Сохраним Тибет > Далай-лама побеседовал с индонезийскими школьниками
Далай-лама побеседовал с индонезийскими школьниками13 августа 2021. Разместил: Editor |
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 11 августа 2021 г. – Сегодня утром в начале краткого учения для более чем тысячи индонезийских школьников Его Святейшество Далай-ламу поприветствовала писательница и певица Деви Лестари. Учение посвятили джатакам – повествованиям о предыдущих рождениях Будды, легшим в основу книги «Джатакамала» («Гирлянда джатак») и изображенным на ступе в Боробудуре. Встреча ознаменовала открытие Фестиваля дхармических книг «Нусантара», проводимого совместно с буддийской общиной Индонезии «Кадам Чолинг».
В начале встречи Его Святейшества Далай-ламы с индонезийскими школьниками участник видеоконференции подносит духовному лидеру мандалу. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 11 августа 2021 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. Его Святейшество в первую очередь поблагодарил индонезийского актера, по традиции поднесшего духовному лидеру мандалу, и пожелал слушателям доброго утра. «Я с нетерпением ждал сегодняшней беседы с юными индонезийцами, некоторые из которых интересуются буддизмом. Я сам буддист и считаю одним из своих обязательств способствовать межрелигиозной гармонии. Все религиозные традиции, будь то индуизм, христианство, иудаизм, ислам или буддизм, несут общее послание о важности любви и доброты. Все они взращивают в людях чувство альтруизма, заботы о других, с помощью разных философских воззрений. Некоторые утверждают существование Бога-творца, другие делают упор на законе причины и следствия. Однако все они по-настоящему стремятся к одному – помочь своим последователям стать добрее и сострадательнее». «Что касается Бога-творца, христиане видят в нем проявление бесконечной любви. Мусульмане молятся Богу – милостивому и милосердному, а иудеи называют Бога справедливым Творцом. В джайнизме и буддизме нет учения о Боге-творце, однако эти религии в равной мере стремятся воспитывать в людях подлинное сострадание». «В Индии, где я живу, представлены все крупнейшие религии мира. И уже более тысячи лет они живут бок о бок в ладу и согласии». «Сегодня я рад встретиться с братьями и сестрами из самой густонаселенной мусульманской страны мира. Принимать религию или нет – личное дело каждого. Все мы люди. С самого рождения мы купаемся в материнском сострадании и заботе. По сути, без ее заботы, любви и доброты мы бы попросту не выжили». «Современный мир оказался перед лицом множества тягот и раздоров из-за того, что нам не хватает ощущения единства, осознания, что все мы – братья и сестры. Мы пренебрегаем общечеловеческими ценностями. Мы стараемся разрешать споры и разногласия с помощью силы. Как бы то ни было, на мой взгляд, большинство людей уже устали от насилия и войн. Вот почему наши религиозные общины обязаны призывать всех к любви и доброте. Мы должны жить вместе на одной планете, а значит, должны трудиться ради мира во всем мире». Его Святейшество отметил особый интерес некоторых индонезийцев к 34-м джатакам, в которых повествуется о предыдущих жизнях Будды. Их автор, Арьяшура, сначала был искусным ученым-философом не буддийской, а другой традиции. В преддверии диспута с ним ученые-философы университета Наланда тревожились, что он может одержать победу, поэтому они попросили помощи у Нагарджуны. Тот послал на диспут одного из своих самых одаренных учеников, Арьядеву, который убедил Арьяшуру в истинности учения Будды. Благодаря этому на закате своих дней Арьяшура, также славившийся поэтическим талантом, написал на ласкающем слух санскрите «Гирлянду джатак». Во время встречи с индонезийскими школьниками Его Святейшество Далай-лама обращается к слушателям. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 11 августа 2021 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. Далай-лама признал, что все эти истории интересно читать, но порой ему кажется, что они слишком приукрашены. Важно отмечать мораль каждой джатаки, которая учит совершенствам, щедрости, нравственности и терпению, образцом которых служит бодхисаттва. В основе всех историй лежат древнеиндийские ценности каруны и ахимсы, сострадания и непричинения вреда. О них идет речь в большинстве религий, однако независимо от того, следуем мы религиозным традициям или нет, если мы желаем счастья, нужно проявлять добросердечие и сострадание. Отвечая на вопросы слушателей, Его