Сохраним Тибет > О первом дне учений Далай-ламы по трактату Майтреи «Украшение махаянских сутр»
О первом дне учений Далай-ламы по трактату Майтреи «Украшение махаянских сутр»6 ноября 2021. Разместил: Editor |
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 4 ноября 2021 г. – Сегодня утром почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче произнес вступительное слово и вкратце рассказал об истории проведения учений для буддистов России. Он отметил, что Его Святейшество встречается со своими российскими последователями уже тринадцатый год подряд. Во второй раз учения для них проходят онлайн.
Почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче произносит вступительное слово в начале первого дня учений Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России. 4 ноября 2021 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. Тэло Тулку Ринпоче также упомянул, что несколько лет назад российские буддисты обратились к Его Святейшеству с просьбой посоветовать, какие трактаты следует перевести на русский язык. В список сочинений, предложенных духовным лидером для перевода, вошли и книги Майтреи. Три из них уже увидели свет: 1) «Украшение махаянских сутр» (санскр. Махаяна-сутра-аламкара, тиб. Доде гьен); 2) «Различение явлений и подлинной сущности» (санскр. Дхарма-дхармата-вибханга, тиб. Чо данг чоньи намбар чжепа); 3) «Различение середины и крайностей» (санскр. Мадхьянта-вибханга, тиб. У-тха нам чже). Тэло Тулку Ринпоче выразил благодарность за то, что Его Святейшество, к радости российских буддистов, согласился даровать в этом году учение по «Украшению махаянских сутр». Затем в стенах главного буддийского храма Тувы «Хурээ Цеченлинг» на тувинском языке прозвучала «Сутра сердца», которую вместе с буддийскими практикующими прочитал глава буддистов Тувы камбы-лама (верховный лама) республики Гелек Нацык-Доржу. Затем во главе с Ело Ринпоче в дацане «Ринпоче Багша» в Улан-Удэ, в Бурятии, «Сутру сердца» прочитали на бурятском языке. «Будда предсказал, что его учение распространится с севера на север, – произнес Его Святейшество. – Иными словами, из Индии учение сначала пришло в Тибет, а из Тибета – в Монголию и монголоязычные регионы. Подход традиции Наланды заключается в объяснении буддийской Дхармы с опорой на логические доводы. Он основан на глубоком понимании логики и природы знания, о которых говорится в сочинении Дхармакирти “Праманавартика-карика” (“Комментарий к трактату Дигнаги о достоверном познании”), трактате Сангхаракшиты о философских школах, “Собрание истинных доктрин” (Таттвасамграха)». «Когда я был ребенком, в наших монастырях, особенно в Гоманге, было множество монгольских геше. Например, родом из Монголии был один из моих наставников по диспутам Нгодуп Цокньи. Сегодня в наши монастырские образовательные центры, воссозданные на юге Индии, также поступают на обучение монголоязычные ученики». «В прошлом некоторые с пренебрежением относились к тибетскому буддизму, считая его не более чем ламаизмом. Сегодня же большинство людей признает, что тибетский буддизм происходит от аутентичной традиции Наланды, в основе которой лежат логические доводы и исследование. Буддисты Шри-Ланки, Таиланда и Мьянмы строго придерживаются монашеской дисциплины, но они не изучают ни логики, ни срединности, или воззрений мадхьямаки. Эти области знания сохранились только среди тибетцев и монголоязычных народов. Для меня большая честь даровать сегодня учения российским буддистам, в том числе моим последователям из монголоязычных республик России». Его Святейшество Далай-лама во время первого дня учений для буддистов России. