Сохраним Тибет > Далай-лама прочитал лекцию на тему «Буддизм, наука и сострадание»

Далай-лама прочитал лекцию на тему «Буддизм, наука и сострадание»


26 ноября 2020. Разместил: Editor
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 25 ноября 2020 г. – Его Святейшество Далай-ламу пригласили поучаствовать сегодня утром в беседе с членами Форума Эйнштейна, фонда в федеральной земле Бранденбург (Германия), который служит открытой лабораторией по изучению сознания. Фонд предоставляет ежегодную стипендию выдающимся молодым мыслителям, желающим продолжить работу в области, отличной от их предыдущих исследований. Стипендиаты могут жить в летнем домике Эйнштейна в Капуте, откуда легко добраться до университетов и академических институтов Потсдама и Берлина.

Далай-лама прочитал лекцию на тему «Буддизм, наука и сострадание»
Его Святейшество Далай-лама прибывает в гостиную своей резиденции, чтобы принять участие в онлайн встрече с членами Форума Эйнштейна. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 25 ноября 2020 г. Фото: дост. Тензин Джампхел.

Профессор Сьюзан Нейман, директор Форума Эйнштейна, открыла беседу, сказав Его Святейшеству о том, какая честь и радость для нее и ее коллег поприветствовать сегодня духовного лидера. Она выразила сожаление в связи с тем, что ей не удалось пригласить Далай-ламу в дом Эйнштейна, но при этом процитировала слова знаменитого ученого, который признавался, что ценит возможность сотрудничества между буддизмом и наукой. По словам Нейман, Форум Эйнштейна был учрежден 27 лет назад с целью инициировать и поощрять диалоги о науке и религии, политике и социальной справедливости, подобные тем, которые вел сам Эйнштейн. Она поблагодарила Шьяма Ваппулури, стипендиата Форума Эйнштейна из Индии, за организацию встречи и другого стипендиата Эмбер Карпентер за модерацию беседы.

«Сегодня нам не удалось встретиться лицом к лицу, – произнес Его Святейшество, – однако у нас есть возможность увидеться и поговорить онлайн, через интернет. Все религии несут послание сострадания и подчеркивают важность добросердечия, терпимости, умения довольствоваться малым и самодисциплины. Последователи многих религий верят в Бога-творца и в то, что как дети этого Бога все люди – братья и сестры. Кроме того, существуют также нетеистические традиции, характерные в основном для Индии. Они считают любовь и доброту драгоценнейшими из человеческих качеств».

«Ученые называют людей социальными животными, которым присуще сильное чувство заботы об окружающих, поскольку само наше выживание зависит от их благополучия. Забота о благе других – один из лучших способов добиться своих собственных целей».

«В этом контексте ученые обращают более пристальное внимание на методы, необходимые для взращивания внутреннего покоя. Важной составляющей здесь служит понимание того, что именно внутренние препятствия, разрушительные эмоции, такие как гнев, лишают нас внутреннего покоя. Когда вас обуревает гнев, ни о каком внутреннем покое не может быть и речи. Однако есть противоядие от гнева, и это сострадание».

«Уже тысячи лет Индия бережно хранит традицию ненасилия, воздержания от причинения вреда. Мотивацией к ненасилию служит “каруна”, или сострадание и забота о благополучии других».

«Чтобы взрастить сострадание и внутренний покой, согласно буддийской традиции мы не опираемся на веру, но используем логические доводы. Мы следовали совету Будды не принимать его слова за чистую монету, а исследовать и проверять их подобно тому, как ювелир проверяет качество золота. Благодаря этому последователи Будды в Индии, а затем и в Тибете стали высоко ценить логический, исследовательский подход, который сродни научному подходу».

Далай-лама прочитал лекцию на тему «Буддизм, наука и сострадание»
Директор Форума Эйнштейна профессор Сьюзан Нейман произносит вступительное слово в начале онлайн встречи с Его Святейшеством Далай-ламой. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 25 ноября 2020 г. Фото: дост. Тензин Джампхел.

