Сохраним Тибет > О первом дне учений Далай-ламы по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого происхождения»
О первом дне учений Далай-ламы по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого происхождения»11 октября 2021. Разместил: Editor |
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 9 октября 2021 г. – Сегодня утром, как только Его Святейшество Далай-лама вошел в гостиную своей резиденции, откуда он участвует в онлайн-беседах, тайваньские монахи начали читать «Сутру сердца» на китайском языке. Когда сутра отзвучала, от имени организационного комитета учений Далай-ламу поприветствовал Чун Чжи. Он напомнил духовному лидеру, что сегодня главные слушатели – буддисты Тайваня и Китая. Многие из них принадлежат к организации «Блаженство и Мудрость», основанной покойным бхикшу Тензином Джамченом, который когда-то привозил в Дхарамсалу многих верных учеников. Чун Чжи заверил Его Святейшество, что все эти слушатели относятся к его советам и наставлениям со всей серьезностью и ответственностью, поскольку искренне стремятся изучать буддийскую философию и медитировать.
В начале первого дня онлайн-учений Его Святейшества Далай-ламы по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого происхождения» монахи в Тайване читают «Сутру сердца» на китайском языке. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 9 октября 2021 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. Его Святейшество ответил, что рад встретиться сегодня онлайн со своими друзьями по Дхарме из Тайваня. Он заметил, что, с точки зрения Дхармы, существующие в нынешней жизни отношения между гуру и учеником будут продолжаться и в последующих жизнях. «Сегодня я дарую учения по сочинению Чже Цонкапы “Восхваление взаимозависимого происхождения”, – продолжил Далай-лама. – Однако прежде всего я хотел бы вкратце рассказать об основах буддизма». «Более 2500 лет назад в Индии появился Будда Шакьямуни. Он пришел в наш мир не для того, чтобы творить чудеса, но чтобы учить. Своих учеников он наставлял так: “Вы сами хозяева своей жизни. Все, через что вы проходите, зависит от природы ваших собственных деяний”. Он призывал их учиться тренировать свой ум, показывал, что следует принять, а что – отвергнуть. Он помогал им продвигаться по духовным путям и уровням». «Будда узрел, что таков единственный способ помочь живым существам. Он преподал Четыре благородные истины с точки зрения их природы, функции и результата. Почему это было необходимо? Причина в том, что никто не желает страдания. Все мы желаем счастья. Будда разъяснил, что счастье и страдание возникают в силу причин и условий. Они не возникают случайно, сами по себе». «Призывая учеников изучить страдание, Будда поведал, что существует три вида страдания: очевидное страдание (букв. «страдание страдания»), страдание от перемен и страдание, вызванное всепронизывающей обусловленностью существования. Если мы ставим перед собой цель освободиться от страдания, мы должны сначала понять, что оно из себя представляет. Оно не возникает без причин и условий и не зависит от внешних факторов. Что по-настоящему вызывает страдание, так это необузданный ум, создающий карму и омрачения, которые, в свою очередь, заставляют нас чувствовать боль и удовольствие». «Поскольку мы желаем быть счастливыми, Будда рассказал, почему нужно искать причины счастья и претворять их в жизнь. В ответ на вопрос, можно ли полностью преодолеть страдание, Будда объяснил, что истинное прекращение страдания и его причин возможно. Такое учение даровал только Будда. Истинное прекращение достижимо, а значит, карму и омрачения можно устранить. В этом природа освобождения. В “Коренных строфах о срединности” (Муламадхьямака-карика) Нагарджуна пишет: Посредством устранения кармы и омрачающих эмоций достигается освобождение. Омрачающие эмоции и карма возникают в силу концептуального мышления (санскр. викальпа), А оно, в свою очередь, появляется в силу умопостроения (санскр. прапанча). [Это] устраняется посредством пустоты (18.5)». Его Святейшество Далай-лама обращается к слушателям в начале первого дня онлайн-учений по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого происхождения». Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 9 октября 2021 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. «Постижение пустоты рассеивает тьму неведения – искаженного представления о природе явлений. Другие строфы того же трактата Нагарджуны гласят: Все зависимо возникающее Именуется пустотой, Зависит от обозначения, Это и есть Срединный путь (24.18). Нет ничего, что Не возникало бы зависимо, Следовательно, нет ничего, Что не было бы пустым (24.19)». «Одно из наиболее исчерпывающих объяснений философских взглядов Нагарджуны встречается во “Введении в мадхьямаку” (Мадхьямака-аватара) Чандракирти. В строфах в конце шестой главы автор описывает бодхисаттву, озаренного лучами светоносной мудрости, который видит изначальную нерожденность трех миров столь же ясно, как ягоду амлы у себя на ладони, и благодаря силе относительной истины приходит к прекращению». По словам Далай-ламы, существует несколько видов логических доводов, поддерживающих воззрение о пустоте. Логический довод под названием «свобода от единичности и множественности» исследует природу явлений. Довод «ваджрные осколки» представляет природу явлений с точки зрения причинности. Чандракирти отмечает логические неувязки, которые возникли бы, если бы явления существовали объективно, независимо. Если бы присущие признаки вещей действительно возникали зависимо, отрицание этих признаков означало бы уничтожение вещей, но это неверно. Если анализировать явления, то мы не найдем ничего, кроме присущей им таковости. А значит, подлинность мирских условностей не следует подвергать анализу. Его Святейшество Далай-лама во время первого дня онлайн-учений по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого происхождения». Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 9 октября 2021 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. Чже Цонкапа восклицает: И там, милостью моего Гуру, Для меня всё осветила гирлянда белого света Красноречивых толкований славной Луны [Чандракирти], Чья растущая сфера безупречной мудрости Беспрепятственно курсирует по небесам писаний, Рассеивая мглу крайних воззрений И затмевая собой созвездия лжеучений: И тогда, наконец-то, Мой ум обрёл отдохновение! Его Святейшество вновь выразил уверенность в том, что прекращения можно достичь и что для этого необходимо следовать по истинному пути. Он включает в себя три тренировки в нравственности, сосредоточении и мудрости. В борьбе с неведением самое важное – понять, что явления не существуют так, как нам кажется. Духовный лидер добавил, что в наши дни даже квантовые физики высказывают аналогичные наблюдения. Наибольшая глубина буддизма заключается в представлениях о зависимом происхождении и обозначении явления в зависимости от множества факторов. Чже Цонкапа много лет размышлял и медитировал об этих идеях. Он также усердно занимался практиками очищения и накопления заслуг и мудрости. Во время затворничества в Волкхе Цонкапе приснились Нагарджуна и пятеро его ближайших учеников. Один из них, у которого, согласно описанию, был темный, синеватый цвет кожи, подошел к Чже Ринпоче и коснулся его головы книгой. На следующий день, читая комментарий Буддапалиты, он обрел прозрение в пустоту и постиг зависимое происхождение. В итоге Цонкапа написал «Восхваление взаимозависимого происхождения», в котором высказал глубокую убежденность в истинности учений Будды. «Я получил передачу “Восхваления взаимозависимого происхождения” от своего младшего наставника Кьябдже Триджанга Ринпоче, когда он даровал мне разъяснения по “Собранию сочинений” Чже Ринпоче. Оно открывается восхвалением Будде за учение, свободное от восьми крайностей». Его Святейшество приступил к чтению текста. В первой строфе автор восхваляет Будду как «непревзойденного Мудреца и Наставника». Во второй строфе говорится, что неведение – корень всех страданий, который можно устранить, придя к пониманию зависимого происхождения. Хотя другие буддийские школы также говорят о зависимом происхождении, наиболее тонко его описывает философское воззрение, гласящее о том, что явления существуют лишь как обозначения. Продолжая читать строфы, Его Святейшество объяснил слушателям, что у каждого из нас есть инстинктивное чувство самости, или «я». Однако если мы попытаемся его найти, то не сможем ничего обнаружить. Духовный