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 4 ноября 2021 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. «Когда я впервые приехал в Монголию, во время подношения мандалы верующие так горячо читали молитвы, что я не смог сдержать слез. Когда-то буддизм в Монголии был почти полностью уничтожен коммунистами. Поэтому я сказал хамбо-ламе, что местным жителям следует делать упор не на молитвы, а на изучение буддийской философии». «Сегодня мы с вами начнем читать “Украшение махаянских сутр”, которое, наряду с “Украшением из постижений” (Абхисамаяланкара), считается важнейшим из пяти трактатов Майтреи. “Украшение из постижений” я учил наизусть и рассказывал своему наставнику Лингу Ринпоче еще в детстве. Тогда мне, конечно, не удавалось постичь заложенного в нем смысла, однако спустя время, когда я постепенно пришел к пониманию этого текста, а также “Введения в мадхьямаку” Чандракирти (Мадхьямака-аватара), я осознал ценность этих книг. “Украшение из постижений” излагает этапы пути, а “Введение в мадхьямаку” разъясняет пустоту в соответствии с сутрами». По словам Далай-ламы, в наши дни тибетский буддизм пользуется более широким признанием, поскольку современные ученые стали по достоинству ценить предлагаемое им глубокое объяснение сознания и эмоций. Ученые видят, что тибетский буддизм – это не просто вера, но традиция, основанная на тщательном исследовании и логических доводах. Его Святейшество призвал российских буддистов бережно хранить этот подход, который зиждется на логике и понимании природы знания. «Настало время, когда мы должны приложить усилия, дабы сберечь свои традиции. Я прошу вас усердно изучать их и передавать следующим поколениям». «Пусть нам не хватит времени прочитать трактат полностью, сегодня я все же успею объяснить вам несколько строф. Я получил передачу этого сочинения от Ген Ригзина Темпы, ламы из Киннаура. Согласно нашей традиции, установленной одним из тибетских царей, в начале произведения его название приводится на языке Индии, затем на тибетском языке, после чего отдается дань почтения буддам и бодхисаттвам». Далай-лама прочитал строфы первой главы «Украшения махаянских сутр» и перешел к сессии ответов на вопросы слушателей. В первую очередь его спросили, что в наше время монахи, монахини и миряне могут сделать, чтобы поддержать развитие сангхи. Как сказал духовный лидер, в прошлом даже жители отдаленных районов Тибета поступали в монастырские образовательный центры, чтобы изучать буддийскую философию. Монахи и монахини наилучшим образом послужат обществу, если будут делиться с окружающими своими знаниями, а потому им полезно изучать устройство сознания и эмоций, а также логику и природу знания. Во время первого дня учений для буддистов России Его Святейшество Далай-лама читает строфы трактата Майтреи «Украшение махаянских сутр». Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 4 ноября 2021 г. Фото: дост. Тензин Джампхел. Когда прозвучал вопрос о карме, Его Святейшество заявил, что если вы не создаете карму, то не столкнетесь с ее последствиями. Но однажды созданная карма непременно влечет за собой последствия и может в итоге приумножаться. В этой связи Далай-лама рассказал о своей практике бодхичитты. Вначале он мог только восхищаться бодхичиттой. Но он старался развивать ее, ежедневно после пробуждения читая строфы о бодхичитте, и смог достичь глубины в этой практике, а вместе с тем обрел и больший покой ума. Подобным образом, чем больше вы изучаете и исследуете пустоту, тем лучше вы ее понимаете и тем ближе становитесь к прекращению. Попросили дать разъяснения по практике всеобъемлющей йоги, и духовный лидер прежде всего назвал ее способом сочетания путей обширной и глубокой практики. Далай-лама процитировал заключительные строфы шестой главы «Введения в мадхьямаку» Чандракирти, которые также относятся к этим практикам и вселяют в него большую уверенность. Суть этих строф такова: Озаренный лучами светоносной мудрости, бодхисаттва видит изначальную нерожденность трех миров столь же ясно, как ягоду амлы у себя на ладони, и благодаря силе относительной истины приходит к прекращению. Он питает сострадание к беззащитным. Словно царь лебедей, летящий во главе стаи, он расправляет два крыла: мудрости и сострадания, и достигает дальних берегов добродетели пробуждения. Его Святейшество добавил, что мы, как правило, попадаем в ловушку узких, недальновидных и эгоистичных взглядов, но как разумные существа мы также способны взращивать относительную и высшую бодхичитту, подобную