Сохраним Тибет > О втором дне учений Далай-ламы по произведению Атиши «Светоч на пути к Пробуждению»
О втором дне учений Далай-ламы по произведению Атиши «Светоч на пути к Пробуждению»16 июля 2021. Разместил: Editor |
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 14 июля 2021 г. – Сегодня утром Его Святейшество Далай-лама вошел в гостиную своей резиденции, помахал слушателям, лица которых видел на экранах, и занял свое место. Тем временем в монастыре Тикси в Ладаке досточтимый Тикси Ринпоче совершил простирания и вместе с собравшимися в храме Джокханг в Ле поднес духовному лидеру мандалу.
В начале второго дня учений по произведению Атиши «Светоч на пути к Пробуждению» досточтимый Тикси Ринпоче, находящийся в монастыре Тикси в Ладаке, подносит мандалу Его Святейшеству Далай-ламе. 14 июля 2021 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. «Сегодня четвертый день шестого месяца тибетского лунного календаря, – объявил Его Святейшество. – Это благоприятный день, когда мы отмечаем первый поворот колеса учения Будды Шакьямуни. Сначала мы дочитаем до конца “Светоч на пути к Пробуждению”, а затем я проведу церемонию зарождения бодхичитты». «Как я сказал ранее, когда речь заходит о Дхарме, чистой мотивацией должен обладать не только учитель. Ученики также должны преисполниться решимости достичь пробуждения ради блага всех живых существ». «В наши дни, когда материальное развитие достигло небывалых высот и люди смотрят на мир сквозь призму науки, невольно задаешься вопросом, насколько важна сейчас религия. На мой взгляд, никакие материальные блага сами по себе не повлияют на наше внутреннее состояние. Без сомнений, материальное развитие необходимо, но покой ума не менее важен. Внутренний покой не производят на заводах и фабриках, особых методов развить его не изобрела и медицина. Чтобы успокоить свой ум, мы должны его тренировать и преобразовывать. Нужно понять, что нас тревожит и как с этим бороться». «Среди ученых, с которыми я встречался, есть те, кого мало интересуют прошлые и будущие жизни. Тем не менее, они находят весьма полезными и достойными исследования такие методы буддийской практики, как медитация, сострадание, однонаправленное сосредоточение и прозрение в суть вещей». «В мире существует целый ряд религиозных традиций, и многие верующие ищут внутреннего покоя в молитвах, обращенных к Богу. Другие следуют древнеиндийскому подходу, который предполагает изучение устройства ума и эмоций. Этот подход развивался наряду с практикой каруны (сострадания) и ахимсы (ненасилия)». «Опираясь на различные философские идеи, Будда преподал рациональный способ борьбы с факторами, которые произрастают из нашего себялюбия и лишают нас покоя ума. Древнеиндийские практики сострадания и ненасилия не ограничиваются контролем над физическим поведением, они напрямую связаны с умом. Мы причиняем другим вред не только действиями тела, но и другими способами, а все потому, что наш ум необуздан. Буддисты говорят, что обузданный ум – источник счастья, а необузданный ум – источник страданий». «Добросердечию, любви и состраданию учат все религии, но обширные и всеобъемлющие наставления о том, как достичь внутреннего покоя, встречаются именно в буддизме. Вы, ладакцы, следуете путем Будды и, несмотря ни на какие политические изменения, сохраняете веру в Дхарму. В прошлом монастыри большую часть времени уделяли ритуалам, однако в последние годы многие монахи, например в монастыре Намгьял здесь, в Дхарамсале, вняли моему совету и стали усерднее изучать буддийскую философию». Его Святейшество Далай-лама дарует учения по произведению Атиши «Светоч на пути к Пробуждению». Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 14 июля 2021 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. «Мы поддерживаем линии преемственности обширных деяний, глубокого воззрения и благословений. Санскритская традиция, сохраненная в Тибете и Гималаях, славится богатым литературным наследием, которое включает в себя 100 томов переводов слова Будды, более 200 томов переведенных учений последующих индийских учителей и десятки тысяч комментариев тибетских наставников. Мы обладаем богатейшим в мире собранием учений Будды. Мудрость, живущая на страницах этих книг, по-прежнему актуальна в нынешние времена, когда умы многих людей лишены покоя». Далай-лама взял