Святейшество объяснил, что в нескольких историях бодхисаттва жертвует своей жизнью ради других и такой поступок оправдан, если приносит настоящую пользу. По его словам, для того чтобы оценить возможную пользу, нужно опираться на размышления и ясновидение. Что касается угрозы, нависшей сегодня над миром – пандемии коронавируса и глобального потепления, – в наших силах ослабить тяжесть ее последствий. При этом нужно быть смелыми и решительными. Нельзя терять надежду и опускать руки. Затем Его Святейшество поделился воспоминаниями о визите в Боробудур. Он сказал, что там расположен чудесный храм, но заявил, что по сравнению с культовыми сооружениями куда важнее возвести храм в своем сердце, который станет обителью для сострадания, любви и доброты. Если мы к тому же будем опираться и на дарованный нам удивительный разум, то сможем сделать мир счастливее, не просто вознося молитвы, но и совершая практические действия. Спросили, как перестать видеть все в мрачном свете, и духовный лидер посоветовал всегда придерживаться таких нравственных принципов, как честность и сострадание. Он напомнил, что сам пережил немало трудностей – сначала в Тибете, а потом и в вынужденной эмиграции. Тем не менее, он по-прежнему практикует традицию Наланды, которую привез в Тибет ученый-философ Шантаракшита. «Мы, тибетцы, – решительный, отважный народ, но это не значит, что мы прибегаем к насилию, – заявил Далай-лама. – Тибетский дух отличается одновременно силой и состраданием, и эти достоинства вызывают восхищение даже у некоторых китайцев». Юный слушатель, который хотел узнать об отношениях между Индонезией и Тибетом, задал свой вопрос по-тибетски. Его Святейшество ответил, что индийский наставник Дипанкара Атиша пожелал услышать учение о бодхичитте из уст наставника по имени Дхармакирти и ради этого отплыл из Индии на остров Суматра. Затем он принял приглашение посетить Тибет, где провел оставшиеся годы жизни. Сегодня Дхармакирти известен среди тибетцев как лама Серлингпа, наставник с Золотого острова. Духовный лидер отметил, что Атиша в поисках знаний отправлялся в далекие путешествия, но в наши дни обмениваться опытом и делиться мудростью друг с другом стало гораздо проще. Во время встречи Его Святейшества Далай-ламы с индонезийскими школьниками одна из слушательниц задает духовному лидеру вопрос. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 11 августа 2021 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. Его Святейшество отказался назвать наиболее вдохновляющую для него джатаку. Он подчеркнул, что важнее всего – осознать единство всего человечества; осознать, что все мы, люди, одинаковы. С практической точки зрения все мы взаимозависимы и на этой основе можем друг другу служить. «Я тибетец, живущий в Индии. В каждом человеке, который бы мне ни повстречался, я вижу своего брата или сестру. Сражение друг с другом бесполезно и обречено на провал. Мы должны найти возможность сосуществовать и жить вместе в мире и согласии». Поинтересовались, как меньшинствам следует вести себя перед лицом экстремизма, и Далай-лама признал, что в прошлом среди народов, живших обособленно, было уместно утверждать одну истину и следовать одной религии. Однако сегодня положение дел изменилось, и все мы знаем о том, что существуют разные религиозные традиции и разные взгляды на истину. Буддизм ценен, помимо прочего, своим научным подходом к устройству сознания и эмоций, а также объяснением способов достижения внутреннего покоя. Традиция Наланды включает наставления о том, как ослабить разрушительные эмоции и усилить созидательные. Буддийская психология приносит пользу всем, кто желает ее изучать, при этом она не накладывает ни на кого религиозных обязательств. По словам Его Святейшества, это одно из средств, с помощью которых буддизм может поспособствовать миру во всем мире. Его Святейшество возразил против мнения о том, что во времена Будды достичь реализаций было проще. Он не верит, что, слушая Будду, кто-то достигал пробуждения мгновенно, без усилий. Как подчеркнул духовный лидер, прежде чем достичь пробуждения, сам Будда провел в непрерывной медитации целых шесть лет. Далай-лама предположил, что люди добивались глубокого понимания учений благодаря тому, что прислушивались к словам Будды и размышляли об их смысле. Затем они медитировали об изученном, практикуя однонаправленное сосредоточение и прозрение в суть вещей. Все это позволяло им совершать внутренние преобразования. С точки