Сохраним Тибет > Видео. Тит Натх Хан. Можно ли отвечать насилием на насилие?

Видео. Тит Натх Хан. Можно ли отвечать насилием на насилие?


15 апреля 2022. Разместил: savetibet



Перевод: Юлия Жиронкина
savetibet.ru


Известный дзен-буддийский наставник из Вьетнама, автор более 100 книг по буддизму, медитации и осознанности, ушедший из жизни в январе 2022 года, отвечает на вопрос ученика: "Можно ли отвечать насилием на насилие, чтобы остановить убийства?".

Запись сделана в Колорадо, США.

Расшифровка видео:


– Дорогой Тай, дорогая Сангха. Мой вопрос о первой практике осознанности. Перед лицом крайнего насилия, например геноцида, может ли быть приемлемым отвечать на насилие действием, в том числе насильственным?

Я работаю в области государственной безопасности, и мне на ум приходят Черчилль и Чемберлен, как они проявили себя в отношении Гитлера. Или недавние примеры с Руандой и Суданом.

Быть может, «сострадательного слушания», которое Чемберлен проявил в отношении Гитлера, было недостаточно. Для меня очень трудный вопрос.

– Дорогой Тай, наш друг спрашивает о ситуациях крайнего насилия. Она приводит пример из середины XX века, когда Гитлер доставлял людям колоссальные страдания. Один представитель власти в Англии пытался практиковать «сострадательное слушание» в отношении Гитлера, что, как считается, не увенчалось успехом, и лишь позволило Гитлеру и далее причинять вред многим людей. Можно ли в некоторых ситуациях прибегать к насилию для прекращения насилия?

– Ненасильственное действие – это не техника, это путь, а не техника.

Основа ненасильственного действия – понимание и сострадание. Когда в вашем сердце понимание и сострадание, все ваши действия будут ненасильственными.

Представим человека, который убивает, нарушает закон. Вы его задерживаете и сажаете в тюрьму.

Задержание этого человека и помещение его в тюрьму – это насилие или ненасилие? Это зависит … от ситуации.

Если вы задерживаете человека и сажаете его в тюрьму, но при этом поступаете так исходя из понимания и сострадания, то это ненасильственное действие.

С другой стороны, даже если вы ничего не делаете, но позволяете людям убивать и разрушать, то хотя сами вы ничего не делаете, вы тоже будете вершить насилие.

Насилие может быть действием и бездействием.

На внешнем уровне действие может быть насильственным, но если вы совершаете его с пониманием и состраданием, то, по существу, оно не будет насилием.

Представьте, что лошадь переживает огромные страдания и находится на пороге смерти, но не может умереть. Если вы пристрелите ее, чтобы прервать ее жизнь, то это действие похоже на насилие, но совершается из сострадания. Вы не хотите, чтобы лошадь слишком долго испытывала мучения.

Этот пример показывает, что насильственный или ненасильственный характер действий определяется тем, что происходит в вашем сердце.

Если в вас есть готовность ослабить бремя страдания, и вы понимаете, почему преступник совершил акт насилия, то даже если вы сажаете его в тюрьму и на несколько дней лишаете его пищи, ваши действия все равно не будут насильственными.

Ведь вы лишаете его пищи на несколько дней для того, чтобы он понял, как хорошо, когда у тебя есть еда, чтобы у него появилось такое прозрение. Вы поступаете так не для того, чтобы его наказать, но чтобы помочь ему понять и научиться ценить. Это ненасилие.

Мы не должны ждать, пока ситуация развернется перед нами в полном объеме, чтобы решить, отвечать ли на нее насилием или ненасилием. Нужно начинать прямо сейчас. И когда ситуация предстанет перед нами полностью, мы сможем действовать с состраданием, то есть ненасильственно.

И еще, ненасильственное действие должно пониматься нами как действие долгосрочное. Когда вы учите своего ребенка, когда говорите ему, как поступать, вы совершаете ненасильственное действие. Вы не ждете, пока ребенок вырастит и начнет разрушать или убивать, чтобы прививать ему ненасилие. Вы должны принимать меры для предотвращения насилия.

В область образования, в область сельского хозяйства, в область искусства мы можно привносить ненасильственное мышление, ненасильственные действия и побуждать людей устранять дискриминацию. В этом основа ненасильственных действий, ведь насилие рождается из дискриминации, из разделения, из ненависти, страха и гнева.

Нужно помогать людям преобразовывать эти чувства прежде, чем они перерастут в поступки. В этом подлинные ненасильственные действия. Они должны начинаться прямо сейчас. Не нужно ждать, пока что-то произойдет, и лишь тогда начинать думать, поступать ли нам насильственно или ненасильственно.

Я думаю, что ненасилие никогда не сможет стать абсолютным. Можно сказать так: мы должны держаться ненасилия изо всех сил.
Когда мы думаем о военных, то полагаем, что все, что они совершают, относится к насилию. Но если вы направляете войска на защиту города, на остановку вторжения вражеских сил, то это можно делать по-разному. С бОльшим или с меньшим проявлением насилия. У вас всегда есть выбор.

Если невозможно придерживаться ненасилия на сто процентов, то восемьдесят процентов ненасилия лучше, чем десять!
Понимаете? Так что не требуйте абсолюта.

Вот так мы практикуем пять техник осознанности. Вы не можете быть совершенным в своей практике. Не волнуйтесь о том, что вам не удается достичь совершенства. В соблюдении четырнадцати или пяти обетов самое важное – решимость следовать этому пути. Делать все, что от вас зависит, – вот что необходимо.

Это как оказаться ночью в лесу – заблудиться и не знать дороги обратно. Нужно искать Полярную звезду, чтобы по ней найти свой путь. Если вы двинетесь на север, то это не значит, что вам нужно дойти до Полярной звезды. Вам не нужно доходить до звезды, нужно просто идти на север.

Так и с пятью техниками развития осознанности. Вы должны идти в направлении понимания и сострадания. От вас не требуется полное совершенство.

Если вы знаете, что делаете все, что можете, то этого достаточно, чтобы быть Сангхой, чтобы стать Буддой. Так и с ненасилием. Мы должны делать все, что можем.
Спасибо!