть в мире и я останусь, чтобы служить им».

Если вы альтруист, если у вас доброе сердце, даже на врага вы будете смотреть иначе. Один великий наставник говорил: «Враг – ваш лучший учитель». У врага можно многому научиться. Прежде всего, терпимости. Сострадание к нарушителям спокойствия – это подлинное сострадание. Сострадание, забота, которые вы проявляете по отношению к другу, больше сопряжены с привязанностью. Альтруизм очень полезен, очень важен для внутреннего спокойствия. Он также привлекает к вам друзей. Вы знаете, я думаю, можно сказать, что куда бы Далай-лама ни направился, он всегда улыбается.