Сохраним Тибет > А. М. Шустова. Основные положения светской этики Далай-ламы XIV

А. М. Шустова. Основные положения светской этики Далай-ламы XIV


25 января 2022. Разместил: Editor
Алла Михайловна ШУСТОВА,
кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, Москва.

Кризис современного мира побуждает к переосмыслению системы культурных ценностей человечества. Одной из тенденций такого переосмысления является выдвинутое Далай-ламой XIV нравственно-философское учение, которое получило название светской (или секулярной) этики. Появившаяся из недр буддизма, одной из мировых религий, светская этика Далай-ламы тем не менее отделяет себя от религии, провозглашается даже, что этика выше, чем религия. Разработка нового подхода к этическому учению, его обоснование и практическое применение Далай-лама подробно рассматривает в книге «Больше, чем религия. Этика для всего мира». Назвав этику секулярной, Далай-лама отнюдь не подразумевал отрицание религии или враждебное к ней отношение: прежде всего, он опирался на исторический опыт Индии, следуя традиции, заложенной Б. Р. Амбедкаром и Р. Прасадом, авторами светской конституции Индии, а также ее вдохновителем Махатмой Ганди. Идеи индийского секуляризма, по мнению Далай-ламы, можно распространить на все страны. Учение светской этики Далай-ламы опирается на два важных фактора. Во-первых, все люди земли являются человеческими существами, которым от рождения присуще стремление к добродетельной жизни, все стремятся к счастью и благополучию в жизни. Во-вторых, люди – это общественные существа, способные выживать только в социуме. Отсюда следует, что благополучие каждого человека зависит от благополучия других людей, и в целом от благополучия всего общества. Как и все люди, обеспокоенные кризисной обстановкой в мире, Далай-лама придает важное значение образованию молодежи. И здесь важную роль могла бы сыграть предложенная Далай-ламой светская этика, помогающая нравственному развитию молодежи. Далай-лама уже предпринял шаги по внедрению светской этики в образование, став инициатором нескольких проектов по разработке учебников по этике для общеобразовательных школ.

Ключевые слова: Далай-лама XIV, светская этика, буддизм, индийский секуляризм, образование молодежи.

Для цитирования: Шустова А. М. Основные положения светской этики Далай-ламы XIV.

Вестник Института востоковедения РАН. 2021. № 2. С. 118–128. DOI: 10.31696/2618-7302-2021-2-118-128

BASIC PRINCIPLES OF XIV DALAI LAMA’S SECULAR ETHICS
Alla M. Shustova


The crisis of modern world induces re-thinking the system of mankind’s cultural values. One of the lines in this process is concentrated in moral philosophical teaching initiated by Dalai Lama XIV, named ‘Secular Ethics’. Stemming from the depths of Buddhism, one of the world religions, Dalai Lama’s Secular Ethics nevertheless separates itself from religion and even proclaims that Ethics is beyond religion. Dalai Lama elaborated a new approach to the ethical teaching, its foundations and practical application in his book Beyond Religion. Ethics for a Whole World. By naming his ethics ‘secular’ Dalai Lama by no means implies any negation of religion or hostile attitude to it. Above all, his ideas come from the historical experience of India. He followed the tradition, laid by B. R. Ambedkar and R. Prasad, the authors of secular constitution of India as well as its inspirer Mahatma Gandhi. In Dalai Lama’s opinion, the ideas of Indian secularism may be extended for all countries. Dalai Lama’s teaching of Secular Ethics is based on two main factors. Firstly, all people in the world are human beings, with innate aspiration for virtuous life, all of them aspire for happiness and prosperity in life. Secondly, human beings are social beings, who can survive only in society. Therefore, in Dalai Lama’s opinion, everyone’s well-being depends on the well-being of other people and on the well-being of the whole society. Like everyone, being worried by the world crisis, the Dalai Lama emphasizes importance of the youth’s education. Dalai Lama’s Secular Ethics could play one of the key roles in this work, helping to develop the moral consciousness in the youths. Dalai Lama has already undertaken some steps to introduce the Secular Ethics in the education process. He has initiated several projects preparing the textbooks on Secular Ethics for comprehensive schools.

Keywords: Dalai Lama XIV, Secular Ethics, Buddhism, Indian secularism, education of the youth.

For citation: Shustova A. M. Basic Principles of XIV Dalai Lama’s Secular Ethics. Vestnik Instituta vostokovedenija RAN. 2021. 2. Pp. 118–128. DOI: 10.31696/2618-7302-2021-2-118-128

Доклад Аллы Михайловны Шустовой «Основные положения светской этики Далай-ламы XIV», представленный на IV международной научной конференции «Тибетология и буддология на стыке науки и религии», доступен по ссылке.