лидер процитировал четверостишие из «Драгоценного ожерелья» (Ратна-авали раджа-парикатха) Нагарджуны: Человек – это ни земля, ни вода, Ни огонь, ни ветер и ни пространство, Ни сознание и ни все перечисленное вместе. Что же помимо этого есть человек? (1.80) Как отметил Далай-лама, нам кажется, что явления существуют объективно и независимо, но если бы они действительно существовали вне зависимости от других факторов, освобождение было бы невозможно. Мы называем что-то пустым, говоря, что «форма есть пустота». Однако так оно и есть. Явления пусты сами по себе. Его Святейшество Далай-лама дарует комментарий к сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого происхождения». Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 9 октября 2021 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. Его Святейшество завершил чтение на строфе, где Чже Ринпоче пишет: «Всё это по природе пусто, и это – следствие той причины. Эти два несомненных факта взаимно не препятствуют друг другу, но дополняют друг друга. Что может быть чудеснее этого? Что может быть превосходнее этого?» Отвечая на вопросы слушателей, Его Святейшество пояснил, что тонкий аспект зависимого происхождения заключается в понимании того, что явления существуют лишь как обозначения. Говоря о причинности, он сказал, что карма, или действие, бывает самоочевидной, иногда она бывает скрытой, а некоторые тонкие аспекты кармы совершенно скрыты. Далай-лама заявил, что постижение пустоты поможет нам понять действие причинности. Ссылаясь на собственный опыт, духовный лидер заявил, что каждое утро после пробуждения ото сна он осознает, что ему присуще чувство «я». Он пытается обнаружить это «я» и приходит к выводу, что оно существует зависимо, лишь как обозначение. Оно не существует так, как нам представляется. Далай-лама подтвердил, что, не сумев обнаружить «я», вы начинаете понимать, что оно не более чем обозначение. Зависимое происхождение считается царем логических доводов, ведь оно способно избавить одновременно от двух крайностей – этернализма и нигилизми. Когда явления предстают у нас перед глазами, включается чувственное восприятие, но понять, что они не существуют так, как нам кажется, можно только с помощью ментального сознания. Размышления о том, что явления лишены самосущего бытия, позволяют нам избавиться от представления, будто они существуют незыблемо. При этом важно понимать, что утверждение о пустоте явлений не означает, что ничего нет вовсе. Отвечая на вопрос о накоплении заслуг и мудрости в практике тантры, Его Святейшество подчеркнул важность твердой убежденности в пустоте. Сначала необходимо медитировать о пустоте, а затем на основе этого визуализировать форму божества. Когда прозвучал вопрос о сочетании практик, связанных с зависимым происхождением и бодхичиттой, Его Святейшество решил провести со слушателями практику всеобъемлющей йоги. Для этого нужно в первую очередь зародить бодхичитту, альтруистическое стремление стать Буддой ради блага всех живых существ, и представить, что она превращается в белый лунный диск в вашем сердце. Затем духовный лидер объяснил, как следует размышлять о пустоте и представлять, что понимание пустоты преобразовывается в белую ваджру, стоящую на этом лунном диске в сердце. Эта практика всеобъемлющей йоги включает в себя устойчивую визуализацию метода и мудрости в сердце. Его Святейшество заметил, что его последователи, способные выполнять эту практику ежедневно, могут причислять себя к истинным ученикам Далай-ламы. Подобно тому, как он считает образцом для подражания Будду, Нагарджуну и Чже Цонкапу, эти ученики могут считать своим образцом для подражания Далай-ламу. Отвечая на вопрос о том, как порадовать ламу, Его Святейшество объяснил, что намерение ламы – размышлять о пустоте и взращивать бодхичитту посредством практики уравнивания себя с другими и обмена себя на других. Для этого необходимо поддерживать линию обширных деяний, линию глубоких воззрений и линию благословений, которые возникают из практики из практики йоги божеств. Для учеников это и есть образец для подражания. Духовный лидер добавил, что кроме того ученикам важно радоваться жизни и являть миру улыбающееся, а не суровое или злое лицо. Перевод: Инна Балтырева. |