Сохраним Тибет > Геше Дордже Дамдул. Обладают ли растения сознанием?
Геше Дордже Дамдул. Обладают ли растения сознанием?3 августа 2021. Разместил: savetibet |
Директор Тибетского дома в Дели геше Дордже Дамдул рассматривает животрепещущий в некоторых буддийских кругах, например, среди буддистов Японии, вопрос о включении или исключении растений из разряда живых существ. Геше разъясняет принципиальную разницу между живыми и неживыми вещами, а также между живыми организмами и живыми существами. Помимо этого, в лекции освещаются кармические причины рождения некоторых живых существ похожими на растения и трудности порождения определённых состояний во время медитации, обусловленные особенностями функционирования мозга. В примечании к переводу раскрывается соответствие традиционных буддийских взглядов и современных научных представлений в отношении характеристик, которыми должны обладать живые организмы, чтобы их можно было считать живыми существами.
Перевод с тибетского: Ю. Пучко Озвучивание: Игорь Янчеглов savetibet.ru Расшифровка видео:Известно, что во время свершения Буддой одного из своих двенадцати великих деяний – ухода в нирвану – окружающие место этого события деревья сбросили свои цветки. Возникает вопрос, а осознавали ли эти растения происходящее и сделали ли они это намеренно? И, если сформулировать более общий вопрос, обладают ли растения (རྩི་ཤིང་།) – деревья, цветы и т.д. – сознанием (རྣམ་པར་ཤེས་པ།) и способностью мыслить (བསམ་བློ་འཁོར་བ།) в целом? Обладают ли они жизнью (སྲོག་ཡོད་པ།)? Являются ли они живыми существами (སྲོག་ཆགས། или སེམས་ཅན།)? Возникает множество подобных вопросов. Все эти сомнения можно свести к трём принципиальным вопросам. Являются ли растения живыми (སྲོག་ཡོད་པ།)? Являются ли они живыми организмами (སྲོག་ཅན། སྲོག་ལྡན། или འཚོ་ལྡན།)? Обладают ли они сознанием (རྣམ་ཤེས་དང་ལྡན་པ།) и ощущениями (ཚོར་བ་ཡོད་བསྡད་མཁན།)? Однажды, во время беседы в одном из монастырей меня спросили, а обладают ли цветы умом? Нет, этого мы утверждать не можем. Мы не можем называть их живыми существами, обладающими разумом. Однако, нужно отметить, что иногда встречаются живые существа, которые в силу своей кармы (ལས་ཀྱི་དབང་གིས།) обрели тела, похожие своим внешним видом на растения, и способные под них маскироваться. Некоторые из них похожи на цветки, другие похожи на листья, третьи – на ветки деревьев. Это происходит в силу накопленной ими кармы. Действительно, некоторые из них очень похожи на цветки и формой, и окрасом. Но, несмотря на схожесть, это всё-таки не цветы. Это такие животные (སེམས་ཅན།). Подобным образом встречаются насекомые, напоминающие своей формой листья растений. Некоторые похожи на скрученные листья, другие напоминают листья, надкусанные насекомыми и т.д. Очень и очень похожи. Но всё-таки это насекомые (འབུ།). Поэтому, прежде всего необходимо научиться различать настоящие листья, цветки, ветки деревьев и т.д., и похожих на них своим внешним видом существ. Когда объясняют буддийские представления о карме и её плодах (ལས་འབྲས་ཀྱི་རྣམ་གཞག) приводят следующий пример. Иногда, дурно отзываясь о способностях других, мы используем очень нехорошие выражения – «да ты не человек, ты просто дерево какое-то», «ты безмозглый как дуб» и т.д. Накапливая такую плохую карму (ལས་ངན་པ།), мы готовим себе участь рождения подобными существами, похожими своим внешним видом на растения. Поэтому настоятельно рекомендуется никогда не употреблять подобные выражения. Итак, мы с вами исключили из поля нашего зрения живых существ, похожих своими формами на растения. Но всё же, растения — это живые организмы или нам стоит отнести их к неживой природе? Ответ утвердительный, это живые организмы. Все растения – деревья, кусты, цветы и т.д. – это живые организмы, способные рождаться, развиваться и поддерживать свою жизнь. Но они не живые существа. Говоря о том, что организм живой, мы не подразумеваем наличие у него разума (སེམས་ཡོད་པ།), а только констатируем, что в его клетках происходят биохимические процессы (རྫས་སྦྱོར). Можно привести в пример цветок подсолнуха (ཉི་མའི་མེ་ཏོག). С вечера его цветок повёрнут в сторону заката – на запад, а утром, когда солнце восходит на востоке и поднимается над горизонтом, цветок подсолнуха поворачивается в его сторону. За этот поворот ответственны только химические процессы в клетках подсолнуха. Помимо этого, цветок не испытывает какие-либо приятные ощущения и не думает: «О, солнышко взошло! Нужно повернуться!» Это всего лишь результат неуправляемых сознанием химических процессов. У человека, выполняющего какие-либо движения, задействованы две составляющие – осуществляющие движение биохимические процессы (རྫས་སྦྱོརགྱིས་འགུལ་སྐྱོད་རྒྱག་པ།) и управляющее им сознание (སེམས་ཀྱིས་འགུལ་སྐྱོད་རྒྱག་པ།). Не только у людей, но и у всех существ, вплоть до насекомых и других беспозвоночных (འབི་སྲིན།). Две составляющие. Давайте рассмотрим для примера вот этот цветок. Если я неосмотрительно смахну его рукой, то он упадёт со стола. И после падения он уже не сможет самостоятельно взобраться обратно на стол. У него нет такой врождённой способности сознательно восстанавливать своё положение, противодействуя каким-либо внешним силам. Если же подвергнуть подобному воздействию живое существо, например, толкнуть и свалить меня с ног, то я смогу встать обратно. Живое