А. М. Шустова. Основные положения светской этики Далай-ламы XIV
Его Святейшество Далай-лама, заместитель главного министра и министр образования национального столичного региона Дели Маниш Сисодия и лауреат Нобелевской премии мира Кайлаш Сатьяртхи представляют публике программу СЭЭ-обучения. Нью-Дели, Индия. 5 апреля 2019 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ).

Кризис современного мира побуждает к переосмыслению системы культурных ценностей человечества. Одной из тенденций такого переосмысления является выдвинутое Далай-ламой XIV Тензином Гьяцо нравственно-философское учение, получившее название светской (или секулярной) этики.

Слово этика (ēthika) произошло от греческого этос (ἦθος) – нрав, обычай, характер, темперамент. Аристотель придал термину этос значение проявляющихся в поведении человека добродетельных качеств, а науку об этих качествах назвал этикой. Этика стала самостоятельной теоретической дисциплиной, являющейся подразделением философии. В философской этике рассматриваются такие понятия, как совесть, сочувствие, дружелюбие, милосердие, самопожертвование, справедливость, а также проблема добра и зла, смысла жизни, свободы воли – всего того, что направляет развитие человека и общества. Этика прочно связана с понятием культуры. Эквивалентом греческому этос выступает латинское moralitas (мораль), а в русском языке слово нравственность. Термины этика, мораль и нравственность часто выступают как синонимы, но имеют и смысловые различия.

Этика как наука имеет богатую историю. Мыслители разных эпох и стран приложили немало усилий к осмыслению природы человеческой добродетели. В ХХ в. в связи с наступлением эпохи глобализации этическая наука стала развиваться в поисках глобальной универсальной этики, приемлемой для всех социальных групп, независимо от национальной, расовой, религиозной принадлежности. В истории этической мысли возникли такие направления, как теория всеединства русских религиозных философов В. С. Соловьева, братьев С. Н. и Е. Н. Трубецких, С. Н. Булгакова, С. Л. Франка; экзистенциальная этика Н. А. Бердяева и Л. И. Шестова; ноосферная этика В. И. Вернадского; этика витализма и гуманизма А. Швейцера; Живая этика Рерихов; этика ненасилия Махатмы Ганди и М. Л. Кинга, а также такие направления прикладной этики, как экологическая этика, толкующая о правах животных и природы, биоэтика, различные профессиональные и ситуативные этики. Таким образом, мы имеем сложную систему этических воззрений, разработанной человеческой мыслью в процессе развития мировой цивилизации.

Этика Далай-ламы возникла как результат осмысления буддийским лидером вызовов новой эпохи на базе буддизма. Она хорошо вписывается в историю мировой этической мысли, но в то же время имеет и ряд существенных черт, отличающих ее от других направлений этической науки. Появившаяся из недр буддизма, одной из мировых религий, светская этика Далай-ламы тем не менее отделяет себя от религии и даже провозглашается, что этика выше, чем религия. Далай-лама пишет: «Но современные реалии таковы, что этика, основанная на религии, более не отвечает сложившемуся положению вещей. Вот почему я полагаю, что настало время научиться смотреть на духовность и этику как на нечто большее, чем религия» [Далай-лама, 2016, с. 14]. Далай-лама также утверждает, что «базовая человеческая духовность первична по отношению к религии» [Далай-лама, 2016, с. 34].

На чем же основывается духовный лидер буддизма, делая подобные заключения? Во-первых, на том, что в мире существует много людей, не придерживающихся какого-либо вероисповедания. В этих условиях религия больше не может служить единственной основой этики, хотя и продолжает обладать нравственной составляющей. И, во-вторых, мир становится все более взаимозависимым, и этика, опирающаяся на одну религию, не может быть приемлемой для всех. «Современный мир нуждается в таком подходе к этике, который не заставлял бы нас обращаться к религии и был в равной мере приемлемым как для людей верующих, так и неверующих – в светской этике» [Далай-лама, 2016, с. 12]. Он исходит из буддийского постулата о необходимости стремления приносить пользу и обеспечивать благополучие всем людям, независимо от веры, равно как и неверующим. Далай-лама придерживается мнения, что обосновать внутренние ценности можно, не входя в противоречия ни с одной из религий; он предлагает выработать к этике новый подход, который называет светским.

Подобный взгляд со стороны религиозного деятеля довольно прогрессивен. Если философская этика опирается на теоретическую разработку проблемы, то светская этика Далай-ламы носит преимущественно практический характер. Разработка нового подхода к этическому учению, его обоснование и практическое применение он подробно рассматривает в книге «Больше, чем религия. Этика для всего мира» [Далай-лама, 2016], ставшей продолжением размышлений, изложенных в работе «Этика для нового тысячелетия» [Dalai Lama Tenzin Gyatso, 1999].

