Сохраним Тибет > Видео. Цеванг Дорджи. Буддизм на индо-тибетской границе. Отношения Тибета с Мон Тавангом до 1914 г.

Видео. Цеванг Дорджи. Буддизм на индо-тибетской границе. Отношения Тибета с Мон Тавангом до 1914 г.


17 апреля 2021. Разместил: savetibet


Доклад Цеванга Дорджи, Ph. D., научного сотрудника Института тибетской политики (Дхарамсала, Индия) на IV Международной научной конференции "Тибетология и буддология на стыке науки и религии", которая состоялась 9–10 ноября 2020 года в режиме онлайн (видеоконференция).

Организатор конференции: Институт востоковедения Российской академии наук при фонда "Сохраним Тибет".

Перевод: Наталья Иноземцева (фонд "Сохраним Тибет")
savetibet.ru


ТЕКСТ ДОКЛАДА


Буддизм является одним из важнейших факторов, определяющих отношения Тибета с его периферией и соседними странами. Тибет и Гималаи также связаны и координируются буддизмом. Отношения Тибета с индо-тибетскими приграничными районами характеризуются «отношениями наставник-ученик». Гималайские регионы, такие как Ладакх, Спити, Сикким и Монъюл, исторически были частью мира тибетской буддийской культуры. Буддизм распространился по гималайским регионам из Тибета после второго распространения буддизма в Тибете. Эта работа в основном посвящена отношениям Тибета с Мон-Тавангом.

Таванг – это один из наиболее важных районов индийского штата Аруначал-Прадеш. Он также имеет геостратегическое значение для Индии. Китай утверждает, что Таванг является южной частью Тибета после вторжения Китая в Тибет в 1950 году. Тибетское правительство официально уступило регион Таванг британской Индии в 1914 году. В этой работе исследуются отношения Тибета с Мон-Тавангом (Монъюлом) до 1914 года с опорой на исторические документы.

В соответствии с определением страна должна обладать четырьмя основными элементами, чтобы называться национальным государством. Эти четыре элемента – суверенитет, население, правительство и территория. В контексте теории национального государства Тибет был суверенным государством до китайского вторжения 1950-го года. В то же время Таванг исторически был частью Тибета, поскольку Тибет обладал политической и административной властью над регионом Таванг, а монпа принимали легитимность тибетского правления.

Таванг был одной и важнейших приграничных административных единиц Тибета до подписания Симлской конвенции 1914 года. Даже после подписания конвенции правительство Тибета продолжало де-факто сохранять власть над Тавангом до середины 20-го века.

Эта работа разделена на 5 частей: 1) физическая географию Монъюла; 2) политическое управление Монъюла; 3) налогообложение и правопорядок; 4) язык и культура; и 5) Симлская конвенция и политическая трансформация Монъюла.

Физическая география Монъюла

Множество письменных сведений о Монъюле содержится в тибетских исторических каталогах и буддийских текстах. В них Монъюл упоминается как «земля Мон», или «земли, находящиеся ниже». Во многих тибетских источниках он также упоминается как Лхо Мон. До появления отдельных геополитических единиц, таких как королевства Сикким и Бутан, в Тибете всю южную территорию именовали Лхо Мон. Лхо означает юг по-тибетски, а Мон – обитателей этого региона. Монпа – это племя, мигрировавшее из центральных и юго-восточных частей Тибета много веков назад. В этой работе Монъюл относится к региону Таванг. С географической точки зрения Монъюл был разделен на две части – Северный Мон и Восточный Мон. Северный Мон состоял из четырех регионов – Таванг, Дакпа, Панчен и Лхекпо. Таванг был центром духовной и мирской власти Монъюла. Восточный Мон подразделялся на Ньима Цо Сум, Хой Дхинг Джан Дхак, Сангье Дзонг, Нума Дхинг, Пема Чойгье и Ронг Нанг.

