Наланда / Новая книга. Долпопа Шераб Гьялцен. Горная Дхарма. Часть III

Новая книга. Долпопа Шераб Гьялцен. Горная Дхарма. Часть III

Новая книга. Долпопа Шераб Гьялцен. Горная Дхарма. Часть IIIДолпопа Шераб Гьялцен
Горная Дхарма
Океан определенного смысла. Особое и окончательное сущностное наставление
Часть III. Плод

Местная религиозная организация «Буддистский центр „Калачакра“»
Перевод с тибетского Д.Устьянцева
М.: Ганга, 2021 г.
Серия: Калачакра
ISBN: 978-5-907432-25-3
Твердый переплет
Формат 130х200 мм
236 стр.
Тираж 400 экз.


Приобрести книгу: на Озоне, в Лабиринте.

Всеведущий Долпопа Шераб Гьялцен (1292–1361) – величайший мастер традиции Джонанг, воплощение царя Шамбалы Пундарики, основоположник доктрины пустоты-от-другого (жентонг). Перед вами заключительная часть его фундаментального труда по воззрению пустоты – «Горная Дхарма: Океан определенного смысла. Плод».

В целом трактат «Горная Дхарма» делится на три большие части: Основа, Путь и Плод. В них, соответственно, последовательно описывается Основа (наша будда-природа, татхагатагарбха), на которую опирается весь Путь, состоящий в устранении омрачающих завес и завес познаваемого, в результате чего достигается Плод этой практики.

Основная тема, рассматриваемая в третьей части, – это описание высшего плода Великой колесницы – состояния окончательного Просветления.

Об авторе


Долпопа Шераб Гьялцен (1292–1361) – один из величайших учителей Дхармы средневекового Тибета, воплощение царя Шамбалы и десятый держатель линии передачи Калачакры.

Оглавление


Предисловие
Долпопа Шераб Гьялцен

II.2.3. Описание Плода отделения и развития на этом пути (в трех частях)
II.2.3.3. Выражение почтения и обобщение [раздела Плода]
II.3. Наставления в связи с обобщением изложенного
III. Посвящение заслуги этого разъяснения

Биография Ламы Йонтена Гиалтсо
Традиция Джонанг в России
Традиция Джонанг – держатели Калачакра-тантры

Отрывки из книги


Предисловие

С 1330 по 1333 годы под руководством выдающего мастера традиции Джонанг Долпопы Шераба Гьялцена (1292–1361) велось строительство великой ступы Джонанг, величайшего материального воплощения просветленного ума в Тибете. В тот же период Всеведущий из Долпо, как его часто называли, начал осмысливать и формулировать свои постижения и медитативные переживания. Эта великая ступа Джонанг в горном отшельничестве Джомонанг, или Ричо Ченмо, стала служить для него вдохновением, благодаря чему он впервые попытался объединить Калачакра-тантру со своим постижением воззрения жентонг, обретенным в результате практики Ваджрной йоги Калачакры. Так его созерцательный опыт стал приобретать целостность, и он приступил к систематизации своей философской доктрины, опираясь на собрание из Двадцати сутр Будды Шакьямуни и Пяти сокровищниц Майтреи в рамках общей космологической картины «Калачакра-тантры», какой она представлена в «Вималапрабхе». В итоге все его тщательные и глубокие исследования вылились в трактат под названием «Горная Дхарма. Океан определенного смысла», в котором Долпопа представил подробные разъяснения сути своего постижения, изложив их в виде философской доктрины, раскрывающей безусловный смысл Дхармы, весьма глубокий и трудный для понимания. В связи с этим следует отметить, что содержащееся здесь учение обычно практикуется и осваивается лишь йогинами в горных скитах в отличие от остальных учений, которые могут передать лишь условный или предварительный смысл.

По сути, этот довольно объемный текст посвящен обоснованию такого важного понятия, как «будда-природа» – татхагатагарбха, или сугатагарбха на санскрите. В соответствии со стандартами классических индийских трактатов, тезисы и логические доводы автора, а также возможные возражения оппонентов и ответы на них здесь перемежаются цитатами и выдержками из многочисленных сутр, тантр и шастр. Причем количество приведенных цитат, а также их объем настолько велики, что эту книгу можно рассматривать как энциклопедию или антологию избранных источников, раскрывающих суть явления татхагатагарбхи.

