Сохраним Тибет > Новая книга. Махаси Саядо. О природе ниббаны
Новая книга. Махаси Саядо. О природе ниббаны20 апреля 2022. Разместил: Editor |
Махаси Саядо
О природе ниббаны Перевод с англ.: Д. Устьянцев Редактор А. Орлов М.: Ганга, 2022 г. Серия: Бодхи ISBN: 978-5-907432-61-1 Мягкая обложка Формат 148х210 мм 192 стр. Тираж 600 экз. Приобрести книгу: интернет-магазин «Лабиринт». Книга «О природе ниббаны» посвящена изложению учения о высшей цели буддизма – полном и окончательном прекращении страданий циклического существования (самсары). Она составлена на основании наставлений Достопочтенного Махаси Саядо, данных ученикам, интенсивно практикующим медитацию в его центре для медитации, в Рангуне. В своих наставлениях Махаси Саядо глубоко и всеохватывающе освещает концепцию ниббаны как состояния, являющегося естественным и неизбежным результатом, возникающим вследствие исчерпания страстного желания (пристрастий). Он детально раскрывает базовый метод практики медитации прозрения, ведущей к достижению покоя ниббаны. Особое внимание Махаси Саядо уделяет разъясняющим наставлениям для тех практикующих медитацию, которые следуют ошибочному пути и придерживаются ложных воззрений, чтобы помочь им вступить на верный путь к просветлению. Об автореПочтенный Махаси Саядо (29 июля 1904 – 14 августа 1982), У Собхана Махатхера, был одним из самых выдающихся мастеров медитации, а также лидером современного движения возрождения медитации випассана. Он родился недалеко от городка Швебо, в Бирме, в 1904 году. Он получил начальное монашеское посвящение новичка в возрасте двенадцати лет, и полное монашеское посвящение бхиккху он получил в двадцать лет. Очень скоро он стал выделяться своим знанием буддийских писаний, и уже через пять лет после получения полного посвящения он учил в монастыре Моулмейн. Через восемь лет после посвящения он покинул Моулмейн и отправился на поиски ясного и эффективного метода медитативной практики. В Тхатон он встретил известного наставника медитации, почтенного У Нараду, также известного как Мингун Джетавун Саядо. После этого он приступил к интенсивной тренировке медитации випассана под руководством Саядо. В 1941 году он вернулся в свою родную деревню и стал знакомить с систематической практикой медитации випассаны в этой местности. Многие монахи и миряне осваивали практику, применяя его детальные наставления, получая от этого великую пользу. В 1949 году премьер-министр Бирмы У Ну и господин У Тхвин, управляющий ассоциацией Буддха Сасанануггаха, пригласили почтенного Махаси Саядо прибыть в Рангун для проведения тренировки в медитативной практике. Он принял их приглашение и поселился в медитативном центре Тхатхана Ейктха, где продолжал проведение интенсивных курсов медитации випассана вплоть до своей смерти в 1982 году. Под его руководством проходили тренировки тысячи людей и еще большее количество получали пользу от его ясного и четкого подхода к медитативной практике, используя составленные им тексты и устные наставления для учеников. Более сотни филиалов центра Тхатхана Ейктха были основаны в Бирме, а также его метод широко распространился в других странах, на Западе и на Востоке. Почтенный Махаси Саядо также почитался в Бирме как высочайший авторитет в схоластике, нося титул Агга Махапандита, который он получил в 1952 году. Во время шестого Буддийского собора, проводившегося в Рангуне, с 1954 по 1956 год, он выполнял почетные обязанности задающего вопросы (pucchaka), роль которого впервые, на первом Буддийском соборе, выполнял почтенный Махакассапа. Почтенный Махаси Саядо также был членом исполнительного комитета, ответственным, как высший авторитет, за кодификацию всех текстов, отредактированных на этом Собрании. Почтенный Махаси Саядо является автором многочисленных работ как по медитации, так и на тему буддийских писаний, написанных на его родном бирманском языке. Его рассуждения на тему буддийских сутт были переведены на английский и опубликованы ассоциацией Буддха Сасанануггаха. ОглавлениеПредисловие редактора Предисловие Часть I Что такое ниббана? Значение