Сохраним Тибет > О первом дне учений Далай-ламы по произведению Атиши «Светоч на пути к Пробуждению»
О первом дне учений Далай-ламы по произведению Атиши «Светоч на пути к Пробуждению»14 июля 2021. Разместил: Editor |
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 13 июля 2021 г. – Сегодня утром Его Святейшество Далай-лама пришел в гостиную своей резиденции, откуда он по видеосвязи дарует учения и принимает участие во встречах. Тхуптен Цеванг, президент Ладакской буддийской ассоциации, совершил простирания и вкратце поприветствовал собравшихся.
В начале первого дня учений Его Святейшества Далай-ламы по произведению Атиши «Светоч на пути к Пробуждению» Тхуптен Цеванг, президент Ладакской буддийской ассоциации, приветствует слушателей по видеосвязи из храма Джокханг в Ладаке. Ле, Ладак, Индия. 13 июля 2021 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. Он заявил, что в прошлом и позапрошлом годах Его Святейшество не мог посетить Ладак, и его последовали, как буддисты, так и небуддисты, очень по нему скучают. В этом году они снова пригласили духовного лидера, однако визит не состоялся из-за пандемии коронавируса и связанных с ней ограничений. В итоге Тикси Ринпоче, Ладакская буддийская ассоциация и ассоциация «Ладак Гонпа» попросили Его Святейшество даровать учения онлайн. «Сегодня я с радостью согласился разъяснить мирянам и монахам Ладака “Светоч на пути к Пробуждению”, – ответил Его Святейшество. – В Тибете мы выделяли раннюю и позднюю стадии распространения учения Будды. После дворцового переворота, в результате которого власть захватил Лангдарма, буддизм пришел в упадок. Позже царь Западного Тибета преисполнился намерения возродить и сохранить буддийскую традицию. Он пригласил в Тибет наставника из Индии Атишу и попросил его вкратце изложить для тибетцев учение. Атиша охотно откликнулся на просьбу, и в храме Тхолинг увидел свет текст, к написанию которого, согласно первой строфе, его побудил “Чжангчуб-о – прекрасный ученик”». «В дальнейшем “Светоч на пути к Пробуждению” повлиял на развитие сакьяпинской традиции пути и плода. Это произведение также стало основой для руководств к этапам пути пробуждения Чже Цонкапы и вдохновило Гампопу составить “Драгоценное украшение освобождения”». «Поскольку завтра день первого поворота колеса буддийской Дхармы, который празднуют последователи как палийской, так и санскритской традиций, я проведу церемонию зарождения бодхичитты». Его Святейшество Далай-лама дарует учения по произведению Атиши «Светоч на пути к Пробуждению» из своей резиденции в Дхарамсале. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 13 июля 2021 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. «Наставления по “Светочу на пути к Пробуждению” мне даровали Тагдаг Ринпоче, Линг Ринпоче, Триджанг Ринпоче и Кхуну Лама Ринпоче Тензин Гьялцен. В основе моей повседневной практики лежат учение об этапах пути и тренировка ума. Кроме того, я выполняю практики Гухьясамаджи, Чакрасамвары и Ваджрабхайравы, принадлежащие к нашей традиции, а также практики Хеваджры и Ваджрайогини из сакьяпинской традиции. Таким образом, я поддерживаю линии преемственности обширных деяний, глубокого воззрения и благословений, каждая из которых берет начало в Индии». «Санскритское наименование текста – Бодхипатха-прадипа – призвано оставить отпечаток в умах учеников и выразить признательность Индии. Автор воздает дань уважения Манджушри, воплощению знания и мудрости. Я родился в окрестностях монастыря Кумбум и уже с детства знал, что люди делают простирания и начитывают мантру Манджушри “Ом ара паца надхи”. Приехав в Лхасу, я и сам стал выполнять эту практику. Уверен, что она помогает рассеять тьму неведения». По словам Его Святейшества, это сочинение предназначено для начинающих, которые будут практиковать последовательно и неуклонно. В нем упоминаются три ступени роста личности: низшая, средняя и высшая. Того, кто, испытав страдания на себе, желает помогать другим и стремится достичь пробуждения, можно назвать высшей личностью. Атиша пишет: «Тем превосходным существам, кто стремится к Пробужденью наивысшему, я изложу здесь метод правильный, которому меня учили Гуру». Этот метод включает в себя семичастное подношение и принятие прибежища в Трех