Сохраним Тибет > Верховный буддийский лидер Бутана возрождает традицию дарования монахиням полных обетов гелонг-ма

Верховный буддийский лидер Бутана возрождает традицию дарования монахиням полных обетов гелонг-ма


24 июня 2022. Разместил: Editor
Верховный буддийский лидер Бутана возрождает традицию дарования монахиням полных обетов гелонг-ма

Во вторник 21 июня верховный буддийский лидер Бутана Дже Кхенпо даровал полные монашеские обеты группе из 144 монахинь.

«Церемония, прошедшая в монастыре Рамтанкха, имеет историческое значение для всех женщин в буддизме, поскольку вместе с ней тибетская традиция поистине становится духовной традицией XXI века, — заявила гелонг-ма Джампа Цедрон, немецкая писательница тибетского происхождения. – Перед монахинями открылась отличная возможность показать, в какой мере они могут поспособствовать сохранению и развитию Учения».

Большинство участвующих в церемонии монахинь родились в Бутане. Некоторые приехали из других стран Азии, однако все они следуют тибетской традиции буддизма.

Дамчо Диана Финнеган, буддийская монахиня и соучредитель Общины монахинь «Дхармадатта» в Вирджинии (США) назвала церемонию «важным шагом на пути к искоренению институционализированного неравенства между мужчинами и женщинами в тибетском буддизме».

Церемония стала кульминацией многолетнего движения за полное монашеское посвящение геше-ма, столкнувшегося с противостоянием со стороны именитых монахов, ученых и политических лидеров Азии. В последние годы движение набрало обороты благодаря усилиям женщин во всем мире: они стремятся возродить практику дарования женщинам полных монашеских обетов, которая, к слову, была учреждена самим Буддой, но постепенно прекратила свое существование в большей части буддийского сообщества.

После ухода Будды в махапаринирвану женщины-бхикшуни долгие годы служили одной из составляющих четырехчастной сангхи – общины монахов, монахинь, мирян и мирянок. Однако со временем войны, голод и болезни унесли жизни полностью посвященных монахинь во всей Юго-Восточной Азии и в Тибете.

Женщины продолжали вести аскетический образ жизни и посвящать себя монашеству, но дорога к принятию полных обетов была с тех пор для них закрыта. Официально подобное ограничение объяснялось правилами свода монашеской дисциплины, требующими, чтобы монахини получали полные обеты от полностью посвященных монахинь, которых уже попросту не существовало.

В поисках выхода из сложившихся обстоятельств некоторые женщины использовали другие возможности принятия полного посвящения. В 1996 году группа шри-ланкийских монахинь получила обеты от представительниц корейской линии преемственности махаяны, которая никогда не прерывалась. С тех пор в Шри-Ланке получили посвящение сотни монахинь.

В Бутане к решению назревшей проблемы приобщились и некоторые монахи: они стали даровать женщинам полные обеты самостоятельно, без присутствия гелонг-ма. Как правило, ранее такие церемонии были весьма малочисленны. По словам Дамчо Дианы Финнеган, нынешнее масштабное посвящение служит залогом того, что в будущем община гелонг-ма будет уверенно возрождаться и развиваться.

«Во всех других традициях буддизма есть сангхи полностью посвящённых монахинь. Однако последовательницы тибетской традиции только сейчас получили возможность создать подобную сангху», — отметила она.

За дарование тибетским монахиням полных обетов уже давно выступает духовный лидер тибетских буддистов Его Святейшество Далай-лама XIV. С призывом защищать движение гелонг-ма к своим последователям обратился известный монах линии тхеравады Бхиккху Бодхи, дарующий учения в Индии и Юго-Восточной Азии. В 2007 году во время выступления на первом Международном конгрессе о роли буддийских женщин в жизни сангхи влиятельный тибетский монах и ученый-философ геше Лхарампа Бхикшу Ринчен Нгудруп также привел веские доводы в пользу этого движения.

Даже несмотря на поддержку влиятельных наставников, гендерное равенство в тибетском монашестве в целом еще не достигло такого уровня, который продемонстрировали в Бутане.

«Эта историческая церемония вполне может оказать дополнительное давление на буддийские общины в разных странах и тем самым поспособствовать тому, чтобы полное посвящение стало доступным для монахинь в тибетском буддизме», — сказала Сюзанна Мрозик, доцент кафедры религии в колледже Маунт-Холиок.

Для некоторых буддистов проведение церемонии в день летнего солнцестояния служит благоприятным знаком. Кроме того, в этот день в Бутане вокруг солнца можно было наблюдать «радужные кольца», известные как явление гало. На церемонии присутствовали Ее Величество Гьялюм Церинг Янгдон Вангчук и члены королевской семьи, а также досточтимые Дорджи Лопен, Чогкьи Лопен и Лайтшог Лопен.

Фоторепортаж о событии


Верховный буддийский лидер Бутана возрождает традицию дарования монахиням полных обетов гелонг-маВерховный буддийский лидер Бутана возрождает традицию дарования монахиням полных обетов гелонг-маВерховный буддийский лидер Бутана возрождает традицию дарования монахиням полных обетов гелонг-ма

Верховный буддийский лидер Бутана возрождает традицию дарования монахиням полных обетов гелонг-маВерховный буддийский лидер Бутана возрождает традицию дарования монахиням полных обетов гелонг-маВерховный буддийский лидер Бутана возрождает традицию дарования монахиням полных обетов гелонг-ма

Верховный буддийский лидер Бутана возрождает традицию дарования монахиням полных обетов гелонг-маВерховный буддийский лидер Бутана возрождает традицию дарования монахиням полных обетов гелонг-маВерховный буддийский лидер Бутана возрождает традицию дарования монахиням полных обетов гелонг-ма

По материалам religionnews.com

Фото: Zhung Dratshang Central Monastic Body of Bhutan