Книга «Больше, чем религия» может считаться программной и способна стать основой для развития нового направления в истории этической мысли. Работа состоит из двух частей: первая часть называется «Новый взгляд на светскую этику». В ней рассматривается не только роль и значение этики в современном мире, но и то, как буддийское понимание страдания и поисков счастья могут стать универсальными понятиями формирования нравственных ценностей для всех людей. Вторая часть под названием «Тренировка ума для воспитания сердца» рассматривает практические методы воспитания нравственных качеств.

Под словом «этика» Далай-лама понимает «действие (будь то мысленное, вербальное или физическое), приносящее пользу другому, а также самому носителю действия. При этом то, что доставляет временное удовольствие одному, но приносит вред другому, не может называться этичным действием. …Мы видим, что такая этика неразрывно связана с бескорыстной любовью и добротой, которые составляют основу понятия этики, и в этом, конечно же, нет ничего религиозного» [1].

Этика Далай-ламы получила название светской или секулярной. Секулярный (от лат. saeculum – поколение, мир; срок жизни, характеристика преходящего, временного бытия в противоположность божественному, вечному), значит внерелигиозный, светский, мирской, освобожденный от контроля религии. Как разъясняет Далай-лама, назвав этику секулярной, он отнюдь не подразумевал отрицание религии или враждебное к ней отношение. Прежде всего он опирался на исторический опыт Индии, все граждане которой, за редким исключением, придерживаются какой-либо религии, но в то же время страна является светским государством. Как поясняет Далай-лама: «В Индии слово “секулярный” не только не несет в себе оттенка неприятия религии или верующих, но, напротив, подразумевает глубокое уважение и терпимость ко всем вероисповеданиям. Оно также означает приятие и беспристрастность, которые распространяются и на неверующих» [Далай-лама, 2016, с. 21].

А. М. Шустова. Основные положения светской этики Далай-ламы XIV
Его Святейшество Далай-лама беседует с группой индийских профессоров, которые занимаются разработкой образовательного курса, посвященного древнеиндийским знаниям. Нью-Дели, Индия. 5 апреля 2019 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ).

В понимании термина «секулярный» Далай-лама Далай-лама следует традиции, заложенной Бхимрао Рамджи Амбедкаром (1891–1956) и Раджендрой Прасадом (1884–1963), авторами светской конституции Индии, а также ее вдохновителем Махатмой Ганди (1869–1948). Эти общественные деятели выступали за религиозное разнообразие и терпимость, и никогда не были отрицателями религии. Но еще раньше индийские императоры Ашока (304–232 гг. до н. э.), и Акбар (1542–1605 гг. н.э.) провозглашали толерантность и уважение к другим религиям. Таким образом, светская этика Далай-ламы находится не только в русле новых тенденций в мировой этической мысли, но и имеет преемственную связь с индийской гуманитарной традицией. Более того, Далай-лама называет себя «современным посланцем древнеиндийской мысли» [Далай-лама, 2016, с. 26], говоря, что распространяемые им идеи ненасилия и межрелигиозной гармонии имеют корни в древнеиндийском наследии.

Идеи индийского секуляризма, по мнению Далай-ламы, можно распространить на все страны. Современное население большинства из них состоит из людей самой разной национальности, культуры и религиозных взглядов. Кроме того, возрастающая экономическая миграция поддерживает постоянную социальную напряженность, возникновение самых разных конфликтов не только на бытовой почве, но и в сфере культурно-религиозных взглядов. Поэтому необходимость сотрудничества друг с другом в духе взаимного уважения встает остро как никогда. Далай-лама пишет: «Я считаю, что в таких условиях нам жизненно необходимо найти по-настоящему сбалансированный и универсальный подход к этике, внутренним ценностям и воспитанию целостной личности, который выходил бы за границы религиозных, культурных и расовых противоречий, обращаясь к основополагающим человеческим качествам. Я называю такой поиск сбалансированного, универсального подхода проектом создания светской этики» [Далай-лама, 2016, с. 28].

Тем не менее роль этики, содержащейся в религии, по-прежнему остается важной в современном обществе. Религиозная этика все еще продолжает выполнять воспитательные функции для множества людей. Но реалии таковы, что в современном мире авторитет религий продолжает уменьшаться, а вместе с этим уменьшается и значение влияния религиозных этических установок. Далай-лама пишет: «Я не из тех, кто полагает, что человечество вскоре сможет обходиться совсем без религии. …Но сколь благую роль ни играла бы религия – объединяя людей, даруя им духовные наставления и принося утешение, являя пример правильной жизни, которому можно стремиться подражать, – я не считаю, что без нее духовная жизнь невозможна» [Далай-лама, 2016, с. 33].