драгоценностях – Будде, Дхарме и Сангхе. Затем практикующим следует поразмышлять о страданиях живых существ и зародить решимость достичь освобождения, дабы освободить их от мук бытия. Далай-лама заметил, что в трактате Арьядевы «Четыреста строф о срединности» (Чатухшатака) говорится: Как осязание пронизывает все органы чувств, Так и неведение пронизывает все омрачения. Преодолев неведение, Преодолеешь и все разрушительные эмоции. Все разрушительные эмоции возникают в силу нашего искаженного представления о том, что явления якобы существуют независимо, сами по себе. Однако в ходе исследования и анализа явлений найти доказательства их независимого существования невозможно, поскольку на самом деле все они зависят от множества различных факторов. Хотя разрушительные эмоции можно обуздать, после них остаются отпечатки, препятствующие знанию. Мы не сможем познать природу действительности до тех пор, пока не избавимся от них. Его Святейшество Далай-лама во время первого дня учений по произведению Атиши «Светоч на пути к Пробуждению». Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 13 июля 2021 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. Достоинства развития устремленности к пробуждению полностью объяснены в «Сутре устройства дерева». О заслугах, накапливаемых благодаря взращиванию такой устремленности, повествуется в «Сутре вопросов Вирадатты». Принятию обетов бодхисаттвы предшествует любой из семи видов обетов личного освобождения. В сочинении говорится, что обеты бодхисаттвы должен даровать добрый и высокообразованный духовный учитель. Однако если ваши попытки найти такого учителя не увенчаются успехом, можно представить, что вы принимаете их в присутствии защитников. По словам Далай-ламы, эта традиция некогда пришла в упадок и он возродил ее, приняв обеты перед статуей Будды в Бодхгае. Пересказав «Сутру украшения земли Будды Манджушри», в которой говорится о том, как Манджушри зародил бодхичитту, Атиша пишет о добродетельном поведении, отказе от дурных поступков и взращивании троякой нравственности. Затем он размышляет о необходимости развить сверхобычные способности, то есть умение различать ментальные наклонности других существ, дабы наилучшим образом помочь им. Он утверждает: «Тот, кто желает быстро завершить накопления, чтоб совершенно пробудиться, весьма усердствует для обретенья этих способностей, ибо лентяю их не обрести». Его Святейшество остановился на строфах о достижении безмятежности и объявил, что дочитает сочинение завтра. Настало время для вопросов, подготовленных ладакскими студентами. В первую очередь спросили, нужно ли верить в прошлые и будущие жизни, чтобы использовать семичастный причинно-следственный метод зарождения бодхичитты. Далай-лама ответил утвердительно, пояснив, что на первой ступени нужно с благодарностью вспомнить доброту, которую, будучи нашими матерями, проявляли к нам другие живые существа. По его мнению, весьма полезно будет изучить логические доводы в пользу существования прошлых и будущих жизней. Есть и другой метод зарождения бодхичитты, к практике которого призывал Шантидева, – уравнивание себя с другими и замена себя на других. Его Святейшество заметил: «Чем больше вы помогаете другим, тем спокойнее будете себя чувствовать. Вы научитесь воздерживаться от причинения вреда живым существам. Взращивая доброту и сострадание, вы обретете внутренний покой, который подарит вам ощущение счастья и поспособствует вашему физическому оздоровлению». Слушатель в храме Джокханг в Ладаке задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе во время первого дня учений по произведению Атиши «Светоч на пути к Пробуждению». 