В целом, трактат «Горная Дхарма» делится на три большие части: Основа, Путь и Плод. В них, соответственно, последовательно описываются фундамент, или основание, на которое опирается весь Путь, состоящий в устранении омрачающих завес и загрязнений, в результате чего достигается Плод этой практики. Основа здесь представлена как татхагатагарбха, которая сама по себе есть совершенная природа, незагрязненная изначальная мудрость, пустая ото всех обусловленных явлений – постоянная, устойчивая, неизменная и вечная. Не состоящая из причин и условий, татхагатагарбха изначально обладает всеми совершенными качествами просветленных тела, речи и ума, такими как десять сил и т. д. В самом начале первой части – «Основе» – Долпопа ясно излагает суть этого следующим образом:

«Необходимо хорошо понять то, что принимается и что отбрасывается благодаря безупречным писаниям и рассуждениям (lung dang rigs pa), поддерживаемым особыми наставлениями (man ngag) святого ламы. Это подобно тому, как если бы кто-то, обладающий чудесным оком, четко указал, где должна быть найдена великая сокровищница и где должны быть убраны слои земли и камней. И это подобно знанию того, что, если [слои земли и камней] не будут убраны, [сокровищница] не будет обретена и что она будет обретена только в результате их удаления.

В результате понимания этого [осознают, что] предметом практики является приложение усилий для очищения всех случайных загрязнений и достижения радостного собрания (tshogs ‘khor) чистой изначальной мудрости. Это похоже на удаление земли и камней [и погружение] на глубину [роста] семи человек. Достигаемым же результатом этой практики является отделение [загрязнений] от безупречной (zag med) дхармакаи, великой сокровищницы не отделяемых от нее [благих] качеств. Это похоже на полное обретение именно той великой сокровищницы с драгоценностями».

В связи с этим следует понимать, что с точки зрения Долпопы Основа, присущая всем живым существам, и Плод, актуализирующийся при достижении состояния будды, нераздельны. В самом начале «Горной Дхармы» он называет татхагатагарбху фундаментальной реальностью и изначальной мудростью. Тем не менее, хотя все совершенные качества тела, речи и ума уже изначально присущи нашей врожденной будда-природе, все же необходимо прикладывать определенные усилия на духовном пути, поскольку есть два плода – отделения, или высвобождения (bral ba), и произведения, или зарождения (bskyed pa). Отделяемый плод является уже существующим, и его необходимо всего лишь отделить от загрязнений, в то время как производимый плод необходимо зародить при помощи практики. Таким образом, Долпопа проводит различие между обычными существами, у которых Основа покрыта загрязнениями (завесами), и достигшими просветления буддами, у которых эта Основа уже отделена от загрязнений.

Но, несмотря на наличие у обычных существ совершенных качеств, они не являются буддами, поскольку эти качества делятся на так называемые качества устранения загрязнений и качества обретения, или осуществления, которые также являются изначально пребывающими и достигаемыми при помощи особых практик на Пути. В некоторых сутрах, чтобы проиллюстрировать это, приводится пример с очень бедным человеком, под хижиной которого зарыто несметное сокровище, и для того чтобы обрести его, этому человеку нужно лишь узнать об этом сокровище, а также приложить некоторые усилия, что выкопать его. Подобным же образом для обретения совершенных качеств будды необходимо получить особые наставления и затем, практикуя, следует развивать высшую мудрость и накапливать заслуги. Но вместе с этим также важно понимать, что нераздельность Основы и Плода соответствует абсолютной дхармакае, которая изначально пребывает во всех существах, просветленных и непросветленных. Тем не менее, это не относится к относительной рупакае, которую обретают лишь в результате практики на Пути. Таким образом, как говорит Долпопа, актуализация будда-природы не устанавливается только лишь в силу ее наличия или существования. То есть без определенных причин и условий в виде практики накопления заслуг и мудрости и следования Пути будда-природа не может проявиться, или актуализироваться. В самом начале второй части – «Путь» – сам Долпопа ясно излагает суть этого следующим образом:

«Несмотря на то, что бесконечные нераздельные качества абсолютного будды и дхармакаи присущи (rang chas su) всем существам, это не означает, что Путь двух накоплений не нужен. Ведь случайные загрязнения должны быть удалены, а нужды всех существ должны быть исполнены посредством возникновения относительных телоформ (kun rdzob gzugs sku). И чтобы этот благой путь был пройден, необходимо осуществление чистых и возвышенных воззрений, медитации и поведения».

Что касается Плода, то он как результат Основы и Пути обладает всей полнотой собрания изначальной мудрости, совершенных качеств и превосходных активностей просветленного тела формы (рупакаи). Соответственно, Плод – это то, чего стремятся достичь, а также источник прибежища, являющийся объектом поклонения, подношения, веры и преданности. Поняв это, необходимо, прежде всего, прилагать все усилия для осуществления двух накоплений.

В самом начале первой части – «Основа» – Долпопа ясно излагает суть этого следующим образом: «Таким образом, Плод [результат] состояния будды достигается благодаря полному завершению (yongs su rdzogs) двух накоплений на Пути при помощи [надлежащих] воззрения, медитации и поведения, а также посредством отбрасывания двух завес.

…Состояние будды является неизмеримой, невообразимой и неохватной собственной природой (bdag nyid), всей полнотой чудесных и удивительных тел, мудростей, качеств и активностей, и, подобно обширному пространству, исполняющей желания драгоценности, дереву исполнения желаний и т. д., оно есть священный источник возникновения всего желаемого для всех существ».
21.09.28
Вернуться назад