крыльям, несущим бодхисаттв к дальнему берегу добродетели пробуждения. Далай-лама пояснил, что не обязательно начитывать мантру всеобъемлющей йоги и что визуализация растворения элементов обычно соотносится с практикой тантры. В практике всеобъемлющей йоги важно зарождать бодхичитту, устремление к пробуждению ради блага всех живущих, и представлять, что она превращается в белый лунный диск в вашем сердце. Подспорьем здесь нам могут быть строфы из поэмы Шантидевы «Путь бодхисаттвы» (Бодхичарья-аватара): Всякое блаженство, какое только есть в этом мире, Проистекает из стремления принести счастье другим. Всякое страдание, какое только есть в этом мире, Проистекает из стремления принести счастье себе (8.129) К чему многословие? Незрелые люди стремятся к собственной выгоде, А Будды приносят благо другим. Просто взгляни на различие между ними! (8.130) Если не обменяешь свое счастье На страдания других существ, Не сумеешь достичь состояния Будды, И в колесе сансары откуда возьмется счастье? (8.131) Оседлав скакуна бодхичитты, Разгоняющего всякое уныние и усталость, Будет ли унывать тот, Чей ум восходит от радости к радости? (7.30) Его Святейшество добавил, что все мы ищем счастья, но, идя на поводу у своих эгоистических помыслов, сталкиваемся с проблемами. Вот почему нужно желать, чтобы все живые существа обрели счастье и причины для счастья. Во время первого дня учений для буддистов России Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопросы слушателей. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 4 ноября 2021 г. Если же мы зададимся вопросом, где находится человек, самость или «я», желающее добра живым существам, мы поймем, что перечисленное невозможно отождествить ни с мозгом, ни с сердцем. Человек существует только как обозначение. В наши дни даже квантовые физики заявляют, что нам кажется, будто явления существуют объективно, сами по себе, однако это не соответствует действительности. Попытки найти то самое «я» останутся безуспешными, ведь «я» не существует независимо. «Вы видите перед собой Далай-ламу, слышите мой голос, – сказал духовный лидер. – Но если вы попытаетесь указать на мое “я”, то ничего не обнаружите. Сейчас и я вижу вас, но вы тоже существуете лишь как обозначения. Размышляя так, вы начинаете понимать пустоту “я”. Представьте, что это понимание превращается в белую ваджру, стоящую на лунном диске в вашем сердце. С помощью таких размышлений я регулярно взращиваю относительную и высшую бодхичитту и нахожу эту практику очень полезной». Вопрос о нейтральном состоянии ума во время смерти побудил Его Святейшество рассказать о растворении 80 концепций: 33 растворяются на этапе белого проявления, 40 – на этапе красного увеличения и, наконец, 7 – на этапе черного преддостижения. Когда эти три видения прекращаются, проявляется врожденный ум ясного света. Об этом говорилось в ходе второго поворота колеса Дхармы, главной темой которого была пустота, также порой именуемая объектным ясным светом, и в ходе третьего поворота, когда Будда поведал о светоносной природе ума. В отношении четырех применений памятования Его Святейшество пояснил, что во время этой практики нет никакого объекта для фокусировки – необходимо установить памятование на теле, чувствах, уме и явлениях. Этого можно достичь с помощью четырех усилий и так далее. Такая практика присуща как палийской, так и санскритской традициям. Когда речь зашла о чтении молитв-устремлений, Его Святейшество уточнил, что действенными они становятся благодаря размышлениям об их смысле. Духовный лидер рассказал, что во дворце Норбулинка в Тибете жил попугай, которого научили произносить мантру «Ом мани падме хум», но он, конечно же, совершенно не понимал ее значения. Заместитель директора фонда «Сохраним Тибет» Наталья Иноземцева объявила, что сессия вопросов подошла к концу и что каждый последователь духовного лидера с нетерпением ждет завтрашних учений. Далай-лама отметил, что российские буддисты были основными слушателями, и призвал их всерьез поразмышлять о смысле его слов. Перевод: Инна Балтырева. |