текст «Светоча на пути к Пробуждению» и отметил, что безмятежность, позволяющая уму однонаправленно сосредотачиваться на объекте, также помогает привести ум и тело в равновесие. По его словам, сейчас у нас есть все необходимое для практики и мы должны этим пользоваться. В сочинении говорится: «Кто нарушает предварительные этапы безмятежности, тот, сколько бы ни созерцал, и через тысячу лет самадхи не осуществит». Духовный лидер пояснил, что шаматха (безмятежность) и випашьяна (прозрение в суть вещей) не различаются по объекту сосредоточения. Взращивать бодхичитту и мудрость постижения пустоты можно с помощью обеих. При этом даже если вы разовьете сострадание и бодхичитту, преодолеть цепляние за идею о независимом существовании явлений вам поможет лишь мудрость постижения пустоты. Автор заявляет: «Поэтому, чтоб полностью избавиться от омрачений и завесы, что препятствует всезнанью, осваивайте постоянно йогу совершенства мудрости в сочетании с методом». Если к постижению пустоты вас побуждает лишь желание достичь освобождения, вы придете к архатству. Но если вы также движимы бодхичиттой, вы обретете всеведение. Если мудрость подкреплена бодхичиттой, можно преодолеть все препятствия на пути к знанию. Поэтому автор призывает практиковать мудрость наряду с другими совершенствами (парамитами) – щедростью, нравственностью, терпением, усердием и сосредоточением. Тот быстро достигнет Пробужденья, кто, подлинно освоив метод, осваивает мудрость, а не тот, кто созерцает лишь бессамостность одну. (47) Его Святейшество сказал, что многие годы его личная практика основывается на взращивании бодхичитты и постижении пустоты. Он черпает вдохновение в трех проникновенных строфах из заключительной части шестой главы трактата Чандракирти «Введение в мадхьямаку» (Мадхьямака-аватара): Так, озаренный лучами светоносной мудрости, Бодхисаттва видит изначальную нерожденность трех миров Столь же ясно, как ягоду амлы у себя на ладони, И благодаря силе относительной истины приходит к прекращению (6.224). Пусть ум его и достиг окончательного прекращения, Он по-прежнему питает сострадание к беззащитным. Продвигаясь к высшим ступеням, он превосходит мудростью Даже шраваков, рожденных Словом Сугаты, и пратьекабудд (6.225). Словно царь лебедей, летящий во главе стаи, Он расправляет два крыла: относительной и абсолютной истины. Подгоняемый попутным ветром добродетели, Бодхисаттва пересекает океан и достигает дальних берегов добродетели пробуждения (6.226). Далай-лама также истолковал смысл трех последующих строф из шестой главы этого произведения, о которых он размышляет ежедневно. (Краткое изложение, приведенное здесь, взято из сочинения Чже Цонкапы «Полное разъяснение замысла» (Комментарий на трактат Чандракирти «Введение в мадхьямаку»)). Если бы присущие признаки вещей действительно возникали взаимозависимо, Отрицание этих признаков означало бы уничтожение вещей. Пустота означала бы причину для разрушения явлений. Но это неверно, а значит, вещи не обладают истинным бытием (6.34). Если бы присущие характеристики явлений, такие как форма или чувства, возникали в зависимости от причин и условий, по своей сути, это означало бы, что йогин, непосредственно постигающий отсутствие истинного существования всех явлений, осознавал бы пустоту, отрицая такую природу явлений. Если бы явления существовали с опорой на присущие им характеристики, в медитативном равновесии можно было бы воспринимать форму и так далее, однако это не так. А если бы это было так, то явления перестали бы существовать. Если бы они перестали существовать, тогда то, что существовало до медитативного равновесия, впоследствии было бы разрушено или прекращено. Таким образом медитативное равновесие стало бы причиной разрушения идеи о существовании явлений. Подобно тому, как молот и другие тяжелые орудия разрушают сосуды и другие хрупкие предметы, постижение пустоты также разрушало бы природу явлений, тем самым отрицая их. Но это неверно, а значит явления не обладают истинным бытием. Иными словами, ничто не существует в силу присущих характеристик, и мы не должны поддерживать такое представление о самовозникновении. Таким образом, если анализировать эти явления, То мы не найдем ничего, кроме присущей им таковости. А значит, подлинность мирских условностей Не следует подвергать анализу (6.35). Если