зрения Его Святейшества, действенным способом избавиться от ложных воззрений служит философия мадхьямаки (срединный путь). «Подумайте о том, что мы называем “своим телом”, “своей речью” и “своим сознанием”, – сказал он, – а затем спросите себя, где находится то самое “я”, которому все это принадлежит». Его Святейшество подтвердил, что каждый день задает себе такой вопрос, но до сих пор не нашел независимого, самосущего «я». Подобные размышления служат мощным оружием против гнева и привязанности. Затем духовный лидер процитировал строфы «Введения в мадхьямаку» (Мадхьямака-аватара) Чандракирти, которые вселяют в него уверенность в том, что он на правильном пути: Так, озаренный лучами светоносной мудрости, Бодхисаттва видит изначальную нерожденность трех миров Столь же ясно, как ягоду амлы у себя на ладони, И благодаря силе относительной истины приходит к прекращению (6.224). Пусть ум его и достиг окончательного прекращения, Он по-прежнему питает сострадание к беззащитным. Продвигаясь к высшим ступеням, он превосходит мудростью Даже шраваков, рожденных Словом Сугаты, и пратьекабудд (6.225). Словно царь лебедей, летящий во главе стаи, Он расправляет два крыла: относительной и абсолютной истины. Подгоняемый попутным ветром добродетели, Бодхисаттва пересекает океан и достигает дальних берегов добродетели пробуждения (6.226). Когда прозвучал вопрос, как вести себя с людьми, не оправдавшими наших ожиданий, Его Святейшество сказал, что природой будды наделены все живые существа. Так наставлял сам Будда Шакьямуни. По словам Далай-ламы, тело не столь важно, главное в нас – сознание, в котором выделяют разные уровни. Поскольку все мы обладаем природой будды, достичь состояния будды в конечном итоге может каждый из нас. Во время встречи с индонезийскими школьниками Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопросы. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 11 августа 2021 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. Деви Лестари спросила, что можно делать, чтобы оставаться такими же бодрыми и остроумными, как Его Святейшество. Духовный лидер ответил, что мы слишком часто идем на поводу у органов чувств, хотя следует внимательнее относиться к ментальному сознанию и изучать его природу. Чем больше мы развиваем спокойствие и сосредоточение, тем легче нам становится анализировать свое сознание, отвечать на вопрос, где находится наше «я» и в чем заключаются отрицательные эмоции. По мере развития внутренней силы мы становимся все более и более спокойны. Переживая более глубокий опыт сознания и его тонких уровней, мы научимся проявлять ум ясного света. Именно этот наитончайший ум, который по сути и есть природа будды, в конечном итоге становится умом будды. Когда Его Святейшество попросили дать несколько заключительных наставлений, он подчеркнул, что у слушателей есть особая возможность распространять идею о важности любви и доброты, в которых нуждаемся все мы. Не меньше мы нуждаемся в сострадании и прощении. Говоря о необходимости взращивать эти качества, мы можем внести вклад в создание более гармоничного и сострадательного общества. Все мы едины в том, что можем проявлять сострадание. Это основа для взаимоуважения и стремления учиться друг у друга. Деви Лестари поблагодарила Его Святейшество за учение, а он, в свою очередь, предложил всем вместе минуту помедитировать о сострадании. Затем он воздал хвалу бодхичитте и ее невероятным добродетелям. «Чтобы помогать другим, нужно зародить сострадание. Чтобы очиститься от всего дурного и накопить благую карму, нужно зародить сострадание. Все альтруистические деяния, описанные в джатаках, пронизаны духом бодхичитты, стремления достичь состояния будды ради блага живых существ». Вслед за этим Далай-лама процитировал строфы поэмы Шантидевы «Путь бодхисаттвы» (Бодхичарья-аватара), восхваляющие практику уравнивания себя с другими и обмена себя на других: Если не обменяешь свое счастье На страдания других существ, Не сумеешь достичь состояния Будды, И в колесе сансары откуда возьмется счастье? (8.131) Оседлав скакуна бодхичитты, Разгоняющего всякое уныние и усталость, Будет ли унывать тот, Чей ум восходит от радости к радости? (7.30) В заключение духовный лидер добавил, что если вы преисполнитесь решимости служить другим, то сможете претворить в жизнь великую молитву Шантидевы: Покуда длится пространство, Пока живые живут, Пусть в мире и я останусь Страданий рассеивать тьму (10.55). Перевод: Инна Балтырева. |