Географически Монъюл ограничен на севере Бом-ла, являвшимся южной границей Цона и индийских равнин Ассама. В длину регион можно было пересечь верхом за 15 дней, а в ширину – за 2-3 дня. В начале-середине 16-го века Тибет не обладал научными технологиями, позволяющими определить географические размер и очертания региона. Поэтому тибетцы измеряли географические расстояния в днях пути верхом. Этот традиционный метод измерения применялся и для определения размеров территории Монъюла.

Монъюл был также богат природными ресурсами, такими как полезные ископаемые, лес и вода. Пять крупных рек – Ни Шанг Чу, Панг Ма Чу, Таванг Чу, Панг Нанг Чу и Ронг Нанг Чу и по сей день служат «линией жизни» для миллионов обитателей долин Ассама. Обширные, непроходимые леса росли повсюду, делая Монъюл практически изолированным на протяжении многих веков. Большинство обитателей Монъюла селились по берегам рек, они занимались земледелием и другими видами жизнеобеспечения.

Монъюл был расположен к югу от Цона Дзонга, востоку от Бутана и северу от Ассама. Он был богат флорой и фауной, а также природными озерами. Политическая и социально-экономическая география Монъюла сегодня радикально изменилась. Таванг стал одним из самых маленьких районов индийского штата Аруначал-Прадеш. Кроме того, административный округ Таванг состоит из двух административных единиц: Таванг и Китпи. Это один из самых геополитически значимых районов Аруначал-Прадеша, потому что он считается ахиллесовой пятой Индии.

Политическое управление Монъюла

Исторически Монъюл был частью Тибета. История Тибета насчитывает более двух тысяч лет. История Монъюла насчитывает более тысячи лет. Отношения между Моном и Тибетом начались в 127 году до нашей эры во время правления Нгитри Ценпо, первого царя Тибета. Но в этой работе мы рассматриваем отношения между Тибетом и Тавангом со времен правительства Тибета Ганден Пходранг.

Во время правления великого 33-го царя Тибета Чогьяла Сонгцен Гампо находившийся на юге Тибета Монъюл был нанесен на карту Тибета, эта карта изображала лежащую навзничь демоницу, известную как «Сермо Гангьюл Данг Ньел Ва». На этой составленной царем Сонгцен Гампо карте Моньюл располагался в ногах лежащей на спине демоницы (Сермо-Гангьял), там царь Сонгцен Гампо построил монастырь под названием «Дзен Са Лхек По» для укрощения лежащей на спине демоницы. На вершине монастыря стояли статуи царя Сонгцена Гампо, Белсы и Гьясы, непальской и китайской цариц тибетского царя. Этот монастырь содержался и управлялся правительством Тибета до тех пор, пока страна не потеряла независимость в 1950 году.

В правление великого тибетского царя Чогьяла, Три Ральпачена, в 8-м веке, антибуддистски настроенные министры хитростью выдворили из Тибета старшего брата царя. Царь прислушался к совету этих министров и изгнал старшего брата, принца Цангму в Ло Мон. Тибетский историк Шакабпа описывает это в своей политической истории Тибета так: «Он отослал брата в Паро в Бутан, где тот был бы бессилен». Но принц Цагма со свитой остался в Моне, где женился на дочери Ало Дондуп Гьяла. У них родились два сына. Эти два сына взяли под свой контроль разрозненных Монских правителей и основали сильное царство. В дальнейшем их преемники мирно правили в Моне.

Правительство Тибета Ганден Пходранг было основано в 1642 году. Великий Пятый Далай-лама стал духовным и светским правителем Тибета. Он объединил все раздробленные тибетские княжества под единой системой правления. В 1680 году Пятый Далай-лама выбрал Мараг-ламу Лодрё Гьяцо и правителя Цона Дзонга Намка Другда, чтобы консолидировать управление Монъюла под прямым контролем Лхасы. Также Далай-лама попросил Мараг Ламу Лодоя Гьялцо построить в Монъюле гелугпинский монастырь. Лодой Гьялцо лично построил монастырь Таванг. В последствии он стал центром духовной и политической власти Мона, напрямую управлявшимся из Лхасы. Монастырь Таванг играл важную роль в защите границы Тибета от иностранных вторжений. А в мирное время монахи Таванга изучали буддийское учение. В монастыре говорили: «Лагерь Таванг-ламы, спонсор Ганден Пходранг». С тех пор правительство Тибета осуществляло общественно-политическую и религиозную власть над Монъюлом, а монпа стали подданными Лхасы.