Если не опираться в создании этического учения на религии, то как его можно обосновать? Как подвигнуть людей следовать нравственным принципам в жизни, полной материальных искушений? Далай-лама видит ответы на эти вопросы в правильном понимании духовности и духовных ценностей. В его представлении духовность имеет два аспекта. Первый аспект не зависит от религии, он присущ человеку от рождения в силу его природной расположенности к проявлению добродетельных качеств. Это так называемая базовая духовность. Второй аспект духовности – это так называемая «приобретенная» духовность, она нарабатывается в силу воспитания, следования религиозным и культурным установкам. Базовая духовность первична по отношению к религии. Каждый новорожденный нуждается в доброте и заботе и человек способен проявлять их по отношению к нему независимо от религии. Эту склонность к проявлению человечности надо развивать и переносить на все живые существа. Кстати, основатель русской научной педагогики К. Д. Ушинский (1824–1870) в фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» уже проводил мысль о возможности отделения этики от религии. Он рассматривал религиозное, нравственное и эстетическое как самостоятельные сферы духовной жизни.

Если рассматривать жизнь человека как философскую, этическую категорию, то можно прийти к заключению, что в самой человеческой природе заложена потребность в следовании этике. Этика не является для человека чем-то внешним, навязанным ему со стороны. Далай-лама рассматривает жизнь человека в позитивном ключе, говоря: «Я твердо убежден, что этическое поведение может проявиться как естественное и логичное следствие самого факта, что все мы люди и живем на одной планете» [Далай-лама, 2016, с. 29]. Он не поддерживает мнение, будто все люди от природы жестоки, агрессивны и склонны к конкурентной борьбе: для таких людей этика действительно будет чем-то внешним, нацеленным лишь на сдерживание разрушительных тенденций. Далай-лама верит в добродетельную направленность человека от рождения. И тогда, по его мнению, этику можно рассматривать «как совершенно естественное и рациональное средство для раскрытия нашего врожденного потенциала. В этом случае этика являет собой, скорее, не набор правил, которым надо подчиняться, а принципы внутреннего самоуправления, позволяющие нам развивать те стороны своей природы, которые, как мы считаем, способствуют нашему собственному благу и благу других» [Далай-лама, 2016, с. 35].

Учение светской этики Далай-ламы опирается на два важных фактора. Во-первых, все люди земли являются человеческими существами, которым присуще от рождения стремление к добродетельной жизни, все стремятся к счастью и благополучию в своей жизни. Во-вторых, люди – это общественные существа, способные выживать только в социуме. То есть, находиться друг с другом во взаимосвязи и взаимозависимости, являющимися объективной необходимостью. Эти принципы человеческой жизни не просто умозаключения, базирующиеся на общечеловеческом опыте: они подтверждаются наукой.

Отсюда вытекает очень важный постулат. Благополучие каждого человека зависит от благополучия других людей и в целом от благополучия всего общества. Далай-лама пишет, что «лишь выйдя за узкие рамки своекорыстия, мы обретаем смысл и цель в жизни, испытываем от нее удовлетворение» [Далай-лама, 2016, с. 36]. И далее: «Именно от сострадания и заботы о благополучии других произрастают все наши этические ценности и принципы, включая принцип справедливости» [Далай-лама, 2016, с. 93].

Светская этика Далай-ламы – прежде всего этика сострадания. В соответствии с концепцией о двух аспектах этики Далай-лама говорит и о двух типах сострадания. Во-первых, это биологически обусловленное сострадание, которое не нуждается ни в каком обучении или специальной тренировке и, во-вторых, это сострадание, основанное на понимании, на знании, на тренировке ума; такое сострадание требует наработки особых сердечных качеств. Анализируя современное состояние мира, будь то военные и этнические конфликты, разрушение окружающей среды, несправедливое распределение мировых богатств между народами и людьми или бедность большого количества людей на планете, Далай-лама приходит к выводу, что все эти проблемы в конечном счете имеют отношение к вопросам этики. И если люди создали их, то они способны и разрешить их.

А. М. Шустова. Основные положения светской этики Далай-ламы XIV
Его Святейшество Далай-лама выступает с обращением во время торжественного мероприятия по случаю запуска программы СЭЭ-обучения. Нью-Дели, Индия. 5 апреля 2019 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ).

Далай-лама обращает внимание на важную деталь в подходах к этическим проблемам. Люди по-разному относятся к этике. Одни думают, что достаточно усилий только на личностном уровне, когда человек стремится в своей отдельной жизни следовать нравственному пути, посвятив себя исключительно внутреннему развитию, абстрагируясь от мировых проблем. Другие же, думая о своей практике, в то же время стараются включаться и в широкие общественные и мировые задачи. Далай-ламе близок второй подход: он считает, что безучастность сама по себе «является разновидностью эгоизма» [Далай-лама, 2016, с. 106]. Необходимость заботы обо всем мире вытекает из взаимозависимости всего и вся в нашем мире. Отсюда вытекает лежащая на всех нас та глобальная ответственность, которая находится в основе светской этики Далай-ламы.