ниббаны Как можно избавиться от трех кругов страдания Часть II Ментальные формации и ниббана Три ноши Сбрасывание всей ноши Часть III История Бахия Даручирия Прекращение чувств является ниббаной Часть IV Уважительное отношение и внимание О природе ниббаны Свойства ниббаны Конец мира Простой метод медитации Часть V Прекращение страстных желаний Страстные желания не влекут к ниббане Несколько слов о сверхъестественных способностях Часть VI Покой ниббаны является реальным История Махападжапати Готами Отрывки из книгиИз предисловия Эта книга, посвященная рассмотрению ниббаны, под названием «О природе ниббаны», раскрывает базовый метод практики медитации прозрения, а также способ достижения покоя ниббаны при помощи практики медитации прозрения. Там, где палийский текст и комментарии трудны для понимания, Почтенный Махаси Саядо дает детальное и ясное разъяснение. Он предлагает разъясняющие наставления для тех практикующих медитацию, которые следуют ошибочному пути и придерживаются ложных воззрений, чтобы помочь им вступить на верный путь. К примеру, Саядо ясно указывает, что если в начале тренировки медитации не могут отмечать каждое явление, появляющееся через шесть врат органов чувств, то прежде всего следует отмечать одно из наиболее очевидных телесных действий, а именно перемещение тела и движения конечностей во время ходьбы. То есть практикующий должен делать упор в отмечании на наиболее явные физические явления, такие как поднятие и опускание поверхности живота. Когда же сила сосредоточения набирает силу, также могут отмечаться и все остальные явления, появляющиеся через врата шести органов чувств. В этих лекциях была полностью освещена концепция ниббаны – начиная с достижения стадии saupādisesanibbāna и вплоть до последнего этапа anupādisesanibbāna, достигаемого во время смерти и называющегося «parinibbāna». Дальнейшее его разъяснение сводится к следующему: «Будда учил тому, что благодаря достижению стадии арахантства, когда загрязнения прекращают свое существование, остатки материальных совокупностей все еще сохраняются и что это состояние называется saupādisesa. После кончины, или «parinibbāna», араханта оба остатка материальных совокупностей и загрязнений прекращают свое существование, а также все материальное, ментальное и формации ума угасают. На этом завершается прекращение и угасание, известное как «anupādisesanibbāna». Здесь, так же как и во всех лекциях и статьях о Дхамме, Почтенный Махаси Саядо дает двойное представление теоретического аспекта Дхаммы, опирающееся на писания (pariyatti), а также раскрывает практический аспект упражнений (paṭipatti) медитации прозрения, тем самым предоставляя практикующим медитацию возможность получить исчерпывающее знание Дхаммы. Также здесь было отмечено бремя пяти совокупностей привязанности, бремя неблаготворной Дхаммы (abhisaṅkhāra), а также метод избавления от этого бремени и избежания всех страданий, возникающих в результате страстей, приводящих к новому рождению. Почтенный Саядо объясняет простым языком, что новое существование является результатом благотворной и неблаготворной каммы, накопленных заслуг и недобродетелей. Прошлые действия, или предшествующие активности, известны как камма, тогда как их результаты на палийском называются vipāka. Новое возникшее существование приводит к возникновению формаций ума и материальным совокупностям, которые производят загрязнения. Разнообразные загрязнения зарождают камму. Прошлая камма создает условия настоящего, в то время как камма настоящего создает условия, которые будут существовать в будущем. До тех пор, пока существует эта каммическая сила, есть и рождение. Чтобы избавиться от загрязнений, каммы и результирующих последствий, необходимо прилагать усилия в практике щедрости (dāna), нравственности (sīla) и медитации (bhāvanā), особенно делая упор на медитативные упражнения, связанные с прозрением, чтобы в конце концов достичь знания Пути и Плода, а также ниббаны. В результате достижения Пути и Плода арахантства вся камма вместе с ее результатами прекращается. |