Сохраним Тибет > Заявление Кашага по случаю 32-й годовщины вручения Его Святейшеству Далай-ламе Нобелевской премии мира
Заявление Кашага по случаю 32-й годовщины вручения Его Святейшеству Далай-ламе Нобелевской премии мира10 декабря 2021. Разместил: savetibet |
Сегодня исполняется 32 года со дня вручения Нобелевской премии мира Его Святейшеству Великому Далай-ламе XIV. В связи с этим знаменательным событием Кашаг от имени тибетцев в Тибете и за его пределами выражает Его Святейшеству безмерную благодарность и просит его продолжать свое духовное служение на благо всех существ на протяжении многих кальп. Мы также тепло приветствуем тибетский народ. 5 октября 1989 года Норвежский Нобелевский комитет объявил о своем решении присудить Нобелевскую премию мира Его Святейшеству Далай-ламе XIV. В пресс-релизе Нобелевский комитет заявил, что «хочет подчеркнуть тот факт, что Его Святейшество Далай-лама в своей борьбе за освобождение Тибета последовательно выступает против применения насилия». И что Его Святейшество «вместо этого выступает за мирные решения, основанные на терпимости и взаимном уважении, для сохранения исторического и культурного наследия». Комитет далее отметил, что Его Святейшество «выступает с конструктивными и дальновидными предложениями по решению международных конфликтов, вопросов прав человека и глобальных экологических проблем». В своей речи на церемонии вручения премии, Его Святейшество Далай-лама заявил, что эта премия – знак признания ценностей альтруизма, любви, сострадания и ненасилия, которые он практикует в соответствии с учениями Будды и великих мудрецов Индии и Тибета. Его Святейшество сказал, что принимает премию от имени угнетенных, тех, кто борется за свободу и работает во имя мира во всем мире, и, конечно, шести миллионов тибетцев в Тибете, которые так много страдали и продолжают страдать. Его Святейшество также сказал, что принимает премию как дань уважения человеку, который основал современную традицию ненасильственных действий во имя перемен – Махатме Ганди, чья жизнь стала для него примером и источником вдохновения. Философия любви и сострадания Его Святейшества Далай-ламы стала плодом тщательного изучения [буддийского учения], духовной практики и работы [над преобразованием своего сознания] на протяжении всей его жизни. Неизмеримая глубина его сострадания нашла отражение в молитве «Слова истины», которую Его Святейшество написал 29 сентября 1960 года, спустя всего полтора года после ухода из Тибета. В ней вместо того, чтобы питать ненависть и вражду к захватчикам нашей страны, Его Святейшество Далай-лама пишет, что их жестокие действия, совершенные под действием омрачений, вызывают сострадание, и молится, чтобы они «обрели око мудрости» и пребывали «в ореоле радости и любви». Когда весь Китай, включая Тибет, претерпевал колоссальные мучения от разрушительной «культурной революции», Его Святейшество Далай-лама в заявлении по случаю Дня тибетского народного восстания 10 марта 1971 года сказал, что «несмотря на то, что мы, тибетцы, должны противостоять коммунистическому Китаю, я никогда не смогу ненавидеть китайский народ», и что ненависть – это слабость, а все достигнутое посредством ненависти не может быть ни долговременным, ни надежным. Его Святейшество спрашивает, можем ли мы ненавидеть китайцев, чьими умами управляют их лидеры, и можем ли мы ненавидеть лидеров, которые сами в прошлом подвергались таким гонениям и так много страдали за свой народ. В то же время Его Святейшество Далай-лама заложил основу для сохранения и развития тибетской религии, культуры и образования, а также для обеспечения тибетцам средств к существованию. Его Святейшество демократизировал управление тибетским сообществом в эмиграции и последовательно обращался за поддержкой к заинтересованным странам и Организации Объединенных Наций для разрешения китайско-тибетского конфликта. Принятие принципов ненасилия и взаимовыгодного диалога с китайским правительством в качестве основы для разрешения китайско-тибетского конфликта в 1973 году привело к установлению