«Поскольку людям с разными ментальными наклонностями в разное время и в разных местах Будда даровал разные учения, мы должны познакомиться с ними и проанализировать их. Великие наставники университета Наланда, пришедшие после Нагарджуны, разделили учения Будды на те, что можно понимать буквально, и те, что нуждаются в толковании».

«Мы придерживаемся логического подхода с VIII века. В те времена тибетский царь Трисонг Децен пригласил в Тибет ведущего ученого из университета Наланда Шантаракшиту. В дополнение к его трактатам мы перевели и тщательно изучили труды великих индийских логиков Дигнаги и Дхармакирти».

«Именно развитие логического мышления стало основой, опираясь на которую я много лет веду диалоги с современными учеными. С одной стороны, между древнебуддийской философской мыслью и открытиями квантовой физики есть точки соприкосновения. С другой стороны, ученые начинают проявлять интерес к устройству сознания и эмоций».

«Живя на этой планете, мы сталкиваемся с множеством проблем, порожденных гневом, завистью и страхом. Системы вооружений, в том числе ядерное оружие, для разработки которых мы использовали свой интеллект, представляют угрозу для всего мира. Однако сейчас все больше и больше людей призывают не только уничтожить ядерное оружие, но и достичь полного глобального разоружения. Все ценят идею о мире во всем мире, но ее не претворить в жизнь до тех пор, пока мы, отдельные люди, не разовьем в себе внутренний покой. Все мы – члены одной человеческой семьи, и мы должны научиться способствовать ее благополучию и существовать бок о бок в гармонии и согласии».

Отвечая на вопросы слушателей, Его Святейшество еще раз подчеркнул, насколько важно обрести внутренний покой. По его мнению, обучение способам развития внутреннего покоя должно стать частью нашего образования. Духовный лидер отметил, что наравне с соблюдением правил физической гигиены люди должны придерживаться и эмоциональной гигиены. Для этого нужно помимо прочего понять, что сострадание – действенное средство против гнева и страха.

Далай-лама рассказал историю тибетского монаха, который провел 18 лет в китайской тюрьме. Когда его, наконец, освободили и он встретился с Его Святейшеством, то сообщил, что зачастую подвергался страшной опасности. Далай-лама подумал, что он имеет в виду угрозу для своей жизни, однако монах пояснил, что подвергался опасности утратить сострадание к китайским тюремщикам. Духовный лидер привел этого монаха в пример как человека необычайно уравновешенного и спокойного.

Далай-лама прочитал лекцию на тему «Буддизм, наука и сострадание»
Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопросы слушателей во время онлайн встречи с членами Форума Эйнштейна. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 25 ноября 2020 г. Фото: дост. Тензин Джампхел.

Ученые нашли доказательства тому, что сострадание заложено в человеке самой природой. С самого рождения мы окружены добротой и заботой. Ключевым условием для развития добросердечия служит наше умение сохранять внутренний покой.

Его Святейшество объяснил, что основополагающая природа нашего ума чиста, и эта чистота называется природой будды. Именно эта мысль лежит в основе идеи о том, что мы можем ослабить, устранить разрушительные эмоции и очистить свой ум. Будут наши действия насильственными или ненасильственными, зависит не от того, мягкие они или грубые (на внешнем уровне), а от мотивации, которая за ними лежит. Если мы зародили благую, сострадательную мотивацию, дальнейшие действия принесут пользу.

Когда мы злимся, мы видим объект своего гнева в исключительно мрачном свете. Однако мы можем этому противостоять, размышляя о том, что ни одно явление не существует независимо, так, как нам кажется. Опыт доказывает, что сегодняшний враг может завтра стать нашим другом. Ярлык «враг» – это всего-навсего наша ментальная проекция.

По словам Его Святейшества, для того, чтобы ослабить и преодолеть разрушительные эмоции и, тем самым, достичь внутреннего покоя, необходимо прежде всего взрастить сострадание и осознать, что ни одно явление не существует независимо, так, как нам представляется. В буддизме такой подход называют сочетанием метода и мудрости.

