Сохраним Тибет > Далай-лама даровал посвящение Авалокитешвары Джинасагары
Далай-лама даровал посвящение Авалокитешвары Джинасагары15 июня 2022. Разместил: Editor |
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 14 июня 2022 г. – «Сегодня я дарую посвящение Великого сострадательного, Океана Победителей, Авалокитешвары Джинасагары, – объявил Его Святейшество Далай-лама, заняв место на троне в главном тибетском храме. – Практика Тысячерукого Ченрезига принадлежит к классу тантр действия, а практика Джинасагары относится к высшей йога-тантре. Сутры учат памятованию, в то время как высшая йога-тантра проводит различие между грубыми и тонкими аспектами тела и сознания».
Его Святейшество Далай-лама проводит подготовительные ритуалы перед посвящением Авалокитешвары Джинасагары. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 14 июня 2022 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). «Наитончайший уровень сознания – это врожденный, спонтанно проявляющийся ум ясного света, который в конечном итоге и служит основой для обозначения человека. В высшей йога-тантре говорится, что ум ясного света сам по себе пуст, то есть не существует объективно и независимо. Он проявляется после того, как растворяются три состояния сознания, известные как белое проявление, красное увеличение и так далее». «Во всех тантрах мы медитируем о пустоте, опираясь на мантру “ом свабхава шуддха сарва дхарма свабхава шуддхо хам”. В высшей йога-тантре наитончайший ум, врожденный ум ясного света, называется свабхавакаей. Этот ум устанавливается как не имеющий какого-либо независимого существования. Мы должны понять, что такое врожденный ум ясного света и задействовать его во время медитации. После растворения всех элементов – начиная с грубого тела, энергии ветра и так далее, и заканчивая белым проявлением, красным увеличением и черным преддостижением – остается только врожденный ум ясного света». «Если вы в той или иной мере понимаете учение о пустоте, вы сможете использовать врожденный, наитончайший ум ясного света в качестве объекта для глубокой медитации. Чтобы научиться распознавать ум ясного света, опирайтесь на свое сознание во время сна. Когда вы постепенно засыпаете, грубые уровни сознания растворяются. Затем наступает стадия, получившая название “девять смешиваний”. Все это не предполагает каких-либо высоких медитативных достижений. Когда вы засыпаете, сознание само собой становится тоньше, и вы проходите через процесс растворения. Во время сна проявляется врожденный ум ясного света, и вы можете использовать его для медитации о пустоте». «Мои слова могут прозвучать удивительно, но сейчас речь идет не о чем-то несуществующем. Мы говорим о наитончайшем уме ясного света – именно из него проявляется наше сознание. Природа нашего спонтанно проявляющегося ума ясного света ничем не отличается от природы ума будды». «Во время бодрствования уловить наитончайший ум невозможно, потому что мы отвлекаемся на более грубые уровни сознания. Когда вы занимаетесь тантрической практикой, все омрачения, разрушительные эмоции и так далее рассматриваются как временные проявления. Ум ясного света свободен от таких грубых состояний сознания. Ум ясного света – вот что приходит к пробуждению». Всех угостили чаем и лепешками, и в знак благословения зачитали хвалебную строфу, связанную с именем Его Святейшества: Взываю к тебе, о Верховный благородный держатель Лотоса (Падмапани): Ты – несокрушимый оплот великолепия, образец блестящего красноречия. Твой сосуд высшего прозрения наполнен нектаром превосходной мудрости. О несравненная драгоценность безбрежного океана поборников Дхармы! Его Святейшество повторил, что даруемое сегодня посвящение Авалокитешвары Джинасагары (Гьялвы Гьяцо) относится к классу высшей йога-тантры. Он пояснил, что в ходе церемонии проведет посвящение сосуда, тайное посвящение, посвящение мудрости и посвящение слова. Духовный лидер напомнил собравшимся, что их попросили обратить пристальное внимание на сны, которые они видели сегодня ночью. По его словам, если во сне к ним явилось божество, это благоприятный знак. Восхождение куда-либо также несет в себе положительный смысл, а спуск вниз, напротив, истолковывается отрицательно. Как правило, если вы просыпаетесь в приподнятом настроении, то все хорошо. Далай-лама уточнил, что даже если мы сочли что-либо дурным предзнаменованием, то нам под силу противостоять неблагому и изменить ход событий к лучшему. Монахи, сидящие в главном тибетском храме, следуют указаниям Его Святейшества Далай-ламы во время посвящения Авалокитешвары Джинасагары. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 14 июня 2022 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). Его Святейшество заявил, что вчера провел предварительное посвящение и сегодня счастлив даровать собственно посвящение. Он отметил, что тибетцев связывают особые узы с Авалокитешварой, по меньшей мере, со времен царя Сонгцена Гампо. Правивший позже царь Трисонг Децен пригласил в Тибет ученика Шантаракшиты Камалашилу. Он должен был бросить вызов воззрениям китайских созерцателей, которые утверждали, будто практика медитации важнее и действеннее, чем изучение философии с опорой на логические доводы. В итоге царь рассудил, что потребностям тибетцев больше отвечает обоснованный, взвешенный подход Шантаракшиты и Камалашилы. Он выразил уважение китайским монахам, но при этом заметил, что оставаться в Тибете им нет нужды. Как уточнил Далай-лама, у тибетцев с Авалокитешварой особая связь, которая выражается в том, что они очень любят начитывать шестислоговую мантру. Кроме того, тибетцы всегда проявляют любовь и сострадание ко всем живым существам и стараются не убивать даже мельчайших насекомых. Приступив к собственно посвящению, Его Святейшество подчеркнул важность развития бодхичитты, устремления к пробуждению ради блага всех существ. Он еще раз сказал, что, проснувшись утром, размышляет о бодхичитте и просит Авалокитешвару благословить его, дабы он мог и дальше взращивать в себе это достоинство. По словам Далай-ламы, первостепенный обет, которого нужно придерживаться, таков – никому не причиняйте вреда и всегда старайтесь оказывать помощь. Он процитировал ключевые строфы поэмы Шантидевы «Вступление на путь бодхисаттвы» (Бодхичарья-аватара): Если не обменяешь свое счастье На страдания других существ, Не сумеешь достичь состояния Будды, И в колесе сансары откуда возьмется счастье? (8.131) Всякое блаженство, какое только есть в этом мире, Проистекает из стремления принести счастье другим. Всякое страдание, какое только есть в этом мире, Проистекает из стремления принести счастье себе (8.129) К чему многословие? Незрелые люди стремятся к собственной выгоде, А Будды приносят благо другим. Просто взгляни на различие между ними! (8.130) Его Святейшество призвал слушателей пообещать, что с сегодняшнего дня они не станут причинять вреда ни одному живому существу и будут всегда помогать тем, кто в этом нуждается. «Главным объектом моей медитации служит бодхичитта, – признался духовный лидер. – Она приносит мне внутренний покой. Бодхичитта – это подспорье, которое дарит чувство искренней радости и подлинного счастья как мне лично, так и другим существам. Мир во всем мире наступит лишь тогда, когда больше людей достигнет умиротворенного, сострадательного настроя ума». Его Святейшество провел с собравшимися практику всеобъемлющей йоги. В первую очередь он попросил слушателей поразмышлять о бодхичитте и представить, что она превращается в сияющий лунный диск в их сердцах. Затем он предложил им поразмышлять о пустоте и подумать, как это понимание превращается в белую ваджру, стоящую на лунном диске. Далай-лама подчеркнул необходимость ежедневно выполнять такую практику. По завершении посвящения Авалокитешвары Джинасагары Тай Ситу Ринпоче подносит Его Святейшеству Далай-ламе мандалу. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 14 июня 2022 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). Затем он даровал обеты бодхисаттвы и тантрические обеты и посоветовал слушателям хранить свою практику в тайне. В конце Его Святейшество, следуя примеру Будды, произнес пророчество о том, что все, кто его слушал, достигнут пробуждения. С дарованием особого посвящения ваджрного наставника четыре посвящения Авалокитешвары Джинасагары были завершены. Всем присутствующим раздали молитву о долгой жизни Его Святейшества, которую составил Тай Ситу Ринпоче. Пока звучали строфы молитвы, члены общин Палпунг и Чанго проходили через храм с подношениями для духовного лидера. Он улыбался и махал им рукой в знак приветствия. Церемония завершилась чтением «Слов истины». Перевод: Инна Балтырева. |