Сохраним Тибет > Далай-лама принял участие в беседе о цели жизни, организованной Индийским технологическим институтом в Бомбее
Далай-лама принял участие в беседе о цели жизни, организованной Индийским технологическим институтом в Бомбее17 декабря 2020. Разместил: Editor |
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 15 декабря 2020 г. – Сегодня утром во время встречи, организованной в рамках серии онлайн лекций «Техфест» Индийского технологического института в Бомбее, Его Святейшество Далай-лама внимательно рассмотрел лица двадцати студентов, которые видел на экранах, сложил руки у груди и поприветствовал их.
Его Святейшество Далай-лама прибывает на беседу о цели жизни, организованную в рамках серии онлайн лекций «Техфест» Индийского технологического института в Бомбее. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 15 декабря 2020 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. «Намасте. Мне очень приятно побеседовать с вами, ведь уже тысячи лет Индия бережет традиции ахимсы (ненасилия) и каруны (сострадания). Эти идеи продвигали великие индийские мыслители. Я уважаю все религиозные традиции и стремлюсь содействовать межрелигиозной гармонии, однако идеи ненасилия и сострадания подкрепляются логикой и приносят современному миру практическую пользу. Они служат основополагающими понятиями светской этики. Если бы в повседневной жизни люди уделяли этим идеям больше внимания, мир стал бы лучше». «Для меня большая честь встретиться с людьми, родившимися в этой стране, поскольку мы, тибетцы, – последователи древнеиндийской мысли. Более тысячи лет назад вы были “гуру”, а мы – “чела”, или учениками. У правившего в VII веке тибетского царя были тесные связи с Китаем. Он женился на китайской принцессе, которая привезла с собой ценную статую Будды и таким образом познакомила Тибет с буддизмом. Однако когда речь зашла о разработке тибетской письменности, царь вместо китайских иероглифов решил положить в основу тибетской письменности индийский алфавит». «Век спустя, решив учредить буддизм в Тибете, другой царь обратился за знаниями к Индии и пригласил великого монаха и ученого-философа из университета Наланда Шантаракшиту. Поскольку у тибетцев была своя письменность, Шантаракшита посоветовал им переводить индийскую буддийскую литературу на тибетский язык». «Традиция Наланды, в итоге учрежденная в Тибете, основана на логическом подходе. Он соответствует наставлению, которое дал Будда своим последователям: не принимать его слов за чистую монету, но исследовать и анализировать их. Сегодня ахимса и каруна необычайно актуальны, ведь эти ценности способствуют всеобщему благу нашего мира». Его Святейшество отметил, что Индия – одна из двух самых густонаселенных стран мира, но в целом ее народ живет в мире, а основные религии сосуществуют в гармонии друг с другом. По мнению духовного лидера, ахимса и каруна служат основой для счастья. В прошлом веке Махатма Ганди показал, насколько действенным может быть принцип ненасилия. В нынешнем веке Индия может показать, насколько действенными могут быть ненасилие и сострадание в межличностных отношениях. Его Святейшество Далай-лама обращается к слушателям во время беседы о цели жизни, организованной в рамках серии онлайн лекций «Техфест» Индийского технологического института в Бомбее. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 15 декабря 2020 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. Ненасилие и сострадание можно сочетать с философским воззрением о том, что ни одно явление не существует так, как нам кажется. По словам Его Святейшества, индийский физик-ядерщик Раджа Раманна однажды сказал ему, что, хотя на Западе квантовая физика считается относительно новой областью знания, некоторые из ее открытий предвосхитил еще Нагарджуна. В заключение вступительного слова Его Святейшество отметил, что одно из его личных обязательств – способствовать возрождению в Индии интереса к древнеиндийским знаниям. Затем Далай-лама предложил студентам, участвующим в онлайн встрече из разных уголков мира, задать вопросы. Первый касался конкуренции. Его Святейшество объяснил, что если конкуренция приводит к расширению знаний и способствует всеобщему благу, ее можно считать полезной. Однако если она приводит к борьбе, в которой есть победители и проигравшие, ее итоги не будут столь положительными. Духовный лидер обратил внимание слушателей на связь между физическим и ментальным здоровьем. Согласно его наблюдению, обретя покой ума, вы не только не будете подвержены тревоге и страху, но и сможете понизить кровяное давление. Если ваш ум расслаблен, вы менее склонны к физическому напряжению. Ненасилие и сострадание приводят к покою ума, который, в свою очередь, обеспечивает вам чувство физического благополучия. Эгоцентризм, напротив, создает проблемы, но с ним можно бороться, взращивая альтруизм. Явления представляются нам существующими независимо, самостоятельно, но они кажутся таковыми по нескольким причинам, в том числе по причине наших собственных убеждений. Учение о «пратитьясамутпаде», взаимозависимом возникновении, показывает, что явления возникают в силу множества различных факторов. Его Святейшество подчеркнул, что важно не только довольствоваться малым, но и понимать, что внутренние ценности куда важнее привязанности к материальному имуществу. Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопросы во время беседы о цели жизни, организованной в рамках серии онлайн лекций «Техфест» Индийского технологического института в Бомбее. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 15 декабря 2020 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. На вопрос, как совместить высшую истину с относительной истиной, Его Святейшество пояснил, что здесь речь идет о различии между тем, какими явления нам кажутся – существующими независимо, самостоятельно – и тем, как они существуют на самом деле. Он отметил, что в некоторых индийских школах мысли есть учение об «атмане», или «я», существующем независимо от тела и ума. По их мнению, когда мы говорим о «своем теле», «своем сознании» или «своей жизни», мы подразумеваем, что у них есть владелец, то есть «я», или так называемый «атман». Однако буддийские философские школы отвергают это воззрение. Они заявляют об «анатмане», то есть отсутствии независимо существующего «я». Чандракирти, ученик Нагарджуны, решительно утверждал, что ни одно явление не существует так, как нам кажется. Глубокие размышления в таком ключе станут действенным способом рассеять тьму неведения и, тем самым, ослабить разрушительные эмоции. Далай-лама признался, что каждое утро после пробуждения повторяет про себя строки из трактата Чандракирти, повествующие о действительности, а также совершает практику взращивания альтруизма. По его мнению, начинать день с таких практик очень полезно. Духовный лидер повторил, что учение о взаимозависимом возникновении – это не просто отвлеченное знание. Это действенное оружие в борьбе с отрицательными эмоциями. Его Святейшество признал, что нынешняя пандемия коронавируса стала для всех нас суровым испытанием, но при этом упомянул, что все подвержено изменениям и ничто не постоянно. По словам духовного лидера, глобальное потепление также представляет серьезную угрозу для благополучия людей. Он рассказал, что его беспокоит состояние природной среды Тибета, ведь на Тибетском нагорье берут начало крупнейшие реки Азии, и если они пересохнут, как предсказывают некоторые ученые, для миллионов людей это будет чревато ужасающими последствиями. Далай-лама высоко отозвался о материальных и технологических разработках, которые ведутся во всем мире. Однако он предупредил, что в погоне за новшествами нельзя доходить до крайности и закрывать глаза на их побочные эффекты. Он призвал смотреть на вещи с разных сторон, следуя более целостному подходу. Один из слушателей задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе во время беседы о цели жизни, организованной в рамках серии онлайн лекций «Техфест» Индийского технологического института в Бомбее. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 15 декабря 2020 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. Вопрос о тревоге и панике побудил Его Святейшество упомянуть, как важно ближе знакомиться со своим внутренним миром. Он заметил, что проблемы возникают именно тогда, когда людей обуревает чрезмерный страх. Духовный лидер посоветовал прочитать поэму Шантидевы «Путь бодхисаттвы» (Бодхичарья-аватара). Шестая глава этой книги повествует, насколько разрушительным может быть гнев и насколько созидательным может быть терпение. В восьмой главе подробно излагаются недостатки эгоцентризма. Нам необходимо анализировать проблемы, с которыми мы сталкиваемся, чтобы понять, можно ли их решить. Если решение есть, нужно просто прилагать необходимые усилия. Если же решения нет и ничего поделать нельзя, нужно это принять. Беспокойство делу не поможет. Студенту, который чувствует, что его склонность руководствоваться состраданием слишком часто противоречит его собственным интересам, Его Святейшество сказал, что мы общественные животные. С момента нашего рождения наша жизнь зависит от других. Духовный лидер высказал мнение, что в этом контексте помощь другим – это на самом деле лучший способ удовлетворить свои собственные интересы. Заботиться о других значит заботиться о себе. Поинтересовались, что Далай-лама думает о существовании Бога, и он произнес, что все мусульмане, христиане и иудеи верят в Бога-творца, главными качествами которого служат любовь и доброта. По его словам, это значит, что все мы – дети одного любящего Бога, братья и сестры. Его Святейшество прыснул со смеху и рассказал, как однажды беседовал со своим хорошим другом – архиепископом Десмондом Туту. Архиепископ заявил, что как практикующий христианин после смерти наверняка отправится в рай, и посетовал, что, когда придет время, Далай-лама может попасть совсем в другое место. По словам Его Святейшества, некоторые люди говорят, что после смерти надеются попасть туда же, куда и Далай-лама. Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопросы во время беседы о цели жизни, организованной в рамках серии онлайн лекций «Техфест» Индийского технологического института в Бомбее. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 15 декабря 2020 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. «Я всем сердцем уважаю христианство, – добавил Его Святейшество. – Но в этой религии я не нашел ответа на вопрос, почему в мире, созданном Богом, так много проблем. Полагаю, что легче понять идею кармы: все происходящее с нами – плод наших собственных действий. Помощь другим приносит благие плоды, а причинение вреда – источник страданий». Организаторы серии онлайн лекций «Техфест» Индийского технологического института в Бомбее поблагодарили Его Святейшество за беседу. Далай-лама ответил, что с нетерпением ждет времени, когда будут ослаблены ограничения, связанные с пандемией, и он сможет посещать разные города и обсуждать с индийскими педагогами, как совместить древнеиндийскую мудрость с современным образованием. Перевод: Инна Балтырева. |