Далай-лама много говорит об особенностях XXI в. и необходимости перестройки сознания, образа мыслей и поведения в связи с вызовами новой эпохи. Остановимся более подробно на основных характеристиках исторического периода, переживаемого человечеством в настоящее время.

Современная мировая ситуация во многом уникальна. Экономисты, историки, футурологи и специалисты других отраслей знания говорят о XXI в. как о времени смены больших мировых циклов развития. Одна большая эпоха сменяет другую, такую же большую эпоху. Новая эпоха несет много неизвестного, но уже сейчас на основе наметившихся тенденций мы можем отметить некоторые ее особенности. Прежде всего делается акцент на то, что грядет век новых идей, новых технологий, новой информации и новой энергетики. По мнению многих, в XXI в. именно наука, а не религия, и даже не политика (хотя их роль по-прежнему остается очень важной), все больше будет становиться двигателем цивилизации. Прогнозируется, что научный прогресс в особенности будет заметен в таких отраслях, как электроника, физика новых материалов, биология и медицина, где будут развиваться совершенно новые принципы диагностики и лечения.

Электронно-цифровая реальность, как бы мы ни хотели быть зависимыми от нее, скорее всего и дальше будет укрепляться повсеместно. Уже сейчас всевозможные электронные пропуска и карты, видеонаблюдение, распознавание лиц, социальный мониторинг не являются принадлежностью фантастики. Наблюдается и расширение сферы применения искусственного интеллекта. Новая эпоха – прежде всего эпоха информационная. Понятно, что для накопления разнообразной информации, ее хранения, обработки и обмена потребуются огромные энергетические мощности. Поэтому в будущем должна будет усилиться разработка альтернативной энергетики. Развитие информационных технологий ведет к появлению огромных медиахолдингов, ко все большему внедрению интерактивных медиапродуктов и виртуальной реальности. Следствием этих процессов будет усиление информационного объединения мира. Это может привести к тому, что использование и потребление информационной продукции станет столь же, если не более, важно, чем использование и потребление материальных ресурсов. Отсюда конкуренция в информационной сфере, приводящая к возникновению информационных войн. На этом фоне повсеместно меняется культурно-социальная среда. Уже сейчас сняты многие табу, нравственные запреты, взламываются традиционные культурные коды, ломаются устои гражданского общества. Продвигается философия трансгуманизма. Обостряется кризис нравственности, семейных ценностей.

К описанной картине можно добавить все растущее расслоение общества по уровню образования, доступа к высоким технологиям, к высокотехнологичной медицине, к новым культурно-бытовым условиям. В связи с прогнозируемым изменением климата, наряду с экономической миграцией возникнет и усилится миграция климатическая. Особо важен усиливающийся разрыв между массовым и элитарным образованием, между массовой культурой и элитарной культурой: в информационную эпоху именно образование станет одним из конфликтных и конкурентных факторов, поэтому оно все более выступает как некий фронт борьбы за то, каким будет общество будущего, какие нравственные и культурные горизонты будут главенствовать в мире.

Далай-лама, как и все люди, обеспокоенные кризисной обстановкой в мире, придает важное значение образованию молодежи, говоря, что в связи с кризисом религиозных институтов и института семьи воспитание нравственности ложится именно на систему образования. Он указывает, что «современная система образования неадекватна, не соответствует реальности, потому что ориентирована на материальные ценности, на физическое состояние человека, чувственные переживания (удовольствия, получаемые через зрение, слух, тактильность), на зарабатывание денег – на вещи внешнего порядка. Практически ничего не говорится о внутреннем мире, о сознании, о покое ума, о контроле гнева и других эмоций. И из такой системы выходят поколения, строящие материалистический образ жизни, когда ради успехов в экономике применяется насилие, развязываются войны… Пришло время включить в учебные программы уроки осознавания, уроки по гигиене эмоций» [2].

Ограничения людей в свободе передвижений в связи с пандемией коронавируса обострили и такую серьезную проблему в образовании, как разрушение его классической системы и ускоренное внедрение в образование цифровых методов и дистанционного обучения. Цифровая трансформация образования меняет структуру всего образовательного процесса, разрушается наработанная веками образовательная среда с многообразными связями между учеником и учителем, между самими учениками, внутри педагогического сообщества, между педагогами, учениками и их родителями, между участниками образовательного процесса и обществом. Во главу угла становятся цифровой контент и его носители, электронные устройства. Опасение вызывает внедрение в руководство образовательной средой таких учреждений как банки, медиахолдинги, цифровые корпорации.