Во время диалогов с учеными, которые Далай-лама ведет уже несколько десятилетий, обсуждают, в том числе, устройство ума и эмоций. В то же время в тибетских монастырских образовательных центрах, учрежденных на юге Индии, были учреждены научные лаборатории.

«Наука открыла нам, что встречающиеся в буддийской литературе утверждения, будто Земля плоская, а Солнце и Луна имеют одинаковый размер и расположены на одном расстоянии от Земли, ошибочны, – заметил Его Святейшество. – Одним из буддийских ученых-философов, которые критиковали наставников, выражавших подобные взгляды, был Чандракирти, чьим учеником я себя считаю».

Далай-лама прочитал лекцию на тему «Буддизм, наука и сострадание»
Один из слушателей задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе во время встречи духовного лидера с членами Форума Эйнштейна. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 25 ноября 2020 г. Фото: дост. Тензин Джампхел.

На вопрос, как рассматривать закон кармы с точки зрения науки, Его Святейшество в первую очередь отметил, что карма означает действие, а действие подвержено мгновенным изменениям. Однако действия тела, речи и ума накладывают на сознание отпечаток, который может оставаться там очень долгое время. Духовный лидер заявил, что к достижению состояния будды в конечном итоге приводит совокупность отпечатков, оставленных положительными действиями.

Касательно того, как исцелить и объединить разделенное общество, Далай-лама посоветовал включить в общую образовательную систему обучение методам достижения внутреннего покоя. К ним относятся методы борьбы с гневом и страхом. По замечанию Его Святейшества, конкуренция может быть полезной лишь при условии, что каждый в итоге получит пользу, однако если конкуренция подразумевает наличие победителей и проигравших, то она создает только препятствия. Он подтвердил, что необычайно важно осознать единство всего человечества и необходимость жить бок о бок, словно все мы братья и сестры.

«Индийский наставник Шантидева утверждал, что наш враг может быть нашим лучшим учителем. Быть добрым к врагу значит проявлять искреннюю доброту, тогда как доброта и любовь к близким обычно смешаны с привязанностью. Хотя о практике сострадания мы узнаем из религиозных текстов, ее следует воспринимать как нечто, представляющее ценность для всего человечества».

«Шестая глава поэмы Шантидевы “Путь бодхисаттвы” (Бодхичарья-аватара) повествует об отрицательных последствиях гнева и о способах его преодоления. В восьмой главе говорится о разрушительных последствиях эгоцентризма. На пути к счастью решающую роль играет альтруизм, и в этих двух главах есть советы, которые будут вам полезны независимо от того, буддист вы или нет».

«С тех пор, как я получил наставления по этой поэме, мой образ мышления изменился. Сейчас я читаю ее при любом удобном случае. Эта поэма и наставления Чандракирти о природе действительности прекрасно помогли мне преобразовать свой ум».

Его Святейшество согласился с тем, что постоянный рост населения Земли представляет опасность, поскольку количество пищи, которое может дать нам планета, не безгранично. Кроме того, серьезной угрозой, которая в скором времени может привести к резкому пересыханию источников питьевой воды, является глобальное потепление. Духовный лидер подчеркнул, что необходимо трезво оценить эти проблемы с более широкой точки зрения. Он пошутил, что мы бы смогли действенно бороться с перенаселением, если бы больше людей посвящало себя монашеству и принимало обет безбрачия.

Профессор Сьюзан Нейман завершила беседу, сказав, что для нее огромная честь поблагодарить Его Святейшество от имени Форума Эйнштейна за сегодняшнюю встречу. Она выразила признательность организаторам и технической команде офиса Его Святейшества Далай-ламы за возможность провести эту беседу. Она также поблагодарила команду переводчиков, которые синхронно переводили прямую трансляцию на 13 языков мира.

Его Святейшество ответил, что для него большая честь пообщаться с членами организации, связанной с Альбертом Эйнштейном, человеком, к которому он питает безграничное уважение и восхищение.

Перевод: Инна Балтырева.