такие явления, как форма, чувства и так далее тщательно проанализировать с точки зрения происхождения от другого или от себя, мы увидим, что они не возникают и не прекращаются на абсолютном уровне. Кроме присущей им природы таковости, мы не найдем ничего, никакого другого или дополнительного измерения, такого как возникновение и так далее. Это значит, что подлинность мирских условностей не следует подвергать анализу с точки зрения происхождения от другого или от себя. Мы должны просто принять мирские условности, выражающиеся в таких утверждениях, как «Если существует одно, то существует и другое». Мы должны полагаться на эти условности, зависимые от других. В процессе высшего анализа невозможно логически доказать Происхождение от другого или от себя. И даже с точки зрения условной истины это невозможно обосновать. Что же будет тогда с вашей теорией происхождения? (6.36). В процессе анализа таковости или абсолютной истины невозможно логически доказать происхождение явлений, таких как форма, от другого или от себя. На относительном уровне также невозможно обосновать возникновение формы и всего остального с опорой на присущие характеристики. Итак, какими же средствами достоверного познания вы тогда обоснуете свою теорию самовозникновения? Таких средств нет. Во время второго дня учений Его Святейшество Далай-лама читает строфы произведения Атиши «Светоч на пути к Пробуждению». Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 14 июля 2021 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. «Явления и дальше будут казаться существующими объективно, – продолжил Его Святейшество, – но опыт практики и размышлений убедит вас в обратном. Они подобны иллюзиям. Чем глубже вы будете постигать пустоту, тем яснее будете осознавать иллюзорную природу явлений. В то же время ошибочно утверждать, что отрицание объективного, независимого существования явлений означает их полное отсутствие». Далай-лама процитировал строфу: «Именно эту мудрость, не узревающую в явлениях самобытия, знанием зовут. Ее осваивай без мыслетворчества» и призвал слушателей применять полученные философские знания на практике. Его Святейшество рассказал о нескольких школах буддийской мысли. Вайбхашика и саутрантика преподают бессамостность. Читтаматра отрицает объективное существование внешних явлений, но все же считает, что таким существованием наделен наш ум. И только прасангика-мадхьямака утверждает, что явления полностью лишены объективного существования. Духовный лидер рассказал, как однажды поделился переживанием пустоты со своим главным учителем философии Лингом Ринпоче. Наставник ответил, что Его Святейшество прозрел в суть вещей и вскоре станет йогином пространства. Далай-лама подчеркнул, что перемены не происходят в одночасье – нужно трудиться долгие годы. Заключительные строфы «Светоча на пути к Пробуждению» посвящены практике тантры, которая, по словам Его Святейшества, основана на переживании бодхичитты и мудрости постижения пустоты. Что касается высшей йога-тантры, вам следует опираться не только на практику однонаправленного сосредоточения и прозрения в суть вещей, но и задействовать внутреннюю энергию с помощью таких практик, как девятичастное дыхание. В высшей йога-тантре используются каналы, ветры и энергии. Вот почему, как только растворятся 80 различных концепций – 33 во время белого проявления, 40 во время красного увеличения и 7 во время черного преддостижения – вы проявите ум ясного света. Атиша утверждает, что монахи, давшие обет безбрачия, не должны принимать тайные посвящения и посвящения мудрости. У них нет мудры, или духовной супруги-женщины, но они могут выполнять практику использования жизненной энергии, опуская ее к вершине секретного места и снова возвращаясь к коронной чакре, достигая тем самым спонтанного блаженства. Завершив чтение и объяснение «Светоча на пути к Пробуждению», Далай-лама объявил, что проведет церемонию зарождения бодхичитты. Он попросил слушателей представить перед собой Будду, справа от него – Манджушри, который поможет рассеять тьму неведения, и слева – Арья Тару, которая в дни пандемии утешит и защитит от болезней. Он сказал, кого еще следует представить и возглавил чтение строф взращивания бодхичитты, после чего прочли строфы восхваления. Наконец, пришло время ответить на вопросы слушателей. В первую очередь прозвучал вопрос, как бороться с экстремизмом и поляризацией, которые, кажется, уже охватили весь мир. Далай-лама сначала отметил важность религии. По его словам, все религиозные традиции учат добродетелям альтруизма. Чтобы служить другим, нужно преисполниться сострадания и любви. Если вы решите исповедовать ту или иную религию, будьте готовы уважительно относиться к ее традициям. Недостаточно следовать обычаям просто на словах. Слушательница в монастыре Тикси в Ладаке задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе во время второго дня учений по произведению Атиши «Светоч на пути к Пробуждению». 