Тревожная ситуация в современном образовании не может не волновать. Так, общественное движение «Родители Москвы» направили открытое письмо руководителям правительства, Госдумы и Совета Федерации Российской Федерации «О требовании учета мнения родителей при обсуждении реализации Национального проекта “Образование” и процесса цифровой трансформации среднего образования в Российской Федерации» (Рег. № 1 714 866, от 9 февраля 2021 г.). В письме обрисовываются проблемы в образовании и указывается на возникающие этические, фундаментальные философские, гуманитарные вопросы в связи с цифровой трансформацией образования, поднимаются вопросы ее отрицательного влияния на здоровье и психику человека.

По мнению родительской общественности, основной аргумент инициаторов и идеологов ускоренного внедрения цифровых и дистанционных технологий в образование является «требование бизнеса и будущей экономики, развитие технологий и искусственного интеллекта в соответствии с футурологическими представлениями об устройстве общества четвертой промышленной революции». Как замечается в этом документе, «в этих проектах нет ни одного слова об этической стороне преобразований, психологическом и физическом воздействии на человека, возможной потере человеком индивидуальных черт, лишении его прав и свобод ввиду широкого использования персональных данных» [3].

Несмотря на ухудшающуюся обстановку с доступностью классического образования, оно остается основным фактором в формировании и воспитании человека будущего. По мнению Далай-ламы, образование становится во главу угла развития современной цивилизации по двум причинам. Во-первых, оно необходимо в обстановке усиления роли науки в мире и развития новых информационных технологий. И, во-вторых, для усиления нравственной компоненты в воспитании подрастающего поколения. Но как найти такую систему нравственного обучения, которая носила бы всеобщий характер и была приемлема для всех групп населения независимо от религиозных предпочтений? Здесь важную роль могла бы сыграть предложенная Далай-ламой светская этика, базовые принципы которой действительно всеохватывающи. Светская этика – достаточно гибкая система, она подходит для всех возрастов и, будучи живым учением, может развиваться в нужную для каждого сторону. В ее рамках можно было бы предоставлять как нужную теоретическую информацию общекультурного плана, так и проводить практическое обучение внутренним ценностям.

Далай-лама считает, что в деле продвижения светской этики в образование важную и, может быть, главенствующую роль может занять Индия. Во-первых, эта страна с большим, разнообразным во всех отношениях населением. Во-вторых, Индия – светская страна со светской конституцией, в основу которой положены важные этические принципы уважения, терпимости и приятия религиозного разнообразия и разных культурных традиций. И, наконец, Индия имеет богатое философско-этическое наследие, в котором хорошо разработаны теоретические основы необходимости нравственной жизни и практические методы воспитания внутренних ценностей.

А. М. Шустова. Основные положения светской этики Далай-ламы XIV
Вид на сцену во время основного доклада Его Святейшества Далай-ламы на презентации школьной программы социального, эмоционального и этического обучения (СЭЭО). Нью-Дели, Индия. 5 апреля 2019 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ).

Далай-лама уже предпринял шаги по внедрению светской этики в образование. Так, он стал инициатором нескольких проектов по разработке учебников по этике для общеобразовательных школ. Уже состоялись запуски учебных программ преподавания светской этики в некоторых индийских школах и колледжах [4]. Эти программы не только учат общечеловеческим ценностям, но и дают практические навыки работы с сознанием и мышлением. Понятно, что сейчас, в век всеобщей информатизации важны не только навыки информационно-аналитической работы, но и понимание нравственной ответственности за использование информации в тех или иных целях.

Далай-лама призывает ученых обратить внимание на исследование внутренней природы человека и его сознания, подтвердить научными методами, где это возможно, постулаты духовно-философских учений о необходимости следования нравственному пути в жизни человека и общества. Вот уже несколько десятилетий он регулярно проводит встречи с видными учеными, начинающими после таких встреч инициировать новые проекты по изучению сознания человека.

Как пример такого проекта можно привести начатую российскими учеными в 2019 г. программу по исследованию глубинных уровней сознания на основе разных видов медитации. В штате Карнатака на юге Индии на базе буддийских монастырей Таши Лхунпо, а также Дрепунг Гоманг, Дрепунг Лоселинг, Ганден Джанце и Ганден Шарце были открыты лаборатории для различных нейрофизиологических исследований [5]. Программа была организована Фондом поддержки исследований мозга имени академика Н. П. Бехтеревой, а также фондом «Сохраним Тибет» и Центром тибетской культуры и информации. Со стороны российских ученых ее продвигают академик Святослав Медведев и руководитель лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова профессор Александр Каплан. Активное участие в этом проекте принимает почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче.