контакта с Китаем и последующим визитам тибетцев для встречи со своими родственниками в Тибете и за его пределами и отправке в Тибет ряда делегаций по установлению фактов. В своем письме верховному руководителю Китая Дэн Сяопину от 23 марта 1981 года Его Святейшество Далай-лама написал, что «мы должны улучшить отношения между Китаем и Тибетом, а также между тибетцами в Тибете и за его пределами. Опираясь на принципы истины и равенства, мы должны стараться развивать дружбу между тибетцами и китайцами на основе лучшего понимания. Пришло время прислушаться к здравому смыслу в духе терпимости и открытости для достижения подлинного счастья тибетского народа». Как следствие, в Тибет были направлены четыре делегации по установлению фактов и две миссии для изучения обстановки. Хотя значимого решения китайско-тибетского конфликта не последовало, эти усилия оказали значительное влияние на китайское правительство, которое начало проводить более либеральную политику в отношении возрождения тибетской религии, культуры и языка, а также повышения уровня жизни тибетского народа в Тибете. Его Святейшество Далай-лама начал свои зарубежные визиты с посещения Юго-Восточной Азии в 1967 году, Европы в 1973 году, Северной Америки в 1979 году и большинства свободных стран с 1980 года. Хотя целью визитов были неполитические вопросы, такие как религия и культура, Его Святейшество прилагал неустанные усилия, чтобы добиться разрешения китайско-тибетского конфликта путем диалога, и продвигал идею о том, что тибетский буддизм и культура способны принести мир и счастье всему человечеству. Его Святейшество сделал делом всей своей жизни продвижение светских ценностей, таких как альтруизм, любовь, сострадание, ненасилие, мир и гармония между обществами и странами. Эти усилия снискали ему огромное восхищение и поддержку людей во всем мире. 21 сентября 1987 года на заседании Комитета по правам человека Конгресса США Его Святейшество Далай-лама представил «Мирный план по Тибету из пяти пунктов», включающий его видение превращения Тибета в зону мира. Его Святейшество подтвердил свою искреннюю веру в процесс непредвзятого диалога и стремление к разрешению конфликтов. Аналогичным образом, в своем обращении к членам Европейского парламента в Страсбурге 15 июня 1988 года Его Святейшество Далай-лама призвал китайское правительство и руководство серьезно и внимательно рассмотреть его предложение и подчеркнул, что «только диалог и желание посмотреть на положение дел в Тибете ясным и непредвзятым взглядом смогут привести к жизнеспособному решению тибетского вопроса». Его Святейшество выразил желание вести обсуждения с китайским правительством и надежду, что Китай соответствующим образом отреагирует на предложение, сделанное в духе примирения. В основе этих двух предложений лежит не возвращение к требованию независимости Тибета. Скорее, они направлены на превращение Тибета в зону мира, что в большей степени отвечает интересам всего человечества. Поэтому Нобелевский комитет справедливо признал, что «Его Святейшество Далай-лама выступил с конструктивными и дальновидными предложениями по решению международных конфликтов, вопросов прав человека и глобальных экологических проблем». Эти два предложения появились на фоне периода некоторой либерализации в Китае и открытия Китая и Тибета для иностранных туристов. Ряд предложений тибетской администрации в эмиграции вызвал настороженность у китайского правительства, например, предложения направить в Тибет подготовленных буддийских наставников из тибетского сообщества в эмиграции, открыть бюро по взаимодействию в Лхасе, направить в Тибет делегации по установлению фактов и миссии для изучения обстановки. В ответ на эти инициативы китайское руководство дало понять, что может вступить в диалог и провести переговоры в любом удобном для Его Святейшества Далай-ламы месте и в любое удобное для него время. Тибетская сторона предложила Женеву в качестве места и январь 1989 года в качестве даты проведения переговоров. Однако в итоге переговоры не состоялись из-за