13 июля 2021 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. На вопрос, почему практике тантры должно предшествовать изучение сутры, духовный лидер ответил, что такой порядок обоснован и целесообразен. В первую очередь, вы вступаете на путь сутры и взращиваете бодхичитту и понимание пустоты, без которых невозможно практиковать тантру. Сначала Будда преподал Четыре благородные истины. Позже он разъяснил совершенство мудрости, а во время третьего поворота колеса учения поведал о субъективном уме ясного света, на основе которого направил учеников на путь тантры. Согласно имеющимся у нас источникам, достигнув пробуждения, Будда заключил: «Я постиг Дхарму, подобную нектару – глубокую, мирную, свободную от умопостроений, несоставную, по сути своей, ясный свет. Но если я начну учить других, никто меня не поймет, а потому останусь в лесу в молчании». Слова «несоставная, ясный свет» указывают на субъективный ум ясного света. Его Святейшество добавил, что во время умирания за растворением 80 концепций следуют три видения: белое проявление, красное увеличение и черное преддостижение. Затем проявляется ум ясного света. Считается, что термины «глубокая, мирная, свободная от умопостроений, несоставная, по сути своей, ясный свет» описывают постепенный путь к пробуждению. Как отметил Далай-лама, последователи тибетского буддизма продолжают традицию, которая в полной мере передает учение Будды. Во времена царя Сонгцена Гампо в Тибет приезжали китайские буддисты, но они не уделяли внимания логическому анализу. Позже пришедший к власти царь Трисонг Децен решил, что необходимо всецело использовать способности человеческого интеллекта, поэтому для распространения буддизма в Тибете он пригласил знатока философии и логики Шантаракшиту, который доказал важность логики и эпистемологии, воззрений мадхьямаки (школы Срединного пути), а также призвал изучать буддийскую философию, заниматься размышлениями и медитацией. Далее спросили, почему в одном тексте говорится «Быстрым способом достичь Пробужденья [для себя лишь] не стремлюсь, а буду даже ради единственного существа в сансаре пребывать до самого ее конца!», а в другом: «Да смогу я ради блага всех живых существ как можно скорее прийти к состоянию будды». Его Святейшество ответил, что превыше всего должны стоять нужды других. Мы зарождаем устремленность достичь пробуждения не ради себя самих, а во имя блага других живых существ. По словам Далай-ламы, именно ясновидение или сверхобычные способности позволяют нам распознать характер и ментальные наклонности других и, тем самым, оказать им всевозможную помощь. Например, есть те, кто истолковывает понятие о пустоте неверно и приходит к ложному выводу, что ничего не существует вовсе. Слушая учение о пустоте, о том, что форма пуста, а пустота есть форма, люди, незнакомые с сутью основы, пути и плода, впадают в крайность нигилизма. Будда не сразу даровал учение о пустоте. Преподав Четыре благородные истины, он заявил, что страдание необходимо познать, а его причину нужно устранить. Затем он пояснил, что, хотя страдание нужно познать, познавать в действительности нечего. Подношения, стоящие у алтаря позади Его Святейшества Далай-ламы во время первого дня учений по произведению Атиши «Светоч на пути к Пробуждению». Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 13 июля 2021 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. Во время учений о Четырех благородных истинах Будда не делал упор на пустоте, поскольку считал: «Если я начну учить других, никто меня не поймет». Однако позже, когда его последователи стали более зрелыми и хорошо подготовленными, на Горе коршунов он даровал учения о совершенстве мудрости, в ходе которых разъяснил пустоту. Затем в Вайшали он познакомил учеников с «Татхагатагарбха-сутрой», повествующей о природе будды и уме ясного света. Его Святейшество не взялся сказать, можно ли объединить все достоинства различных религиозных традиций мира в одну духовную традицию. Он признал, что некоторые традиции верят в Бога-творца, а другие нет. Однако, несмотря на существующие философские различия, все религии говорят о важности любви и доброты. Все они не только призывают к милосердию, любви и состраданию, но и учат своих последователей не вредить, а помогать другим. К примеру, в буддизме высоко ценится сострадание, то есть стремление освободить других от мук бытия. Обсудили, как обеты личного освобождения, упомянутые в 20-й строфе, могут служить основанием для принятия обетов бодхисаттвы. Его Святейшество добавил, что обеты личного освобождения принимают от наставника, а обеты бодхисаттвы можно принять, визуализируя перед собой собрание будд и бодхисаттв. Когда сессия подошла к концу, в Ладаке прочитали строфу посвящения заслуг. Его Святейшество улыбнулся и сказал на прощание: «Увидимся завтра». Перевод: Инна Балтырева. |