Далай-лама призывает ученых не только к глубокому исследованию сознания, но и к тому, чтобы способствовать установлению мира на планете. Он говорит, что интеллект надо посвятить служению человечеству, а не экономическим интересам больших корпораций. Необходимо прекратить разрабатывать, совершенствовать и продавать технологии разрушения. По мнению Далай-ламы, среди ученых присутствует дух интернационализма, и они хорошо понимают, что выжить в современных условиях можно только сообща.

Пандемия коронавируса наглядно показала, насколько все страны и народы взаимосвязаны, сколь пагубным для всего земного шара может быть отстранение от общих проблем, культивирование различных конфликтов, следование узкоэгоистичным целям. Известно, что в условиях пандемии некоторые страны повели себя далеко не этичным образом: были случаи кражи медицинских масок и другого санитарного инструментария, попытки перекупить специалистов других стран. Вместо того чтобы сплотиться перед лицом общей угрозы, государства вступили в конкурентную борьбу за вакцину от коронавируса. Некоторые политики увидели в скорейшем получении вакцины средство для политического давления на противников. Кроме того, пандемия коронавируса поставила перед обществом острый вопрос, касающийся этики вакцинопрофилактики. Вот что говорил об этической стороне испытания вакцин от новой коронавирусной инфекции вице-председатель Межправительственного комитета ЮНЕСКО по биоэтике, президент Российского респираторного общества, председатель Совета по этике Российской Федерации (до августа 2020 г.) академик РАН Александр Григорьевич Чучалин: «Сегодня этическая составляющая во всем мире невероятно важна – не менее важна, чем технологическая. Этика современного общества в вопросах разработки и применения вакцин, основанных на биотехнологической основе, сейчас становится камнем преткновения для всего человечества. Уже имея вакцину в руках, американская компания Moderna подняла проблему этической составляющей ее внедрения. Один из мировых лидеров в этой области, американский ученый Артур Каплан из Нью-Йоркского университета, известный специалист в области медицинской этики, сделал серьезное заявление. Он обратился к политикам и президенту с заявлением о том, что сейчас ни в коем случае нельзя оказывать прессинг на ученых. Да, вакцина нужна. Она должна быть безопасной и эффективной. Но это не должно быть политическим решением. Изготовление такой вакцины – научная задача, к выполнению которой надо относиться со всей ответственностью. Мы должны делать лекарство, а не бомбу замедленного действия» [6].

Вслед за этическими проблемами применения вакцинации встал этический вопрос правомерности использования так называемых цифровых сертификатов вакцинации, которые, по мнению их разработчиков, могли бы наладить оптимальное функционирование экономики, бизнеса и социальной жизни. В особенности это касается сферы транспорта, которая наиболее пострадала от карантинов. Очевидно, что широкое внедрение цифровых сертификатов вакцинации приведет к возникновению множества морально этических вопросов, усиливающих и без того обострившееся в последнее время напряжение в обществе. Понятно, что одни лишь специалисты в области здравоохранения решить их не способны. Необходим комплексный подход, в котором этические принципы были бы ведущими.

В будущем подобные проблемы, по всей видимости, будут только нарастать. И всем должно уже стать понятно, что время, когда можно было получить политическое преимущество в одиночку, игнорируя интересы других, давно прошло. В складывающихся условиях для выживания человека как вида необходимо широкое сотрудничество, совместные действия всех стран. По словам Далай-ламы, если ХХ в. стал веком войн и насилия, то XXI в. Надо сделать веком диалога. «Настало время использовать наш ум и науку для того, чтобы добиться мира на Земле» [7].

Дух сотрудничества должен превалировать над тенденциями нездоровой конкуренции и отстранения от проблем большинства других. На кону стоит существование нашей цивилизации и выживание человека как вида. Далай-лама пишет: «Успех человека как вида обусловлен нашей способностью к сотрудничеству, которая особенно ярко проявляется, когда что-то угрожает нашим жизненным интересам. А сама идея сотрудничества зиждется на умении принимать в расчет интересы и благополучие других. Поэтому я уверен, что мы, люди, при помощи сотрудничества вновь найдем способ преодолеть встающие перед нами сегодня острые проблемы» [Далай-лама, 2016, с. 107–108]. И еще: «Проблемы, с которыми мы столкнулись, требуют совместных решений и сотрудничества, они заставляют отказаться от устаревших понятий о соперничестве небольших автономных сообществ, где были победители и побежденные. Если мы не сможем объединиться, то побежденными окажутся все без исключения. Главное – приложить все наши интеллектуальные усилия для развития беспристрастного сострадания, которое будет не ответом на поведение других по отношению к нам, а будет основано на нашей глубинной природе» [8].

Поэтому обращаясь к светской этике, предложенной Далай-ламой, мы должны понимать, что она имеет всеохватывающий характер и направлена ко всем людям планеты во имя всей жизни на земле.