позиции китайской стороны, выдвигавшей для этого разные предлоги. На фоне этих событий 27 сентября 1987 года, 1 октября 1987 года и 5 марта 1988 года в Лхасе вспыхнули широкомасштабные демонстрации, которые были жестоко подавлены китайским правительством, и в итоге 7 марта 1989 года в Лхасе впервые было объявлено военное положение. После внезапной смерти Панчен-ламы X в 1989 году и подавления демократического движения китайских студентов на площади Тяньаньмэнь 4 июня того же года короткий период либерализации подошел к концу. Вручение Нобелевской премии мира Его Святейшеству Далай-ламе укрепило решимость и мужество тибетцев внутри Тибета и помогло изменить отношение к тибетцам в эмиграции на международной арене. Оно создало прочную основу и неиссякаемый источник поддержки тибетского вопроса среди китайской интеллигенции и международного сообщества. Оно также помогло заложить прочную основу для подхода Срединного пути как долгосрочного средства разрешения китайско-тибетского конфликта. Еще одной выдающейся инициативой Его Святейшества Далай-ламы, вызвавшей восхищение всего мира, стала его беспрецедентная недельная встреча с западными учеными в Дхарамсале в октябре 1987 года. Показав, что науку и буддизм объединяет общая цель принести благо всему человечеству, эта встреча перекинула мост между буддийской и современной наукой и положила начало дальнейшему диалогу всемирно известных ученых с Его Святейшеством Далай-ламой на 33 конференциях института «Ум и жизнь», состоявшихся с 1987 по 2019 год. В то время как мы можем праздновать сегодняшнее радостное событие, тибетцы внутри Тибета не имеют даже возможности хранить фотографию своего самого почитаемого лидера Его Святейшества Далай-ламы. Также сегодня во всем мире отмечается Всемирный день прав человека, но тибетцам в Тибете отказано в основных правах и свободе выражения мнений, у них нет возможности изучать собственный язык и говорить на нем, они лишены свободы вероисповедания, передвижения и собраний. Более того, они вынуждены постоянно страдать от репрессивной политики китайского правительства, направленной на уничтожение самобытности тибетского народа и разрушение природной среды Тибета. Политика китайского правительства в Тибете не приносит пользы ни Тибету, ни Китаю, а скорее наносит им вред, и поэтому она неизбежно потерпит неудачу. Мы твердо намерены приложить усилия для разрешения китайско-тибетского конфликта путем диалога с китайским правительством на основе подхода Срединного пути. Пока китайско-тибетский конфликт не будет разрешен, мы будем проводить международные кампании, чтобы снискать поддержку делу Тибета. В ближайшее время мы представим китайскому правительству документ с требованием прекратить или изменить его неправильную политику в Тибете. Кашаг призывает всех тибетцев, особенно молодежь, живущую в свободных странах, активно участвовать в нашей недавно запущенной кампании «Добровольная группа по защите Тибета» (V-TAG) и употребить свои способности и навыки для того, чтобы правда о деле Тибета восторжествовала. Согласно нашей Хартии, важнейшей обязанностью тибетцев в эмиграции является прикладывать все усилия для разрешения китайско-тибетского конфликта. Поэтому мы верим, что тибетцы примут участие в кампании «Добровольная группа по защите Тибета». Его Святейшество Далай-лама всегда говорит, что тибетцы в эмиграции обязаны действовать как свободные представители тибетцев в Тибете. Пользуясь случаем, мы передаем свои теплые приветствия и глубокую благодарность Индии, Соединенным Штатам и другим правительствам, группам поддержки Тибета и друзьям за их неизменную поддержку дела Тибета. Наконец, мы молимся о долгой жизни Его Святейшества Далай-ламы, поборника мира во всем мире. Пусть все желания Его Святейшества исполнятся и пусть во всем мире воцарится мир. Кашаг 10 декабря 2021 года. Перевод на русский язык выполнен с английского перевода с тибетского языка. В случае расхождений тибетский оригинал следует считать окончательной официальной версией. Перевод на русский язык Натальи Иноземцевой |