Сохраним Тибет > Новая книга. Явное и сокрытое

Новая книга. Явное и сокрытое


25 июля 2022. Разместил: Editor3
Новая книга. Явное и сокрытое


Джецун Таранатха
Явное и сокрытое
Перевод с англ. И. Калиберды («Золотые четки») и Н. Юрьевой («Тара: явное и сокрытое», «Жизнь и Освобождение Падмы»), с тиб. — М. Каримова («Восхваление двадцати одной Тары-Освободительницы»)
Издательство Ганга, 2022 г.
Печатается с разрешения Lotsawa House

Твердый переплет
Формат 130х200 мм
266 стр.
Тираж 500 экз.


Приобрести книгу можно на сайте издательства Ganga.ru и в интернет- магазине Dharma.ru.


Серия «Калачакра» пополнилась новой книгой великого Джецуна Таранатхи «Явное и сокрытое». Сборник включает четыре текста: «Золотые четки», «Восхваление двадцати одной Тары-Освободительницы», «Тара: явное и сокрытое» и «Жизнь и Освобождение Падмы».

Книга представляет собой сборник из четырех текстов: «Золотые четки», «Восхваление двадцати одной Тары-Освободительницы», «Тара: явное и сокрытое» и «Жизнь и Освобождение Падмы».

Первый из них повествует о происхождении, распространении и практиках Арья Тары, а также ее проявлениях. Во втором тексте Джецун Таранатха в стихотворной форме восхваляет Тару и ее аспекты, а в комментарии к нему дает невероятно глубокие пояснения не только с позиции относительного, но и тайного смысла, имеющего прямую связь с шестью йогами Калачакры. В четвертом тексте описываются жизнь и деятельность одного из важнейших мастеров, принесших и укоренивших буддийское учение в Стране снегов, — гуру Падмасамбхавы.

Тара в нашей вселенной — проявление женского аспекта состояния будды. Ее природа тождественна Праджняпарамите, священному совершенству мудрости, матери всех будд трех времен. Это так, поскольку она представляет собой мудрость, порождающую пробужденное осознавание будды благодаря очищению завес омрачений, мешающих ясно видеть реальность. Эта изначальная мудрость постоянно пребывает с ади-буддой в центре мандалы дхармакаи, изначально чистой и находящейся за пределами временного процесса, сансары. В качестве самбхогакаи Тара — совершенное выражение состояния будды в женском облике.


Джецун Таранатха (1575–1634) также был известен как Дролвей Гонпо и Кунга Ньингпо. Предыдущим воплощением считается Кунга Дролчог (1507—1566). Родился в Караге в 1575 году, в роду великого тибетского переводчика Ра Лоцавы Дордже Драга. Его тибетским именем было Кунга Ньингпо, но в основном он известен как Таранатха — это имя он получил от великого индийского йогина.

В возрасте одного года он объявил: «Я — мастер Кунга Дролчог». Но это несколько лет держали в тайне, и только в возрасте четырех лет его привезли в монастырь Кунга Дролчога — Чолунг Джангце, где он был официально признан воплощением Кунга Дролчога. Затем начались годы интенсивного обучения и практики под руководством великих мастеров, многие из которых были учениками Кунга Дролчога.

Когда Таранатхе было четырнадцать лет, в Тибет прибыл индийский йогин Буддагуптанатха. Этот мастер Дхармы стал одним из основных учителей Таранатхи. Сам Таранатха говорил, что обязан своим пониманием учений Тайной мантры лишь доброте Буддагуптанатхи.

В 1588 году Джедрунг Кунга Палзанг передал Таранатхе трон держателя традиции Джонанг, хотя официальная церемония возведения состоялась только в 1595 году. Таранатха принял на себя ответственность возрождения и распространения глубинных учений Всеведущего Долпопы. Он был полон решимости защитить от опасности исчезновения бесценную линию передачи.

Хотя в то время в Джонанге пользовались руководством по практике Шести йог Калачакры, составленным учеником сердца Долпопы, Чогле Намгьялом (1306—1386), лишь немногие понимали глубину философских взглядов Долпопы и его духовных сыновей. Таранатха считал изложенное Долпопой воззрение Жентонг тайным, глубинным учением всех Будд и Бодхисаттв. Хотя сам Таранатха не признавал какой бы то ни было возможности опровергать другую философскую систему, он чувствовал потребность защитить истинные взгляды Долпопы путем опровержения ошибочных воззрений и утвердить правильное толкование согласно линии преемственности Долпопы.

В 1604 году разразился крупный политический конфликт между областями Джанг и Цанг. Монастырь Джонанг был в непосредственной опасности нападения. Медитируя у ступы Джонанг Кумбум, Таранатха пришел в отчаяние, видя, что все его усилия по возрождению учения Джонанг могут оказаться напрасными, а традиция может быть уничтожена. В силу чего Таранатха пожелал удалиться в ретрит, подальше от всех проблем, создаваемых заблуждающимися, охваченными страстями людьми. Но ему явился Долпопа и вдохновил на продолжение работ, заверив, что его усилия не будут напрасны.

Следующей ночью Таранатха обратился с молитвой к Долпопе, и ему явился Бодхисаттва, который произнес четверостишие. В результате этого события Таранатха осознал истинный смысл учения Жентонг Долпопы, и все его сомнения рассеялись. Он почувствовал, что теперь в его руках великий ключ, которым можно отворить двери всего Учения Будды.

Свое постижение Таранатха выразил в стихотворном тексте «Украшение Срединного пути Жентонг» — одном из его важнейших трудов, полностью посвященном разъяснению воззрения Жентонг. По словам Таранатхи, он получил несколько пророчеств от Долпопы и встречал его много раз как наяву, так и во сне. «Я знаток взгляда великого Всеведущего Долпопы и сохраню его истинные намерения», — сказал он.

Так в 1618 и 1619 годах он неоднократно видел дворец правителей Шамбалы в Калапе и самих правителей, а также слышал их учения. Он полагал, что эти видения — результат его веры в то, что абсолютным взглядом всех сутр и тантр является Жентонг-Мадхьямака.

Немного ранее, в 1615 году, могущественный правитель Цанга, Деси Пунцок Намгьял, предоставил земельный участок и все необходимое, включая рабочих, для начала строительства монастыря, который должен был стать центром учений окончательного смысла доктрины Будды. Этот монастырь, строительство которого было завершено в 1628 году, стал резиденцией Таранатхи, названной Тактен Дамчо Линг.

Незадолго до ухода Таранатха назначил своего ученика Сангье Гьямцо преемником в монастыре Тактен Дамчо Линг и сделал много предсказаний касательно традиции Джонанг и серьезных политических конфликтов, которые охватят Тибет. К несчастью, Сангье Гьямцо ушел вскоре после Таранатхи. Тогда другой ученик великого мастера, Кунга Ринчен Гьямцо, был назначен главой монастыря и руководил традицией Джонанг в течение следующих пятнадцати лет.