Сноски


[1] Публичная лекция «Этика и общество» Его Святейшества Далай-ламы XIV в Париже. Париж, 7 июня 2009 г. Сохраним Тибет! URL: http://savetibet.ru/2009/12/19/publichnaja_lekcija_jetika_i_obshhestvo_ego_svjatejjshestva_dalajjlamy_xiv_v_parizhe.html (дата обращения 10.03.2021).

[2] Далай-лама призвал к реформе образования и урокам «гигиены эмоций». РИА Новости. 4.05.2018. URL: https://ria.ru/20180504/1519929653.html (дата обращения 21.06.2021).

[3] Обращение родителей Москвы к высшим органам российской власти. ИА REGNUM. 15.02.2021. URL: https://regnum.ru/news/society/3191624.html (дата обращения 21.06.2021).

[4] Далай-лама призвал к реформе образования и урокам «гигиены эмоций». РИА Новости. 4.05.2018. URL: https://ria.ru/20180504/1519929653.html (дата обращения 21.06.2021); Далай-лама принял участие в запуске программы по преподаванию светской этики. Сохраним Тибет! URL: http://savetibet.ru/2017/10/19/dalailama.html (дата обращения 10.03.2021); Далай-лама принял участие в запуске программы изучения светской этики в высших учебных заведениях в Институте социологии Тата. Сохраним Тибет! URL: http://savetibet.ru/2017/08/24/dalai-lama.html (дата обращения 10.03.2021).

[5] На юге Индии открыт Российский научный центр исследований медитации и измененных состояний сознания. Сохраним Тибет! URL: http://savetibet.ru/2019/11/14/buddhism-and-science.html (дата обращения 10.03.2021).

[6] Чучалин А. Г. «Мы должны сделать лекарство, а не бомбу замедленного действия». Интервью, данное Н. Лесковой 5 июня 2020. Наука и жизнь. 2020. № 6. URL: https://www.nkj.ru/open/38931/ (дата обращения 10.03.2021).

[7] Далай-лама призвал к реформе образования и урокам «гигиены эмоций». РИА Новости. 4.05.2018. URL: https://ria.ru/20180504/1519929653.html (дата обращения 21.06.2021).

[8] Публичная лекция «Этика и общество» Его Святейшества Далай-ламы XIV в Париже. Париж, 7 июня 2009 г. Сохраним Тибет! URL: http://savetibet.ru/2009/12/19/publichnaja_lekcija_jetika_i_obshhestvo_ego_svjatejjshestva_dalajjlamy_xiv_v_parizhe.html (дата обращения 10.03.2021).

Литература / References


Далай-лама XIV. Больше, чем религия. Этика для всего мира. М., 2016 [Dalai-lama XIV. More Than Religion. Ethics for the Whole World. Moscow, 2016 (in Russian)].

Dalai Lama Tenzin Gyatso. Ancient Wisdom, Modern World: Ethics for the New Millennium. New York, 1999.

Электронные ресурсы / Electronic sources


Далай-лама призвал к реформе образования и урокам «гигиены эмоций». РИА Новости. 4.05.2018. URL: https://ria.ru/20180504/1519929653.html (дата обращения 21.06.2021).

Далай-лама принял участие в запуске программы изучения светской этики в высших учебных заведениях в Институте социологии Тата. Сохраним Тибет! URL: http://savetibet.ru/2017/08/24/dalai-lama.html (дата обращения 10.03.2021).

Далай-лама принял участие в запуске программы по преподаванию светской этики. Сохраним Тибет! URL: http://savetibet.ru/2017/10/19/dalai-lama.html (дата обращения 10.03.2021).

На юге Индии открыт Российский научный центр исследований медитации и измененных состояний сознания. Сохраним Тибет! URL: http://savetibet.ru/2019/11/14/buddhism-and-science.html (дата обращения 10.03.2021).

Обращение родителей Москвы к высшим органам российской власти. ИА REGNUM. 15.02.2021. URL: https://regnum.ru/news/society/3191624.html (дата обращения 21.06.2021).

Публичная лекция «Этика и общество» Его Святейшества Далай-ламы XIV в Париже. 7 июня 2009 г. Сохраним Тибет! URL: http://savetibet.ru/2009/12/19/publichnaja_lekcija_jetika_i_obshhestvo_ego_svjatejjshestva_dalajjlamy_xiv_v_parizhe.html (дата обращения 10.03.2021).

Чучалин А. Г. Мы должны сделать лекарство, а не бомбу замедленного действия. Интервью, данное Н. Лесковой 5 июня 2020. Наука и жизнь. 2020. № 6. URL: https://www.nkj.ru/open/38931/ (дата обращения 10.03.2021).