В середине 18-го века правительство Тибета провело административную реформу, разделившую Монъюл на 32 поселения (Цо-Де-ка) и назначило глав этих поселений (Цо-Ген). Таванг стал центром принятия административных решений посредством советов нескольких уровней. Таванг-Ши-Дрел был высшим руководящим органом, состоявшим из четырех представителей: настоятеля монастыря Таванг, его главного управляющего, главного казначея и совета монастыря. Эти представители были постоянным комитетом и высшим руководящим органом Монъюла. Совет назывался Ши-Дрел, поскольку состоял из четырех членов. Ши на тибетском означает четыре, а дрел – сотрудничество. Следующий по уровню орган управления бы Таванг-Друк-Дрел. То есть совет из шести членов. Два дополнительных члена были из Цона Дзонга, один монах и один мирянин. Ши-Дрел и Друк-Дрел ведали вопросами границ, налогообложения, закона и порядка в Моне. Ключевые члены обоих советов назначались Лхасой. Второстепенные вопросы решались расширенными советами, управлявшими четырьмя основными округами Мона, в которые входили 32 поселения. Такая административная структура, управлявшаяся из Лхасы, просуществовала до 1951 года.

Налогообложение, закон и порядок

Правительство Тибета полностью контролировало вопросы налогообложения, закона и порядка в Монъюле. Монастырь Таванг собирал налоги, издавал законы и следил за их соблюдением. Эти налоги в основном собирались в виде продовольственного зерна два раза в год. Монастырь Таванг также ежегодно собирал налоги с кочевников региона. Эти налоги собирались в виде мяса и масла.

Была местность под названием Акунг Тала, которая имела общую границу с тем, что в тибетских документах называется «Хинду Ассам». Эта местность находилась под юрисдикцией монастыря Таванг. Позднее ее отдали в аренду британской Индии за ежегодную плату в 5 тысяч рупий. Из них монастырь Таванг 521 рупию платил Лхасе. Одновременно правительство Тибета выдавало монпа дорожные документы, по которым они могли свободно путешествовать в Лхасу и Ассам без ограничений. Было убедительно доказано, что территориальная сфера влияния правительства Тибета простиралась вплоть до равнин Ассама.

В Монъюле существовала уникальная система сбора налогов. Ее уникальность в сочетании особенностей центральной тибетской системы налогообложения и местного права, которое сохранялось на протяжении почти трех с половиной веков.

Прежде, чем приступить к сбору налогов, монастырь Таванг и Цона Дзонг рассылали письма к главам поселений. Эти письма были обернуты вокруг стрелы с пером на конце, что символизировало честность и преданность, подобные прямой стреле. Перо на конце стрелы символизировало скорость, подобную птице. Затем сборщики налогов выбирали по тибетскому лунному календарю благоприятный день и отправлялись в дорогу. Подданные Мона ежегодно платили два разных налога: один монастырю Таванг, а второй – правительству в Лхасе (через Цона Дзонг).

До введения тибетских денег жители Мона использовали в качестве средства обмена в торговле и бизнесе раковины и железные монеты. В начале 20-го века Тринадцатый Далай-лама ввел в обращение тибетские деньги. Постепенно тибетские деньги стали в Монъюле основным средством обмена, заменив раковины и железные монеты. В то же время монпа применяли тибетскую систему бартера. Тибетская валюта официально использовалась в регионе для оплаты товаров и услуг вплоть до введения индийской рупии.