14 июля 2021 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. Духовный лидер коснулся ценности демократии, системы, которая позволяет нам избирать лидеров, а также привлекать их к ответственности. Чем больше эти лидеры проявляют альтруизм, тем больше пользы они принесут. Если они полны коварства и себялюбия, обществу от них будет мало толка. Далай-лама заключил: «Вы один, других большинство. Служите большинству». Его Святейшество пояснил, что в великой колеснице санскритской традиции говорят о низшей, средней и высшей личности. Это не значит, что подобным образом делят людей. Такими терминами описывают стадии развития одного и того же человека на разных этапах пути. Поинтересовались мнением Далай-ламы о том, что люди порой ищут поддержку в алкоголе и наркотиках. По его словам, если вы начнете пить, данные вам природой умственные способности станут ослабевать. Выпивка и наркотики могут принести кратковременное удовлетворение, но в целом они не только не приносят пользы, но и причиняют вред. Если вы несчастны, правильнее всего будет подумать о недостатках себялюбия и пользе заботы о других. Касательно существования на относительном уровне Его Святейшество привел цитату Чоне Ламы Ринпоче: «Взаимозависимость не отрицает таковости. Возникновение не отрицает мирских условностей». Будда преподал учение о взаимозависимом возникновении и двух истинах. Явления существуют – это относительная реальность. Высшая реальность – то, как они существуют. Когда молодая женщина призналась, что легко поддается гневу, и спросила, как с ним бороться, Его Святейшество ответил, что гнев – сильная эмоция, но он ничем логически не подкреплен. Духовный лидер посоветовал ей задаться вопросом: «В чем польза гнева?» Гнев рождается из недовольства. Однако мы не должны становиться его заложниками. Мы зависим от людей, с которыми живем. Гневаясь на окружающих, мы не обретем, а потеряем. Нужно смотреть на вещи более широко и развивать терпение. Он призвал слушательницу прочитать шестую и восьмую главы поэмы Шантидевы «Путь бодхисаттвы» (Бодхичарья-аватара), и сказал, что гнев ей никогда не поможет. Юная мусульманка спросила, как Его Святейшество объясняет свою популярность среди последователей других религий. «Возможно, причина в том, что я говорю о важности воспитания добросердечия, а к этому призывают все религии без исключения, – произнес он в ответ. – Каждая религия учит о недостатках гнева и пользе любви, и я тоже об этом говорю. Я всегда подчеркиваю, насколько важно трудиться во имя межконфессиональной гармонии. Но, пожалуй, самое главное – я улыбаюсь и смеюсь. Меня не увидишь с угрюмым выражением лица. Я считаю других людей своими братьями и сестрами и уделяю особое внимание единству человечества». Когда сессия подошла к концу, Тикси Ринпоче поблагодарил Его Святейшество. «Вы любезно даровали нам онлайн-учение по “Светочу на пути к Пробуждению” великого Чжово Атиши. От имени всех жителей Ладака я хотел бы поблагодарить вас за безграничную доброту. Просим Ваше Святейшество приехать к нам в Ладак в следующем году. Интерес к Дхарме, логике, размышлениям и другим практикам неуклонно растет. Это, Ваше Святейшество, произошло исключительно благодаря вашей доброте. Я завершил строительство Образовательного центра и библиотеки Шераб Кьецал Линг, и теперь мы проводим там бесплатные курсы для 300 учеников из разных школ Ладака. Они посещают наши 45-дневные лекции по светской этике. Мы также подготовили учебную программу, которую школы включат в свое расписание. Все это мы делаем бесплатно. Наконец, я молюсь о здоровье и долгой жизни Вашего Святейшества, свободной от малейших препятствий. Таши Делек». Перевод: Инна Балтырева. Фоторепортаж о событии |