существо обладает природной способностью изменять своё пространственное положение, даже если оно подвергается внешнему воздействию. Это и есть признак обладания сознанием (སེམས་ཡོད་པའི་རྟགས). То есть, движения живых существ определяют не только биохимические процессы, но и управляющие ими сознательные сигналы. Именно по этому признаку происходит деление. И мы с вами обладаем обеими составляющими. Например, когда мы размышляем о пустоте или бессамостности, внутри нашего мозга происходит движение электрических сигналов. В порождении этого движения участвуют две составляющие – сознание, возбуждающее его в определённые участках нейронной сети, и электрохимические процессы в самих нейронах. Допустим, мы начинаем культивировать сострадание или постижение пустоты, и в первый день медитации смогли породить в себе определённое состояние. Однако на второй день повторить это состояние или вернуться в него будет достаточно сложно. Необходимо снова прикладывать усилия. Нам нужно будет раз за разом упорно порождать это состояние. И только на основе длительной культивации опыт подобного переживания, будь то непосредственное постижение пустоты или бодхичитта, будет возникать мгновенно и без усилий. Внутри нашего мозга (ཀླད་པ) нервные клетки (དབང་རྩའི་རྡུལ།) или, как их ещё называют, нейроны (དབང་རྩའི་ཕྲ་ཕུང་།) соединятся друг с другом и между ними образуются связи (མཐུན་པ་ཆགས་པ།). Во время медитации сострадания, задействованные в ней нейроны начинают обмениваться друг с другом электрическими сигналами. И чем чаще мы порождаем во время медитаций состояние сострадания, тем более устойчивыми становятся связи между ответственными за это состояние нейронами, и тем легче им обмениваться электрическими сигналами. Крепкие связи между нейронами обеспечивают мгновенное порождение сострадания. Так это объясняют учёные. Это же справедливо и в отношении опыта постижения пустоты. Устойчивость связей между ответственными за это состояние нейронами обеспечивает очень быструю передачу сигнала и мгновенное порождение переживания. Другой пример – представьте, что я ударился и повредил руку, повредил в ней какие-то нервные окончания. Если я попытаюсь протянуть руку и взять стакан с водой, то я не смогу это сделать. Вы знаете, что во время продолжительных медитаций у некоторых людей затекают и немеют ноги. И когда они встают и пытаются идти, они начинают смешно волочить ноги. Что происходит в таких случаях, когда мы не можем управлять своим телом в соответствии со своими желаниями? Нейроны не могут передавать электрические сигналы. В таких случаях пережимаются кровеносные сосуды и нервы, и, тем самым, затрудняется передача управляющих импульсов мышечным тканям. Ведь именно нервы управляют мышцами, а уже мышцы осуществляют движение. Допустим, я не могу перенести какую-то тяжёлую вещь, но могу сказать кому-нибудь: «А ну, принеси-ка мне вон ту вещицу!» Например, Церингу, который обладает недюжинной силой. И Церинг принесёт её. Он в данном случае иллюстрирует работу мышц. А я, отдавая ему указание, выполняю функцию нервной системы. Нервы отдают приказ, а мышцы осуществляют задуманное действие. И между ними должна существовать связь в виде электрических сигналов. Поэтому, в движении обязательно должны участвовать биохимические и электрохимические процессы. И это касается не только работы мышц, но и других органов. Таких примеров можно привести огромное множество. А вот то, что многие из этих биохимических процессов иногда происходят, а иногда не происходят, управляется сознанием. Таким образом, живые существа обладают двумя составляющими, необходимыми для движения – осуществляющими движение биохимическими процессами и сознательным управлением. Что же касается живых организмов, то им достаточно только химических процессов. Мы с вами, кстати, и живые существа, и живые организмы. А вот растения – это только живые организмы. Они не являются живыми существами. Вот такая между этими понятиями принципиальная разница. Примечание переводчика Живые существа обладают центральной и периферийной нервными системами. Периферийная нервная система, в свою очередь, состоит из двух частей – вегетативной и соматической. Вегетативная нервная система ответственна за поддержание жизнедеятельности организма и, в том числе, за неконтролируемые движения, а соматическая – за сознательно управляемые движения. Когда мы берём вещь рукой, задействована соматическая нервная система, а когда мы резко одёргиваем её при ожоге – вегетативная. Растения не обладают ни центральной, ни периферийной нервными системами. При этом, некоторые их клетки способны вырабатывать электрические сигналы и обмениваться ими с другими клетками, что влияет на происходящие в организме биохимические процессы, и, иногда, может привести к изменению формы или пространственной ориентации растений. Эти изменения мы ошибочно можем воспринять за осознанно управляемое движение. Таким образом, подобные клетки растений, не являющиеся нейронами, но способные обмениваться электрическими сигналами, выполняют функцию, схожую с функцией вегетативной нервной системы живых существ. Однако ничего подобного соматической и, тем более, центральной нервной системам у растений нет. Это лишает их возможности сознательно управляемого движения и, как следствие, статуса живого существа. |