Культура и язык Мона

С момента основания монастыря Таванг Монъюл был полностью интегрирован в тибетскую администрацию с точки зрения политики, культуры, языка, налогообложения и права. Говоря о культуре, мы подразумеваем здесь тибетскую буддийскую культуру. Таванг был крупнейшим монастырем в Монъюле. Он также считался культурным и духовным центром народа Мона. Помимо него существовало несколько других монастырей (Так-лунг-гонпа, Сак-тхинг-гонпа, Дор-лап-гонпа, Цу-гон-гья-гон), которые управлялись монастырем Таванг. Хотя школа гелуг была наиболее влиятельной школой тибетского буддизма в регионе, многие монпа были последователями школ сакья, кагью и ньингма.

Некоторые обитатели Мона практиковали бон, изначальную религию Тибета. Второй по популярности после школы гелуг была традиция ньингма. Дело в том, что ньингмапинский наставник Угьен Сангпо основал в Монъюле свою линию преемственности. Он построил в Монъюле несколько ньингмапинских монастырей, вследствие чего традиция ньингма процветала в разных уголках региона. Практики линии преемственности Пема Лингпа сохраняются и выполняются по сей день.

Монъюл не только обладал богатыми природными ресурсами, но и взрастил выдающихся ученых-философов и высоко почитаемых деятелей, которые сыграли важную роль в истории Тибета. Например, Монпа Лама Мераг Лодой Гьялцо был одним из лучших учеников Пятого Далай-ламы. Он также был видным буддийским ученым-философом и основателем монастыря Таванг. Шестой Далай-лама родился в Ургенлинге в Моне. Он стал одним самых неоднозначных Далай-лам в тибетской истории, но славился как великий поэт. Его стихи и песни до сих пор на устах у тибетского народа. Шолкханг Дхондуп Пхунцок, родившийся в Моне, был видным тибетским политиком. Он служил в кабинете министров при Тринадцатом Далай-ламе. Ганден Три Дхак Тулку родился в Ургенлинге в Моне. Он также был одним из наиболее почитаемых лам в монастыре Ганден в Лхасе.

Тибетский письменный язык был официальным языком в Моне, хотя там существовали и местные диалекты. Из них четыре основных – диранг, ли, лекпа и таванг. Диалект таванг был наиболее распространенным. На ли говорили только в местности Ли. Лекпа представлял собой смесь центрального тибетского разговорного языка и коренного монского диалекта.

Тибетский письменный применялся для изучения буддийских текстов, официальных документов и переписки. Монпа охотно учили тибетский, чтобы понимать буддийские тексты, а также для того, чтобы вести торговлю или административные дела. Даже сегодня они пользуются тибетским лунным календарем, чтобы определять благоприятные дни для празднеств, начала строительства, брачных церемоний, молебнов и подношений, заключения сделок.

В 1895 году народ Мона подал тибетскому правительству петицию. В ней говорилось примерно следующее. «Тибетское правительство должно эффективно осуществлять политическое и административное руководство Монъюлом. Эта власть напрямую наследует правлению Чогьяла Три Ральпачена. Пятый Далай-лама поставил Мера Ламу править Моном».

Симлская конвенция и политическое преобразование Монъюла

Симлская конвенция изменила политическую карту Монъюла. Она была подписана и скреплена печатью тибетского полномочного представителя Лончена Гадена Шатра Палджора Дордже и секретаря правительства британской Индии сэра Артура Генри Макмагона в 1914 году. Она определяла границу между Тибетом и восточным гималайским регионом британской Индии. В конечном итоге линия Макмагона прочертила границу между Тибетом и британской Индией. По Симлской конвенции независимое и суверенное государство Тибет уступало регион Таванг британской Индии. Тем не менее даже после подписания Симлской конвенции правительство Тибета де-факто осуществляло управление Тавангом. В 1951 году под руководством майор Раленгнао Катинга Индия взяла Таванг под свой полный контроль. Позднее регион Таванг был включен в состав Агентства Северо-Восточной границы.

Заключение

Несмотря на многочисленные интерпретации и утверждения китайских, индийских и западных ученых, политиков и авантюристов, основополагающие факты и история отношений Тибета с Монъюлом остаются незыблемыми. Мы находим в истории Тибета исторические факты и упоминания о Монъюле. Таким образом, отношения Тибета с Монъюлом в контексте исторического подхода являются ключом к пониманию истории Мон-Таванга.